Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Советский тигр. Трофейный танк "тигр". Общее описание танка "Тигр"

По бронированию и вооружению Рz 6 «Тигр» II был лучшим тяжелым танком Герма - нии в годы Второй мировой войны . В армия х союзников его прозвали «королевским тигром» .После начала боевых действий на Восточном фронте Командование вооруженных сил Германии со всей остротой осознало необходимость в создании действительно тяжелой, хорошо вооруженной бронетехники , предназначенной для про - рыва укрепленных позиций противника. (см. фото )

Танк Т-6 Королевский тигр Pz.6B "Tiger 2 - грозное оружие второй мировой войны

Но с разработкой новой бронетехники не торо - пились, хотя уже в 1940году стало ясно, что оружие Pz 3 и Pz 4 не в состоянии справиться с толстой броней некоторых типов французских и английских танков. Положение еще более усугубилось через год, когда вермахту прииьюсь столкнуться с советскими Т-34 и КВ. Тянуть далее бьию невозможно, и бып объявлен конкурс на тяжелый танк, вооруженный мощной 88-мм пушкой, специально созданной на базе прекрасно зарекомендовавшего себя в борьбе с танками противника зенитного орудия. Предполагалась также установка брони, способной выдержать попадание снаряда любого из танковых и противотанковых орудий того периода.

В апреле 1942 года свои машины за - казчику представили фирмы «Porsche» и «Henschel». На обоих прототипах бы - ла установлена одна и та же башня концерна «Кгирр». Образец Ферди - нанда Порше оказался чрезмерно сложным и недостаточно надежным, потому был отклонен. Уже готовые

90 шасси были позднее использованы для постройки САУ «Elefant».Прототип Эрвина Адерса, главного конструктора фирмы «Henschel» и постоянного соперника Порше, больше соответствовал классическим канонам танкостроения, был надеж - нее, проще в производстве и эксплуа - тации и поэтому, даже несмотря на особую благосклонность фюрера к Фердинанду Порше, одержал верх. Новая машина получила обозначение Pz Kpfw VI (Sd Kfz 181) «Tiger» Ausf Н1 (после принятия на вооружение в 1944 году танка «Tiger» II название изменили на «Tiger» Ausf Е, или «Tiger» I), и в августе 1942 года на за - водах фирмы «Henschel» началось ее серийное производство.

Изготавливаемый из катаных листов броневой стали беспрецедентной тол- шины корпус танка имел простую уг - ловатую форму (опыт своих упорно игнорировали). Интересной особенностью «Tiger» стала ходовая часть уникальной конструкции, обес - печивающая высокую плавность хода машины и относительно комфортные условия для экипажа. Но вместе с до - стоинствами у новой подвески вы - явился и недостаток - при эксплуата - ции танков на Восточном фронте в зимнее время между катками набива - лись фязь и снег, которые, замерзая за ночь, к утру обездвиживали машину. Еще одной особенностью «Tiger» стало использование на нем двух ти - пов 1усениц: транспортировочных шириной 520 мм и боевых шириной 725 мм. На это конструкторам при-шлось пойти по той причине, что ши - рокая машина просто не вписывалась в габариты стандартного вагона. Поэ - тому перед погрузкой с танка прихо - дилось снимать один ряд опорных катков и обувать его в более узкие гу - сеницы. После выгрузки нужно было проделать обратную процедуру.

Сильной стороной «Tiger» была со - вершенная для своего времени транс - миссия с сервоприводом, которая дела - ла тяжелый танк легко управляемым, не требовавшим от водителя приложе - ния заметных физических усилий. Простота управления при необходи - мости позволяла легко заменить води - теля любым другим членом экипажа.

В целом в машине все было проду - мано для обеспечения эффективной слаженной работы экипажа, что вместе с превосходными средствами наблюдения и связи, мощной броне- защитой и великолепной пушкой сде - лало «Tiger» до 1944 года самым мощ - ным танком мира, а впос ледствии од - ним из самых грозных и знаменитых немецких танков. Конкуренцию ему мог составить только советский ИС-2, не уступавший «Tiger» практически ни в чем, но появившийся на поле боя почти на два года позже.

- - - - -

- - - - - - - - - - - ни в чем, но появившийся на поле боя почти на два года позже.

Но полностью лишенных изъянов боевых машин не бывает. Недостатка - ми «Tiger» стали неудовлетворитель - ные маневренность и проходимость, а также недостаточная на ежность ря - да узлов и афегатов. И то и другое ста - ло следствием перетяжеленности тан - ка и явилось платой за исключительно высокую степень защищенности.

До августа 1944 года было выпущено 1356 танков Pz Kpfw VI «Tiger». В ходе серийного производства в конструк - цию машины постоянно вносились изменения, призванные в первую оче - редь повысить надежность. К числу наиболее существенных изменений следует отнести применение более мощного двигателя, установку (начи - ная с середины 1943 года) на танк но - вой командирской башенки от «Tiger» II и оснащение последних 800 машин (с начала 1944 года) опор - ными катками со стальными ободами. также позаимствованными от «Tiger» II. Первые 495 «Tiger» оснаща - лись шноркелем, позволявшим танку передвигаться под водой на глубине до 5 м, позже эта сложная и в целом ненужная система была заменена простыми приспособлениями для пре - одоления бродов глубиной до 1,3 м В 1943 году 84 танка были переобору - дованы в командирские машины. Их боекомплект уменьшился до 66 вы - стрелов, спаренный пулемет отсутс - твовал, а сэкономленное место ис -

пользовалось для размещения допол - нительного радиооборудования.

Командование германских воору - женных сил возлагало на «Tiger» очень большие надежды. Об этом го - ворит уже то, что специально под эти мощные машины в штат была введена новая тактическая единица - тяже - лый танковый батальон, который мог действовать как самостоятельно, так и придаваться другим частям или со - единениям вермахта.

Желание как можно скорее прове - рить новые, еще, по сути, «сырые» ма - шины привело к тому, что боевое кре - щение «Tiger» закончилось неудачно. Первые четыре «Tiger» из состава 502-го тяжелого танкового батальона действо - вали осенью недалеко от Лецинфада, в районе, по характеру местности очень плохо подходящем для использования танков вообще, а тяжелых - в особен - ности. Уже в ходе движения по просе - лочным дорог.(М на исходные позиции танки выходили из строя. Во время первой же атаки, двигаясь друг за дру - гом по узкой дороге, окруженной боло - том, «Tiger» попали в советскую засаду. От флангового огня советских проти - вотанковых пушек пострадали все 4танка. Три машины немцам удалось эвакуировать, но четвертая осталась на нейтральной полосе, где почти через месяц ее взорвали. В январе 1943 года 502-й батальон принял участие в тяже - лых боях по отражению наступления РККА, предпринятому с целью про - рыва блокады Ленинграда. К концу месяца пять из семи имевшихся «Tiger» были потеряны, а одна машина была захвачена нашими войсками. Впоследствии она была изучена и ис - пытана советскими специалистами на полигоне в Кубинке, а летом 1943 года демонстрировалась на выставке тро - фейной техники в парке имени Горько - го в Москве. Не намного лучше про - явили себя мощные, но малоподвиж - ные «Tiger» и на следующий год во время наступления на Курской дуге.

Зато в обороне, особенно действуя из засад, «Tiger» мог сполна проявить свои выдающиеся способности. Немцы ста - рались вести огневой бой на больших дистанциях, в полной мере используя достоинства своего вооружения и пре - восходных средств наблюдения. 88-мм пушка не имела себе равных, а лобовую броню на реальных дистанциях боя не могла пробить ни одна танковая пушка противника. Эти качества «Tiger» выну -

дили разработать особую тактику борьбы с ним. В большинстве случаев победа над «Tiger» одер - живалась лишь при чис - ленном преимуществе. И советские танкисты, и танкисты союзников стремились как можно быстрее сблизиться с мед - лительным «Tiger», чтобы хоть как-то уравнять шан - сы. По признанию англи - чан, одолеть «Tiger» име - ли шанс только пять действовавших согласо - ванно «Sherman», причем лишь один из них мог рассчитывать уцелеть.

Поэтому нисколько неудивительно, что бое - вая биография «Tiger» богата выдающимися достижениями. Так, 7 июля 1943 года, дей - ствуя в южном секторе Курской дуги, «Tiger» обершарфюрера СС Франца Штаудеггера из состава 1-й танковой дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер» столкнулся с группой советских танков, состоявшей при - мерно из 50 Т-34. Штаудеггер полно - стью израсходовал свой боезапас, уничтожив 22 советские машины. Ос - тальные отступили. За это достиже - ние немецкий ас был награжден Ры - царским Крестом.

Еше ю того как тяжелый танк Pz VI «Tiger» Ausf HI (E) начал поступать в войска, немецкий генштаб потребо - вал приступить к разработке еще более тя келой и мощной машины, которая могла бы по бронированию и воору - жению преьзойти все, чем располагала

или могла бы распола - гать в обозримом буду - щем С ове.окая \рмия. В августе 1942 года Уп - равление вооружений сухопутных войск выда - ло старым соперни - кам - фирмам «Porsche» л «Henschel» - техни - ческое задание, в кото - ром указывались два обязательных условия: броневые листы должны устанавливался под ра - циональными углами наклона, а вооружаться танк должен длинно - ствольной 88-мм пуш - кой.

Не раздумыв 1я долго, Порше на базе свса о проигравшего прототипа «Tiger» VK 4501 (Р). раз - работал проект нового танка VK 4502ГР) и. буду - чи полностью уверен - ным в успехе, приел"пил к литью башен. 11о и на этот раз про - грессивная конструкция с испол зова нием бензоэлектрической трансмиссии была отвергну та военными не только из-за сомнений в ее надежност и, но и из-за острого дефицита меди, в боль - шом количестве необходимой цтя ее производства. Контракт вновь достался концерну «Henschcl» Уж р изготовлен - ные 50 башен конструкции Порше со 107-мм лобовой броней были установ - лены на первые серийные танки. Впо шедсгвии конструкторы фирмы «Henschel* разработали собственную башью. более про» тую в производстве и лучше защищенную. Толщина лобо - вой брони этой башни iocrie ала 180 мм, бортов и задней стенки - 80 мм, .фыши - 40 мм. Такой броне - вой ищиты не имел тогда ни один танк мира 1 Это то, о чем всегда мечтал фю - рер. Олнако вследствие множества тех - нически проблем, в час гности необхо -

димости максимальной унификации с деталями и узлами фирмы MAN, се - рийное производство новой лашины началось.олько в декабре 1943 года.

Новый тяжелый танк, получившии официальное обозначение Pz Kpfw VI Aust В «Tiger» II (Sd Kf? 182). но более известный как «Королевский Титр», представлял собой чрезвычайно i роз - ную боевую машину Разрабганнъш для завоевания превосходства на поле боя, эт от самый тяжелый, наиболее за - щищенные и jn чше рсех вооруженный из всех серийных танков того времени, безусловно, мог при умелом использо - вании обеспечить решение этой задачи По совокупное ги характеристик - на - чальная скоросгь снаря та, бронепроби- ваемос гь. скорострельность - 88-мм пушка Королевского Тира» превосхо - дила 122-мм пушку советского ИС-2. Правда, за такое прев(ч ходстви при - шлось ta ъгатить огромными габарита - ми и весом и, как еле. (ствие, невысокими ходовыми характеристиками. Дви - гатель, узлы трансмиссии и ходовой части работали на пределе своих воз - можностей, и поэтому надежность их работы оставляла желать лучшего. Плюс хроническая спешка на стадии проектирования - и в результате неко - торая «сырость» и непроработанность отдельных решений и элементов конс - трукции. Однако все это не имело ре - шающего значения при ведении оборо - нительных боевых действий, а так как к моменту появления «Королевских Тигров» на поле боя немцам было уже не до наступления, то в целом результа - ты применения танков этого типа сле - дует признать положительными.

В процессе производства «Tiger» II модифицировался незначительно. Кроме упомянутой замены башен, из числа других несущественных в при- _ нципе изменений упоминания заслу - живает установка еще более эффек - тивной 88-мм пушки KwK43/III. На - чиная с ноября 1944 года 20 машин были переоборудованы в командирс - кие танки двух вариантов, оснащен - ные дополнительным радиооборудо - ванием. При этом их боекомплект уменьшился до 63 выстрелов.

Производство «Королевских Тиг - ров» началось на заводе фирмы

«Henschel» в Касселе в декабре 1943 года и продолжалось, не прекра - щаясь ни на один день даже под жес - точайшими бомбардировками союз - ной авиации, до марта, когда город был захвачен американцами. Всего за это время было выпущено 489 серий - ных машин (из 1500 заказанных). Ин - тересный факт: на пике производи - тельности полный технологический процесс постройки «Tiger» II занимал 15 дней - слишком много по сравне - нию со скоростью производства ИС-2, а тем более Т-34 и «Sherman». Обладая тактико-техническим превосходством, танк «Tiger» II (как и «Tiger» I) проиг - рывал в экономическом аспекте.

Первые танки типа Pz Kpfw VI «Tiger» II небольшими партиями (по 4-5 машин) с февраля 1944 года на - чали поступать на вооружение тяже - лых танковых батальонов вермахта и войск СС. Боевое крещение «Konig Tiger» на Восточном фронте состоя - лось 12 августа 1944 года в ходе атаки на польский городок Сташув в районе Сандомирского плацдарма. И вновь, как и в случае с предшественником, первый блин комом. «Konig Tiger» из состава 501-го тяжелого танкового батальона попали в засаду, устроен - ную танкистами 53-й гвардейской танковой бригады и приданными ей артиллерийскими немецким - 11. В любом случае ре - зультат более чем плачевный. Еще три танка были захвачены в совер - шенно исправном состоянии. Про - тивника снова подвели неоправдан - ное стремление как можно скорее проверить новую боевую технику

в деле и нежелание реально оценить недостаточную мобильность и невы - сокую надежность танка.

«Tiger» II мало годились для веде - ния маневренного боя, однако при грамотных и умелых действиях эки - пажа они были крайне опасны и мог - ли даже в одиночку принять бой с превосходящими силами противни - ка и уничтожить немалое число вра - жеских танков, не получив при этом никаких повреждений. Ввиду отсут - ствия среди танков западных союзни - ков достойных оппонентов основным средством борьбы с «Королевскими Тиграми» на Западном фронте стала авиация, на которую и приходилась львиная доля уничтоженных танков этого типа. Что и неудивительно, ведь, например, только за один день 17 июля 1944 года на позиции 503-го тяжелого танкового батальона, осна - щенного «Tiger» II, авиация союзни - ков совершила более 2100 самолето - вылетов.

«Konig Tiger» на заключительном этапе войны принимали активное участие в боевых действиях на всех фронтах и за очень короткое время доказали, что в умелых руках являют -

ся исключительно грозным оружием и очень опасным противником.

12 января 1945 года экипаж лейтенан - та Обербаха из 501 -го тяжелого танко - вого батальона за один день боев под - бил 12 советских танков и САУ. «Ti - ger» II унтерфельдфебеля Керхера из состава 502-го батальона 6 апреля под - бил 10, а за два последующих дня - еще 14 танков противника. В боях у озера Балатон отличились танкисты 509-го батальона. За один день «Konig Tiger» оберфельдфебеля Нойгауса и ун- терфельдфебелей Кольмансбергера и Бауэра уничтожили соответственно 14,11 и 9 советских танков и самохо - док. Ну а лучшим танкистом-асом, вое - вавшем на «Tiger» II, стал унтершарфю- рер Карл Броман из 503-го тяжелого танкового батальона - на его счету 66 поверженных танков и самоходных артиллерийских установок противника.

Символично, что последним танком, уничтоженным во Второй мировой войне, стал именно «Konig Tiger» - подлинный символ немецких броне - танковых войск, самая смертоносная и г розная боевая машина. Он был взорван в Австрии собственным эки - пажем 10 мая 1945 года.

Предыстория

Разрабатываемый в 1942 году в ответ на появление на Восточном фронте российских танков КВ-1 и Т-34, «Тигр I» (нем. Panzerkampfwagen VI), было решено оснастить 88-мм пушкой в качестве основного вооружения.

Выбор разработчиков пал на зенитную 88-мм Flak 36, которая и послужила прототипом для создания танковой пушки.

И чтобы понять, почему именно зенитная пушка послужила основой для создания танкового орудия, нужно вернуться во времена гражданской войны в Испании 1936-39 г.

В помощь испанским националистам немецкие власти отправили военный контингент, известный как «Легион Кондор», который состоял в основном из персонала Люфтваффе и был оснащен новыми 88-мм зенитными орудиями Flak 18 (предшественник Flak 36). С начала 1937 года «Flak» артиллерия все больше и больше использовалась в местах боевых действий, где наиболее подходят ее точное попадание, быстрый огонь и дальность действия. В конце концов, это привело к использованию «Flak» в последнем большом наступлении Испанской войны, в Каталонии, в следующих пропорциях: 7% по воздушным целям и 93% по наземным целям от общего числа выстрелов выпущенных из орудий. Именно в то время немцы увидели будущий потенциал 88-мм орудия в качестве противотанкового.

Танковая пушка

Чтобы установить тяжелое, с сильной отдачей зенитное орудие в башне «Тигра» на танковом варианте пушки установили дульный тормоз, который существенно снизил величину отката. Также для улучшения баллистических характеристик пушки увеличили длину ствола с 53 калибров до 56. Горизонтальный скользящий затвор, применявшейся на зенитных орудиях, заменили на вертикальный, а механический спуск на электрический, как это было принято для всех немецких танков времен войны.

Танковая пушка получила обозначение KwK 36 L/56 (нем. Kampfwagenkanone 36). Она крепилась передней частью люльки к массивной литой маске орудия. Маска в свою очередь имела цапфы и поворачивалась в вертикальной плоскости вместе с пушкой.

Конструктивно орудие включало в себя: ствол с кожухом; двухкамерный дульный тормоз; казенную часть с запирающим механизмом; люльку; гидравлический откатник и гидропневматический накатник; защитную раму экипажа с закрепленным на ней лотком для стреляных гильз.

Ствол

Ствол имел скрепляющий кожух, расположенный в месте наибольших давлений газов (участок, длиной примерно 2,6 метра от казенника). Кожух, одетый с натягом создавал в стволе напряжения сжатия, а сам испытывал напряжения растяжения. В результате внутренние и наружные слои металла ствола более равномерно воспринимали напряжения создаваемые давлением пороховых газов при выстреле, что позволяло увеличить максимальное давление в стволе.

В конце кожуха ставили стопорное кольцо.

Габаритная длина пушки (от среза дульного тормоза до среза казенника) — 5316 мм. Длина ствола — 56 калибров, т.е. L=88*56=4930 мм. Благодаря увеличенной длине ствола снаряды получали высокую начальную скорость, что обеспечивало им очень плоскую траекториею полета и большую бронепробиваемость. Ствол делали нарезным, чтобы придать вращение снаряду и запустить его по более точной траектории. Всего было 32 винтообразных нареза, завернутых в правую сторону, с глубиной 1,5 мм, шириной 3,6 мм и расстоянием друг от друга 5,04 мм. Длина нарезной части ствола — 4093 мм.

KwK 36 L/56 получилась очень мощной и точной пушкой. Германские власти тщательно протестировали точность 8,8 см орудия. Размеры мишени в испытаниях составляли 2,5 м в ширину и 2 м в высоту. Стрельба велась с фиксированных дистанций, например снаряд Pzgr 39, попадал в мишень со 100% точностью на 1000 м, на 2000 м точность уменьшалась до 87% и до 53% на 3000 м. Однако эти впечатляющие цифры должны расцениваться как взятые в контролируемой «тестовой» среде. С отклонениями вносимыми износом ствола, качеством боеприпасов и человеческих ошибок процент точности значительно падает на дальних дистанциях и, несомненно, точность снизится в боевых условиях, где существуют дополнительные факторы, такие как рельеф местности, атмосфера и сложные обстоятельства, действующие в бою.

Не возникает никаких сомнений, что пушка давала преимущество «Тигру» на поле боя. Она могла поражать большинство вражеских танков, на дальностях превышающих дистанции с которых противники могли вести эффективный ответный огонь.

В общей сложности было собрано 1514 орудия, которые приняли инспектора из Управления Армейских Вооружений (нем. Heereswaffenamt, сокр. HWA). Производили пушки две основные сборочные компании DHHV (сокр. от Dortmund-Horder Huttenverein AG) и Wolf Buchau. Каждый ствол стоил 18000 рейхсмарок.

Пушки маркировались клеймением на срезе казенной части. В левом нижнем углу ставили год выпуска (две цифры) и код производителя. Компания DHHV имела код «amp», а Wolf Buchau «cxp» (предположение автора). В правом нижнем углу размещался серийный номер пушки, состоящий из буквы R (сокр. от нем. Rohr – орудие) и цифр. Под номером мелким шрифтом указывали номер контракта с производителем, состоящий непосредственно из двух букв FL (сокр. от нем. Fertig Lieterant – Завершил Поставку), порядкового номера и кода производителя.

Ниже приведен снимок казенной части Tiger 131. Как видно пушка этой машины произведена в 1942 году (число «42») компанией DHHV (код «amp») по контракту номер 79 и имеет серийный номер R179. Строчка штампа «S: M: 79 FL amp» предположительно обозначала еще одну маркировку контракта.

Как известно всего было произведено 1354 «Тигра», а это значит, что оставалось только 160 «запасных» стволов. Срок службы ствола оценивался в 6000 выстрелов и зависел от типа используемых снарядов, которые изнашивали ствол и делали пушку чуть менее точной. По этой причине было маловероятным, что на большинстве танков сменят стволы в течение срока их эксплуатации.

Дульный тормоз

Для уменьшения отката и облегчения функционирования противооткатных устройств KwK 36 оснащалась большим двухкамерным дульным тормозом. Дульная тормозная система работает путем захвата расширяющихся газов, которые вырываются из ствола после вылета снаряда. Газы толкают ствол вперед от танка и тем самым противодействуют части силы отката. «Tigerfibel» гласил, что дульный тормоз, установленный на «Тигре» снижает отдачу на 70%, и предупреждал, что нельзя стрелять из пушки, если тормоз отстрелили или повредили.

Дульный тормоз прикручивался к концу ствола и фиксировался стопорным кольцом.

В процессе производства в дульный тормоз внесли некоторые изменения, поэтому стоит знать, что существовали также ранние и поздние его версии.


Балансир и замок-фиксатор

Тяжелый дульный тормоз на длинном стволе смещал центр масс пушки к срезу ствола, что привело к дисбалансу орудия относительно цапф маски орудия. Для устранения этой проблемы, на ранних версиях танка, орудие было сбалансировано тяжелой пружиной, находящейся в трубе вдоль правого борта в башне и присоединенной к маске орудия через систему рычагов.

На поздних версиях балансир разместили в задней части башни с небольшим наклоном по вертикали за сиденьем командира. Теперь балансир связывал защитную раму экипажа и пол башенной корзины.

Когда орудие не использовалось, его фиксировали замком, расположенным под потолком башни над казенной частью. В походном положении замок-фиксатор цеплялся за шпильки по бокам казенника, тем самым защищая элементы конструкции от нежелательных напряжений и исключая возможные перемещения ствола. Конструкция замка менялась во время производственного цикла Тигра, так как экипажи жаловались на время, которое требовалось, чтобы освободить и привести орудие в действие.

Следует напомнить, что тигр должен был остановиться, чтобы произвести точный выстрел. Стрельба на ходу с нестабилизированной пушки была крайне неточной и приводила к бесполезной трате боеприпасов.

Люлька

Люлька предназначалась для размещения в ней ствола и противооткатных устройств. Она крепилась к маске орудия своей передней частью.

Откатник с накатником в свою очередь крепились по бокам люльки. Ствол проходил через центральную трубу люльки и опирался на два латунных направляющих кольца запрессованных в нее.

При выстреле ствол откатывался, скользя по кольцам, назад и тормозился противооткатными устройствами.

Накатник

Гидропневматический накатник заправлялся газом и жидкостью, находящимися в непосредственном контакте, и поглощал 5% силы отката. Жидкостный цилиндр располагался в нижней части внешнего газового баллона. Осевые линии обоих цилиндров параллельны. Жидкостный цилиндр полностью заполнялся раствором глицерина с водой, а остальная часть механизма заправлялась азотом до надлежащего давления.

Работает накатник следующим образом. После отдачи, стержень накатника с поршнем останавливаются в тыльной позиции, а жидкость переносится из жидкостного цилиндра в газовый баллон. Газ сжимается с уменьшением объема цилиндра, тем самым уменьшая энергию отдачи. В то время как накатник поглощает часть энергии отдачи, откатник поглощает остальную энергию отдачи и дополнительно регулирует длину отката. При накате движущей силой является расширяющийся газ стремящийся вернуть жидкость обратно в жидкостный цилиндр, тем самым активизируя поршень накатника. Сила наката гасится тормозом отдачи. После нескольких выстрелов, газ и жидкость эмульсируют. Такое состояние, однако, не меняет отношения давления и объема, и жидкость по-прежнему эффективна для использования, при условии достаточной герметичности камеры.

Поршневой шток выполнен полым, чтобы устранить вакуум, который будет вызван в герметичном цилиндре. Этот канал позволяет выйти воздуху из задней части головки поршня.

Откатник

Тормоз отката полностью заполнялся тормозной жидкостью и поглощал 25% силы отката.

Он состоит из коаксиально расположенных внешнего цилиндра, веретена с модератором и штока с поршнем. Цилиндр заполнен жидкостью при атмосферном давлении. Веретено соединено с цилиндром неподвижно.

При отдаче, поршень и веретено управляют ходом казенной части. Когда оружие откатывается, часть жидкости выдавливается через кольцевой зазор между головкой поршня и веретеном. Другая часть жидкости проходит через клапан модератора и заполняет увеличивающуюся полость штока за модератором. Сжатая жидкость, протекая через сужающийся канал, отнимает большую часть силы отдачи и постепенно доводит пушку до полной остановки. Часть силы отдачи также поглощается повышением давления азота в накатнике. Далее действие наката активируется расширяющимся азотом в накатнике. Тормозная жидкость, которая сейчас находится в передней части головки поршня, проходит обратно через кольцевой зазор. Шток с поршнем скользит назад, а веретено с модератором проникает все глубже в шток, вытесняя из него жидкость. Клапан закрывается, жидкость нагнетается и выходит через канавки в штоке и отверстия в модераторе. Сила наката, таким образом, уменьшается и пушка приходит в состояние покоя без удара. Ниже для лучшего понимания приведена общая схема похожего по конструкции отактника не от «Тигра».

Защитная рама экипажа с лотком для гильз, индикатор отката

К задней части люльки крепилась защитная рама ограждавшая экипаж от удара казенной частью при откате орудия.

Под рамой располагался брезентовый лоток для стреляных гильз.

На раме устанавливали индикатор отката ствола. Он был напоминанием о тормозной жидкости, содержащейся в орудийной гидравлике. При откате казенная часть орудия сдвигала указатель. Пушка могла перемещаться назад до 620 мм, но при нормальной работе противооткатных устройств откат составлял 580 мм, о чем свидетельствует надпись «Feuerpause» (с нем. Прекращение огня) над соответствующей отметкой.

Казенная часть

Казенная часть имела в сечении форму квадрата со стороной 320 мм. Клиновой затвор вертикально раздвижной типа задвигался в расточенное прямоугольное отверстие в казеннике, которое воспринимало отдачу от ствола и затвора. На казенной части крепились части затворного механизма и штоки противооткатных устройств.

Приводной механизм

Приводной механизм, открывавший и закрывавший затвор, состоял из приводного штока, открывающей и закрывающей спиральных пружин, разделительной пластины, пускового рычага, левой и правой частей корпуса.

Пружины вставлялись в левый и правый корпуса. Между корпусами устанавливалась разделительная пластина. Собранный корпус одевался на приводной шток. Далее шток вставлялся в казенную часть, проходя ее насквозь, корпус механизма при этом располагался справа от казенника. С другой стороны приводного штока крепилась кулиса (левая сторона казенника). При откате кулиса входила в зацепление с дорожкой, при накате она двигалась по дорожке, инициируя работу автоматики.

Приводной шток также проходил через пусковой рычаг, который в свою очередь входил в зацепление с отверстием в правом боку затвора. Именно посредством пускового рычага на затвор передавались усилия от пружин для его закрытия и открытия.

Левая часть корпуса приводного механизма имела рукоятку, предназначенную для открытия затвора в ручном режиме. Когда механизм затвора установлен в ручной режим, пружина выходит из зацепления с приводным механизмом, и затвор может быть открыт и закрыт без действия пружины.

Затворный механизм

Затворный механизм имел клиновой затвор вертикально раздвижной типа и полуавтоматическое управление. В полуавтоматическом режиме после выстрела пустая гильза автоматически выбрасывалась из каморы, в то время как затвор оставался открытым, и готовым к заряжанию следующего снаряда. Затвор удерживался открытым посредством выбрасывателя, вопреки действию закрывающей пружины. При заряжании снаряда, выступающая закраина гильзы ударяла выбрасыватель, он срабатывал, и позволял затвору закрыться.

Выбрасыватель представлял собой два вертикальных прямоугольных прутка соединенных общей горизонтальной осью. Сверху на прутках имелись зацепы, которыми он удерживал затвор в открытом положении. В нижней части прутков располагались выступы предназначенные для срабатывания выбрасывателя при открытии затвора. Затвор, двигаясь вниз, ударял по выступам, тем самым поворачивая выбрасыватель на небольшой угол, и он в свою очередь выбивал гильзу из каморы. После полного открытия затвора и извлечения гильзы верхние зацепы выбрасывателя входили в зацепление с затвором, и удерживали его в открытом положении.

Переключатель режимов

Переключатель полуавтоматического и ручного режимов находился с правой стороны казенника и имел два положения.

Для включения ручного режима нужно было перевести переключатель в положении «Sicher», что в переводе с немецкого означает «Безопасный». В ручном режиме заряжающий мог сам открывать и закрывать затвор. Этот режим использовался в основном для открытия затвора при заряжании первого выстрела. Кроме того, электроспуск в ручном режиме не работал, то есть, можно сказать, орудие находилось на предохранителе. Для полуавтоматического режима переключатель переводили в положение «Feuer», «Огонь». В этом режиме после выстрела затвор автоматически открывался и гильза выбрасывалась в лоток. Таким образом, орудие после работы автоматики сразу было готово к заряжанию и проведению следующего выстрела.

Электрический спуск

KwK 36, как и все танки вермахта, оснастили электрическим спуском. Это значит, что воспламенение электрозапальной втулки происходило от нагрева при протекании через нее электрического тока. Электрическое воспламенение по сравнению с ударным (применявшимся на Flak 18/36) имеет меньшее время срабатывания и дает возможность производить выстрел в любой момент по желанию стреляющего нажатием всего лишь одной кнопки.

Как видно из схемы цепи, в ней присутствовали два аварийных выключателя, размыкающие цепь в случае неправильной работы противооткатных устройств. Выключатели исключали возможность совершить выстрел, который приведет к поломке орудия. Первый выключатель – электрический, размыкал цепь, если после выстрела орудие не возвращалось в свое первоначальное положение. Второй – гидравлический, который размыкал цепь при снижении давления накатнике (предположение автора).

Выстрел осуществлял наводчик, нажимая рычаг спуска (имевший форму дуги) находящийся за маховиком вертикальной наводки орудия. В результате нажатия на рычаг замыкалась токовая цепь электроспуска питающаяся от аккумулятора 12 вольт.

Вперёд, мм

8450 Ширина, мм 3705 Высота, мм 2930 Клиренс , мм 470 Бронирование Тип брони хромомолибденовая катаная поверхностно закалённая Лоб корпуса (верх), мм/град. 100 / 8° Лоб корпуса (середина), мм/град. 63 / 10° Лоб корпуса (низ), мм/град. 100 / 21° - 80 / 65° Борт корпуса (верх), мм/град. 80 / 0° Борт корпуса (низ), мм/град. 63 / 0° Корма корпуса (верх), мм/град. 80 / 8° Корма корпуса (низ), мм/град. 80 / 48° Днище, мм 28 Крыша корпуса, мм 26 (40 мм с февраля 1944 г.) Лоб башни, мм/град. 100 / 0° Маска орудия , мм/град. Варьируется от 90 мм до 200 мм в районе орудия. Борт башни, мм/град. 80 / 0° Корма башни, мм/град. 80 / 0° Крыша башни, мм 28 (40мм с февраля 1944г) Вооружение Калибр и марка пушки 88-мм KwK 36 L/56 Тип пушки нарезная Длина ствола , калибров 56 Боекомплект пушки 92-94 (~120 с 1945 г.) Углы ВН, град. −8…+15° Углы ГН, град. 360 (гидропривод) Прицелы телескопический TZF 9a Пулемёты 2-3 × 7,92-мм MG-34 Другое вооружение противопехотная мортира типа «S» (принцип действия - мина выстреливалась на высоту 5-7 метров и разрывалась, поражая осколками пехоту противника, пытающуюся в ближнем бою уничтожить танк) Подвижность Тип двигателя первые 250 машин «Майбах» HL210P30; на остальных «Майбах» HL230P45 V-образный 12‑цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Скорость по шоссе, км/ч 44 (38 с ограничителем оборотов в 2500) Скорость по пересечённой местности, км/ч 20-25 Запас хода по шоссе , км 195 (В зависимости от условий эксплуатации. В среднем, при движении танка, как по шоссе, так и вне дороги, расход топлива составлял 8-10 л на 1 км пробега.) Запас хода по пересечённой местности, км 110 Удельная мощность, л. с./т 12,9 (у первых 250 - 11,9 л. с./т) Тип подвески индивидуальная торсионная Удельное давление на грунт, кг/см² 1,03 Преодолеваемый подъём, град. 35° Преодолеваемая стенка, м 0,8 Преодолеваемый ров, м 2,3 Преодолеваемый брод , м 1,2 Медиафайлы на Викискладе

Panzerkampfwagen VI Ausf. H1, «Тигр» - немецкий тяжёлый танк времён Второй мировой войны , прототипом которого являлся танк VK4501 (H), разработанный в 1942 году фирмой «Хеншель » под руководством Эрвина Адерса . Наряду с прототипом фирмы «Хеншель» руководству Рейха был представлен и проект Фердинанда Порше - VK4501 (P) , но выбор военной комиссии пал на вариант «Хеншель», хотя Гитлер более благоволил к изделию Порше.

Впервые танки «Тигр» пошли в бой 29 августа 1942 года у станции Мга под Ленинградом , массированно начали применяться со сражения и взятия Харькова в феврале - марте 1943 года, использовались вермахтом и войсками СС вплоть до окончания Второй мировой войны.

Общее количество выпущенных машин - 1354 единицы. Затраты на производство одного танка «Тигр» - 800 000 рейхсмарок (в два раза дороже любого танка тех времён).

Прототип фирмы Хеншель получил обозначение VK4501 (H). Фердинанд Порше, более известный в то время новаторскими работами в области автомобилестроения (в том числе спортивного), попытался перенести свой подход в новую область. На его прототипе были реализованы такие решения, как высокоэффективные продольные торсионы в системе подвески и электротрансмиссия . Однако по сравнению с прототипом фирмы «Хеншель» машина Ф. Порше была конструктивно сложнее и требовала больше дефицитных материалов, в частности меди (использовалась в генераторах , необходимых для электротрансмиссии).
Прототип доктора Ф. Порше проходил испытания под обозначением VK4501 (P). Зная об отношении к нему фюрера и не сомневаясь в победе своего детища, Ф. Порше, не дожидаясь решения комиссии, распорядился о запуске в производство ходовой части под свой новый танк без испытаний, со сроком начала поставок фирмой «Nibelungenwerk» в июле 1942 года. Однако, при показе на Куммерсдорфском полигоне был выбран танк фирмы «Хеншель», ввиду большей надёжности ходовой части и лучшей проходимости по пересечённой местности, а отчасти также из-за меньшей её стоимости (электрическая трансмиссия танка Порше, требовала на изготовление большое количество дорогой и дефицитной меди).

Башня же была позаимствована у танка Порше, так как башни заказанные для танка фирмы «Хеншель» были в процессе доработок или находились в стадии прототипов. Кроме того, под вышеуказанную боевую машину проектировались башни с орудием KWK L/70 7,5 cm., калибр которого (75 мм) в 1942 году уже не удовлетворял потребностям Вермахта. В результате, именно этот гибрид с шасси фирмы «Хеншель и сын» и башней Порше и прославился на весь мир под обозначением Pz VI «Tiger» (Ausf H, Ausf E), а «Тигры» Порше были произведены в количестве 7 машин, еще 3 шасси использовались для изготовления БРЭМ. Остальные 90 шасси пошли на производство тяжёлых штурмовых орудий, получивших имя своего «отца», Ф. Порше - «Фердинанд ». [ ]

Конструкция

Управление танком осуществлялось при помощи руля, аналогичного автомобильному. Основные органы управления танком «Тигр» - рулевое колесо и педали (газ, сцепление, тормоза). Перед сиденьем справа установлен рычаг переключения передач и рычаг стояночного тормоза (слева - рычаг вспомогательного стояночного тормоза). За сиденьем с обеих сторон - аварийные рычаги управления. При этом само управление было достаточно простым и не требовало особых навыков .

Броневой корпус и башня

Башня расположена примерно по центру корпуса, центр погона башни находится на 165 мм ближе к корме от центрального перпендикуляра корпуса. Борта и корма башни сформированы из одной полосы броневой стали толщиной 82 мм. Лобовой лист башни толщиной 100 мм приварен к гнутому бортовому бронелисту. Крыша башни состоит из одного плоского бронелиста толщиной 26 мм, в передней части установленного с наклоном в 8 град, к горизонту. Крыша башни соединяется с бортами сваркой. В крыше имеется три отверстия, два - под верхние люки и одно для вентилятора. Крыши башен танков «Тигр» поздних выпусков имели по пять отверстий. На многих снимках видны импровизированные запорные устройства на люках, назначение этих устройств одно - защита от непрошеных гостей. На башне № 184 и всех последующих устанавливался перископ заряжающего; перископ монтировался в правой части башни чуть впереди линии излома крыши. Фиксированное перископическое устройство предохранялось стальной П-образной скобой. Между люком заряжающего и вентилятором на башнях танков позднего выпуска (начиная с башни № 324) устраивалось отверстие под Nahverteidigungwaffe (мортирка для стрельбы дымовыми и осколочными гранатами на малые дальности). Чтобы освободить место под мортирку, вентилятор пришлось сместить к продольной оси башни. Вентилятор закрывался бронеколпаком с горизонтальными щелями для забора воздуха. Высота башни, включая командирскую башенку, составляла 1200 мм, масса - 11,1 т. Башни изготавливались и монтировались на шасси на заводе фирмы Вегман в Касселе.

Корпус танка впервые в германском танкостроении имеет переменную ширину. Ширина нижней части собственно и есть ширина корпуса. Верхнюю часть пришлось расширить за счет надгусеничных спонсонов для размещения башни с диаметром погона 1850 мм - минимальный диаметр погона, позволяющий установить в башню орудие калибра 88 мм. Размер опорной бронеплиты пола корпуса 4820×2100 мм, толщина плиты 26 мм. Толщина бортовых бронеплит варьируется: борта верхней части корпуса 80 мм, корма 80 мм, лоб - 100 мм. Толщина бортов нижней части корпуса уменьшена до 63 мм, так как здесь роль дополнительной защиты выполняют опорные катки. Большинство бронелистов корпуса соединяются под прямым углом. Таким образом, почти все поверхности корпуса «Тигра» или параллельны или перпендикулярны грунту. Исключение составляют верхний и нижний лобовые бронелисты. Лобовой 100-мм бронелист, в котором установлен курсовой пулемет и наблюдательный прибор механика-водителя, почти вертикален - его наклон составляет 80 град. к линии горизонта. Верхний лобовой бронелист толщиной 63 мм установлен почти горизонтально - с углом наклона 10 град. Нижний лобовой бронелист толщиной 100 мм имеет обратный наклон в 66 град. Стыкуются бронелисты методом «ласточкин хвост » («фирменная марка» германских танков), соединяются сваркой. Стык башни и корпуса ничем не прикрыт - одно из наиболее уязвимых мест «Тигра», которое постоянно подвергалось критике. Толщина крыши корпуса - 30 мм - контрастирует с толстой лобовой броней. Корпус танка, без башни и ходовой части, весил 29 т и имел весьма внушительные размеры. По мнению многих танкистов, толщина крыши была явно недостаточной. Многие «Тигры» были потеряны только потому, что осколками снарядов клинило башню. Нa «Тиграх» поздних выпусков для защиты стыка башни и корпуса монтировалось бронекольцо. В целом бронирование «Тигра» обеспечивало высочайший для своего времени уровень защищённости. С целью повышения боевого духа экипажей тяжёлых танков, в учебный центр в Падерборн с Восточного фронта доставили машину обер-лейтенанта Цабеля из 1-й роты 503-го тяжёлого танкового батальона. За два дня боев под Ростовом в составе боевой группы «Зандер» танк Цабеля получил 227 прямых попаданий 14,5-мм пуль противотанковых ружей, 14 попаданий снарядами калибра 45 и 57 мм и 11 попаданий снарядами калибра 76,2 мм. Выдержав такое количество попаданий, танк сумел своим ходом совершить 60-км марш в тыл на ремонт. Качество брони высоко оценили англичане, изучавшие трофейный «Тигр». По мнению британских экспертов, эквивалентная по снарядостойкости английская броня будет толще брони «Тигра» на 10-20 мм.

С августа 1943 г. внешние вертикальные поверхности корпуса и башни танка стали покрывать составом «циммерит » (Zimmerit), затрудняющим примагничивание к корпусу магнитных мин. От антимагнитного покрытия отказались осенью 1944 года.

Двигатель и трансмиссия

Все модификации оснащались двенадцатицилиндровыми бензиновыми карбюраторными моторами Maybach . Первые 250 машин - мотором HL210 объёмом 21.3 литра, мощностью 650 л.с. Остальные - мотором HL230 объёмом 23.0 литра, мощностью 700 л.с. Топливо - этилированный бензин OZ 74, октановое число 74. В топливные баки заливалось 530 литров горючего. В маслосистеме использовалось масло марки Motorenöl der Wermacht. Для замены требовалось 32 л масла, но двигатель вмещал 42 л масла. Масляный насос приводится от основного двигателя. В состав маслосистемы входит резервуар ёмкостью 28 л. Мощность от двигателя к коробке передач передается валом, состоящим из двух частей. Примерно 5 л.с. отбирается на привод разворота башни. Моторное отделение оборудовано автоматической системой пожаротушения: если температура воздуха в моторном отделении превышает 120°С термические датчики автоматически включают огнетушители, установленные в районе топливных насосов и карбюраторов. При срабатывании системы пожаротушения на приборной доске механика-водителя загорается аварийная лампочка. В башне хранится ручной огнетушитель, который можно использовать как аварийное средство борьбы с пожаром в моторном отделении. Охлаждение двигателя - водяной радиатор вместимостью 120 литров и четыре вентилятора. Смазка двигателей вентиляторов - 7 литров масла.

Коробка передач - двенадцатиступенчатая (+8;-4), сблокированная с многодисковым главным фрикционом с одной стороны и механизмом поворота с другой стороны. Коробка передач модели Maybach Olvar представляла собой редкий тип так называемой безвальной преселективной КП с полуавтоматическим управлением.

Механизм поворота - по типу двойного дифференциала с двухпоточным подводом мощности и двухскоростным приводом. Обеспечивал 16 устойчивых радиусов поворота вперёд и 8 назад (по 2 на каждой передаче КП), плюс поворот на месте вокруг собственного центра масс (на нейтрали). Управление механизмом поворота - штурвалом. Остановочные тормоза с индивидуальным приводом для каждого борта двумя рычагами по бокам от места водителя использовались для поворота только в случае выхода механизма поворота из строя. Групповой привод остановочных тормозов - педалью тормоза.

Главная передача имела три ступени редукции. Первая ступень состояла из конического шестерёнчатого редуктора для передачи крутящего момента от КП на общий вал привода механизма поворота. Вторая и третья - из совмещённого цилиндрического и планетарного редукторов бортовых главных передач. Общее передаточное отношение - 10.5. Механизм поворота в редукции не участвовал.

Ходовая часть

Если в начальный период Второй мировой войны германская военная доктрина имела в основном наступательную направленность, то позднее, когда стратегическая ситуация поменялась на противоположную, танкам стала отводиться роль средства ликвидации прорывов немецкой обороны.

Таким образом, танк «Тигр» задумывался прежде всего как средство борьбы с танками противника, будь то в обороне или наступлении. Учёт этого факта необходим для понимания особенностей конструкции и тактики применения «Тигров».

…С учётом прочности брони и силы оружия, «Тигр» должен применяться в основном против танков и противотанковых средств противника, и лишь во вторую очередь - как исключение - против пехотных частей.

Как показал опыт боёв, оружие «Тигра» позволяет ему вести бой с танками противника на дистанциях 2000 метров и более, что особенно влияет на моральный дух противника. Прочная броня позволяет «Тигру» идти на сближение с противником без риска серьёзных повреждений от попаданий. Тем не менее, следует пытаться начинать бой с танками противника на дистанциях более 1000 метров.

Штатная организация

Основной тактической единицей танковых войск вермахта был танковый батальон , который состоял вначале из двух, а затем из трёх рот . Батальон 3-ротного состава имел по штату 45 танков . Как правило, 2 или 3 батальона образовывали танковый полк , обычно придававшийся корпусному командованию для усиления (однако случаи формирования из одних «Тигров» целых полков неизвестны).

  • 1-я дивизия СС-Лейбштандарт «Adolf Hitler» («Адольф Гитлер»)
  • 2-я танковая дивизия СС «Das Reich» («Рейх»)
  • 3-я танковая дивизия СС «Totenkopf» («Мёртвая голова»)

Подготовкой всех экипажей «Тигров» занимался 500-й учебный танковый батальон.

Первый бой

Следующий бой «Тигров» был более удачным для них: 12 января 1943 года четыре «Тигра», пришедшие на подмогу 96-й пехотной дивизии вермахта, подбили 12 советских Т-34 . Тем не менее, в ходе боёв по прорыву блокады Ленинграда 17 января 1943 года советские войска захватили один практически неповреждённый «Тигр». Экипаж покинул его, не уничтожив даже новенький технический паспорт, приборы, оружие .

Полноценный дебют «Тигров» состоялся во время боёв под Харьковом в феврале - марте 1943 года . В частности, моторизованная дивизия «Великая Германия » имела к началу боёв 9 танков «Тигр», составлявших 13-ю роту танкового полка , тд СС «Адольф Гитлер» имела 10 «Тигров» (1-й танковый полк) , тд СС «Рейх» - 7, тд СС «Мертвая голова» - 9 .

Курская битва

В немецких войсках, принимавших участие в операции «Цитадель» , находилось 148 танков «Тигр». «Тигры» использовались для прорыва советской обороны, часто возглавляя группы других танков. Мощное вооружение и бронирование PzKpfw VI позволяло им эффективно поражать любой образец бронетехники противника, что вело к весьма крупным счетам немецких экипажей, воевавших на «Тиграх» на Курской дуге.

8 июля 1943 года повреждённый «Тигр» унтершарфюрера СС Франца Штаудеггера, находившийся на хуторе Тетеревино, в одиночку отразил атаку примерно 50 танков Т-34 и Т-70 из 26-й танковой бригады, подбив при этом 22 танка .

Африканский театр военных действий

В конце войны большинство «Тигров» были уничтожены своими экипажами, вследствие действий авиации Союзников , разрушавшей мосты на путях отступления вермахта.

Трофейные танки в РККА и войсках Союзников

Первым «Тигром» в Красной Армии был танк 507-го батальона, застрявший в воронке и покинутый экипажем 27 декабря 1943 года в бою у деревни Синявки. Полностью исправная машина стала трофеем 28-й гвардейской танковой бригады 39-й армии 3-го Белорусского фронта . На тот момент бригада имела в строю всего 13 бронеединиц: 7 Т-34 , 5 Т-70 и одну СУ-122 . По другим данным, на 31.12.43 в бригаде также числились: 1 КВ-1 и 1 «Артштурм», причём, судя по записи в журнале боевых действий бригады, где отмечалась потребность в 88-мм снарядах, под «Артштурмом» подразумевалась немецкая САУ Насхорн на базе PzKpfw IV .

Экипаж в составе пяти человек (командир танка - гв. лейтенант Ревякин, механик-водитель - гв. старшина Килевник, наводчик - гв. старшина Илашевский, башнер - гв. старшина Кодиков, стрелок-радист - гв. сержант Акулов) освоил новую технику за двое суток. Боевое крещение советский «Тигр» с красными звёздами на броне получил 5-7 января 1944 года, когда совместно с одним Т-34 и одним Т-70 с собственным именем «Сокол» захватил и в течение двух суток удерживал те самые Синявки. После чего ему понадобился ремонт и эвакуация: «Трофейный танк Т-6 «Тигр» нуждается в среднем ремонте. Вопрос о его восстановлении осложняется отсутствием запасных частей. Эвакуация его требует армейских средств».

Замена повреждённых подрывом на минах или артиллерийским огнём катков из внутренних рядов была утомительной и долгой процедурой. Также для демонтажа или замены повреждённой трансмиссии приходилось снимать башню. В этом плане «Тигр» заметно проигрывал советским ИС-2, которые после устранения «детских болезней» в ходе операций конца 1944 - начала 1945 годов совершали марши длиной свыше 1000 км, безотказно отрабатывая гарантийный срок. Известно, что заметное число «Тигров» оказались брошенными в ходе боевых действий на всех европейских театрах военных действий, когда обстановка вынуждала немцев бросать «Тигры» по ходу долгих и изматывающих маршей.

Защита экипажа

Высокая степень броневой защиты танка «Тигр-I» обеспечивала высокие шансы экипажа на выживание в бою, даже в случае выхода танка из строя. Экипажи подбитых танков, как правило, возвращались в строй, что способствовало сохранению кадров опытных танкистов. Шахматное расположение катков обеспечивало дополнительную защиту нижней части корпуса танка.

Производство

В денежном выражении стоимость 1 танка «Тигр-I» составляла свыше 800 000 рейхсмарок (месячная зарплата примерно 7000 рабочих) . Трудоёмкость производства одного танка - около 300 000 человеко-часов, что эквивалентно недельной работе 6000 рабочих. Для повышения ответственности экипажей эти данные были приведены в техническом наставлении к танку.

Производство PzKpfw. VI Tiger
Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Ноя. Дек. Всего
1942 1 8 3 11 25 30 78
1943 35 32 41 46 50 60 65 60 85 50 60 65 649
1944 93 95 86 104 100 75 64 6 623

Всего за период с августа 1942 по август 1944 год было выпущено 1350 (по другим данным 1354 машины) танков «Тигр-I».

«Мы будем победителями благодаря нашему «Тигру»

Адольф Гитлер перед Курской битвой.

Большой и тихоходный, экипажи проклинали танк «Тигр» за ненадежность. Но когда он вступал в бой, броня и пушка «Тигра» делали его почти неуязвимым.

Высокая сложность танка, ненадежность и низкая прочность означали, что он теряет свое преимущество на обширных пространствах . Хотя в ситуациях, когда в бою важна сила, он был почти неуязвим и мог вести огонь на очень большие дистанции; в июле 1944 года танк из 506-го батальона тяжелых танков поразил советский танк Т-34 на дальности около 4 км.

Отдельные командиры танков имели громадные личные счета подбитых танков: Михаэль Виттман (СС) был наиболее успешным танковым асом войны, он и его экипаж уничтожили более 100 вражеских танков на Восточном фронте. Он шел по пятам таких мастеров, как обер-леитенант Отто Кариус.

Броня Тигра

Огромные преимущества «Тигра» состояли из хорошей защиты экипажа и великолепной ударной мощи его пушки. Толстой, из плоских плит, броне не хватало хорошей баллистической формы, найденной в других конструктивных разработках того времени, таких как «Пантера» или советский танк Т-34. Но с толщиной брони, увеличенной с 63 до 102 мм на корпусе и с 82 до 100 мм на башне модели Ausf Н (доведенных до 110 мм на Ausf Е), «Тигр» едва ли в этом нуждался.

Пушка Тигра восемь-восемь

Основным вооружением танка была 88-мм пушка KwK-36 L156, переделанная из противотанковой версии великолепной «восемьдесят восьмой» зенитной пушки. Это была наиболее мощная противотанковая пушка, когда-либо применявшаяся в любой армии, способная поразить 112-мм броню с дистанции 1400 м. «Тигр» нес 92 выстрела к главной пушке, уложенных в бункере корпуса, стеллажах башни и еще везде, куда можно было дотянуться рукой.

Дульный тормоз: Пушка «Тифа» KwK L/56 была снабжена дульным тормозом, который снижал силу отдачи при стрельбе противотанковым снарядом, вылетающим со скоростью 1000 м/сек.
Для самообороны от пехоты на танке устанавливались два 7,92-мм пулемета М-634: один спаренный с основным орудием, а другой смонтированный в установке лобовом листе корпуса.

Гусеницы танка

Для «Тигра» нужны были гусеницы шириной 72,5 см, чтобы распределить нагрузку на почву Его ширина превышала стандартный железнодорожный габарит, поэтому для транспортировки танка наружные опорные катки заменялись и ставились более узкие 52-см гусеницы.

Комфорт при езде был хорошим - промежуточные опорные катки помогали распределять значительный вес равномерно,
торсионная штанговая подвеска делала ход мягким даже по неровной поверхности. Однако если внутренний опорный каток повреждался от взрыва мины, ремонт танка в полевых условиях становился серьезной проблемой На Востоке намерзающая между катками грязь за ночь могла полностью обездвижить танк.

«Тигр» весил около 60 т, но его широкие гусеницы давали ему возможность двигаться в самых грязных и снежных местах, какие могли встретиться в России.

Недостатки танка Тигр

Несмотря на свою великолепную мощь, «Тигр» имел несколько недостатков. Механизм поворота башни работал слишком медленно, что означало, что быстро перемещающийся (и смелый) экипаж танка противника мог маневрировать на близком расстоянии впереди или позади танка. Медлительность и ограниченная подвижность «Тигра» означали, что в маневренном бою он заведомо не имел преимущества.

«Тигры» были сложными машинами. нуждающимися в опытных экипажах и обслуживающем персонале, способном работать в полевых условиях. В результате зачастую увязшие в болоте или вышедшие из строя «Тигры» уничтожались: большой вес танка делал невозможным его погрузку на стандартные эвакуационные машины.

Производство и модификации танка Тигр

Производство «Тигров» никогда не было высоким. Первоначально каждый месяц собиралось 12 машин, но с ноября 1942 года их производство увеличили до 25 штук в месяц.

Танк подвергался различным модификациям в течение двух лет выпуска, ранние модели имели дымовые гранатометы и пистолетные амбразуры по бокам башни, которые были удалены на более поздних моделях.

Танки, предназначенные для Африки и России, оснащались воздушными противопыльными фильтрами. В конечном счете было собрано 1355 танков «Тигр». Последние действующие «Тигры» использовались для обороны центра Берлина в апреле 1945 года.

Всего было несколько вариантов танка «Тигр»: около 80 танков было собрано в качестве командирских машин («Befehlswagen»), с дополнительным радиопередатчиком, позволившим командирам улучшить управление своими машинами. Некоторые отремонтированные варианты совершенствовались без особой необходимости - стандартная эвакуационная машина вермахта SdKfz 9, 18-тонный полугусеничный буксировщик.

Технические характеристики танка Тигр

Экипаж : пять человек

Вес : 55 000 кг

Размеры : Длина (включая вооружение) 8,24 м; длина корпуса 6,2 м; ширина 3,73 м; высота 2,86 м; ширина боевых траков 71,5 см; ширина транспортировочных траков 51,5 см

Броневая защита : лобовая броня толщиной 100 мм на башне и корпусе; на борта башни — 80-мм броня; на боковых стенках корпуса — 60-80-мм броня: верхняя и нижняя броня — 25-мм.

Силовая установка : Один 12-цилиндровый бензиновый двигатель «Майбах» HL 230 45 мощностью 522 кВт (700 л. с.)

Технические характеристики : максимальная скорость по дороге 45 км/ч; нормальная максимальная скорость 38 км/ч; максимальная скорость по пересеченной местности 18 км/ч; максимальная дальность хода по дороге составляла 195 км, но в боевых условиях редко превышала 100 км; глубина преодолеваемого брода — 1,2 м; максимальная крутизна подъема — 60%; высота преодолеваемого вертикального препятствия — 0,79 м, траншеи- 1,8 м.

Основное вооружение : Одна 88-мм пушка KwK-36/56 с 92 снарядами. Тип снарядов: бронебойные снаряды, бронебойные снаряды с вольфрамовыми сердечниками, кумулятивные снаряды. Дульная скорость: 600 м/с (фугасный снаряд); 773 м/сек (бронебойный снаряд); 930 м/сек (бронебойный снаряд с вольфрамовым сердечником).
Эффективная дальность стрельбы: 3000 м для бронебойного снаряда и 5000 м для фугасного снаряда. Проникающая способность: 171-мм броня на ближней дистанции и 110-мм на дистанции 2000 м при применении бронебойного снаряда с вольфрамовым сердечником.

Дополнительное вооружение : Один 7,92-мм пулемет MG-34 калибра. спаренный с орудием, и один пулемет MG-34, установленный подвижно в лобовом листе корпуса.

Трудно оспорить заявление, что немецкий танк PzKpfw VI Tiger является символом бронетанковых войск Третьего рейха. Отнюдь не будучи идеальной боевой машиной, этот танк всё равно стал одной из вершин конструкторской мысли Германии периода Второй мировой войны.

Изначальная концепция танковых войск Германии не предполагала того, что армии понадобится более мощный танк, чем PzKpfw IV, несущий короткоствольное 75-мм орудие. Но потом немцы немного пригляделись к соседям и поняли, что для штурма укреплённых районов вроде французской линии Мажино этой машины недостаточно. Да и британские танки «Матильда» были слишком хорошо бронированы, чтобы рассчитывать на то, что немецкие «Панцеры» легко с ними справятся. Поэтому в 1937 году командование Вооружённых сил Германии отдало распоряжение начать работы по проектированию танка прорыва. Первоначально за это дело взялось конструкторское бюро фирмы «Хеншель», которое возглавлял инженер Эрвин Адерс. Оно создало прототипы под рабочим названием DW1 и DW2, которые так и не стали серийными машинами, но позволили Адерсу накопить полезный опыт, который пригодился ему в будущем, когда создавался уже непосредственно «Тигр».

Вопреки распространённому мнению, Германия начала Вторую мировую войну, не имея несметных и несокрушимых танковых полчищ. Блестящие победы вермахта в Европе строились в большей степени на неожиданной и чрезвычайно эффективной доктрине молниеносной войны, чем на техническом превосходстве. И только после нападения на Советский Союз, впервые столкнувшись с танками Т-34 и КВ, немцы поняли, что новый танк нужен армии как можно быстрее. При этом нельзя сказать, что ответом стал именно «Тигр». Гораздо раньше на вооружении немецких танков появилась длинноствольная 75-мм пушка KwK 40, позволявшая эффективно сражаться с «толстокожими» советскими машинами.

Идея нового тяжёлого танка, который обладал бы большой огневой мощью и сильной защитой, была предложена Гитлером в мае 1941 года. Каждому танковому соединению германской армии предлагалось придать по 20 машин нового типа для увеличения ударной мощи. Работы по воплощению идеи в металле поручили двум конструкторским бюро. Первым было бюро Адерса, у которого на тот момент разрабатывался танк-прототип VK 3601 (H). Вторым конструктором стал доктор Фердинанд Порше, к которому фюрер очень благоволил несмотря на то, что к тому времени Порше проявил себя больше по части разработки автомобилей, нежели танков. Опытные образцы нужно было представить на суд фюрера в мае — июне 1942 года.

Фирма «Хеншель» быстро построила первую опытную машину VK3601 (H). Благодаря использованию старых наработок с самого начала танк получил надёжную ходовую часть и моторно-трансмиссионную группу. А вот с вооружением возникли проблемы. 75-мм орудие с коническим стволом, разработанное фирмой «Крупп», стреляло бронебойными снарядами с вольфрамовым сердечником весом в 1 килограмм. Столь расточительное использование дефицитного и дорогого металла приёмная комиссия сочла неразумным, и проект танка отклонили.

Конкурент Адерса, Фердинанд Порше, решил использовать в своём прототипе наработки, оставшиеся после опытного танка VK3001(P). Для своего нового детища, получившего имя VK4501 (P), он применил ту же самую компоновку моторного отсека и электрическую трансмиссию. На образец Порше планировалось устанавливать 88-мм орудие KwK 36, разработанное на базе знаменитой немецкой зенитной пушки Flak 18/36. В варианте для танка ему добавили дульный тормоз и электрический спуск. Порше, полагавший, что благожелательное отношение Гитлера к нему — залог победы в конкурсе проектов, не стал дожидаться результатов испытаний и заказал для своего танка шасси и башни. После чего, уверенный в своём триумфе, решил дальше не напрягаться и ждать полигонных испытаний.

Адерс, несмотря на то что его танк был отклонён, сдаваться не намеревался. Он решил переработать свой прототип под то же самое орудие, что и Порше. В результате, когда работы над шасси завершились, ещё не была готова подходящая башня. И в это же время у Гитлера родилась странная идея: он решил отправить на фронт прототипы обоих танков без прохождения испытаний. А затем потребовал, чтобы Порше к осени построил 60 машин, а «Хеншель» — 25. Это было нереально, но конструкторы не могли прямо заявить Гитлеру, что его замысел неосуществим. Чтобы построить к заданному сроку хотя бы несколько танков, Адерсу пришлось ставить на своё шасси башню, разработанную Порше.

В день рождения Гитлера конструкторы устроили для него показ своих машин. Здесь Порше оконфузился, решив разгрузить свой образец с железнодорожной платформы своим ходом. Тяжёлый танк просто-напросто увяз в грунте. Адерс не рисковал: его танк снимали большегрузным краном. В ходе испытаний оба прототипа продемонстрировали как сильные, так и слабые стороны. Машина Порше была более скоростной, а танк Хеншеля превзошёл её в маневренности. У VK4501(H) перегрелся и загорелся двигатель, а VK4501(P) показал низкую надёжность электрической трансмиссии. В итоге изначально было принято решение отправить в серию оба танка, но позднее командование убедило Гитлера в том, что машина Эрвина Адерса предпочтительнее. Фюрер, при всех своих симпатиях к профессору Порше, был вынужден согласиться. А невостребованные шасси тяжёлого танка, заказанные Порше, впоследствии были использованы при строительстве противотанкового орудия «Фердинанд».

Новый танк получил название PzKpfw VI Tiger. Его серийное производство началось в августе 1942 года. На протяжении войны машина хоть и выпускалась всего в одной модификации, но подвергалась большому количеству доработок и изменений.

Специально для «Тигров» в войсках была создана новая тактическая единица — тяжёлый танковый батальон. В зависимости от ситуации батальон мог действовать как самостоятельно, так и для усиления других частей. Новые экипажи обучались на базе 500-го запасного батальона в Падерборне. Личный состав набирали как из числа опытных танкистов, так и среди новобранцев. Причём изначально все эти люди были добровольцами, желавшими поскорее опробовать в деле новые чудо-танки.

На Восточный фронт первые «Тигры» прибыли в августе 1942 года. 29 числа эшелон разгрузил 1 роту 502-го батальона на станции Мга недалеко от Ленинграда. Из-за того что Гитлер торопил с отправкой нового оружия на фронт, конструкторам не удалось толком отладить машины. Поэтому сразу же после прибытия начались множественные поломки. У одного из «Тигров» даже загорелся двигатель. Вплоть до середины сентября механики занимались ремонтом танков; многие детали приходилось доставлять самолётом с заводов Германии.

Первое боевое применение «Тигров» закончилось неудачно: один танк заглох, и его пришлось бросить, а ещё три застряли в болоте — с большим трудом их удалось эвакуировать. Брошенный танк взорвали. В январе 1943 года ещё один «Тигр», практически не повреждённый, был захвачен советскими войсками на Волховском фронте. После изучения этих двух трофеев для бойцов Красной армии были составлены памятки о том, как нужно бороться с PzKpfw VI.

Дальнейшие бои с участием «Тигров» под Ростовом, Харьковом и Ленинградом показали, что этот танк — действительно грозный противник. Его толстая броня выдерживала попадание из большинства пушек. Надёжное поражение и уничтожение немецких машин обеспечивалось только стрельбой по бортам и в корму. Также практиковалось поражение ходовой части: гусеницы сбивались снарядом либо под них забрасывалась связка гранат. Широко применялись и были страшной угрозой бутылки с зажигательной смесью. Протекая через вентиляционные решётки, она вызывала пожар в двигателе «Тигра».

1 декабря 1942 года «Тигры» впервые были применены в Африке. Роту из состава 501-го тяжёлого батальона направили на усиление отступающего корпуса Эрвина Роммеля. В сражении при Тебурбе немцы одержали полную победу, уничтожив 134 американских и английских танка, понеся минимальные потери в технике. Однако в этих боях погиб командир роты. Далее «Тигры» продолжали воевать отдельными группами по две-пять машин, всегда нанося тяжёлый урон технике союзников.

Африка стала непростым испытанием для конструкции танка. Постоянный перегрев, пыль и сложные дорожные условия приводили к многочисленным поломкам. Снова сказались недоработки конструкции, на устранение которых у изготовителей не было времени.

В апреле 1943 года немцы потерпели окончательное поражение в Африке. Все «Тигры», остававшиеся на тот момент в строю, либо были взорваны экипажами, либо попали в руки союзников.

В боях под Курском принимали участие 139 «Тигров». Из-за небольшого количества они не могли оказать сколь-нибудь серьёзного влияния на ход боевых действий, тем более что применялись разрозненно. Однако к тому времени слава «Тигра» бежала впереди него, и в советских войсках была распространена самая настоящая «тигрофобия». В результате за «Тигра» могли принять любой немецкий танк, чаще всего — Pz-IV. В бою «Тигры» показывали себя хорошо, особенно если им удавалось долго вести огонь по противнику с больших дистанций, на которых советские танковые и противотанковые пушки не могли эффективно пробивать броню немецких машин.

«Тигры» сражались до самого конца войны. И всё это время они оставались чрезвычайно грозными противниками для любого танка антигитлеровской коалиции.

В общем и целом машина Эрвина Адерса была лучшим немецким тяжёлым танком времён Второй мировой войны. Он был отлично сбалансирован с точки зрения брони и вооружения. Для своей массы машина была достаточно поворотливой. Плавный ход, который обеспечивала шахматная подвеска, позволял эффективно вести огонь в движении. Управление танком было настолько простым, что в немецких войсках даже ходила поговорка: «Ну ты неумеха! Тебе только «Тигром» управлять!» С другой стороны, танк был чрезвычайно дорогим в производстве и трудным в ремонте. Чтобы заменить повреждённый каток внутреннего ряда, требовалось до трёх суток работы, а коробку передач нельзя было заменить, не сняв башню.

Экипажи «Тигров» высоко отзывались о боевых качествах своей машины, а её создатель Эрвин Адерс даже получил уважительное прозвище «Отец тигров».

До сегодняшнего дня этот танк остаётся популярным: о нём пишут множество книг, выпускаются масштабные модели, танк можно увидеть во многих компьютерных играх. В металле также сохранилось немало экземпляров этой бронемашины, причём некоторые из них до сих пор на ходу.

Рендеры данной машины в различных разрешениях можно скачать .