Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Сверг пиночет. Аугусто Пиночет, президент и диктатор Чили: биография, особенности правления, уголовное преследование

1973 года - 11 марта 1981 года Род войск Сухопутные войска Чили [d]

Аугу́сто Хосе́ Рамо́н Пиноче́т Уга́рте (исп. Augusto José Ramón Pinochet Ugarte ; 25 ноября , Вальпараисо , Чили - 10 декабря , Сантьяго , Чили) - чилийский государственный и военный деятель, генерал-капитан . Пришёл к власти в результате военного переворота 1973 года , свергнувшего при поддержке правительства США социалистическое правительство президента Сальвадора Альенде .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Михаил Боярский: "Революция и контр-революция в Чили. Альенде и Пиночет - два лика Чили."

    ✪ Судебное преследование Аугусто Пиночета (рассказывает историк Алексей Кузнецов)

    ✪ Альенде и Пиночет в Чили

    Субтитры

Происхождение

Аугусто Пиночет родился в одном из крупнейших портовых городов Чили - Вальпараисо . Его отец - Аугусто Пиночет Вера - был служащим портовой таможни, а мать - Авелина Угарте Мартинес - домохозяйкой и растила шестерых детей, среди которых будущий глава государства был старшим. Прадед Пиночета, бретонец по происхождению, перебрался в Латинскую Америку из Франции . В наследство последующим поколениям семьи он оставил немалые сбережения.

Военная карьера

Аугусто, являвшемуся выходцем из «средних классов», путь наверх могла открыть лишь служба в вооружённых силах, с которыми он по достижении 17 лет и связал свою судьбу, поступив в пехотное училище в Сан-Бернардо. До этого он прошёл обучение в школе при семинарии Святого Рафаэля и Институте Кильота и Колехио Святых Сердец французских отцов Вальпараисо. В пехотном училище молодой человек провёл четыре года (с 1933 по 1937 год), окончил последнее в младшем офицерском звании и был направлен сначала в полк «Чакабуко» в Консепсьоне , а затем - в полк «Майпо» в Вальпараисо.

В 1948 году Пиночет поступил в Высшую военную академию страны, которую окончил три года спустя. Теперь служба в воинских частях чередовалась у целеустремлённого офицера с преподаванием в армейских учебных заведениях. В 1953 году Пиночет опубликовал свою первую книгу, называвшуюся «География Чили, Аргентины, Боливии и Перу», защитил дипломную работу, получил звание бакалавра и поступил в школу права Чилийского университета , окончить которую ему так и не пришлось: в 1956 году он был направлен в Кито для оказания помощи в создании Военной академии Эквадора.

В конце 1959 года Пиночет возвратился в Чили, где командовал полком, а позже бригадой и дивизией, занимался штабной работой, преподавал в Военной академии. В это же время опубликовал свои очередные работы - «Эссе по изучению чилийской геополитики» и «Геополитику».

Утверждается, что в 1967 году армейское подразделение под командованием Пиночета расстреляло мирный митинг бастовавших горняков рудника «Эль-Сальвадор». В результате расстрела были убиты не только рабочие, но также несколько детей и беременная женщина . Однако, данная информация есть только в советских источниках - ни один зарубежный источник об этом не упоминает. Кроме того, в период с 1964 по 1968 годы Пиночет не командовал строевыми подразделениями, так как состоял в должности заместителя начальника Военной академии, а также читал там курс геополитики. В 1969 году ему было присвоено звание бригадного генерала, а в 1971 году - дивизионного генерала

В 1971 году Пиночет заступил на должность командующего гарнизоном Сантьяго , что стало его первым назначением при правительстве Народного единства во главе с президентом Сальвадором Альенде .

В начале ноября 1972 года, будучи заместителем министра внутренних дел генерала Карлоса Пратса , стал исполняющим обязанности главнокомандующего сухопутными войсками.

В августе 1973 года военные во главе с Пиночетом организовали провокацию против генерала Пратса , который, сохраняя верность правительству Народного единства, не выдержав травли, подал в отставку со всех постов. Альенде назначил на его место генерала Пиночета. Карлос Пратс писал в своём дневнике 23 августа 1973 года: «Моя карьера закончилась. Не преувеличивая свою роль, я считаю, что мой уход в отставку - прелюдия государственного переворота и величайшего предательства… Теперь лишь осталось назначить день переворота…»

Президентство

Вскоре после переворота Пиночет заявил, что вооружённые силы остаются верны своему профессиональному долгу, что только чувства патриотизма, а также (цитата из заявления Пиночета) «марксисты и обстановка в стране» вынудили их взять власть в свои руки, что «как только спокойствие будет восстановлено, а экономика выведена из состояния коллапса, армия вернётся в казармы». Генерал даже установил срок для реализации этих целей - около 20 лет, после чего Чили вернётся к демократии.

Смерть

Пиночет подвергается критике за нарушения прав человека и проводимую экономическую политику. Российский социолог левых убеждений Александр Тарасов отмечал:

При Пиночете в Чили произошёл самый глубокий спад, произошедший в мирное время в странах Латинской Америки XX века… Из Чили уехала десятая часть населения - 1 млн человек. В подавляющем большинстве это были квалифицированные специалисты: крестьяне выехать просто не могли .

В начале января 2012 года Национальный совет по образованию Чили принял решение внести изменения в чилийские школьные учебники. Правление Аугусто Пиночета теперь обозначается не как «диктаторский режим», а как «военный режим» .

Образ в массовой культуре

Литература

  • Шевелёв В. Утро Аугусто Пиночета. // Диктаторы и боги. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
  • Габриэль Гарсиа Маркес - «Тайные приключения Мигеля Литтина в Чили » (исп. La aventura de Miguel Littín clandestino en Chile ).

После военного переворота 11 сентября 1973 г ., совершенного с помощью ЦРУ, военная хунта распустила Национальный конгресс (парламент) и местные органы власти (муниципалитеты), были отменены гражданско-демократические свободы, запрещены политические партии, входившие в блок Народное единство, приостановлена деятельность остальных партий, распущен Единый профцентр трудящихся (КУТ), введено осадное положение, развязан террор по политическим мотивам.

Для государственно-политического устройства Чили 1973-1989 гг. характерна сильная персонализация власти в лице ключевой центральной фигуры генерала Пиночета. В декабре 1974 г. он был назначен президентом Чили.

Пиночет устранил конкурентов, ввел несменяемость своего поста в качестве главнокомандующего армией. Ни одна из политических, военных и экономических группировок господствующего блока не обладала всей полнотой власти, поэтому Пиночет стал своего рода стоящим над ними арбитром. На референдуме 1978 г. 75 % голосовавших выразили свое согласие с властью военных, режим Пиночета стал казаться легитимным. Особенность формирования государственно-юридических форм Чили при режиме Пиночета состояла в том, что они создавались и эволюционировали не до, а после экономических перемен.

Другая особенность - это постепенная институционализация режима: в период 1974-1979 гг. были приняты законодательные акты, отразившие эволюцию от репрессивной диктатуры к стабильному авторитаризму, допускающему, хотя и ограниченно, существование представительных институтов.

Под названием «защищенная демократия» без плюрализма и политических партий это было закреплено в новой конституции 1980 г. Сблизившаяся с новыми правыми военная верхушка разработала экономическую стратегию, рассчитанную на длительную перспективу.

Ее цель - создать модель свободной рыночной экономики. Неолиберальная модель стабилизации и модернизации чилийской экономики предполагала свободную частную инициативу и частное предпринимательство в производственной и финансовой сферах как основу экономического процветания; повышение конкурентоспособности национальной чилийской экономики на мировом рынке; отказ от протекционизма; создание оптимально благоприятных условий для привлечения и деятельности иностранного капитала на основе прямого инвестирования и предоставление частному сектору права получения внешних кредитов; сокращение прямого государственного вмешательства в экономику; отчисление высшими слоями «излишков» в пользу малообеспеченных и снятие социальной напряженности.
Начало стабилизации происходило в условиях гиперинфляции, дефицита платежного баланса, неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.

Но отступать никто не хотел, было решено добиться стабилизации любой ценой, конкретно с "помощью «шоковой терапии», рекомендованной Международным валютным фондом (МВФ). «Шоковая терапия» означала прекращение государственного финансирования нерентабельных предприятий, резкое снижение реальной заработной платы, сведение к минимуму общественного спроса, сокращение наполовину государственных инвестиций, развертывание приватизации.

С помощью приватизации предполагалось повысить эффективность национального производства и модернизировать его, а также поддержать национальную валюту и осуществить регулярные выплаты в счет погашения внешнего долга. Приватизация, ставшая краеугольным камнем неолиберального курса, проходила в 70-е гг. в двух формах: реприватизации и распродажи государственной собственности частным лицам. Национализированные в свое время Народным единством знаменитые медные рудники формально продолжали оставаться государственными, однако за их национализацию была выплачена крупная компенсация, а управление рудниками и их эксплуатация передавались в руки ТНК, которые к тому же усилили контроль над сбытом меди, поставками оборудования и запчастей.

В результате к 1983 г. производство меди увеличилось на 70 %, а количество занятых уменьшилось на одну треть. Часть медных рудников была скуплена американским капиталом. Таким образом, роль госсектора превратилась из основной во вспомогательную. К началу 1977 г. приватизация государственной собственности была в основном завершена. И хотя Чили импортировало военную технику и снаряжение, местный ВПК сам занимался производством и экспортом оружия.

Эта инициатива при поддержке НАТО и США вывела Чили на третье место в Латинской Америке (после Бразилии и Аргентины) по экспорту оружия и военной техники. Отказавшись признать легитимность аграрных преобразований правительств ХДП и Народного единства, режим Пиночета возвратил 2,8 млн га земли прежним владельцам, более одной трети крестьян, получивших земельные участки до военного переворота 1973 г., разорились. В основу развития сельского хозяйства был положен принцип «сравнительных преимуществ», который означал предпочтительное производство таких товаров, для которых в Чили были оптимальные природно-климатические условия по сравнению с другими странами.

Расширялось экспортное производство фруктов (яблок, клубники, винограда, киви - на 600 %), вин, рыбопродуктов, изделий деревообработки, что сделало Чили мировым экспортером этой продукции. рынка. Таможенные тарифы были снижены, Это сразу же привело к увеличению потока импортных товаров, значительную часть которых составили потребительские товары длительного пользования, электронная техника, модная одежда.

Доля импорта во внутреннем потреблении увеличилась вдвое. Неолиберальная модель специально предусматривала внедрение в массовую психологию чилийцев идеалов и стандартов высокоразвитого западного потребительского общества.

Однако стиль жизни в лучших европейских и североамериканских традициях, доступный чилийской элите, был не по карману средним слоям и тем более низшим категориям общества.

Так что расширение потребительского рынка вовсе не означало расширения возможности воспользоваться его услугами для большинства населения страны. Важнейший принцип открытой экономики - это поощрение иностранного капитала. Закон «О режиме иностранных инвестиций» (1974) снимал все ограничения на вывоз прибылей из страны. Это резко повысило интерес к чилийской экономике со стороны иностранного государственного, частного и международного капитала.

Причем к чилийской обрабатывающей промышленности интерес иностранных вкладчиков был невелик (только 6,4 % общего объема инвестиций), зато прибыльной сферой приложения иностранного капитала стало кредитно-банковское дело: к 1980 г. Развитие свободной рыночной экономики Чили привело к изменениям в социальной структуре: уменьшилась численность наемных работников в промышленности и сельском хозяйстве.

Свертывание обрабатывающей промышленности госсектора вызвало маргинализацию наемных работников.

При этом демократические ценности рассматривались как вторичное по отношению к личному преуспеванию Из-за террора и репрессий начального периода диктатуры, имевших большой психологический эффект, возник феномен - «культура страха», означавшая недоверие людей друг к другу, боязнь общения, молчание, апатию, эмиграцию, одиночество.

Тем не менее реформы в Чили заставили заговорить о чилийском «экономическом чуде. Кризис 1981-1983 гг., охвативший все отрасли чилийской экономики, остановил первый этап экономических реформ Пиночета. Снизился национальный доход, безработица охватила до 35 % экономически активного населения, финансовая система страны была на грани краха. Стало ясно, что для поступательного успешного развития чилийской экономики возврат к чисто монетаристской модели и курсу на «открытую» рыночную экономику нуждается в корректировке.

Начинается второй этап преобразований Пиночета (1982-1989).Появление более гибкого «разумного монетаризма» связано с именем министра финансов Чили Э. Бихи. Для борьбы с кризисом чилийское правительство решило продолжить приватизацию, предоставить субсидии частному сектору и использовать методы прямого государственного вмешательства в экономику.

На втором этапе приватизации в частные руки были переданы государственные предприятия горнодобывающей отрасли, медной и сталелитейной промышленности, системы связи и была осуществлена технологическая модернизация приватизированных отраслей. В то же время произошла так называемая транснационализация новых чилийских элитно-экономических групп, т.е. установился совместный контроль чилийских и транснациональных собственников над приватизированными предприятиями.
Результаты антикризисных мер 80-х гг.

были впечатляющими: инфляция снизилась до среднемирового уровня - 9-15 %, безработица сократилась до 6 %, удалось выплатить по внешней задолженности 2 млрд долл. Чилийская экономика была признана самой «здоровой», «динамичной» и «образцовой» среди стран Латинской.Америки. Деятельность Пиночета подвергается всесторонней критике. На горизонте появляется угроза изоляции диктатора, и он берет курс на постепенную политическую либерализацию: разрешает деятельность лояльных диктатуре партий.
К середине 80-х гг.

в оппозиции складывается два полюса притяжения: один - вокруг Народного демократического движения во главе с компартией (признавали любые формы борьбы, вплоть до вооруженного восстания), другой, умеренный, - вокруг ХДП (за постепенный путь гражданского неповиновения).

Пиночет был твердо уверен, что различия и разногласия в рядах оппозиции практически непреодолимы и, следовательно, серьезной угрозы она не представляет. Однако в 1985 г. всем партиям оппозиции удалось выработать и подписать документ «Национальное согласие о переходе к полной демократии». В нем содержались требования легализации политических партий, амнистии, возвращения эмигрантов, а главное - проведение свободных президентских и парламентских выборов.

В рамках общенациональных дней протеста левое крыло оппозиции использовало насильственные формы борьбы, а с 1986 г. полностью сделало ставку на вооруженное восстание. Обнаружение складов оружия и неудачное покушение на Пиночета снова вызвали введение чрезвычайного положения и дискредитировали идею о вооруженном восстании.

Заслуга правых и центристских деятелей оппозиции состояла в том, что они сумели изолировать марксистские партии и сформировать широкий политический консенсус. В декабре 1989 г. на президентских выборах победил лидер ХДП Патрисио Эйлвин , которому 11 марта 1990 г.

Пиночет передал власть.

Читайте также:

Диктатура Пиночета в Чили (1973-1989)

После военного переворота 11 сентября 1973 г., совершенного с помощью ЦРУ, военная хунта распустила Национальный конгресс (парламент) и местные органы власти (муниципалитеты), были отменены гражданско-демократические свободы, запрещены политические партии, входившие в блок Народное единство, приостановлена деятельность остальных партий, распущен Единый профцентр трудящихся (КУТ), введено осадное положение, развязан террор по политическим мотивам.

Для государственно-политического устройства Чили 1973-1989 гг. характерна сильная персонализация власти в лице ключевой центральной фигуры генерала Пиночета. В декабре 1974 г. он был назначен президентом Чили. Пиночет устранил конкурентов, ввел несменяемость своего поста в качестве главнокомандующего армией, установил свой прямой контроль над политической охранкой ДИНА.

Ни одна из политических, военных и экономических группировок господствующего блока не обладала всей полнотой власти, поэтому Пиночет стал своего рода стоящим над ними арбитром. На референдуме 1978 г. 75 % голосовавших выразили свое согласие с властью военных, режим Пиночета стал казаться легитимным.

Особенность формирования государственно-юридических форм Чили при режиме Пиночета состояла в том, что они создавались и эволюционировали не до, а после экономических перемен. Другая особенность - это постепенная институционализация режима: в период 1974-1979 гг. были приняты законодательные акты, отразившие эволюцию от репрессивной диктатуры к стабильному авторитаризму, допускающему, хотя и ограниченно, существование представительных институтов.

Под названием «защищенная демократия» без плюрализма и политических партий это было закреплено в новой конституции 1980 г. В основе такого политического успеха лежали экономические успехи «чикагской неолиберальной модели», разгром оппозиционного движения, конформизм общества.
Сблизившаяся с новыми правыми военная верхушка разработала экономическую стратегию, рассчитанную на длительную перспективу.

режим пиночета в чили

Ее цель - создать модель свободной рыночной экономики. Молодые доктора экономических наук, обучавшиеся в Чикагском университете, последователи М. Фридмена, стали экономическими советниками в государственных учреждениях, министерствах и банках. Военные же гарантировали политическую стабильность и социальный мир для неолиберального экономического эксперимента.

Неолиберальная модель стабилизации и модернизации чилийской экономики предполагала свободную частную инициативу и частное предпринимательство в производственной и финансовой сферах как основу экономического процветания; повышение конкурентоспособности национальной чилийской экономики на мировом рынке; отказ от протекционизма; создание оптимально благоприятных условий для привлечения и деятельности иностранного капитала на основе прямого инвестирования и предоставление частному сектору права получения внешних кредитов; сокращение прямого государственного вмешательства в экономику; отчисление высшими слоями «излишков» в пользу малообеспеченных и снятие социальной напряженности.

На первом этапе развития чилийской экономики неолиберальная модель применялась практически в «чистом» виде.

О Чили стали говорить как об испытательном полигоне для экономистов «Чикагской школы». Начало стабилизации происходило в условиях гиперинфляции, дефицита платежного баланса, неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Но отступать никто не хотел, было решено добиться стабилизации любой ценой, конкретно с "помощью «шоковой терапии», рекомендованной Международным валютным фондом (МВФ). «Шоковая терапия» означала прекращение государственного финансирования нерентабельных предприятий, резкое снижение реальной заработной платы, сведение к минимуму общественного спроса, сокращение наполовину государственных инвестиций, развертывание приватизации.

С помощью приватизации предполагалось повысить эффективность национального производства и модернизировать его, а также поддержать национальную валюту и осуществить регулярные выплаты в счет погашения внешнего долга.

Приватизация, ставшая краеугольным камнем неолиберального курса, проходила в 70-е гг.

в двух формах: реприватизации и распродажи государственной собственности частным лицам. В 1974-1978 гг. бывшим владельцам было возвращено 294 ранее национализированных промышленных предприятия.

200 предприятий было продано с торгов по заниженным ценам. Под контролем государства оставалось только 20 компаний, из них 5 промышленных. Национализированные в свое время Народным единством знаменитые медные рудники формально продолжали оставаться государственными, однако за их национализацию была выплачена крупная компенсация, а управление рудниками и их эксплуатация передавались в руки ТНК, которые к тому же усилили контроль над сбытом меди, поставками оборудования и запчастей.

В результате к 1983 г. производство меди увеличилось на 70 %, а количество занятых уменьшилось на одну треть. Часть медных рудников была скуплена американским капиталом. Таким образом, роль госсектора превратилась из основной во вспомогательную. К началу 1977 г. приватизация государственной собственности была в основном завершена.

В результате приватизации крупные чилийские финансово-олигархические группы - «семейные кланы» Александри, Эдвардсов, Матте, Ярура - получили солидную выгоду.

Появились новые кланы - Крусат-Ларрэна, Виаля, Анхелини, Луксича, контролировавшие 250 крупнейших частных предприятий, а также местный рынок ссудного капитала. Укреплялись позиции крупнейших национальных групп в военно-промышленном комплексе. И хотя Чили импортировало военную технику и снаряжение, местный ВПК сам занимался производством и экспортом оружия. Эта инициатива при поддержке НАТО и США вывела Чили на третье место в Латинской Америке (после Бразилии и Аргентины) по экспорту оружия и военной техники (что принесло стране в 1985-1986 гг.

валютный доход на сумму 100 млн долл.). ПравиТельство защищало интересы этих финансово-промышленных групп. Например, фирма К. Кардоэна, крупнейший частный экспортер оружия, в кризисном 1981 г. получила кредит от государства на сумму 4,6 млн долл. В то же время подрывался национальный производственный механизм: сокращалось производство и доля в ВВП предприятий обрабатывающей промышленности - машиностроительной, химической, текстильной, кожевенно-обувной, оказавшихся неконкурентоспособными в условиях свободного рынка.

Отказавшись признать легитимность аграрных преобразований правительств ХДП и Народного единства, режим Пиночета возвратил 2,8 млн га земли прежним владельцам, более одной трети крестьян, получивших земельные участки до военного переворота 1973 г., разорились.

В течение 1976-1980 гг. посевные площади под 14 основными продовольственными культурами ежегодно сокращались, что привело к увеличению импорта, например пшеницы на 300 млн долл. В основу развития сельского хозяйства был положен принцип «сравнительных преимуществ», который означал предпочтительное производство таких товаров, для которых в Чили были оптимальные природно-климатические условия по сравнению с другими странами.

Расширялось экспортное производство фруктов (яблок, клубники, винограда, киви - на 600 %), вин, рыбопродуктов, изделий деревообработки, что сделало Чили мировым экспортером этой продукции.

Главное состояло в том, что чилийский экспорт, где наибольший удельный вес занимали медь и селитра, удалось диверсифицировать и, следовательно, сделать менее уязвимым к колебаниям конъюнктуры мирового рынка.

Разрушению национальной промышленности способствовало проведенное в соответствии с курсом на открытую экономику снижение таможенных тарифов и отказ от протекционизма.

Таможенные тарифы были снижены с 94 % в 1973 г. до 10 % в 1979 г. Это сразу же привело к увеличению потока импортных товаров, значительную часть которых составили потребительские товары длительного пользования, электронная техника, модная одежда. Доля импорта во внутреннем потреблении увеличилась вдвое, а стоимость импорта только в одном 1981 г. составила 1,8 млрд долл., что эквивалентно 25 % стоимости всей продукции национальной обрабатывающей промышленности.

Неолиберальная модель специально предусматривала внедрение в массовую психологию чилийцев идеалов и стандартов высокоразвитого западного потребительского общества. Однако стиль жизни в лучших европейских и североамериканских традициях, доступный чилийской элите, был не по карману средним слоям и тем более низшим категориям общества. Так что расширение потребительского рынка вовсе не означало расширения возможности воспользоваться его услугами для большинства населения страны.
Важнейший принцип открытой экономики - это поощрение иностранного капитала.

Закон «О режиме иностранных инвестиций» (1974) снимал все ограничения на вывоз прибылей из страны. Это резко повысило интерес к чилийской экономике со стороны иностранного государственного, частного и международного капитала.

Причем к чилийской обрабатывающей промышленности интерес иностранных вкладчиков был невелик (только 6,4 % общего объема инвестиций), зато прибыльной сферой приложения иностранного капитала стало кредитно-банковское дело: к 1980 г. в стране функционировало 19 иностранных банков (против одного в 1974 г.). Только Межамериканский банк развития (МАБР) и Мировой банк в 1976-1982 гг. предоставили Чили 46 кредитов на сумму 3,1 млрд долл.
Затраты на переход к неолиберальной экономике способствовали увеличению внешнего долга страны до 20 млрд 690 млн долл.

(1986) против 3,3 млрд долл. (1973). В середине 90-х гг. внешний долг стабилизировался на уровне 17,5-18,5 млрд долл. Правительство Пиночета тратило на обслуживание внешнего долга 62 % доходов от экспорта (правительство Альенде - 12 %). Подсчеты экономистов делают иллюзорной идею о возможности выплаты внешнего долга в существующих условиях. Несомненно одно: в течение десятилетий Чили должно будет работать на своих кредиторов.

Развитие свободной рыночной экономики Чили привело к изменениям в социальной структуре: уменьшилась численность наемных работников в промышленности и сельском хозяйстве.

Свертывание обрабатывающей промышленности госсектора вызвало маргинализацию наемных работников. С учетом сокращения числа государственных служащих и разорения мелких предпринимателей доля маргиналов составила свыше одной трети рабочей силы.

Уровень безработицы с 3,8 % в 1972 г. поднялся до 18 % ЭАН.
Социальная политика Пиночета базировалась на отказе от принципа социальной справедливости, утверждался принцип свободы выбора и «равных возможностей».

Социально-психологическим следствием экономических реформ и социальной политики Пиночета можно считать формирование новой ментальности общества на принципах индивидуализма, прагматизма и личного интереса.

При этом демократические ценности рассматривались как вторичное по отношению к личному преуспеванию. Общество аполитичных конформистов - субъектов новой ментальности стало основой политической модели режима Пиночета. Хорошие работники должны интересоваться исключительно профессиональной сферой. Допускался лишь такой вид политической активности, как деятельность молодежных, женских объединений, соседских советов и т.п.

Патерналистский характер режима Пиночета сочетался с откровенной обособленностью элиты от других слоев общества.

Духовная жизнь чилийцев была жестко регламентирована, строго подконтрольна и подцензурна, что позволяет говорить о возникновении феномена так называемого «культурного затмения», смысл которого - отсутствие альтернативной официальному курсу культурной жизни.

В то же время из-за террора и репрессий начального периода диктатуры, имевших большой психологический эффект, возник феномен - «культура страха», означавшая недоверие людей друг к другу, боязнь общения, молчание, апатию, эмиграцию, одиночество.

«Культура страха», так же как и другие формы массовой психологии, способствовала политической стабильности общества и внедрению неолиберальной экономической модели.

Тем не менее реформы в Чили заставили заговорить о чилийском «экономическом чуде».

Под «экономическим чудом» следует понимать устойчивые темпы роста ВВП (примерно 6 % в год), снижение втрое дефицита платежного баланса, ликвидацию дефицита госбюджета, задержку инфляции до 30 % в год, модернизацию государственного аппарата по пути эффективности его управления и сокращения числа занятых в нем чиновников. В целом успехи касались макроэкономических факторов.
Вместе с тем цена «чуда» означала рост внешнего долга почти в 5 раз, сокращение государственных инвестиций ниже уровня 60-х гг., сохранение достаточно высокого потолка инфляции, подрыв национальной промышленности и особенно ее обрабатывающих отраслей ниже уровня 1973 г., ущемление традиционных предпринимательских кругов, высокий уровень безработицы (до 18 %), падение средней заработной платы ниже уровня 1970 г., маргинализацию и обнищание населения (свыше 40 % чилийцев жили за чертой бедности, доход 80 % чилийцев не достигал средненационального уровня 1510 долл.

в год). Заплатить такую высокую «социальную цену» общество могло только в рамках диктаторского режима.

Кризис 1981-1983 гг., охвативший все отрасли чилийской экономики, остановил первый этап экономических реформ Пиночета.

Снизился национальный доход, безработица охватила до 35 % экономически активного населения, финансовая система страны была на грани краха.

Стало ясно, что для поступательного успешного развития чилийской экономики возврат к чисто монетаристской модели и курсу на «открытую» рыночную экономику нуждается в корректировке. Начинается второй этап преобразований Пиночета (1982-1989).

Появление более гибкого «разумного монетаризма» связано с именем министра финансов Чили Э. Бихи, деятельность которого, в отличие от предшественников, характеризовалась большей взвешенностью, реалистичностью, гибкостью.

Для борьбы с кризисом чилийское правительство решило продолжить приватизацию, предоставить субсидии частному сектору и использовать методы прямого государственного вмешательства ^в экономику. Спасая, например, банковскую систему, государство вмешалось в управление 13 банков и установило прямой контроль еще над двумя банками, к тому же государство взяло на себя выплату внешнего долга частных банков. На втором этапе приватизации в частные руки были переданы государственные предприятия горнодобывающей отрасли, медной и сталелитейной промышленности, системы связи и была осуществлена технологическая модернизация приватизированных отраслей.

В то же время произошла так называемая транснационализация новых чилийских элитно-экономических групп, т.е. установился совместный контроль чилийских и транснациональных собственников над приватизированными предприятиями.
Результаты антикризисных мер 80-х гг. были впечатляющими: инфляция снизилась до среднемирового уровня - 9-15 %, безработица сократилась до 6 %, удалось выплатить по внешней задолженности 2 млрд долл.

Чилийская экономика была признана самой «здоровой», «динамичной» и «образцовой» среди стран Латинской.Америки.

Кризис 1981 - 1983 гг.

положил начало «остыванию» диктатуры Пиночета. Экономические трудности стимулировали активность различных оппозиционных течений - от новых правых до крайних левых.

Оппозиция начинает сопротивление диктатору. 11 мая 1983 г. впервые проходит так называемый День национального протеста. На повестку дня ставится вопрос о свержении диктатуры и восстановлении демократии. Деятельность Пиночета подвергается всесторонней критике.

На горизонте появляется угроза изоляции диктатора, и он берет курс на постепенную политическую либерализацию: разрешает деятельность лояльных диктатуре партий.
К середине 80-х гг. в оппозиции складывается два полюса притяжения: один - вокруг Народного демократического движения во главе с компартией (признавали любые формы борьбы, вплоть до вооруженного восстания), другой, умеренный, - вокруг ХДП (за постепенный путь гражданского неповиновения).

Пиночет был твердо уверен, что различия и разногласия в рядах оппозиции практически непреодолимы и, следовательно, серьезной угрозы она не представляет. Однако в 1985 г. всем партиям оппозиции удалось выработать и подписать документ «Национальное согласие о переходе к полной демократии».

В рамках общенациональных дней протеста левое крыло оппозиции использовало насильственные формы борьбы, а с 1986 г.

полностью сделало ставку на вооруженное восстание. Обнаружение складов оружия и неудачное покушение на Пиночета снова вызвали введение чрезвычайного положения и дискредитировали идею о вооруженном восстании.

Заслуга правых и центристских деятелей оппозиции состояла в том, что они сумели изолировать марксистские партии и сформировать широкий политический консенсус.
Итогом эволюции режима Пиночета стал референдум в октябре 1988 г., на который был вынесен вопрос о предоставлении Пиночету президентских полномочий на очередной 8-летний срок. 53 % чилийцев проголосовали против диктатора.

В декабре 1989 г. на президентских выборах победил лидер ХДП Патрисио Эйлвин, которому 11 марта 1990 г. Пиночет передал власть.

Коалиционное левоцентристское правительство Эйлвина вступило в переходный период от диктатуры к демократии. Были отменены военные трибуналы, начаты расследования финансовых нарушений и коррупции должностных лиц времен диктатуры, амнистированы политзаключенные.

Национальная комиссия правды и примирения расследовала нарушения прав человека, подтвердив факт гибели в годы диктатуры свыше 2 тыс. человек (их родственники получили компенсацию). Прежний неолиберальный экономический курс Пиночета был скорректирован в сторону отказа от «шоковой терапии» ипривлечения методов госрегулирования. Правительство удвоило расходы на социальные программы.

Удалось сократить безработицу и вдвое уменьшить инфляцию. Чили восстановило дипломатические отношения с СССР, Кубой, Вьетнамом и Северной Кореей, активнее стало участвовать в межамериканском сотрудничестве, расширило отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

В декабре 1993 г. на всеобщих президентских выборах победу одержал кандидат от объединения политических партий «За демократию» Эдуардо Фрей (сын бывшего президента Э. Фрея). Его прави-. тельство продолжило курс Эйлвина, сохранив социальную направленность и расширяя поддержку национальных предпринимательских кругов.

Через 26 лет после гибели С. Альенде пост президента занял социалист Рикардо Лагос, Это означало настоящую политическую смерть Пиночета и окончание переходного периода от диктатуры к демократии в Чили.

Перед новым президентом стоят серьезные экономические проблемы: необходимость выплаты внешнего долга, размер которого составил в 1999 г. 45 % от ВВП Чили, и преодоление спада темпов экономического роста, наметившегося в 1999 г. Р. Лагос считает, что нельзя строить рыночное общество в чистом виде, что рынок не может решить всех проблем.

Предстоит разработать стратегию развития с учетом позитивного исторического опыта госрегулирования.

Аугу́сто Хосе́ Рамо́н Пиноче́т Уга́рте (исп. Augusto José Ramón Pinochet Ugarte; 25 ноября 1915, Вальпараисо, Чили - 10 декабря 2006, Сантьяго, Чили) - чилийский государственный и военный деятель, генерал-капитан, глава военной хунты с 11 сентября 1973 по 27 июня 1974, Верховный Глава чилийской нации с 27 июня по 17 декабря 1974, президент Чили (диктатор) с 17 декабря 1974 по 11 марта 1990. Главнокомандующий Вооружёнными силами Чили с 11 сентября 1973 по 11 марта 1990.

Родился будущий диктатор 25 ноября 1915 года в Вальпараисо, его отец был таможенным чиновником. Аугусто поступил в чилийскую Военную академию в Сантьяго в 18 лет. В чине младшего лейтенанта в 1936 году он окончил академию. Какое-то время он служил при ней, а потом стал преподавать в военном колледже. Дальше он занимал некоторые командные должности в войсках и добрался до того, что стал бригадным генералом. В 1968 году он вернулся в Сантьяго и занял пост главнокомандующего вооруженными силами.

В 1970 году к власти пришел Сальвадор Альенде – первый всенародно избранный президент-социалист в Западном полушарии. Он всеми силами пытался ослабить влияние США на внутреннюю политику Чили. Были налажены связи с Кубой. США старались проводить политику изоляции Чили, а ЦРУ тратило уйму денег на то, чтобы поддержать генерала Пиончета и дестабилизировать режим Альенде. Какими бы благими ни были намерения у Сальвадора Альенде, в стране начал кризис, спало производство, наступили напряженные обстоятельства с продуктами. Этим Пиночет воспользовался. Он заручился поддержкой морского флота, военных сил, корпуса карабинеров. Вместе они решили свергнуть режим Сальвадора.

11 сентября 1973 года начался один из самых кровопролитных переворотов в Латинской Америке. ВМС захватили порт Вальпараисо, бронетанковые и остальные войска стянули к Сантьяго. Пиночет ставит Альенде ультиматум, он предлагал ему немедленно уйти в отставку, иначе режим будет свергнут силой и неважно, на какие жертвы придется пойти. Альенде отказал. Он начал спешно готовиться к обороне, но силы были неравны. Пара часов ожесточенного боя и президентский дворец в столице захвачен, а внутри среди множества трупов – есть и труп Альенде. Есть мнение, что он сам убил себя, а некоторые говорят, что он погиб в бою.

После смены власти, те, кто придерживался левых политических взглядов, подвергались репрессиям. В стране ввели военное положение, комендантский час. Нарушение часа – расстрел на месте. Пиончет был провозглашен президентом Чили. Для начала надо было разорвать связи с СССР и Кубой. Начался масштабный суд на 14 000 представителями левых полит. партий. Один казнили, а других выгнали из страны. Во время переворота и гражданских чисток погибло около 20 000 человек, если верить специалистам. Тысячи людей сидели в тюрьмах как политзаключенные. И США, которые ставили во главу угла своей международной политики защиту прав человека во всем мире, цинично поддерживали репрессивный и антигуманный режим в Чили. Они оказали Пиночету финансовую помощь. К концу правления Аугусто, экономическое положение страны значительно улучшилось. В Чили была снижена инфляция. Внешний долг был уменьшен, и безработица сократилась на 8%. Специалисты спешили сообщить об «экономическом чуде» в Чили. В Сантьяго появились многоэтажки, начало работать метро, строились скверы, дорожные развязки, современные торговые центры. Однако за внешним благополучием была масса социальных проблем. За чертой бедности в стране в 80-е годы жило около пяти миллионов чилийцев.

В 1985 году Пиночет заявил, что коммунистическая партия запрещена законом в Чили. Он не хотел, чтобы левые силы захватили власть в стране. Однако социалисты и коммунисты обошли запрет. Они объединились и создали новую партию. В марте 1990 года Пиночет был вынужден подать в отставку. К власти пришли демократические силы, но Аугусто продолжал командовать сухопутными войскам и в политической жизни страны активно участвовал. В начале 1998 г. Пиночет ушёл в отставку с поста командующего сухопутными войсками, однако остался, в соответствии с конституцией, пожизненным сенатором.

Диктатор поехал в Лондон на лечение в 1998 году, но там его арестовали. Его обвиняли в убийстве, на основании ордера, которые выдала Испания. Однако под залог его освободили. Его лишили через два года сенаторской неприкосновенности, он проходил подозреваемым еще по множеству дел, связанных с его прошлым и режимом в Чили. Его обвиняли в похищениях людей, наркоторговле, коррупции. В основном его, конечно, судили за множество совершенных убийств. В 2006 году диктатор перенес тяжелейший инфаркт. Он умер 10 декабря того же года. Его тело кремировали и оказали воинские почести, однако траура не было. Деятельность Пиночета по руководству страной оценивается неоднозначно до сих пор.

Деятельность Пиночета в качестве лидера государства до сих пор оценивается по-разному. С одной стороны, его имя связано с жестокими политическими репрессиями, с другой - с попытками произвести серьезные экономические реформы.

Сначала он обучался в школе при семинарии. Его отец, Аугусто Пиночет Вера, хотел, чтобы его сын стал врачом, но юноша видел себя только на военной службе. Из-за слабого здоровья Аугусто смог лишь с третьей попытки поступить в пехотное училище в Сан-Бернардо. В 1937 году, после 4 лет обучения, он окончил учебное заведение в звании старшего офицера.

В 1943 году Пиночет женился на Люсии Ириарт, у супругов родились два сына и три дочери.

С 1948 по 1951 годы он учился в Высшей Военной академии Чили, после которой начал преподавать. В то же время он прослушивал лекции в Академии сухопутных войск, и по слухам, обучался в школе разведки.

В 1972 году Пиночет уже был на посту тогдашнего заместителя министра внутренних дел Карлоса Пратса. Спустя год он путем всяческих провокаций и психологического давления вынудил Пратса уйти в отставку, после чего сам занял кресло министра.

К власти Пиночет пришел в результате государственного переворота 11 сентября 1973 года. Под его руководством была проведена крупномасштабная военная операция, охватившая все важнейшие государственные учреждения. Благодаря согласованности действий удалось без особых трудностей захватить Президентский дворец.

Установившееся военное положение в стране Аугусто Пиночет объяснял тем, что неспокойная обстановка в стране не позволяет сейчас создавать демократическое государство. Под неспокойной обстановкой военный лидер подразумевал социалистические настроения.

Во время пребывания Пиночета у власти была создана сильная разведка и начались политические репрессии, главной целью военного правительства стало истребление приверженцев коммунизма. Позже по инициативе созданного диктатором Управления национальной разведки была проведена знаменитая операция «Кондор», в ходе которой были убиты многие проживавшие к тому времени в эмиграции оппозиционеры, в их числе был и Карлос Пратс.

На референдуме 1980 года была принята новая конституция государства, а Пиночета без выборов объявили президентом.

В 1986 году на кортеж чилийского лидера было совершено покушение. В результате операции, проведенной Патриотическим Фронтом им. М. Родригеса, погибли пятеро охранников президента.
Проведенный в 1988 году плебисцит показал, что больше половины граждан Чили поддерживают оппозицию. Пиночет ушел с поста президента страны, но остался в политике: до 1998 года он был главнокомандующим сухопутными войсками, а после оставался на посту сенатора.

С 1998 года началось уголовное преследование Пиночета. Он обвинялся в убийствах граждан Испании, генерала К. Пратса, двух членов чилийского Левого революционного движения (Рамиреса и Эспехо), а также коррупции, торговле оружием и наркотиками. Решением суда в 2000 году бывший лидер был признан тяжело больным, и благодаря этому обстоятельству не был привлечен к уголовной ответственности.

За неделю до смерти Пиночет перенес тяжелейший инфаркт. Скончался экс-глава государства 10 декабря 2006 года. Прах его хранится в доме семьи Пиночетов.

Как к любому диктатору, отношение к Пиночету в Чили, да и во всем мире, до сих пор неоднозначное. В то время как европейские суды признали его виновным в уничтожении оппозиционеров, в современных чилийских учебниках истории определение «диктатура» было вычеркнуто и заменено на «военный режим». Более того, до сих пор в стране остается немало сторонников его деятельности.

В 1971 и 1972 в крупных городах прошли массовые антиправительственные демонстрации. Недельная забастовка закончилась только после того, как Альенде сформировал в ноябре 1972 новое правительство, куда вошли трое военных.

Нарастала волна терроризма и вооруженных конфликтов между левыми и правыми группировками. Вслед за неудачной попыткой военного переворота в июне 1973 прошла серия забастовок под антиправительственными лозунгами. Пытаясь предотвратить гражданскую войну, правительство пошло на переговоры с христианскими демократами. 11 сентября 1973 в результате военного переворота правительство Альенде было свергнуто, а деятельность конгресса приостановлена на неопределенный срок. К власти пришла военная хунта из четырех человек, один из членов которой, генерал Аугусто Пиночет Угарте, был провозглашен президентом.

Были запрещены все левые политические партии, а остальные объявлены «распущенными на неопределенное время». Были запрещены также профсоюзы, а забастовки объявлены вне закона. Вводилась жесткая цензура печати. Выборные местные советы и органы местного самоуправления были упразднены и заменены чиновниками, назначенными хунтой. Университеты подверглись чистке и были отданы под надзор военным. Тысячи сторонников Альенде были брошены в тюрьмы, многие погибли. В 1976 хунта организовала убийство Орландо Летельера, известного политического эмигранта, который находился в Вашингтоне. Пиночет положил конец реформам Альенде в области социальной и экономической политики; частное предпринимательство было освобождено от правительственного контроля, часть национализированных предприятий была продана частным инвесторам, а многие программы социального обеспечения приостановлены. Крупные международные банки открыли Чили кредиты. Крупные иностранные займы и высокие цены на медь на мировом рынке создали возможность быстрого подъема чилийской экономики в конце 1970-х годов. В 1980 Пиночет добился одобрения путем плебисцита новой конституции, согласно которой срок пребывания Пиночета на посту президента был продлен еще на 8 лет, после чего предусматривалась частичная передача власти гражданскому правительству. Политические партии, объявленные вне закона в 1977, оставались под запретом, а власть (включая президентскую) должна была находиться в руках военных по крайней мере до 1986.

В начале 1980-х в стране начались открытые протесты против военной диктатуры. Экономика впала в глубокую депрессию, причина которой коренилась в падении мировых цен на медь начиная с 1980, а также в необходимости выплаты процентов по внешним долгам Чили и больших военных расходах. В 1987 хунта была вынуждена легализовать политические партии.


В 1988 состоялся плебисцит, на котором избиратели могли одобрить либо отвергнуть единственного кандидата в президенты, выдвинутого хунтой; если он получал одобрение, то должен был занимать этот пост в течение последующих 8 лет; в случае отрицательных результатов режим Пиночета сохранялся еще на год, а затем он должен был объявить президентские выборы на многопартийной основе. Все центристские и левые партии выступили единым фронтом против кандидата хунты. Сильная поддержка военных дала возможность Пиночету выставить свою кандидатуру, и он использовал все имевшиеся в его распоряжении ресурсы для того, чтобы добиться желаемого результата; однако военно-воздушные силы, полиция и военно-морской флот, отдав предпочтение кандидату из гражданских, отказались содействовать фальсификации результатов выборов. Президентские выборы были назначены на 14 декабря 1989, и для того, чтобы избежать продолжения военного правления при поддержке партий правого крыла, центристские и левые партии, объединившись, поддержали умеренного христианского демократа Патрисио Эйлвина.

Эйлвин приступил к исполнению обязанностей в марте 1990 и образовал гражданское правительство с широким представительством партий. Национальный конгресс возобновил свою работу, обосновавшись в Вальпараисо. Хотя генерал Пиночет оставался главнокомандующим, Эйлвин начал расследование нарушения прав человека; в ходе этих расследований были обнаружены массовые захоронения жертв репрессий, осуществлявшихся хунтой в 1973 и последующие годы. Попытки Пиночета воспрепятствовать проведению расследований не были поддержаны другими руководителями вооруженных сил.

Правящая коалиция «Согласие во имя демократии», большинство в которой составляли представители Христианско-демократической и Социалистической партий, за четыре года правления Эйлвина укрепила свои позиции. На выборах в марте 1994 президентом стал ее кандидат, христианский демократ Эдуардо Фрей Руис-Тагле. Он получил 57,4% голосов, тогда как его основной соперник, Артуро Алессандри Беса, кандидат от коалиции правых партий, набрал 24,7% голосов; остальные голоса пришлись на долю двух менее популярных кандидатов.

За период с 1990 по 1996 был достигнут устойчивый рост экономики (в среднем 7% в год), к 1995 инфляцию удалось постепенно снизить до уровня, не превышавшего нескольких процентов в год.

Расходы на осуществление правительственных программ в области образования, здравоохранения и жилищного строительства с 1990 ежегодно увеличивались на 10% (в реальном масштабе цен). В период с 1987 по 1994 количество чилийских семей, уровень жизни которых находился ниже порога бедности, снизился с 40% до 24%. Минимальный размер пенсий и заработной платы выросли в период с 1990 по 1994 почти на 50%, а к 1996 в результате повысившегося спроса на рабочую силу на рынке труда реальный уровень заработной платы достиг и превзошел показатели периода, предшествовавшего приходу к власти Пиночета. Уровень безработицы в государственном секторе в 1996 составил 6,4%.

Одним из самых важных шагов на пути к восстановлению демократии явилась поправка к конституции, проведенная правительством Эйлвина, которая предусматривала использование принципа пропорционального представительства на местных выборах 1992. Хотя большинство последующих попыток расширить область применения демократических принципов и по возможности уменьшить влияние реакционно настроенной части военных путем принятия новых конституционных поправок оказалось безуспешным, движение к демократии набирало силу под влиянием явно выраженного народного волеизъявления. Оказалось, что политикам, журналистам и лидерам общественных движений зачастую удается расширить границы пользования гражданскими и политическими правами исключительно за счет создания в стране соответствующего политического климата.

Попытки гражданского правительства поставить вопрос о привлечении к ответственности виновных в многочисленных нарушениях прав человека встретили жесткий отпор со стороны военных, однако прогресс наблюдался и в этой области. Созданному при правительстве Эйлвина специальному комитету удалось провести вскрытие мест массовых захоронений и официально зарегистрировать ок. 3000 случаев «исчезновения» людей во время правления Пиночета. Появление официального документа дало возможность родителям, детям и супругам жертв военной диктатуры предъявить иски в суд и требовать выплаты соответствующих пособий. Кроме того, правительство Эйлвина освободило ок. 380 политических заключенных и способствовало возвращению на родину примерно 40 тыс. политических беженцев.

Добиться того, чтобы виновники кровавых преступлений понесли заслуженное наказание, оказалось гораздо более трудной задачей. В июле 1994 президент Фрей публично объявил, что правительство отказывает в доверии командующему корпуса карабинеров (Национальной полиции), ответственному за происходившие в стране массовые убийства. Однако по действующей конституции Фрей не мог снять его с поста. В 1996 за публичную критику Пиночета была арестована Г.Марин – лидер Коммунистической партии Чили, однако под мощным давлением общественного мнения как в стране, так и за рубежом она вскоре была освобождена.

Несмотря на отдельные выступления и уличные демонстрации, организованные в знак протеста армейскими подразделениями, гражданское правительство пересмотрело ряд положений закона об амнистии; кроме того, оно сумело изменить существовавшее положение, когда все преступления, совершенные военными по отношению к гражданским лицам, должны были рассматриваться только военными судами. Свыше 20 офицеров армии и полиции отбыли и отбывают сроки тюремного заключения за преступления, совершенные в годы военной диктатуры.

Самым крупным из судебных процессов, в ходе которого удалось добиться серьезного наказания, было дело генерала Мануэля Контрераса Сепульведы, бывшего руководителя тайной полиции, и бригадного генерала Педро Эспиносы Браво, бывшего руководителя военной разведки. Они обвинялись в убийстве бывшего министра внутренних дел и министра обороны в правительстве Альенде Орландо Летельера и его американского сотрудника Ронни Моффитта; в итоге оба генерала были арестованы, признаны виновными, приговорены к тюремному заключению и в 1995, несмотря на угрозы, чинимые препятствия и протесты со стороны некоторых военных коллег обвиняемых, заключены в тюрьму.

16 октября 1998 в Лондоне был арестован бывший чилийский диктатор Аугусто Пиночет. Арест был произведен в связи с требованием Испании о выдаче генерала с тем, чтобы он мог предстать перед судом по обвинению в убийстве испанских граждан в Чили. Решение Высокого суда Великобритании о том, что Пиночет обладает дипломатическим иммунитетом как бывший глава государства, было отменено апелляционным комитетом палаты лордов, и 9 декабря министр внутренних дел Великобритании заявил о начале судебной процедуры экстрадиции. Тем временем с требованием о выдаче бывшего диктатора выступила Швейцария; такие же запросы были подготовлены и в ряде других европейских стран. Декабрьское решение апелляционного суда было подтверждено в марте 1999