Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Страна которая называлась золотая империя. История чжурчжэней. Монгольское происхождение Золотой Орды

Данный раздел взят из , изданного при участии ДВГУ, ТИДОиТ и авторского коллектива в лице Плохих С.В., Ковалева З.А.

Чжурчжэни. Начало II тысячелетня н.э. в истории народов Дальнего Востока ознаменовалось выходом на политическую арену тунгусоязычных чжурчжэней. Чжурчжэнями, начиная с X века называли племена, проживающие на территории северной Маньчжурии и на опустевших после завоевания бохайских землях. До середины IX века чжурчжэньские племена жили вперемежку с оставшимся бохайским населением. Во второй половине XI века усиливается процесс объединения этих племен вокруг чжурчжэньского племени Ваньян. Причиной объединения явились не только рост численности населения и развития экономики, но и необходимость борьбы с киданями.

Падение иноземного ига и провозглашение Золотой империи чжурчжэней (по- китайски - Цзинь) произошло в 1115 г. в годы правления вождя Агуды, принявшего титул императора.


В течение последующих 10 лет чжурчжэни окончательно разбили киданей и захватили их земли. Затем в результате многолетних воин был покорен и обложен податями весь северный Китай. В период своего расцвета Чжурчжэньская империя занимала всю Маньчжурию, южную часть Дальнего Востока России, часть северного Китая и северной Кореи. Государственны и общественный строй. Общественная структура многонационального государства была сложной. Во главе стоял император и его многочисленные родственники. Они были крупнейшими собственниками, им принадлежали высшие государственные посты. Далее шла чжурчжэньская аристократия. Ее представители обладали значительным богатством, служили опорой государства. Ниже находились племенные вожди. Простые чжурчжэни составляли костяк армии земледельцы, скотоводы, охотники, ремесленники.

Общественная структура многонационального чжурчжэньского государства была сложной. Необходимо отметить, что в период своего расцвета 87% населения страны составляли китайцы, только 10% непосредственно чжурчжэни и лишь 3% другие народы. Страна делилась на 19 губерний, которые возглавлялись своего рода генерал - губернаторами. Как и в бохайском государстве, у чжурчжэней было 5 столиц и много других городов, в том числе на территории Приморья.Отличительной особенностью чжурчжэньской системы администрации, обусловленной полиэтничным составом страны была отдельная система управления для чжурчжэней и для управления китайцами.

Однако с усилением внутренних связей в 30-х гг. XII века эта двойная административная система была преобразована в единый для всех народов империи многоступенчатый государственный аппарат. Его основу составляли шесть министерств: общественных работ, юстиции, финансов, церемоний, чинов военных дел. Стоит отметить, что все высшие должности в правительстве были заняты чжурчжэнями. Вместе с тем, большинство чиновников были китайцами.

Кроме того, чжурчжэни имели многочисленную, хорошо обученную и вооруженную армию. Дополнительно для поддержания порядка на завоеванных территориях были созданы особые военные поселения из чжурчжэней. Хозяйство чжурчжэней. Говоря о хозяйстве чжурчжэней необходимо отметить, что у собственно чжурчжэньских племен не было единого хозяйственного уклада. Основным видом хозяйствования у чжурчжэней было земледелие. Они выращивали просо, пшеницу, бобовые культуры.


Землю пахали на быках, используя железный плуг с лемехом, а также применяли мотыги и лопаты, пользовались ступами и ручными мельницами. Чжурчжэни Приморья занимались скотоводством - разводили крупный рогатый скот и лошадей. Охота же в их хозяйстве не имела большого значения. Важно отметить, что чжурчжэни унаследовали от бохайцев многое из созданной ими материальной культуры. Они стали обладателями огромного технико-экономического потенциала. Например, большого размаха в период существования империи чжурчжэней достигало производство и обработка цветных металлов.


На высоком уровне у чжурчжэней было и гончарное дело. Мастерами применялась совершенная для этого времени технология изготовления сосудов. Так, при формировании использовали шаблоны, дающие четкие профили элементов формы и декора, применялось лощение поверхности. Для нанесения орнамента на посуду применялись штампы - печатки, накатные цилиндры. Все это позволили чжурчжэням перейти от индивидуального производства к производству на широкий рынок. Развивалось и кожевенное производство, которое включало уже ряд процессов и операций. Ученые, сравнивая современные процессы и операции кожевенного производства с находками эпохи чжурчжэней, находят в них много общего. У чжурчжэней существовало и деревообрабатывающее производство, причем на высоком уровне. Об этом говорят находки довольно специализированного инструмента на территории Приморья. Например, на чжурчжэньских городищах часто встречаются различные обломки полотен пил, предназначенных как для поперечной, так и для продольной распиловки дерева.

Известно также, что чжурчжэньские мастера занимались изготовлением боеприпасов, а именно пороховых снарядов. Например, первые свидетельства об огневых снарядах связаны с историей именно чжурчжэней. Одной из самых интересных находок в этой области является пороховой снаряд с Ананьевского городища. Размеры длины отлитого изделия равняется “...16-17 см, диаметр в средней части около 9 см, толщина стенок 0,5 - 1,1 см”. Чжурчжэни жили в наземных деревянных домах с лежанкой — каном.

Такая система отопления жилища появилась у населения Приморья и Восточной Маньчжурии еще на рубеже новой эры и сохранялась у малочисленных народов Дальнего Востока вплоть до начала XX века. Так, самый простой по планировке, но наиболее встречающийся кан был односекционным, и сооружался он вдоль какой-нибудь одной боковой стены жилища. В некоторых жилищах встречаются также небольшие плавильные горны, каменные подпятники от гончарного станка, каменные жернова ручных мельниц и обширные хозяйственные ямы со следами встроенных внутри их деревянных ларей с запирающимися на замок крышками. В этих ларях хранилось зерно и другие продукты питания. Кроме того, к жилищу, как правило, примыкал небольшой хозяйственный двор с различного рода постройками и сооружениями, которые все вместе составляли своеобразный хозяйственно-производственный комплекс - типа усадьбы.

Культура чжурчжэней. Особого внимания заслуживает культура чжурчжэней. Уже спустя 4 года после образования Золотой империи чжурчжэни создали свою слоговую письменность, более отвечавшую нормам их языка, чем китайские иероглифы. Эта письменность получила известность под названием “большое письмо" чжурчжэней и содержала около 3 000 знаков. Наличие собственной письменности является, как известно, одним из важнейших показателей высокого социально-экономического и культурного уровня создавшего его народа.

Даже среди простых ремесленников у чжурчжэней было немало грамотных людей, о чем свидетельствуют многочисленные находки различных изделий, в том числе и керамических, помеченных личными клеймами мастеров в виде знаков чжурчжэнского “большого письма”, которыми, по всей вероятности, записаны их имена. У чжурчжэней была своя литература и поэзия, широкое развитие получили различные отрасли науки. Как явствует из письменных источников, чжурчжэньские песни, танцы и музыка пользовались известностью среди китайцев. О развитии декоративно-изобразительного искусства говорят бронзовые зеркала, на тыльной стороне которых с большим реализмом исполнены барельефные изображения цветов, рыб, животных, а также рисунки на бытовые и мифологические темы.


На территории Приморья обнаружено свыше десяти разновидностей чжурчжэньских зеркал, характеризующихся большим разнообразием сюжетов и высокой техникой исполнения имеющихся на их тыльной стороне рисунков. Особый интерес вызывают бронзовые скульптурки духов предков.


Культ предков занимал заметное место в религиозных воззрениях чжурчжэней, в связи с чем, отливая из бронзы фигурку в честь предка, они стремились придать ей портретное сходство. Заметных успехов достигли чжурчжэни в области монументальной скульптуры и дворцово-храмовой архитектуры. Об этом можно судить по обнаруженным в окрестностях г. Уссурийска каменным изваяниям людей, тигров и баранов. Большинство чжурчжэней, как и бохайцы исповедовали шаманизм, а знать и чиновничество - буддизм. Исследователи, анализируя источники, отмечают наличие элементов анимизма и магии в традиционных верованиях чжурчжэней, причем особое место в этих верованиях занимают различные культы. Чжурчжэни одухотворяли различные явления природы, связывая их исключительно с деятельностью тех или иных духов. О распространении буддизма у чжурчжэней говорят как письменные источники, так и материалы археологических раскопок. Так, на Николаевском городище выявлены остатки буддийского монастыря, на Ананьевском, Шайгинском и Чугуевском городищах найдены бронзовые статуэтки Будды.

Археологические памятники эпохи чжурчжэней. На территории Приморья находилась цзиньская губерния Сюйпинь (Субинь) с центром в районе современного г. Уссурийска. Она включала в себя три городища, укрепленные высокими валами. Два из них (Южно-Уссурийское и Западно-Уссурийское) находились на равнине, в черте современного города и в настоящее время разрушены. Третье (Краснояровское городище), имеющее наибольшую протяженность городских стен, занимает высокий отрог горного плато на правом берегу р. Раздольная, в трех километрах к югу от Уссурийска. На территории Уссурийска, между двумя городищами находились также и могилы знатных чжурчжэней. Перед ними ставились каменные статуи полководцев и чиновников, тигров и баранов, а также посвященные умершим каменные стелы на пьедесталах в виде каменных черепов.


Кроме того, на территории Приморья имелось большое число других городов (Николаевское, Чугуевское, Стеклянухинское и др. городища). Иногда чжурчжэни поселялись на месте старых бохайских городов, при этом они надстраивали городские стены, сооружали на них оборонительные башни и усиливали защитные сооружения городских ворот. Уникальным памятником культуры чжурчжэней на территории Приморья является Шайгинское городище. Городище находится примерно в 70 км к северу от г. Находка и нескольких км к югу от с. Сергеевка Партизанского района и расположено на одном из южных острогов Сихотэ-Алиня. Южная сторона этого огрога круто обрывается к долине р. Ратной (бывшей р. Шайги) - левого притока р. Партизанской (бывшей р. Сучан), а западная - к долине р. Партизанской. Юго-западная оконечность отрога прорезана глубоким распадком, по дну которого протекает ручей Батарейный, питаемый многочисленными ключами. С западной, северной и восточной сторон этот распадок окружен высокой грядой сопки, по гребню которой проходит сооруженный из земли и камня оборонительный вал.

Высота оборонительного вала в зависимости от крутизны склона сопки с внешней стороны городища, а следовательно, от ее доступности для осаждающего противника, колеблется от 0,5 до 5 м. Шайгинское городище имело трое ворот, через которые осуществлялся проезд на территорию городища и выезд из него. Главные ворота находились в средней части северной линии оборонительной стены. Внешний склон сопки, обращенный к долине р. Партизанской, довольно пологий и легко преодолимый как для пеших воинов, так и для конницы, в связи с чем, вал в этом месте достигает наибольшей высоты. Кроме того, примерно в 30 м по обе стороны от ворот в валу были сооружены две башни, откуда можно было обстреливать из лука ближайшие подступы к воротам. Вся территория Шайгинского городища системой внутренних валов, улиц, естественных оврагов и распадков делилась на кварталы. Население каждого квартала в зависимости от профессионально-производственной деятельности принадлежало к определенному социальному сословию. Находка на городище серебряной пайцзы (верительной бирки) тысячника, текст которой выгравирован на чжурчжэньском языке, позволяет заключить, что здесь когда- то находилось не менее 1000 жилищ, то есть хозяйственных дворов (к настоящему времени раскопками вскрыты остатки 278 жилищ).

Этот факт, наряду с другими данными (наличие большого числа ремесленных мастерских, крупных складских зданий под черепичной крышей, разветвленной сети улиц, кварталов, редута, где размещалась ставка военного коменданта, нескольких огороженных земляными валами, так называемых “внутренних"’, или “запретных” городов и т.п.), свидетельствуют о том, что это был сравнительно крупный город с многотысячным населением. Все раскопанные жилища были наземными, каркасно-столбовой конструкции, с отопительной системой типа кан. Размеры жилищ, их интерьер целиком зависели от числа членов семьи и их социального статуса. Наиболее крупные жилища имели площадь 50 и более квадратных метров.

Жители Шайгинского городища занимались различными видами ремесел и земледелием, выращивая, судя по многочисленными находкам, пшеницу, ячмень, гречиху, сою, просо, чумизу, гаолян. Наряду с этим они занимались разведением крупного рогатого скота, коневодством и свиноводством, а также охотой, рыбной ловлей и таежными промыслами, в том числе собирательством дикоросов. В XII веке на территории Центральной Азии обитали кочевые племена монголов.

К концу XII века одному из монгольских ханов Чингис-хану удалось объединить все монгольские племена в единую империю. В начале XIII века на съезде монгольской знати Чингис - хана объявили Великим ханом всех монголов. Через некоторое время он начинает завоевательные походы против соседних стран.


В его поле зрения попадает и империя чжурчжэней. Многочисленные походы монголов завершились падением Золотой империи в 1234 г. В период, когда Золотая империя Чжурчжэней переживала глубокий внутренний кризис, от нее отделились несколько территорий. Так в 1215 г. в Приморье возникает государство Восточное Ся, просуществовавшее лишь 19 лет. Монгольское завоевание в 1233 году положило конец существованию Восточного Ся. Походы Чингис - хана и его полководцев принесли смерть и разрушения на многие государства. Были разгромлены Китай, страны Средней Азии, в заброшенный край превратилась территория чжурчжэньской империи.

Восход и Расцвет Золотой Империи Чжурчжэней

В 2015 г. исполняется 900 лет со времени создания Золотой (Цзинь) империи чжурчжэней и 800 лет с момента выделения из нее чжурчжэньского государства Восточное Ся (Дун Ся).

Оба эти государства сыграли значительную роль в судьбах входивших в их состав тунгусо-маньчжурских и иных этносов, населявших российское Приамурье и Приморье – историческую родину чжурчжэней. Чжурчжэни эпохи победоносных походов наводили ужас на соседей, в свое время недвусмысленно посягавших на их земли. Собственно с защиты родной земли все и началось.

А затем была невероятная экспансия на юг, Золотая империя, одной из столиц которой стал нынешний Пекин… А потом пришли с огнем и мечом воины Чингисхана... Вся эта историческая драма «прокрутилась» за какие-то двести лет, но во все последующие века стала объектом научного интереса в Китае, Монголии и России

Историю и культуру народа чжурчжэней на самом деле можно сравнить с золотым самородком, сокровищем, и сегодня сияющим из глубины веков. Империя, названная Золотой (по-китайски – Цзинь) ее основателем Агудой, была провозглашена в 1115 г. и просуществовала около 120 лет. Это был период расцвета – время наивысшего экономического и культурного подъема, апофеоз консолидации многочисленных народов, населявших земли, о чем повествует много известных письменных источников, в частности, «История империи Цзинь» (1345 г.). Тем не менее в современной научной литературе чжурчжэням уделено гораздо меньше внимания, нежели их западным соседям татаро-монголам и империи Чингисхана, образованной в XIII в.

Среди чжурчжэней были широко распространены наборные пояса, представляющие собой ремни из свиной кожи с нашитыми поверх разнообразными, пышно декорированными ажурными бронзовыми бляшками. Пояса носили взрослые и дети, мужчины и женщины. Самыми эффектными и роскошными были пояса женщин-шаманок – наиболее влиятельных персон. Бляшки на их поясах, как правило, позолоченные, а ремни покрашены красной краской

По некоторым сведениям, в юности Чингисхан сам побывал у чжурчжэней в плену, где перенял многие секреты их военного искусства. Но даже обогащенный этим опытом, полководец, претендовавший на звание «покорителя мира», так и не смог в течение многолетних войн одолеть чжурчжэней. По свидетельству современников, чжурчжэньские воины «дерутся так, как будто сами духи вступают в сражение, и в конце концов одерживают победу». Именно поэтому, очевидно, им и удалось создать такое обширное государство: в его пределы, кроме исторической родины – Маньчжурии, Приморья и Приамурья, входили Северный и Центральный Китай и Внутренняя Монголия. Причем китайцы составляли 87 % всего населения империи Цзинь, а самих чжурчжэней-завоевателей насчитывалось около 10 %.

О более раннем периоде «восхода» чжурчжэней на имперских территориях, ставших впоследствии периферией (таких как российское...

Создание и укрепление империи

После конфликта с киданьским императором Тянь Цзо Агудá усиленно готовится к войне, так как кидани подобной дерзости своим вассалам не прощали. Но кидани не спешили с карательнымии мерами. Воспользовавшись этим, Агуда совершает несколько удачных походов на территорию Ляо. Успехи Агуды укрепили его авторитет среди чжурчжэней. Всё больше племенных вождей вступают в союз с Агудой.

К 1115 г. мощь Агуды настолько увеличилась, что он провозглашает себя императором независимого чжурчжэньского государства, которое назвал «Золотая империя» (Цзинь) . Сразу же после провозглашения империи между чжурчжэнями и киданями разгорелась война. Уже на следующий год пала Восточная столица киданей – г. Лоян (бывшая Верхняя столица Бохая). С самого начала бохайцы помогали чжурчжэням. До начала штурма Лояна в городе бохайцы подняли восстание и провозгласили создание Великого государства Бохай. Вскоре предводитель бохайцев Гао Юн-чан потребовал от Агуды подчинения, поскольку раньше хэйшуй подчинялись Бохаю. Агуду это не устроило и через четыре месяца Великое государство Бохай прекратило своё существование.

Война с киданями успешно развивалась. В Ляо начались беспорядки. Кидани одну за другой сдавали свои столицы и в 1122 г. Тянь Цзо бежал к своим союзникам тангутам.

В 1123 г. Агуда умирает и новым императором становится его младший брат Уцимáй. На следующий год Уцимай покоряет тангутское государство Си Ся и в 1125 г. киданьский император оказывается в плену у чжурчжэней. Империя Ляо прекратила своё существование. Правда, одному из родственников императора удалось бежать в Восточный Казахстан, где он создал государство Западное Ляо, которое просуществовало до нашествия Чингисхана.

Войны с Китаем и Мэнгу

В 1125 г. чжурчжэни начинают войну с китайской империей Сун. Перед началом войны с киданями, Агуда договорился с китайцами о союзе и отказался от захвата китайских областей, покорённых киданями. Но в ходе войны китайцы не только не помогали, но и угрожали чжурчжэням. После разгрома Ляо китайцы потребовали от чжурчжэней возврата своих земель, что чжурчжэнями было воспринято как оскорбление.

Война с Сун длилась почти два года. За это время китайцы потеряли все северные области, столицу и император с родственниками оказался в плену. Однако, сын императора смог бежать на свободный юг страны, где в том же 1127 г. провозгласил создание империи Южная Сун.

Южная Сун сразу начинает войну с чжурчжэнями, пытаясь возвратить северные области. Китайцам удалось даже достичь некоторых побед. Чжурчжэни, желая избежать изматывания своих армий, в 1130 г. на пограничных с Южной Сун землях создают вассальное китайское государство Ци, которое должно было оградить Золотую империю от войны с Южной Сун. Теперь, фактически, китайцы должны были воевать против китайцев.

В 1135 г. умирает Уцимай и новым императором становится внук Агуды Хэлá. Он был очень образованным и воспитанным человеком, но не имел таланта правителя. Вскоре был раскрыт заговор против Хэла. Победы Южной Сун значительно ухудшили дела на юге. В это же время на севере племена мэнгу (монголы) начали воевать с чжурчжэнями. В 1137 г. чжурчжэни ликвидировали Ци и быстро разгромили китайцев. Хэла не хотел воевать и китайцы понимали, что северные земли им не вернуть. Оба государства начинают готовить мирный договор. Но китайская провокация, с подкупом военачальника Далáя, снова разожгла войну. Мирный договор был подписан в 1141 г. и утверждён Государственным Советом в 1142 г. По своей сути, мирный договор 1141/42 гг. явился вершиной военно-политического могущества чжурчжэней. Ещё ни один народ Восточной Азии не демонстрировал свою мощь в соревновании с главным эталоном цивилизации и власти в этой части земного шара – Китаем. Впервые в истории китайский император подчинился другому правителю.

В 1147 г. чжурчжэни подписали мир с мэнгу, после которого монгольский правитель провозгласил себя императором государства Хамаг Монгол улус.

Во внутренней политике Хэла проводит ряд реформ. Он учреждает филиал Государственного Совета на юге страны и ввёл китайскую систему управления, поскольку являлся поклонником всего китайского. Ликвидировал китайские и бохайские военные подразделения. Вся империя получила новое административное деление. Был введён новый свод законов. Но в последние годы Хэла отошёл от государственных дел. После смерти сына крепко запил, стал подозревать всех в измене, устроил ряд казней. Во многом ему помогал родственник Дигунáй.

Деятельность Дигуная

В 1149 г. Дигунай возглавляет заговор и убивает Хэла. Зверское убийство императора вызвало резкую реакцию соседей, даже вассальные государства отозвали своих послов.

После захвата власти, Дигунай начал жёсткий террор против императорской фамилии, наиболее знатных и сильных родов. В первый же год правления он казнил министров и сына Хэла с его приближёнными. Затем уничтожил семьи известных полководцев. Позднее, казнил свою мачеху, членов киданьской и сунской императорских фамилий. Казни сопровождались конфискацией имущества, отдачей в рабство и гарем.

Опасаясь мести, в 1153 г. Дигунай покинул столицу, которую велел разрушить и перепахать. Он переселился в Пекин. Тогда же перенёс останки всех ваньяньских вождей и императоров, чтобы подчеркнуть своё наследственное право на трон. С невиданной пышностью начинает обстраивать новую столицу. Стараясь стереть память о заслугах знаменитых чжурчжэней, Дигунай приказал с их погребений сбить имена. Именно поэтому долгое время не могли установить, в чью честь были установлены черепахи в Уссурийске. Лишь в результате продолжительных исследований было выяснено, что одна из черепах относится к погребальному комплексу Ваньянь Эсыкуя, известного чжурчжэньского полководца.

Дигунай не доверял чжурчжэням и окружил себя китайцами. Начал новые реформы в стране: преобразовал структуру государственных органов; пересмотрел звания и титулы; составил новый кодекс законов; провел финансовые мероприятия (начал выпуск ассигнаций – это были первые бумажные деньги, а затем стал отливать собственные монеты). Всех принцев понизил в званиях, многих лишил званий.

В стране зрело недовольство, причинами которого являлись террор, рост налогов (из-за строительства столицы), засилье китайцев в администрации, экономические проблемы. В разных местах империи вспыхивают восстания. Желая сбить это недовольство, Дигунай приступает к подготовке войны против Южной Сун. В 1161 г. 600-тысячная чжурчжэньская армия перешла границу. Китайцы начали громить эту армию, сожгли огромный флот на р. Янцзы и повергли чжурчжэньскую армию в отступление.

Пока Дигунай находился на войне, в столице военные устроили переворот и провозгласили императором двоюродного брата Дигуная – Улý. Дигунай решил развернуть армию на столицу. Однажды утром он вышел из своего шатра к военачальникам и увидел под ногами стрелу. Это была чжурчжэньская стрела, что означало вызов императору. Не успел Дигунай вынуть меч, как полководцы изрубили его в мелкие куски, затем сожгли, а прах развеяли по ветру. Дигунай был умным и энергичным государственным деятелем, но казни были напрасными.

Реформы и расцвет империи

Перед Улу стояло много проблем. Сначала он объявил Дигуная вне закона, предал суду его помощников. Установил отношения с соседями и разгромил китайскую армию, которая продолжала воевать. Одновременно с этим подавил китайские и киданьские восстания, которые пытались восстановить Ляо.

Улу понимал, что страна сильно ослабла, необходимы реформы. Он объявил амнистию и реабилитацию, отменил на три года налоги. Преобразовал земледелие и разрешил свободную добычу металлов, открыл пограничные рынки и провёл в стране перепись населения. Осуществил большую программу возрождения чжурчжэньской культуры. Расширил знакомства с китайскими достижениями. Сохранял национальные формы жизни: язык, письменность, имена и фамилии , песни и танцы, одежду и обычаи. Вернул Верхнюю столицу на прежнее место и сделал её заповедником чжурчжэньского образа жизни и старины. Открыл университет, дал развитие национальной литературе и искусству. Ограничил деятельность буддистов и даосов, которые в основной массе были китайцами. Создаются новые законы, открываются школы, большое внимание уделяется боеготовности армии. Основным населением империи были китайцы, поэтому Улу делал всё возможное, чтобы чжурчжэни не окитаились.

Улу сделал очень много для процветания страны и в 1189 г. умер. Новым императором стал его внук Мадагэ. Он продолжил дела деда. Провёл важные государственные мероприятия, составил сборник чжурчжэньских церемоний , поощрял учёных, крупно пополнил библиотеку. Стал укреплять границы.

Во время его правления. На юге китайцы попытались вернуть свои земли и начали войну в 1204 г. Но уже через четыре года были полностью разгромлены. Не спокойно было на севере. В 1206 г. монгольский хан Темучин был избран новым Верховным ханом (Чингисханом) . Через два года после этого Мадагэ умер. Политика следующих императоров была иной.

В 1208 г. императором стал сын Улу – Юн-цзы (его чжурчжэньское имя не сохранилось). Через два года Чингисхан отказался платить дань чжурчжэням. В 1211 г. монголы вторгаются в земли Золотой империи и на следующий год захватили Западную столицу. В 1213 г. заговорщики убивают Юн-цзы и новым императором становится брат Мадагэ – Удабý.

Упадок и гибель империи

В этом же году Чингисхан окружил Верхнюю столицу и снял осаду лишь получив в жёны принцессу. После этого монголы стали покорять соседей чжурчжэней.

Некоторые крупные военачальники перестали доверять императору. В 1215 г. Пусянь Ваньну на восточных землях империи провозглашает чжурчжэньское государство Дунчжэнь [Восточные чжурчжэни], известное также под названием Восточное Ся. Поднимают восстание кидани, которые провозгласили своё государство и тут же стали союзниками монголов. Проявляют активность и китайцы. В 1217 г. начинается война с Южной Сун. В 1224 Удабу умирает и его преемником становится сын Ниньясý.

Ниньясу сумел установить мир с китайцами. Чжурчжэньская армия добилась ряда побед над монголами. В 1227 г. Чингисхан умирает и его дело продолжают сыновья и соратники. С 1230 г. монголы начали последнее наступление на империю. Через два года пала Верхняя столица. Император бежал. Монголы договариваются о союзе с Южной Сун. Чжурчжэни оказались меж двух огней. В 1234 г. Ниньясу передал власть дальнему родственнику Чэнлиню и повесился. Чэнлинь был императором лишь несколько дней. Вскоре восставшие солдаты убили его. Все остальные члены императорской фамилии были в плену. Чжурчжэньский трон некому было занимать. Золотая империя пала.

Но и после этой трагичной даты чжурчжэни продолжали сопротивление. В 1235 г. ещё сопротивлялись крепости в Приморье, а на юге страны стойко оборонялась крепость Гунчан. Не случайно чжурчжэни рассматриваются как народ-герой.

В этом же году совет монгольских ханов принимает решение о походе на Русь, для покорения «орусов».

8 января 2012

Иногда становится как-то даже обидно, что все великие древние цивилизации были почти у половины стран Мира, а у нас их нет. Однако, людям узких кругов известно совсем другое и это и есть Золотая Империя Чжурчженей. Правда не все это любят признавать. Но почему?

Действительно, в научных кругах предпочитают про неё вообще не упоминать, а если вдруг и вспоминают, то всегда искажают, "разрезают", "кромсают" и впихивают по отдельным частям в привычные для уже написанной истории. Ведь это гораздо легче, чем переписывать заново. А таки пересмотреть, сделать генеральную ревизию и переписать придётся.

Оказывается на Дальнем Востоке на территории современных: Амурской области, Приморского края, Северной Кореи, Восточной Монголии и Северного Китая, существовала огромная империя, которая называлась Золотой Империей Чжурчженей. Она насчитывала около 50-ти миллионное население. Существовала она задолго до Великого Китая и уже тогда знала производство фарфора, бумаги, пороха и много другого. То есть намного раньше, до того, как это "открыли" китайцы.

Очень интересна письменность этого народа, а она уже существовала тогда. Её нельзя прочесть ни на одной группе тунгусо-манчжурского языка. За что её моментально назвали умершей и отбросили за ненадобностью. Однако, Валерий Юрковец в своей работе очень подробно доказал, что надпись относится к славянскому языку и написана славянскими рунами и является праславянской.



Теперь, если Вас спросят,

В начале II тыс. н.э. на Дальнем Востоке на историческую арену вышли тунгусоязычные чжурчжени (нюйчжи, нюйчжэнь - по-китайски; джурджэ — по-персидски; чиорчие, чорчиа, чорча — на некоторых европейских языках). Вопрос о происхождении чжурчженей в настоящее время остается неясным. Можно полагать, что в пределах Южного Приморья, прилегающей части Манчжурии и северо-восточного Китая, в конце I - начале II тыс. н.э. обитали многочисленные этнические образования, среди которых ведущую роль играли тунгусоязычные группы, известные как мукрийские племена. Последние имели прямое отношение к возникновению и истории государства Бохай. В состав одной группы мукрийцев входил род ваньянь, который стал ядром, консолидирующим вокруг себя многие другие роды в борьбе против киданей. Как известно, кидани недавно разгромили Бохай. Но борьба мукрийцев против киданей не прекратилась. В начале XII в. ваньянь вынудили корёсцев (восточных соседей) уступить часть Корейского полуострова (север). Эта победа привела к росту влияния ваньяней внутри и за пределами земель чжурчженей. Начал оформляться примитивный, «варварский» тип аппарата власти. Затем началась борьба с киданями. В 1113 году вождь ваньянь Агуда одержал первую победу над киданями. В 1114 году он одерживает еще ряд побед, что позволяет ему в начале 1115 г. объявить о создании «Золотой империи», которая известна в литературе того времени из китайского языка как Цзинь (Золотая).

Появление нового государства в регионе существенно меняет политическую ситуацию, при которой и корейские, и китайские правители вынуждены принимать в расчет факт существования Золотой империи чжурчженей. Агуда, глава империи чжурчженей, ведет активную борьбу с киданями, ив 1125 году император киданей потерпел поражение, был взят Агудой в плен. Киданьская империя Ляо прекратила существование. С этого же времени началась длительная и в целом успешная для чжурчженей война с Китаем.

Начиная со второй половины XII в. чжурчжени вступили в длительную войну с монголами, которые уже чуть раньше создали в Приморье и Северо-Восточной Монголии государство Хамаг Монгол во главе с Хабул-ханом. Военные отношения с монголами развивались с переменным успехом. Выход на политическую арену Тэмуджина, получившего в 1206 г. титул Чингисхана, явилось грозным предзнаменованием серьезных испытаний Золотой империи.

1211 г. - начало войны с монголами, кбторые вторглись в пределы Золотой империи. Начались восстания киданей, предательство военачальников, образование мелких государств - вассалов монголов. Затем в начале 1230-х гг. началось массовое наступление монголов на чжурчженей. К концу 1233 года их государство было разгромлено.

В Приморье основой населения государства были чжурчжениудигэ. Население оказывало сильнейшее сопротивление войскам Угэдэя, преемника Чингисхана. Археологи обнаруживают многочисленные следы нашествия: сожженные поселки, беспорядочные захоронения, расчлененные скелеты людей. Монголы усиленно преследовали удигэ, которые вынуждены были с целью спасения уходить в горы, в тайгу. Это постепенно приводило к деградации их культуры (материальной и духовной).

Памятники археологии чжурчженей в Приморье многочисленны. Но одна их особенность: нет ни одного могильника чжурчженей, хотя и известны отдельные захоронения. Изучены городища (горные и равнинные), многочисленные дороги по склонам сопок, а также такие своеобразные памятники, как монолитные изваяния чиновников, животных, из них - много черепах со стелами на спинах.

Городища составляют самые яркие археологические объекты. Горные городища (Шайгинское, Лазовское, Ананьевское, Краснояровское, Екатериновское, Плахотнюковское и ряд других) располагаются на горных мысах, где созданы искусственные террасы, на площадках которых - сооружения различного назначения: хозяйственные, жилые и общественные здания. На городищах выделялись отдельные участки (кварталы), иногда в пределах таких участков располагалась цитадель. В кварталах расселялись жители по преимуществу одного профессионального и социального уровня. Оборонительные сооружения возводились чаще всего по гребню прилегающих сопок. Валы обычно земляные, но часто они сделаны из тщательно подогнанных камней (валунов и галечника). Высота оборонительных стен различна (от 0,5 до 6 м) в зависимости от сохранности. Иногда за пределами стен сооружались башни для флангового обстрела. Некоторые городища имели специальные площадки рядом со стенами для установки камнеметательных машин.

Большие равнинные городища (Чугуевское, Саинбарское, Горбатковское, Николаевское, Южно-Уссурийское, Марьяновское и другие) находятся в долинах рек и обнесены земляными валами и рвами. По форме - прямоугольные или квадратные.

Оборонительные стены имеют и в наши дни 6 - 10 м высоты, рвы - ширину до 25 м, а глубину в 3 - 5 м.
Малые равнинные городища имеют квадратные формы, с одними воротами; по периметру их размеры до 240 — 250 м. Такие городища тяготеют к большим равнинным или горным, поэтому их лучше назвать редутами.

Чжурчжени-удигэ, составлявшие основу империи Цзинь, вели оседлый образ жизни, что нашло отражение в характере жилищ, которые представляли собой наземные деревянные сооружения каркасно-столбового типа с канами для обогрева. Каны сооружались в виде продольных вдоль стен (одного-трех каналов) дымоходов, которые сверху закрывались галечником, плитняком и тщательно обмазывались глиной.

Внутри жилища почти всегда имеется каменная ступа с деревянным пестом. Редко, но встречаются деревянная ступа и деревянный пест. Известны в некоторых жилищах плавильные горны, каменные подпятники гончарного стола.
Жилой дом вместе с рядом хозяйственных построек составлял усадьбу одной семьи. Здесь сооружали летние свайные амбары, в которых летом нередко жила семья.

В XII - начале XIII вв. у чжурчженей было многоотраслевое хозяйство: земледелие, скотоводство, охота* рыбная ловля.

Земледелие было обеспечено плодородными землями и разнообразными орудиями труда. В письменных источниках упоминаются арбуз, лук, рис, конопля, ячмень, просо, пшеница, бобы, порей, тыква, чеснок. Значит, широко известно было полеводство и огородничество. Повсеместно выращивались лен и конопля. Из льна изготавливали полотно для одежды, из крапивы — мешковину для разных технологических производств (черепицы в частности). Масштабы ткацких производств были велики, а значит и земляные площади для технических культур отводились в больших размерах (История Дальнего Востока СССР, с. 270- 275).

Но основой земледелия было производство зерновых культур: мягкой пшеницы, ячменя, чумизы, гаоляна, гречихи, гороха, сои, фасоли, вигны, риса. Обработка земли пашенная. Пахотные орудия - рала и плуги - тягловые. Но вспашка земли требовала более тщательной обработки, что производилось мотыгами, лопатами, пешнями, вилами. Для уборки зерновых использовали многообразные железные серпы. Интересны находки ножей соломорезок, что свидетельствует о высоком уровне заготовок кормов, то есть использовалась не только трава (сено), но и солома. Зерноводческое хозяйство чЖурчженей богато орудиями для обрушивания, толчения и помола злаковых: деревянные и каменные ступы, ножные крупорушки; в письменных документах упоминаются водяные крупорушки; а наряду с ними - ножные. Многочисленны ручные мельницы, а на Шайгинском городище найдена мельница, приводимая в работе тягловым скотом.

Животноводство было также важной отраслью хозяйства чжурчженей. Разводили крупный рогатый скот, лошадей, свиней и собак. Рогатый скот чжурчженей хорошо известен многими достоинствами: крепость, продуктивность (и мясная, и молочная).

Коневодство составляло, пожалуй, важнейшую отрасль животноводства. Чжурчжени разводили три породы лошадей: мелкие, средние и очень мелкие по высоте, но все очень приспособленные к передвижению по горной тайге. Об уровне коневодства свидетельствует развитое производство конской упряжи. В целом можно заключить, что в эпоху империи Цзинь в Приморье сложился хозяйственно-культурный тип пашенных земледельцев с развитыми земледелием и животноводством, для того времени высокопроизводительным, соответствующим классическим типам феодальных обществ аграрного типа.

Чжурчженская экономика существенно дополнялась высоко развитым ремесленным производством, в котором ведущее место занимали железоделательное (горная добыча руды и выплавка железа), кузнечное, плотничье и гончарное, где основным было производство черепицы. Ремесленное дело дополнялось ювелирным, оружейным, кожевенным и многими другими видами занятий. Особого высокого уровня развития достигло оружейное дело: производство луков со стрелами, копий, кинжалов, мечей, а также ряда защитных видов оружия (История Дальнего Востока СССР, с. 276-287).

В жизни империи Цзинь огромную роль играло военное сословие; армейские подразделения были необходимы не только для завоеваний, но и для удержания в подчинении покоренных племен и народов. В условиях развитых классовых отношений особо важна роль армии для поддержания порядка в пределах империи. Для содержания армии и чиновничества была создана система сбора податей, учета расходов и т.п., а значит сложная чиновничья система.

Исследователи полагают, что у чжурчженей сложилась в городах цеховая организация на основе специализации в разных отраслях производства. Целью таких организаций были приобретение сырья, сбыт продукции, справедливое распределение доходов. При такой цеховой организации предполагается наличие внутреннего рынка, денежной системы, товарно-денежных отношений, а также сложившейся системы законодательной и исполнительной властей как в центре, так и на местах. Разумеется, в этих случаях в обществе должна быть и собственная письменность. Действительно, уже Агуда в 1118 г. поручил своему чиновнику Вамьяню Сииню разработать чжурчженьское письмо, что и было сделано в 1119 г. Это было так называемое «большое письмо» чжурчженей, созданное на базе киданского! Оно содержало около 3000 знаков. Грамотность у чжурчженей была хорошо известна: многие изделия ремесленников помечены именами мастеров, имеются верительные бирки тысячников войска с чжурчженскими надписями.

В обществе империи Цзинь были развиты литература, наука и разные виды искусства (песни, музыка, танцы). Эти виды духовной деятельности чжурчженей хорошо были известны в Китае, о чем неоднократно повествуют письменные документы Китая. Археологически хорошо изучена еще одна область духовной деятельности - прикладное декоративное искусство: многочисленные случаи отделки буддийских храмов, других зданий, а также изделий малых форм (зеркал, статуэток и т.п.). Среди последних особо надо отметить бронзовые фигурки духов предков (Воробьев М.В., 1983).

Духовная жизнь, мировоззрение чжурчженей-удигэ представляли органичную слитную систему религиозных представлений архаичного общества и ряда новых буддийских компонентов. Такое сочетание архаики и нового в мировоззрении свойственно обществам слагающейся классовой структуры и государственности. Новая религия, буддизм, исповедывалась по преимуществу новой аристократией: государственной и военной
верхушкой.

Традиционные верования чжурчженей-удигэ включали в свой комплекс многие элементы: анимизм, магию, тотемизм; постепенно усиливаются антропоморфизированные культы предков. Многие из этих элементов слиты были в шаманизме. Антропоморфные фигурки, выражающие идеи культа предков, генетически связаны с каменными изваяниями евразийских степей, а также с культом духов-покровителей и культом огня. Культ огня имел широкое

распространение. Он иногда сопровождался и человеческими жертвоприношениями. Разумеется, жертвоприношения другого типа (животных, пшеницы и других продуктов) были широко известны. Одним из важнейших элементов культа огня было солнце, нашедшее выражение в ряде археологических памятников.

1925 Родился Николай Николаевич Диков - учёный-археолог, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН, специалист по древним культурам Чукотки и Камчатки. 1948 Родился Леонид Андреевич Беляев - специалист по христианским древностям Руси, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН.