Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Тантрические практики и упражнения на дому. Что такое Тантра? Вывод. Что такое настоящая Тантра

Петр Остриков

ЧТО ТАКОЕ ТАНТРА?

Итак, что же такое Тантра? Цитаты из различных авторитетных источников вы сможете прочесть в соответствующих книгах. Выдержки из некоторых можно, кстати, . Я напишу о Тантре то, что знаю сам, о понимании, к которому пришел за годы своей практики, контактов с тренерами, учителями, просто людьми, чтения литературы и тех озарений, которые приходят в мистических переживаниях после практик. Я напишу о том, чем для меня является Тантра. Каждый сам расшифровывает понятие, исходя из своей точки зрения. Поэтому для кого-то — это изысканный и необычный секс, для другого — путь Любви, для третьего — сатанизм, поклонение языческим богам, для кого-то ещё — неизменная древняя традиция и т.д.

Я попробую написать о Тантре с позиции современности. А как же иначе? Любое учение, как и любое живое явление, должно развиваться и расти, вбирая в себя все новое, что приносит время; иначе учение становится застывшим, бессмысленным и умирает, в конце концов. А тем, что вносит новизну и продолжает жизнь учения, являются конкретные люди, их жизни, их осознания.

Вот почему подчеркиваю — Тантра в современности . Нет смысла сожалеть о древних, передаваемых из уст в уста практиках, искать их учителей, гуру и так далее. Время меняется, многое стало другим. Гуру не хватает на всех, поэтому ждать встречи с ними мы не имеем права. И поэтому Тантра в нашем времени должна быть иной, она должна быть другой в каждом регионе, в каждом человеке, ибо каждый человек глубоко индивидуален.

Поэтому нет правильных и неправильных (с внешней точки зрения) практик. Каждая что-то дает. И каждая хороша только в каждом конкретном случае. Тантрист России, Украины другой, не такой, как тантрист Индии или Китая. Без учёта динамичности и изменчивости учения, как естественного и необходимого условия для его существования, можно утешать себя мыслью о близости к истокам древнего знания йоги, Тантры, даосизма, слепо повторяя оставленные мастерами древности движения, позы и формы, но это будет иллюзия, самообман, контакт будет односторонним.

Истинный контакт с учением — то, что даёт возможность получать, вкладывая — всегда обоюдный. Он происходит не через книги, монастыри, ашрамы и гуру-это всего лишь его проводники, внешние символы, намёки.

Истинный контакт случается внутри, когда мы тонко настроены на себя, свои ощущения, свой опыт.

Истинный контакт — это контакт со своим внутренним знанием, со всем коллективным опытом бессознательного, частичкой которого мы являемся сами. Меняясь, мы вносим эти изменения в этот пласт, пропуская через себя накопленный до нас тысячелетиями опыт, и трансформируя его. И вкладываем в учение свои знания, свою энергию, свой опыт. И оно тоже растёт, меняясь. Не учитывать это — значит пытаться заморозить, стабилизировать и, наконец, умертвить учение великой Тантры .

Попробуем абстрагироваться от конкретных практик, ритуалов, техник, пойти глубже и найти основу, фундамент, на котором строятся технологии и ритуалы, основу, которая, как и космос, как душа, как смерть, мало изменились за всё время развития человека. Определив эту основу, её принципы, суть, мы сможем гораздо эффективнее создавать способы трансформации сознания, учитывая динамику времени .

Итак, Тантра . Это наука о развитии осознания и для развития осознания . О развитии осознания — так как нет ничего важнее, чем этот динамический, постоянно меняющийся, пребывающий в движении процесс. Осознание не стабильно фиксированная данность, это постоянно меняющийся процесс. Меняющийся по направленности, интенсивности, в зависимости от физических данных, энергетичности осознающего, времени суток, биохимии и физиологии тела на данный момент.

Тантра — это наука об этом процессе и для тренировки, усиления этого процесса. Для того, чтобы сохранить непрерывность осознания в измененных, отличных от рядового, будничного состояния сознания. В продвинутых практиках это использование таких сильнодействующих средств, как непосредственно сексуальный акт, алкогольное и наркотическое опьянение, смерть.

Тантра — это наука о внутренних преобразования х человеческого тела и сознания. Поэтому бессмысленно судить о Тантре по внешней ее стороне, ритуалам, антуражу. Практики верны лишь в том случае, если они ведут к внутренним изменениям. Точно также можно бесконечно долго оттачивать стиль и движения айкидо или тай-цзы цюани, мастерски выполнять все формы, но это будет пустым и напрасным, если внутри (в теле и в психике) ничего не меняется целенаправленно, если нет целенаправленной и осознанной внутренней работы.

Тантра — это наука о сексуальном постижении себя и мира.

Тантра — это наука о сексе мужчины и женщины. Это наука об интеграции мужского и женского в адепте.

Тантра — это наука об интеграции в адепте двух граней "осознавать": 1) практического погружения в исследуемую область и 2) всестороннем безоговорочном принятии того, во что погружаешься. Тантра — это наука о контакте, о контакте с собой и окружающим миром.

В контакте мы должны глубоко погрузиться в исследуемую область, иначе контакт будет поверхностным. Поэтому для изучения себя и жизни необходимо погрузиться очень глубоко в свои эмоции, чувства, прожить их тотально, в гнев, в смех, в слезы, в радость, в секс, в алкоголь, в смерть.

И второй момент — также необходимо тотально принять все то, что встречается на пути погружения в исследуемые явления. Принять безоговорочно и целиком, ничего не отрицая, ничего не отталкивая. Так реализуются мужской и женский принципы . Мужской — погружение, продвижение, поиск, и женский — способность принимать.

При интеграции этих принципов возникает растворение границ и возможность роста способности осознавать , трансформация адепта и интенсивности его осознания.

Если не реализован первый принцип , значит, не будет движения, поиска, стремления вперед. Осознание будет однообразным и неподвижным.

Если не реализован второй принцип , принятие, — будет движение, но не будет роста. Рост, изменение всегда происходит при вбирании в себя того, что ему способствует. Так растет цветок, питаясь влагой земли, так растет младенец, соединяясь с молоком своей матери.

И интегрирует эти два процесса Любовь . В некоторых духовных традициях это мистическое состояние, является конечной целью практик, но это вряд ли верно. Ведь тогда, когда определённое состояние конечно, то изменения, трансформация и движение прекращаются. Понятие Любовь весьма часто профанируется и за него, как состояние, выдаются определённые действия. Говорят даже "заниматься любовью". Оставим это утверждение на совести тех, кто его порождает, ведь, в конце концов, одним и тем же словом разные люди, в зависимости от развитости своего ума, психики, интеллекта, энергетики и проч. обозначают разные явления. Попробуем опять-таки дать определение, подходящее к данному контексту.

Итак, Любовь — это особое состояние психики, ума, сердца адепта, сочетающее в себе внутреннее блаженство, благость без внешних причин, радостность, и равностный интерес ко всему окружающему , которые позволяют с неподдельным восторгом относиться ко всему в мире и реализовывать первый принцип погружения мягко и ненасильственно, с трепетом исследователя и без разрушения.

И, в отношении второго принципа, мы так же можем сказать, что принять что-либо без любви тотально просто невозможно, это не будет всепоглощающим принятием. Если любовью не наполнено сердце исследователя, это будет "от и до", не более того, и наше осознание опять застынет в рамках ограничений.

В традиции Тантры этот принцип отражён в особом настрое адепта: "Всё есть Бог!". В этом всё — внутреннее блаженство, благость, радостность, и равностный интерес ко всему окружающему.

В этом смысле сексуальный акт не случайно назван лестницей, по которой можно двигаться в небеса или катиться в ад. Ведь понятия рая (блаженства) и ада (страдания) внутренние, мы сами их создаем себе, в зависимости от того, в каком состоянии пребывает наше сознание в момент близости — в любви или в ненависти .

Сексуальный акт — самый непосредственный, самый близкий контакт с тем, с кем вы вступаете в него, и поэтому это всегда прекрасный способ очистить шелуху умственных объяснений и притворства. Именно там мы можем гораздо более полноценно быть настоящими, такими, какие мы есть.

Попробуйте в качестве упражнения представить себе на минуту, что вы занимаетесь сексом со своим соседом (соседкой), матерью, сыном, кошкой, собакой, деревом. И отследите свою реакцию .

Что вы чувствуете при этом? Удивление, брезгливость, похоть, безмерный восторг? Чем будет для вас сексуальный акт с этим существом? Проведением времени, развлечением, облегчением от напряжения в паху, выражением вашей любви и доверчивости, молитвой перед алтарём гениталий вашей возлюбленной?

Это и будет ваше истинное отношение к тому, с кем вы были близки. Этим отношением, чувством и наполнено ваше сердце. Оно действительно ваше, это отношение, вы такой, такая. И пока в вашем уме живет брезгливость, раздражение, ваше осознание не переступит очерченных границ.

В исследованиях холотропных состояний Станислав Грофф обнаружил, что человек может осознавать себя тем, или чем, кем он на самом деле не является - животным, растением, другим человеком, побывать в другом времени, в другом пространстве и так далее. Все эти эффекты холотропных состояний подробно описаны в его книгах. Мозг каждого является кусочком голограммы Вселенной, в котором она может отразиться целиком.

По данным науки, человек использует потенциал своего мозга на 3-4 процента, гении на 5-7 процентов, остальные 97 процентов бездействуют. Что же тогда такое эти 3-4 процента нашего мозга? Вероятно, это и есть те структуры, которые отвечают за полноценное функционирование нашего, так называемого, эго. Для выживания в социальной среде этого вполне достаточно. Именно в них живет то, что мы называем "Я", мои привычки, моя личная история, мои способности и контакты, мои ограничения.

Заманчиво допустить, что 97 процентов мозга — это все то, что является идентификациями всего другого, что составляет Вселенную. Именно то "не-я" по Большому Счету, куда входят все другие люди, животные, растения, космос, безвременье и так далее. И, когда с помощью практик или реже — спонтанно — клетки мозга активизируются, то вся Вселенная переживается целиком. Похоже, именно в том состоянии сознания жил Морихей Уэсиба, когда говорил "я — вселенная". Похоже, именно это состояние переживали мистики, заявляющие "я есть Бог". И то, что дает нам возможность прожить эту реальность это те самые свойства нашего сознания — движение и принятие.

Ведь когда мы говорим "нет" тому, с кем представляется возможность вступить в контакт, то, вероятно, одна из клеток нашего мозга, отвечающая за идентификацию с этим человеком, остается блокированной. Еще "нет", и еще одна клетка осталась без жизни. Еще одно "нет", и еще один контакт не состоялся и так далее. Сколько "не я, не могу, не хочу, не мое" существует в нашей жизни, столько клеток мозга продолжают бездействовать до самой смерти.

Когда мы смотрим на человека без отрицания, без критики, когда мы чувствуем себя глубоко сопереживающим с ним, тогда наше осознание растет, увеличивая свою интенсивность. Поэтому практики, созданные в различных традициях, сознание Кришны, Бхакти, служение с любовью богу в каждом явлении, христианство — "возлюби врага своего как себя самого", действительно хороши и вполне приемлемы для увеличения способности нашего осознания развиваться, двигаться вширь, расти, становиться гораздо более интенсивным, чем до этого.

Работа с осознанием в тантрической традиции имеет несколько слоев. Они отражены в практиках, условно разделенных по правому и левому принципу (пути).

Напомним, что правый (правильный) путь — это медитации, посты, пранаямы, мантры, аскеза и т.д. — считается предварительным, необходимым условием для очистки и тренировки осознания и тела. В них адепт проходит первые навыки погружения в измененные состояния сознания, избавляется от таких энергоемких психических структур, как жалость к себе и чувство важности. Эти термины взяты из традиции Нагуализма (в его переводной на русский язык интерпретации). Они наиболее точно отражают характерные для любого человека социальные деформации в психике, при наличии которых серьезная и глубокая работа с сознанием невозможна.

Именно об этих практиках говорят, когда считают, что в тантрической традиции гораздо больше практик несексуальных. Так и должно быть, ибо желающих вступить на путь много, а сумевших пройти по нему единицы .

Сами по себе практики правого пути могут дать достаточно много, чтобы не идти дальше и ограничиться только ими, не рискуя. Правый путь всегда несколько оторван от жизни. Это временно оправдано, чтобы уберечь росток внутреннего от сильных эмоций, чувств, бури страсти и гнева, которые могут его разрушить, пока он не окреп. Но для того, чтобы росток не превратился в тепличное растение, для которого изменение внешней температуры на 2-3 градуса смертельно, мы даём ему возможность закалиться и стать зрелым растением, погружаясь в жизнь вплоть до её крайних проявлений до самой смерти.

Поэтому Левый путь другой. И неслучайно он назван путем героев. В нем для тренировки осознания применяются средства куда более мощно меняющие его качество, чем просто асаны или медитации. Практики секса, алкогольной и наркотической интоксикации, агхора. В них сохранить высокую степень интенсивности осознания гораздо труднее, чем сидя и медитируя на коврике. Поэтому и риск высок. Риск сойти с ума от страха смерти, который порой о себе заявляет столь категорично. Риск привязаться к наркотику, к человеку, с которым (которой) испытываешь неземное блаженство. И риск снижается, когда на этот путь вступает человек подготовленный.

Слои, через которые проходит наше осознание, в чем-то соотносимы с этими направлениями.

Первый слой ума — это все ментальные установки: хорошо, плохо, чисто, грязно, порядочно-непорядочно, добро и зло и т.д. и т.п., с чем сразу сталкивается человек. Все эти установки есть не что иное, как продукт нашего воспитания в семье, социальной среде, в которой мы живем, ее понятий и категорий. Это совершенно необходимые вещи для жизни в обществе. Но для того, чтобы его пройти, важно понять их условность, относительность, и лишить привилегии жесткого определения нашего внешнего и внутреннего поведения всегда и везде. Не проработав этот пласт, я вас уверяю, дальше шагать крайне тяжело. Как только увеличивается энергетичность практик, все эти блокировки начинают выскакивать с неимоверной скоростью, и дальше не продвинешься.

Пример: На одном из наших семинаров мы с подготовленной(!) группой решили сделать процесс работы в так называемой звезде, когда партнер одного пола находится в контакте с пятью партнерами противоположного пола. Практики сексуальных контактов в контексте тренинга у нас не предусмотрено, но, поверьте, телесные и так называемые энергетические контакты дают колоссально много. Интересен был тот факт, что, несмотря на то, что участники тренинга были далеко не новичками, прошли не один тренинг и прожили очень многое, тем не менее, в данном контексте (а работа с несколькими людьми одновременно дает гораздо более мощный эффект, чем работа в парах) и у них была масса осознаваний из области этого первого уровня, что значительно затруднило продвижение в глубину. Всплыло много страхов, насилия — у женщин перед группой мужчин и у мужчин перед группой женщин.

Поэтому я не совсем согласен с некоторыми последователями тантризма, заявляющими, что практика Тантры без прямых половых контактов — это просто детский сад. И необходимо сразу действовать по-настоящему, по-боевому.

Не пройдя детского сада, не взрастив осознания, не освободившись от ментальных деформаций, коих с лихвой хватает у каждого, готового "без страха" кинуться в пучину сексуальных страстей, в глубину все равно не прорваться, не пройти. И можно только думать о том, что ты совершаешь настоящую практику, но это будет барахтаньем на поверхности. Глубина достигается не сразу.

Второй уровень , связанный с первым, — это уровень эмоционально-чувственный. Все вышестоящие установки определяют наше поведение именно потому, что они связанны с эмоциональной реактивностью, с переживаниями, и это гораздо сильнее.

Можно говорить о любви, а можно жить ею. Можно говорить и знать о насилии, а можно пережить его. Можно говорить о сексе, а можно непосредственно им заниматься. Это принципиально разные вещи. Одно дело думать, что вы когда-нибудь умрете, и другое — пережить свою смерть сейчас и безоговорочно.

И здесь удержаться в двух составляющих осознанности — движении и принятии — куда тяжелее. Кому хочется глубоко погружаться в страдания, боль, слезы и горе? Как принять и сохранить открытость своего сердца, если оно рвется на части? Точно могу сказать, очень трудно. Но без этого не будет движения вперед, и наше осознание откатывается в сторону, в те самые три-четыре процента.

Нигде не проявляется столько разных по качеству эмоций, как в сексуальном контакте. Но, тем не менее, это тоже не глубина, не конечная цель. Даже если вы переживаете глубокое растворение в любимом человеке, в Боге, в космосе. Хотя в некоторых традициях Тантры целью считается растворение себя в Боге или обнаружение Бога в себе, в партнере, в партнерше и во всем, что нас окружает. Может, это и было приемлемо для мистиков прошлых столетий, но мы должны признать, что в действительности-то для осознания конечная цель — это ловушка и смерть. Процесс прекращается. Поэтому путешествия по чакрам, самадхи и божественное прозрение хороши, но лишь как способ тренировки умения сохранять непрерывность процесса осознания и наращивать его интенсивность.

И, наконец, третий уровень — это ощущение энергии. Ощущения телесные, тепла, покалывания, мурашек и так далее и просто ощущение потока энергии в теле и вне его. Чем меньше отнимают сил первые два уровня, тем более глубоко можно погрузиться в третий.

Именно здесь и возможна настоящая работа. Настоящая, потому что первые два уровня больше связаны с нашими представлениями о себе, как о существах социальных, а значит этим социумом ограниченных. И только третий уровень приносит понимание того, как узок человеческий мир, с его представлениями о хорошем и плохом, добре и зле, смысле жизни (жениться — выйти замуж — купить квартиру, машину, дачу), ее продолжительности и необходимости уйти, умереть, когда социальные функции исчерпаны и больше социум в нас не нуждается. Все записано в Книге Судеб, и все записано в человеческих мозгах: сколько прожить в обществе себе подобных и когда, в какой срок его покинуть, став ему ненужным. Энергетический уровень позволяет приблизиться по-настоящему к пониманию своей взаимосвязи со всем, что тебя окружает, целенаправленно менять свой энергетический потенциал, выбирать партнера для практики не по его внешним признакам, "приятно-неприятно", а по силе его (ее) энергии, работать с местами силы, чувствовать, что за смертью физического тела, может быть, есть что-то еще, и ею не заканчивается наше путешествие в мире.

И Тантра — это наука о том, как выйти за пределы человеческой ограниченности, усиливая свое осознание методом интеграции его двух модусов — погружения и принятия. Именно это приводит к трансформации адепта, его сознания, биохимии и энергетики.

Именно в этом смысл слова Тантра — ткать, соединяя в непрерывность полотно нашего осознания, расширяясь в возможности осознавать во всех проявлениях жизни и смерти.

ТАНТРА - (санскр. तन्त्र, tantra?, «нить, последовательность, правило»), тантрика, тантризм — в индуизме — совокупность эзотерических практик и методов, опирающихся на ведические тексты. Тантризм, однако, не принято рассматривать как ортодоксальную ветвь индуизма.

В представлениях тантры, мир является порождением двух противоположностей: статичного (шактиман) и динамичного (шакти) начал. Шакти — принцип энергии, силы или созидательного начала, которая персонифицируется с женским образом Шакти. Эта энергия неотделима от «держателя силы» и мужского начала — шактиман (Шива). Первичной движущей силой в Тантре является желание (иччха-шакти). В отличие от других духовных учений, Тантра не рекомендует избегать желаний, считая их естественной движущей силой, присущей человеку. Чем активнее подавляются желания, тем сильнее они становятся.

В Тантре желания связывают с шестью психическими центрами — чакрами. Седьмая чакра пребывает вне желаний. Большая часть желаний сосредоточена на физическом теле и его удобствах, а их классификация проводится по соответствию с той или иной чакрой. Для преодоления желаний, предлагается путь подъема энергии (кундалини) от нижней корневой чакры к самой верхней, седьмой чакре. К практическим методам подъема энергии кундалини можно отнести дыхательные упражнения (пранаяма), медитации, созерцания, размышления, чтение мантр.

Энергия кундалини распространяется по энергетическим каналам (нади). Выделяют три главных канала, расположенных вдоль позвоночника: пингала, ида, сушумна, по которым проходят, соответственно, солнечные, лунные и огненные потоки энергии. Учения Тантры создают мост между материей и разумом, телом и духом.

“Тантра — это духовная наука, которая, выражаясь словами Парамханса Сатьянанда Сарасвати, использует “методы проникновения в глубины подсознания…, очищая личность от глубоко укоренившихся комплексов, корректируя поведение и возрождая человека психологически и физиологически”.

Тантра так же включает в себя кундалини-йогу, целью которой является “пробуждение в человеке сверхсознания для обретения видения своей божественной природы”.

Тантра — это наука, составляющая дисциплины которой подразумевают использование многих техник, включая мантру, янтру, мандалу, йоганидру, асаны, пранаяму и т. д...

…Тантра — это наука о сознании человека, но её основные постулаты понятны и легко применимы, ибо она оперирует доступным для всех понятием: “ЛЮБОВЬ”.

Тантра даёт ключ к пониманию того, что исповедуют все религии и что утверждается в освящённых обычаями брачных уз ритуалах. Это — священность брачных уз.

Дословно термин “тан-тра” означает “расширение”, “освобождение”. Под “освобождением” подразумевается полная реализация заложенного в человеке потенциала. Развитие следует рассматривать как обязательства, которые на нас накладывает сама жизнь. Именно развитие является необходимым условием здоровой и успешной жизни.

…Какой бы аспект тантрической технологии мы не освещали, принцип остаётся одним: "любить друг друга!”.

Джон Мамфорд "Тантрический экстаз"

Тантрический - что это? Сам термин «тантра» появился в культуре западных стран в 1799 году, благодаря тантрическим текстам, которые обнаружили миссионеры в Индии. В тех работах этот термин был только заголовком и означал не больше, чем пространные трактаты на философскую и религиозную тематику, сильно отличные от западных учений.

Тем не менее, в этих текстах рассматривалась тема, которая стала шоком для миссионеров. В результате они не стали углубляться в исследования этих трактатов, но с тех пор за термином закрепилось особое значение. И по сей день на вопрос: "Тантрический - что это?" - отвечают неверно, ложные идеи миссионеров сегодня еще более распространены и по-прежнему далеки от истинного понимания.

Традиции тантры

Есть несколько разновидностей тантр: тибетские, буддистские, индуистские, бон. Тантрические древние техники в боевых искусствах применяются в айкидо и тайцзыцюань. Тантра в индуизме считается древнейшим культом Великой богини-матери. Это учение считается единой религией всех народов, из которой впоследствии появились все остальные культы и религиозные направления.

Хотелось бы подробнее остановиться на тантре в буддизме. основанное на практике состояний смерти и просветленности, состояний между смертью и рождением. Тантрический тренинг здесь понимается как практика достижения состояния Будды.

Разделение буддийской тантры на классы

Существует четыре класса тантры буддизма:

  1. Крийя-тантра - совершенствование человека путем прохождения через систему ритуальных действий.
  2. Чарья-тантра, которая основана на системе ритуалов и медитаций.
  3. Йога-тантра, основанная на йоге и медитациях.
  4. Ануттара-йога-тантра - высшая ступень духовного развития, доступная только просветленным йогам.

Нео-тантра

На сегодняшний день вопрос: "Тантрический - что это?" - у многих вызывает мысль, что речь ведется о сексуальной близости. Но основная цель современной тантры заключается в том, что практикующий должен освоить все и уметь сублимировать их и направлять на самосовершенствование. Нео-тантра, которая пришла к нам с Запада, - это техники и ритуалы, ориентированные на сублимацию сексуальной энергии. Такие тантрические методики способны помочь в решении многих жизненных проблем и трудностей, имеющих отношение к общению и сексуальности. Достичь духовного просветления при помощи нео-тантры получится вряд ли, но к лучшему вполне возможно.

Тантрический - что это на практике?

Тантра учит людей находиться в состоянии любви, принимать и дарить любовь. При этом работать с можно в одежде и без непосредственного физического контакта. Практические занятия тантрической йогой полностью меняют отношение к физической близости. Приходит понимание, что половой акт - это только один из этапов сексуального взаимодействия. Что близость может более глубокой, что это и взгляд, и жест, и даже просто пребывание мужчины и женщины в одном помещении.

Тантрические практики проводятся с определенной целью - овладеть способами контроля, управления и трансформации сексуальной энергии и сознательное ее использование. Пара, занимающаяся достигает гораздо большего удовольствия, так как она не ставит это целью. Умение контролировать и направлять энергию дает возможность следить за своим состоянием и состоянием партнера. В результате ощущения обоих становятся сознательными и более мощными.