Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Сообщение о поэте символисте. Символизм в литературе, история его возникновения и основные представители

Теоретические, философские и эстетические корни и источники творчества писателей-символистов были весьма разнообразны. Так В. Брюсов считал символизм чисто художественным направлением, Мережковский опирался на христианское учение, Вяч. Иванов искал теоретической опоры в философии и эстетике античного мира, преломленных через философию Ницше; А. Белый увлекался Вл. Соловьевым, Шопенгауэром, Кантом, Ницше.

Художественным и публицистическим органом символистов был журнал “Весы”. “Для нас, представителей символизма, как стройного миросозерцания, – писал Эллис, – нет ничего более чуждого, как подчинение идеи жизни, внутреннего пути индивидуума – внешнему усовершенствованию форм общежития. Для нас не может быть и речи о примирении пути отдельного героического индивидуума с инстинктивными движениями масс, всегда подчиненными узкоэгоистическим, материальным мотивам” .

Эти установки и определили борьбу символистов против демократической литературы и искусства, что выразилось в систематической клевете на Горького, в стремлении доказать, что, став в ряды пролетарских писателей, он кончился как художник, в попытках дискредитировать революционно-демократическую критику и эстетику, ее великих создателей – Белинского, Добролюбова, Чернышевского. Символисты всячески стремились сделать “своими” Пушкина, Гоголя, названного Вяч. Ивановым “испуганным соглядатаем жизни” , Лермонтова, который, по словам того же Вяч. Иванова, первый затрепетал “предчувствием символа символов – Вечной Женственности” в.

С этими установками связано и резкое противопоставление символизма и реализма. “В то время как поэты-реалисты, – пишет К. Бальмонт, – рассматривают мир наивно, как простые наблюдатели, поэты-символисты властвуют над миром и проникают в его мистерии” ". Символисты стремятся противопоставить разум и интуицию. “... Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями” , – утверждает В. Брюсов и называет произведения символистов “мистическими ключами тайн” , которые помогают человеку выйти к свободе".



Наследие символистов представлено и поэзией, и прозой, и драмой. Однако, наиболее характерна поэзия.

Д. Мережковский, Ф. Сологуб, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и др. – это группа “старших” символистов, которые явились зачинателями направления. В начале 900-х годов выделилась группа “младших” символистов – А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов, "А. Блок и др.

В основе платформы “младших” символистов лежит идеалистическая философия Вл. Соловьева с его идеей Третьего Завета и пришествия Вечной Женственности. Вл. Соловьев утверждал, что высшая задача искусства – “... создание вселенского духовного организма” , что художественное произведение это – изображение предмета и явления “в свете будущего мира” , с чем связано понимание роли поэта как теурга, священнослужителя. В этом заключено, по разъяснению А. Белого, “соединение вершин символизма как искусства с мистикой” .

Признание, что существуют “миры иные” , что искусство должно стремиться их выразить, определяет художественную практику символизма в целом, три принципа которого провозглашены в работе Д. Мережковского “О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы” . Это – “... мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности” .

Исходя из идеалистической посылки о первичности сознания, символисты утверждают, что действительность, реальность – это создание художника: Моя мечта – и все пространства, И все чреды, Весь мир – одно мое убранство, Мои следы (Ф. Сологуб) “Разбив оковы мысли, быть скованным – мечтой” , – призывает К. Бальмонт. Призвание поэта – связать мир реальный с миром запредельным.

Поэтическая декларация символизма ясно выражена в стихотворении Вяч. Иванова “Средь гор глухих” : И думал я: “О гений! Как сей рог, Петь песнь земли ты должен, чтоб в сердцах Будить иную песнь. Блажен, кто слышит” .

А из-за гор звучал ответный глас: “Природа – символ, как сей рог. Она Звучит для отзвука. И отзвук – бог.

Блажен, кто слышит песнь и слышит отзвук” ".

Поэзия символистов – это поэзия для избранных, для аристократов духа.

Символ – это эхо, намек, указание, он передает сокровенный смысл.

Символисты стремятся к созданию сложной, ассоциативной метафоры, абстрактной и иррациональной. Это “звонко-звучная тишина” у В. Брюсова, “И светлых глаз темна мятежность” у Вяч. Иванова, “сухие пустыни позора” у А. Белого и у него же: “День – жемчуг матовый – слеза – течет с восхода до заката” . Весьма точно эта техника раскрыта в стихотворении 3. Гиппиус “Швея” .

На всех явлениях лежит печать.

Одно с другим как будто слито.

Приняв одно – стараюсь угадать За ним другое, – то, что скрыто ".

Очень большое значение в поэзии символистов приобрела звуковая выразительность стиха, например, у Ф. Сологуба: И два глубокие бокала Из тонко-звонкого стекла Ты к светлой чаше подставляла И пену сладкую лила, Лила, лила, лила, качала Два темно-алые стекла.

Белей, лилей, алее дала Бела была ты и ала... " Революция 1905 г. нашла своеобразное преломление в творчестве символистов.

С ужасом встретил 1905 г. Мережковский, воочию убедившийся в пришествии предсказанного им “грядущего хама” . Взволнованно, с острым желанием понять подошел к событиям Блок. Приветствовал очистительную грозу В. Брюсов.

К десятым годам ХХ века символизм нуждался в обновлении. “В недрах самого символизма, – писал В. Брюсов в статье “Смысл современной поэзии” , – возникали новые течения, пытавшиеся влить новые силы в одряхлевший организм. Но попытки эти были слишком частичны, зачинатели их слишком проникнуты теми же самыми традициями школы, чтобы обновление могло быть сколько-нибудь значительным” .

Последнее предоктябрьское десятилетие было отмечено исканиями в модернистском искусстве. Происходившая в 1910 г. в среде художественной интеллигенции полемика вокруг символизма выявила его кризис. Как выразился в одной из своих статей Н. С. Гумилев, “символизм закончил свой круг развития и теперь падает” . На смену ему пришел акмеизл~ (от греч. “акме” – высшая степень чего-либо, цветущая пора) . Основоположниками акмеизма считаются Н. С. Гумилев (1886 – 1921) и С. М. Городецкий (1884 – 1967) . В новую поэтическую группу вошли А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич, М. А. Кузмин и др.

О поэтическом течении:

Символизм - первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма - «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.

Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений - от взглядов античного философа Платона до современных символистам философских систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов - подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Более того, рационально передать созерцаемые «тайны» невозможно. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вяч. Иванова, поэзия есть «тайнопись неизреченного». От художника требуется не только сверхрациональная чуткость, но тончайшее владение искусством намека: ценность стихотворной речи - в «недосказанности», «утаенности смысла». Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ.

Категория музыки - вторая по значимости (после символа) в эстетике и поэтической практике нового течения. Это понятие использовалось символистами в двух разных аспектах - общемировоззренческом и техническом. В первом, общефилософском значении, музыка для них - не звуковая ритмически организованная последовательность, а универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества. Во втором, техническом значении, музыка значима для символистов как пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями словесная фактура стиха, т. е. как максимальное использование музыкальных композиционных принципов в поэзии. Стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек.

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символиcты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Однако главная заслуга этого литературного течения связана не с формальными нововведениями.

Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным, персоналистичным.

Русский символизм как модернистское направление в русской литературе

Символизм был первым течением модернизма, возникшим на русской почве. Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом.

Предпосылки возникновения символизма - в кризисе, поразившем Европу во второй половине 19 в. Переоценка ценностей недавнего прошлого выразилась в бунте против узкого материализма и натурализма, в большой свободе религиозно-философских исканий. Символизм явился одной из форм преодоления позитивизма и реакцией на "упадок веры". "Материя исчезла", "Бог умер" - два постулата, начертанные на скрижалях символизма. Система христианских ценностей, на которых покоилась европейская цивилизация, была расшатана, но и новый "Бог" - вера в разум, в науку - оказался ненадежен. Потеря ориентиров рождала ощущение отсутствия опор, ушедшей из-под ног почвы.

Традиционному познанию мира символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов – подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступных лишь художнику – творцу. «Недосказанность», «утаённость смысла» - символ – главное средство передачи созерцаемого тайного смысла. Символ – вот центральная эстетическая категория нового течения.

«Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своём значении»,- считал теоретик символизма Вячеслав Иванов.

«Символ – окно в бесконечность»,- вторил ему Фёдор Сологуб.

Символизм в России вбирал два потока - "старших символистов" (И.Анненский, В.Брюсов, К.Бальмонт, З.Гиппиус, Д.Мережковский, Н.Минский, Ф.Сологуб (Ф.Тетерников) и "младосимволистов" (А.Белый (Б.Бугаев), А.Блок, Вяч.Иванов, С.Соловьев.

В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души - полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений. Поэты-символисты были новаторами поэтического стиха, наполнив его новыми, яркими и выразительными образами, и иногда, пытаясь добиться оригинальной формы, они уходили в считаемую их критиками бессмысленной игру слов и звуков. Огрубляя, можно сказать, что символизм различает два мира: мир вещей и мир идей. Символ становится неким условным знаком, соединяющим эти миры в смысле, им порождаемом. В любом символе есть две стороны - означаемое и означающее. Вторая эта сторона повернута к ирреальному миру. Искусство - ключ к тайне.

В отличие от других направлений в искусстве, использующих элементы характерной для себя символики, символизм полагает выражение «недостижимых», иногда мистических, Идей, образов Вечности и Красоты целью и содержанием своего искусства, а символ, закреплённый в элементе художественной речи и в своём образе опирающийся на многозначное поэтическое слово, – основным, а иногда и единственно возможным художественным средством.

Одним из фундаментов русской поэзии XX века был Иннокентий Анненский. Мало известный при жизни, возвеличенный в сравнительно небольшом кругу поэтов, он был затем предан забвению. Даже широко бытовавшие строки «Среди миров, в мерцании светил…» публично объявлялись безымянными. Но его поэзия, его звуковая символика оказались неисчерпаемым кладом. Мир стихов Иннокентия Анненского дал словесности Николая Гумилёва, Анну Ахматову, Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака, Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского. Не потому, что Анненскому подражали, а потому, что содержались в нём. Слово его было непосредственно – остро, но заранее обдумано и взвешено, оно вскрывало не процесс мышления, а образный итог мысли. Мысль же его звучала, как хорошая музыка. Иннокентий Анненский, принадлежащий по своему духовному облику девяностым годам, открывает XX столетие, - где звёзды поэзии вспыхивают, смещаются, исчезают, вновь озаряют небо…

Среди самых читаемых поэтов – Константин Бальмонт – «гений певучей мечты»; Иван Бунин, чей талант сравнивался с матовым серебром – его блистательное мастерство представлялось холодным, но именовали его уже при жизни «последним классиком русской литературы»; Валерий Брюсов, имевший репутацию мэтра; Дмитрий Мережковский – первый европейский писатель в России; самый философичный из поэтов серебряного века – Вячеслав Иванов…

Поэты серебряного века, даже не первого ряда, были крупными личностями. На модно-богемный вопрос – гений или помешанный? – как правило, давался ответ: и гений, и сумасшедший.

Андрей Белый производил на окружающих впечатление пророка…

Все они, увлечённые символизмом, стали видными представителями этой наиболее влиятельной школы.

На переломе веков особенно усилилось национальное мышление. Интерес к истории, мифологии, фольклору захватил философов (В. Соловьёв, Н. Бердяев, П. Флоренский и др.), музыкантов (С. Рахманинов, В. Калинников, А. Скрябин), живописцев (М. Нестеров, В.М. Васнецов, А.М. Васнецов, Н.К. Рерих), писателей и поэтов. «Назад, к национальным истокам!» - гласил клич этих годов.

С древних времён родная земля, её беды и победы, тревоги и радости были главной темой отечественной культуры. Руси, России посвящали своё творчество люди искусства. Первый долг для нас – долг самопознания – упорный труд по изучению и осмыслению нашего прошлого. Прошлое, история России, её нравы и обычаи – вот чистые ключи, чтобы утолить жажду творчества. Размышления о прошлом, настоящим и будущим страны становятся главным мотивом в деятельности поэтов, писателей, музыкантов и художников.

«Стоит передо мной моя тема, тема о России. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», - писал Александр Блок.

«Искусство вне символизма в наши дни не существует. Символизм есть синоним художника»,- утверждал в те годы Александр Блок, который был уже при своей жизни больше, чем поэт, для многих в России.

Николай Купреянов. Это имя художественная критика начала ХХ века поставила в один ряд с такими именами, как В. Фаворский, А. Кравченко, А. Остроумова – Лебедева. На двадцатые годы выпал расцвет русской гравюры. Гравюра – ремесло, возведённое в ранг искусства. Возрождение гравюры, древнейшего из искусств, началось с обновления форм, с приобретения нового строя чувств, символов, принадлежащих эпохе. Для Купреянова, человека, формировавшегося в 10-е годы, воспитанного на поэзии Блока, символизм был не просто литературным направлением, а умозаключением, настроением ума – разговорным языком эпохи, времени, языком, на котором изъяснялись и в кругу гравюрных образов. И гравюра представляется уже неким вариантом символического искусства. Ещё в юношеские годы, скитаясь по старым русским городам, кроме зарисовок древних фресок и иконописи, он увлёкся деревенской народно обрядностью, что позже соединилось в его творчестве. С таким же романтическим восторгом увлёкся он условностью «Мира искусства». «Я едва ли не одинаково люблю Сомова и иконопись»,- признавался он в письме к Блоку. Эта двойственность сознания – две стихии – религиозная и символическая – наложили печать на творчество Купреянова. Уже раньше его гравюры обрастают символами имеют не только первый, но и второй план, заключают в себе скрытый смысл. Не случайно Купреянов в гравюре начинал с самого интимного, с самого замысловатого жанра книжного знака – экслибриса. Его первые экслибрисы – это зашифрованные «за семью печатями» знаки, до смысла которых невозможно доискаться без знания Библии или геральдического словаря. Его гравюрное пристрастие к житию Николы можно рассматривать как особый интерес к соимённому ему – Николаю Купреянову – образа святого. Художник смотрел в гравюру, словно в зеркало, она давала его искусству справку, чувства законченности.

Темами первых гравюр были мотивы, которые изначально лежали в иконе или в старом лубке: «Король Гвидон», «Царь Давид», «О Бове Королевиче», «Всадники» (на темы апокалипсиса) – вот названия его первых работ. Позже – гравированные книжки, наподобие блочных книг – «Детство о Егории Храбром», «Жития Николы», «Азбука»…

Как ни странно, но у мирового литературного течения символизм есть точная дата рождения - 18 сентября 1886 года.

Именно в этот день на страницах журнала «Фигаро» поэт Жан Мореас напечатал Манифест символизма. Он обозначил основные принципы символизма и их отличия от декадентства.

Русский символизм

Понятие “ ” русской поэзии или русский ренессанс неразрывно связано с символизмом. Конец 19 и начало 20 века отмечен революцией и новаторством во всех сферах искусства. В том числе и в поэзии.

На смену “золотому”, классическому веку пришли новые талантливые литераторы с абсолютно новыми веяниями. Символизм в литературе и в частности, в поэзии, подразумевал два направления:

  • Форма поэтического произведения
  • Мировоззрение, философия, стиль и образ жизни

Символизмом, как обязательной детской болезнью, переболели практически все известные русские поэты “серебряного века”. Но одни смогли перешагнуть через формализм этого течения - стихотворный размер, поэтическая форма, мистическое и туманное содержание и стали известными поэтами, гордостью и славой русской литературы.

Другие же сосредоточили свое творчество на внешних атрибутах символизма и остановились в своем развитии, зайдя в тупик. Мистика, нарочито подчеркиваемая религиозность на фоне отрицаемых нравственных и моральных ценностей буржуазного общества, фетиш индивидуализма в сочетании с осмеянием и презрительном подчеркивании практицизма современного общества, стремление обрести душевную свободу и тому подобные настроения выражались непривычными и непонятными широкой публике поэтическими строками.

Неприязнью, насмешками были встречены ранние , а, Мережковского, Гиппиус, Блока. Но уже через 10 - 15 лет эти зачинатели нового течения вместе с жизненным опытом, наложившим отпечаток на их мировоззрение, приобретают и поэтическое мастерство. Поэзия перестает для них быть исключительно искусством для искусства и благодаря своему таланту они создают прекрасные стихотворения, которые вошли в “золотой фонд” русской поэзии.

Поэты - символисты

Не смотря на все Манифесты, программные заявления и декларации, фанатичную приверженность положениям символизма, это не смогло уровнять поэтов, причесать их под одну гребенку. Все они были людьми одаренными, яркими личностями с собственной индивидуальной нотой и отличительным тембром стиха. Каждый имел свой собственный почерк, свою поэтическую гамму.

Бальмонта, первым вкусившего славы и популярности, отличает необыкновенная певучесть и ритм. Брюсов с четкими, как бы отлитыми из бронзы строфами, реалистичен, приземлен и очень далек от мистических, потусторонних миров. Иннокентий Анненский с болезненно тонкой психологической нотой не бунтует, не кричит, но его стихи завораживают и проникают в самую глубину души. Вячеслав Иванов - многомудрый эстет, пытается взрастить на заснеженных российских полях поэзию созвучную Древней Элладе.

Силой своего таланта сумевший в стихах, написанных по самым строгим канонам символизма, передать и печаль, и светлую радость, и горечь, и патриотизм. Сейчас невозможно представить без поэзии Блока российскую литературу. Прошел целый век с тех пор, как перестала существовать школа российского символизма, а мы продолжаем восхищаться прекрасными стихами этих замечательных поэтов.

В Россию идеи символизма приходили и прямо из Франции, и в германском преломлении. Рождение русского символизма обычно отсчитывается от 1892 г. В этом году был прочитай знаменитый доклад поэта, прозаика, публициста и общественного деятеля Д. С. Мережковского. В докладе "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы" он впервые заявил, что в России в настоящее время зарождается символическое искусство. При этом, как считал Мережковский, символизм - не подражание французской моде, а возвращение к древнему искусству символов. В этом же году вышла книга поэм Мережковского "Символы", а через два года увидел свет первый из трех выпусков сборников "Русские символисты", издававшихся Валерием Брюсовым (второй выпуск вышел в 1894, третий - в 1895 г.).

Следует отметить, что русский символизм имел корни в отечественной культуре. В 1884 г. в Киеве была предпринята попытка создать предмодернистское по своей направленности общество "Новые романтики". Двое из его членов - Николай Максимович Минский (Виленкин; 1855- 1937) и Иероним Иеронимович Ясинский (1850-1931) уже в тс годы создавали, по сути, декадентские произведения. Впоследствии оба они, особенно Н. М. Минский, который был известным поэтом, приняли участие в формировании русского символизма. В конце века И. И. Ясинский создал одно из самых декадентских произведений русской прозы - роман "Прекрасные уроды".

Русский символизм - как, впрочем, и французский, и немецкий - с самого зарождения не был вполне однородным течением. Символистов можно разделять по хронологическому, географическому и идеологическому признакам. По хронологическому признаку различают старших (1890-е гг.) и младших (1900-1910-е гг.) символистов. Старших символистов называли также декадентами. С точки зрения географического признака противопоставлялись авторы, связанные с Петербургом и Москвой. Особенно важным географическое разграничение было для старших символистов: "петербургские мистики" противопоставлялись московским писателям, сгруппировавшимся вокруг В. Я. Брюсова. Идеологически наиболее отчетливо разделялись писатели индивидуалистической ориентации ("декаденты") и ученики В. С. Соловьева, для которых была важна идея всеединства - растворения личности в Боге, народе, природе.

Одной из устойчивых и центральных тем русского декадентства был релятивизм: истин в жизни много и ни одна из них не лучше другой; поэт может выбирать любую из них и менять истины по своему произволу. В стихотворении ". Н. Гиппиус" (1901) Валерий Брюсов заявляет:

Неколебимой истине не верю я давно, И все моря, все пристани Люблю, люблю равно.

Следующий шаг - мысль о том, что добро и зло так же равны, и ни одно из них не может быть предпочтено другому:

Хочу, чтоб всюду плавала Свободная ладья, И Господа и Дьявола Хочу прославить я...

Более того, русские ницшеанцы предпочитали добру зло и были склонны воспевать скорее дьявола, чем Бога. Предпочтение злу не следует понимать поверхностно. Символисты вовсе не призывали к воровству или к мелкому хулиганству. Зло было для них вселенской силой, способной очистить мир от мещанской серости, бытового зла. В качестве примера приведем характерное стихотворение Федора Сологуба:

Когда я в бурном морс плавал И мой корабль пошел ко дну, Я так воззвал: "Отец мой, Дьявол, Спаси, помилуй, - я тону.

Не дай погибнуть раньше срока Душе озлобленной моей, Я власти темного порока Отдам остаток черных дней".

И Дьявол взял меня и бросил В полуистлевшую ладью. Я там нашел и пару весел, И серый парус, и скамью.

И вынес я опять на сушу, В больное, злое житие, Мою отверженную душу И тело грешное мое.

И верен я, отец мой Дьявол, Обету, данному в злой час, Когда я в бурном море плавал И ты меня из бездны спас.

Тебя, отец мой, я прославлю В укор неправедному дню, Хулу над миром я восставлю, И, соблазняя, соблазню.

("Когда я в бурном море плавал!...", 1902)

Таким образом, победить мелочное зло, "неправедный день" может только вселенское зло, в конечном счете, дьявол. Здесь же мы находим и очень древнее представление, согласно которому поэзия и вообще всякое художественное творчество связаны не со светлым, божественным миром, а с темными силами, подземным миром. Старшие символисты лишь в очередной раз оживили это представление, создав устойчивый образ "художника-дьявола".

У декадентов сложился своего рода культ дьявола, причем, например, для В. Я. Брюсова разрушительная сила революции непосредственно ассоциировалась с образом Люцифера - ангела, восставшего против Бога и ставшего Сатаной. Эти настроения, перемежаясь с идеями Ницше, приводили к презрению к людям, человеческому "стаду", и к подчеркнутому индивидуализму. Характерно стихотворение Николая Минского "Моя вера":

Был я набожным ребенком, Верил в Господа, как надо, Что Господь - небесный пастырь И что мы - земное стадо.

Ах, о пастыре небесном Я забыл в земной гордыне, Но тому, что люди - стадо Верю набожно и ныне.

Психологически индивидуализм вел к созданию двух типов лирического героя. Первый связан с мотивами бегства от людей, создания своего изолированного, иллюзорного мира. Этот тип лирического "Я" господствовал в раннем творчестве декадентов. Таковы, например, образы в творчестве Федора Сологуба: "Одиночество - общий удел", "Никого и ни в чем не стыжусь, - Я один, безнадежно один..." и др. В конечном счете это приводит к воспеванию смерти: только смерть может соединить то, что разъединила жизнь. Ф. Сологуб пишет:

В поле не видно ни зги. Кто-то зовет: "Помоги!"

Что я могу? Сам я и беден и мал. Сам я смертельно устал,

Как помогу?

Кто-то зовет в тишине: "Брат мой, приблизься ко мне!

Легче вдвоем. Если не сможем идти, Вместе умрем на пути,

Вместе умрем!"

("В поле не видно ни зги", 1897)

В. Я. Брюсов начинает стихотворение призывом: "Умереть, умереть, умереть!" В переменчивом, ненадежном мире смерть - единственно надежное, истинное. В озарении смерти видна призрачная пошлость мира:

О владычица смерть, я роптал на тебя, Что ты, злая, царишь, все земное губя. И пришла ты ко мне, и в сиянии дня На людские пути повела ты меня.

Увидал я людей в озареньи твоем, Омраченных тоской, и бессильем, и злом. И я понял, что зло под дыханьем твоим Вместе с жизнью людей исчезает, как дым.

Второй тип лирического персонажа - активная, героическая личность. Такой герой стал преобладающим в символистском творчестве в начале века и в годы первой русской революции. Большинство старших символистов так или иначе приняли революцию и даже участвовали в ней. Н. М. Минский и некоторые близкие к нему литераторы какое-то время пытались сотрудничать с социал-демократами, причем именно с В. И. Лениным и другими большевиками. В 1905 г. Минский создает стихотворение "Гимн рабочих", которое открывается таким четверостишием:

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Наша сила, наша воля, наша власть.

В бой последний, как на праздник, снаряжайтесь.

Кто не с нами, тот наш враг, тот должен пасть.

Но и другие декаденты пишут в это время стихи, обращенные к рабочим. Так, К. Д. Бальмонт в октябре 1905 г. создает стихотворение "Русскому рабочему", первая строфа которого звучит так:

Рабочий, только на тебя Надежда всей России. Тяжелый молот пал, дробя Оплоты крепостные. Тот молот - твой. Пою тебя во имя всей России!

Кончается стихотворение уверенными словами:

Осуществятся все мечты, Ты побелишь, рабочий!

Прославление сильной, героической личности, революции как могучей, разрушительной стихии занимает видное место в творчестве В. Я. Брюсова той поры. И даже у пессимиста Ф. Сологуба появляются мотивы протеста и борьбы (драма "Победа смерти" и другие произведения).

Символизм – это художественное направление, которое пришло в советскую культуру из Франции. С перевода на греческом, данный термин обозначал «символ» или же «знак». Новое течение, пришлось на конец 60 годов 19века. Впервые обозначилось в литературном жанре, а уже позже заняло позицию в музыке, театре и изобразительном искусстве. В начале 70х годов, символизм уже добавил в свою суть религию, мифологию и философию.

Самыми обсуждаемыми темами в кругу символистов серебряного века были: любовь, смерть, страдание и ожидание удивительных событий. Основателями нового течения считаются: О. Уайльд, Г. Ибсен, Р. Рильке, А. Рембо, С. Малларме, П. Верлен, К. Гамсун, М. Метерлинк, Э. Верхарн. Практически в каждом сюжете были сцены из интересных и запомнившихся событий средних веков, мифология античности и истории из евангелия.

Течение символизма распространилось среди многих стран, находящихся в Западной Европе. Символизм, как и эстетика, были одним целым. Их сущностью, было обращение к сфере духа и внутреннего видения каждого. В основе течения считалось, что за миром есть большое количество вещей, которые не каждый способен увидеть, а вот современный мир только частью отражает многие вещи. Считалось, что может придти прозрение на все происходящее вокруг, во время того, как исполняется акт творчества.

Символизм на территории России зародился практически в конце 19века. Он пошел от местного мыслителя – философа, который был и поэтом – Соловьева. В его философии утверждалось, что в вечной женственности и красоте можно найти спасение мира. Символист подчеркивал, что он верит в мудрость, красоту, добро и использует их для связи с Богом. Его каждое произведение освещало главные качества символизма и считалось, что это литературно – философское направление.

Символизм характеризуется:

Иносказаниями и намеками.
Наполнением стандартных слов знаками.
Смерть как начало бытия.
В каждом миге, даже незаметном, отображена вечность.

Все поклонники течения стремились создать картины идеального, по их понятиям мира. Ведь в основе теории была неземная красота. Каждый должен был относиться к словам, как к посланию с особым смыслом. Имя данного течения закрепилось в истории, когда на свет вышли книги: «Символы» и «Русские символисты». Основой книг были стихотворения, которые и отображали суть всего движения.

Символизм в России вроде бы появился как цельное направление, но не смог продолжать быть таковым. Со временем он переломился в независимых и очень ярких, непохожих, между собой индивидуальностях. Все течение было соединено в известных журналах тех годов, таких как: «Золотое руно», «Весы» и выступало как протест против скудности русской поэзии. Каждый из приверженцев течения старался вложить новое свежее слово и внести больше жизненной силы в каждый стих или творение.

Стоит отметить, что первое время после публикаций, все стихи вызывали усмешки, ведь они были совершенно непривычны для публики. Но со временем многие открыли в них свой смысл. Символисты заняли правильное и нужное место во всей эпохе, ведь в те годы социальная действительность была достаточно зыбкой из-за регулярных катастроф и взрывов. В начале была русская революция, позже долгая война, затем еще две революции, которые совершенно опустошили словарный запас и развитие всего общества немного затормозилось.

Сам символизм появился в России не отдельно от Западных государств. На приверженцев течения повлияла поэзия французов, англичан, немцев. В приведенных странах Запада течение проявлялось на несколько лет раньше. Хотя русские символисты упорно отрицали, что они зависят от европейской литературы. Они утверждали, что все корни пошли от книг прежних писателей, таких как: Фет, Тютчев, Фофанов. По их мнению, символизм был уже в литературе долгое время, просто его никто не замечал.

Каждый из русских символистов, которые заявили себя в литературе, были разделены на старших и младших. Первые называли себя «декаденты» и отображали в своих творениях немногие черты из европейских течений. Такими были: Бальмонт, Сологуб, Мережковский, Гиппиус, Брюсов. Символисты, которые относились к младшим, заключали в своих творческих мотивах утопию и поиски вечной женственности. Такими были: Блок, Белый, Анненский, Иванов.

ЧЁЛН ТОМЛЕНЬЯ
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьётся
Чуждый чарам чёрный чёлн.
Чуждый чистым чарам счастья,
Чёлн томленья, чёлн тревог
Бросил берег, бьётся с бурей,
Ищет светлых снов чертог.
Мчится взморьем, мчится морем,
Отдаваясь воле волн.
Месяц матовый взирает,
Месяц горькой грусти полн.
Умер ветер. Ночь чернеет.
Ропщет море. Мрак растёт.
Чёлн томленья тьмой охвачен.
Буря воет в бездне вод.

Кроме литературных творений, символизм проявил себя в живописи. Картины Врубеля, Мусатова и Борисова, полностью доказывали этот факт. Помимо вольных художников, которые были приверженцами течения, появились и художественные объединения, такие как: «Голубая роза» и « Мир искусства».

Серебряный век – эпоха модернизма, запечатленная в русской литературе. Это период, когда новаторские идеи захватили все сферы искусства, в том числе и искусство слова. Хоть он и длился всего четверть века (начиная с 1898 года, заканчивая примерно 1922 годом), его наследие составляет золотой форд отечественной поэзии. До сих пор стихи того времени не теряют своей прелести и оригинальности, даже на фоне современного творчества. Как мы знаем, произведения футуристов, имажинистов и символистов стали основой многих известных песен. Поэтому чтобы разбираться в нынешних культурных реалиях, необходимо знать первоисточники, которые мы перечислили в этой статье.

Серебряный век ‑ один из главных, ключевых периодов русской поэзии, охватывающий период конца XIX ‑ начала XX века. Споры о том, кто же первый употребил данный термин, идут до сих пор. Некоторые считают, что «Серебряный век» принадлежит Николаю Авдеевичу Оцупу, известному критику. Другие склоняются к версии, что термин был введен благодаря поэту Сергею Маковскому. Но также существуют варианты относительно Николая Александровича Бердяева, известного русского философа, Разумникова Васильевича Иванова, российского литературоведа, и поэта Владимира Алексеевича Пяста. Но одно известно точно: определение было придумано по аналогии с другим, не менее важным периодом ‑ Золотым веком русской литературы.

Что касается временных рамок периода, то они условны, так как сложно установить точные даты зарождения Серебряного века поэзии. Начало обычно связывают с творчеством Александра Александровича Блока и его символизмом. Конец приписывают дате расстрела Николая Степановича Гумилева и смерти ранее упомянутого Блока. Хотя отголоски этого периода можно найти и в творчестве других известных русских поэтов ‑ Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама.

Символизм, имажинизм, футуризм и акмеизм ‑ основные течения Серебряного века. Все они относятся к такому направлению в искусстве, как модернизм.

Основной философией модернизма служила идея позитивизма, то есть надежда и вера в новое ‑ в новое время, в новую жизнь, в становление новейшего/современного. Люди верили, что они рождены для чего-то высокого, у них есть свое предназначение, которое они должны воплотить. Теперь культура направлена на вечное развитие, постоянный прогресс. Но вся эта философия рухнула с приходом войн. Именно они навсегда изменили мировоззрение и мироощущение людей.

Футуризм

Футуризм ‑ одно из направлений модернизма, которое является составляющей частью русского авангарда. Впервые данный термин появился в манифесте «Пощёчина общественному вкусу», написанном членами петербургской группы «Гилея». В её состав входили Владимир Маяковский, Василий Каменский, Велимир Хлебников и другие авторы, которых чаще всего называли «будетляне».

Родоначальником футуризма считают Париж, но его основатель родом из Италии. Однако именно во Франции в 1909 году был издан манифест Филиппо Томмазо Маринетти, манкирующий место этого течения в литературе. Далее футуризм «дошёл» и до других стран. Маринетти сформировал взгляды, идеи и мысли. Это был эксцентричный миллионер, больше всего увлекающийся машинами и женщинами. Однако после аварии, когда мужчина несколько часов пролежал рядом с пульсирующим сердцем двигателя, он решил воспеть красоту индустриального города, мелодию грохочущего автомобиля, поэтику прогресса. Теперь идеалом для человека был не окружающий естественный мир, а именно урбанистический пейзаж, шум и рокот суетливого мегаполиса. Также итальянец восхищался точными науками и придумал сочинять стихи с помощью формул и графиков, создал новый размер «лесенку» и т.д. Однако поэзия его получалась чем-то вроде очередного манифеста, теоретического и безжизненного бунта против старых идеологий. С точки зрения художественности, прорыв в футуризме сделал не его основатель, а русский почитатель его открытия – Владимир Маяковский. В 1910 году новое литературное течение приходит в Россию. Здесь оно представлено четырьмя самыми влиятельными группами:

  • Московская группа «Центрифуга» (Николай Асеев, Борис Пастернак и т.д.);
  • Ранее упомянутая петербургская группа «Гилея»;
  • Петербургская группа «Московские эгофутуристы» под контролем издательства «Петербургский глашатай» (Игорь Северянин, Константин Олимпов и т.д.);
  • Московская группа «Московские эгофутуристы» под контролем издательства «Мезонин искусства» (Борис Лавренев, Вадим Шершеневич и т.д.).

Так как все эти группы имели огромное влияние на футуризм, он развивался неоднородно. Появились такие ответвления, как эгофутуризм и кубофутуризм.

Футуризм повлиял не только на литературу. Огромное влияние он оказал и на живопись. Характерная черта таких полотен ‑ культ прогресса и протест против традиционных художественных канонов. Это течение соединяет в себе черты кубизма и экспрессионизма. Первая выставка состоялась в 1912 году. Тогда в Париже показали картины, на которых были изображены различные средства передвижения (автомобили, самолеты и т.п.). Художники-футуристы верили, что техника будет занимать лидирующие позиции в будущем. Основным новаторским ходом стала попытка изобразить движение в статике.

Основные признаки данного течения в поэзии таковы:

  • отрицание всего старого: старого образа жизни, старой литературы, старой культуры;
  • ориентация на новое, будущее, культ изменений;
  • ощущение скорых перемен;
  • создание новых форм и образов, бесчисленные и радикальные эксперименты:
  • изобретение новых слов, речевых оборотов, размеров.
  • десемантизация речи.

Владимир Маяковский

Владимир Владимирович Маяковский (1893 ‑ 1930 гг.) ‑ известный российский поэт. Один из величайших представителей футуризма. Начал литературные эксперименты в 1912 году. Благодаря поэту, в русский язык были введены такие неологизмы, как «нате», «голоштанный», серпастый» и многие другие. Также Владимир Владимирович внёс огромный вклад и в стихосложение. Его «лесенка» помогает правильно расставить акценты при чтении. А лирические строки в творении «Лиличка! (Вместо письма)» стали самыми пронзительными любовными признаниями в поэзии XX века. мы подробно разобрали в отдельной статье.

К наиболее известным произведениям поэта можно отнести следующие примеры футуризма: уже ранее упомянутую « », «В.И. Ленин», « », стихотворения «Я достаю из широких штанин», «А вы могли бы? (Послушайте!)», «Стихи о советском паспорте», «Левый марш», « » и т.д.

К основным темам Маяковского относятся:

  • место поэта в обществе и его предназначение;
  • патриотизм;
  • воспевание социалистического строя;
  • революционная тема;
  • любовные чувства и одиночество;
  • целеустремленность на пути к мечте.

После октября 1917 года поэт (за редкими исключениями) вдохновляется лишь революционными идеями. Он воспевает мощь перемен, большевистскую идеологию и величие Владимира Ильича Ленина.

Игорь Северянин

Игорь Северянин (1887 ‑ 1941 гг.) ‑ известный русский поэт. Один из представителей эгофутуризма. Прежде всего, он известен своей эпатажной поэзией, где воспевается его собственная личность. Творец был уверен, что он ‑ чистое воплощение гения, поэтому часто вёл себя эгоистично и высокомерно. Но это было лишь на публике. В обычной повседневной жизни Северянин ничем не отличался от других, а после эмиграции в Эстонию и вовсе «завязал» с модернистскими экспериментами и начал развиваться в русле классической поэзии. Самые известные его работы ‑ это стихотворения « !», «Соловьи монастырского сада», «Классические розы», «Ноктюрн», «В парке плакала девочка» и сборники «Громокипящий кубок», «Victoria regia», «Златолира». мы подробно разобрали в другой статье.

Основные темы творчества Игоря Северянина:

  • технический прогресс;
  • собственная гениальность;
  • места поэта в обществе;
  • любовная тематика;
  • сатира и бичевание общественных пороков;
  • политика.

Он был первым поэтом в России, который смело назвал себя футуристом. Но в 1912 году Игорь Северянин основывает новое, собственное течение ‑ эгофутуризм, для которого характерны употребление иностранных слов и наличие чувства «себялюбия».

Алексей Кручёных

Алексей Елисеевич Кручёных (1886 ‑ 1968 гг.) ‑ российский поэт, журналист, художник. Один из представителей русского футуризма. Творец прославился тем, что принес в русскую поэзию «заумь». «Заумь» — абстрактная речь, лишенная любого смысла, которая позволяет автору использовать любые слова (странные сочетания, неологизмы, части слов и т.п.). Алексей Кручёных даже выпускает собственную «Декларацию заумного языка».

Самое известное стихотворение поэта ‑ «Дыр бул щыл», но существуют и другие произведения: «Железобетонные гири — дома», «Уехала», «Тропический лес», «В игорном доме», «Зима», «Смерть художника, «Русь» и другие.

К основным темам творчества Хлебникова можно отнести:

  • тема любви;
  • тема языка;
  • творчество;
  • сатира;
  • тема еды.

Велимир Хлебников

Велимир Хлебников (1885 ‑ 1922 гг.) ‑ известный русский поэт, один из главных деятелей авангарда в России. Он прославился, прежде всего, тем, что был основоположником футуризма в нашей стране. Также не стоит и забывать, что именно благодаря Хлебникову начались радикальные эксперименты в области «творчества слова» и ранее упомянутой «зауми». Иногда поэта называли и «председателем земного шара». Основные труды ‑ это стихотворения, поэмы, сверхповести, автобиографические материалы и проза. К примерам футуризма в стихах можно отнести:

  • «Птичка в клетке»;
  • «Времыши ‑ камыши»;
  • «Из мешка»;
  • «Кузнечик» и другие.

К поэмам:

  • «Зверинец»;
  • «Лесная тоска»;
  • «Любовь приходит страшным смерчем» и т.п.

Сверхповести:

  • «Зангези»;
  • «Война в мышеловке».
  • «Николай»;
  • «Велик ‑ день» (Подражание Гоголю);
  • «Утёс из будущего».

Автобиографические материалы:

  • «Автобиографическая заметка»;
  • «Ответы на анкету С. А. Вегнерова».

Основные темы творчества В. Хлебникова:

  • тема революции и её прославление;
  • тема предопределения, рока;
  • связь времен;
  • тема природы.

Имажинизм

Имажинизм ‑ одно из течений русского авангарда, которое также появилось и распространилось в Серебряном веке. Понятие произошло от английского слова «image», что переводится как «образ». Данное направление является ответвлением от футуризма.

Сначала имажинизм появился в Англии. Главными представителями были Эзре Паунд и Перси Уиндем Льюис. Лишь в 1915 году данное течение дошло до нашей страны. Но русский имажинизм существенно отличался от английского. По сути, от него осталось только название. Впервые русская публика услышала произведения имажинизма 29 января 1919 года в здании Всероссийского союза поэтов в Москве. Оно предусматривает, что образ слова возвышается над замыслом, идеей.

Впервые термин «имажинизм» появляется в русской литературе в 1916 году. Именно тогда издается книга Вадима Шершеневича «Зеленая улица…»., в которой автор заявляет о появлении нового течения. Более обширного, чем футуризм.

Так же, как и футуризм, имажинизм оказал влияние на живопись. Наиболее популярными художниками являются: Георгий Богданович Якулов (художник ‑ авангардист), Сергей Тимофеевич Конёнков (скульптор) и Борис Робертович Эрдман.

Основные признаки имажинизма:

  • главенство образа;
  • обширное употребление метафор;
  • содержание произведения = развитие образа + эпитеты;
  • эпитет = сравнения + метафоры + антитеза;
  • стихотворения выполняют, прежде всего, эстетическую функцию;
  • одно произведение = один образный каталог.

Сергей Есенин

Сергей Александрович Есенин (1895 ‑ 1925 гг.) ‑ известный русский поэт, один из самых популярных представителей имажинизма, выдающийся творец крестьянской лирики. мы описали в эссе о его в вкладе в культуру серебряного века.

За свою столь короткую жизнь он успел прославиться незаурядным творчеством. Его проникновенные стихотворения о любви, природе, русской деревне читал каждый. Но также поэт был известен тем, что являлся одним их основателей имажинизма. В 1919 году он вместе с другими поэтами ‑ В.Г. Шершеневичем и А.Б. Мариенгофом ‑ впервые рассказал обществу о принципах данного течения. Главной особенностью было то, что стихотворения имажинистов можно читать снизу вверх. При этом суть произведения не меняется. Но в 1922 году Сергей Александрович понимает, что это новаторское творческое объединение очень ограниченно, и в 1924 пишет письмо, в котором объявляет о закрытии группы имажинистов.

Основные труды поэта (необходимо отметить, что далеко не все они написаны в стилистике имажинизма):

  • «Гой ты, Русь, моя родная!»;
  • «Письмо к женщине»;
  • «Хулиган»;
  • « Ты меня не любишь, не жалеешь…»;
  • «Мне осталось одна забава»;
  • Поэма « »;

Главные темы творчества Есенина:

  • тема Родины;
  • тема природы;
  • любовная лирика;
  • тоска и духовный кризис;
  • ностальгия;
  • переосмысление исторических преобразований 20 века

Анатолий Мариенгоф

Анатолий Борисович Мариенгоф (1897 ‑ 1962 гг.) ‑ русский поэт-имажинист, драматург, прозаик. Вместе с С. Есениным и В. Шершеневичем основал новое направление авангардизма ‑ имажинизм. Прежде всего, он прославился своей революционной литературой, так как большая часть его произведений восхваляет это политическое явление.

К основным трудам поэта можно отнести такие книги, как:

  • «Роман без вранья»;
  • « » (1991 году вышла экранизация этой книги);
  • «Бритый человек»;
  • «Бессмертная трилогия»;
  • «Анатолий Мариенгоф о Сергее Есенине»;
  • «Без фигового листочка»;
  • «Витрина сердца».

К стихотворениям-примерам имажинизма:

  • «Встреча»;
  • «Кувшины памяти»;
  • «Марш революций»;
  • «Руки галстуком»;
  • «Сентябрь» и многие другие.

Темы произведений Мариенгофа:

  • революция и её воспевание;
  • тема «русскости»;
  • жизнь богемы;
  • социалистические идеи;
  • антиклерикальный протест.

Вместе с Сергеем Есениным и другими имажинистами поэт участвовал в создании выпусков журнала «Гостиница для путешествующих в прекрасном» и книги «Имажинисты».

Символизм

‑ течение, во главе которого стоит новаторский образ-символ, пришедший на смену художественному. Термин «символизм» произошёл от французского «symbolisme» и греческого «symbolon» ‑ символ, знак.

Родоначальником этого направления принято считать Францию. Ведь именно там, в XVIII веке, известный французский поэт Стефан Малларме объединяется с другими поэтами для создания нового литературного течения. Затем символизм «перекочевал» в другие страны Европы, а уже в конце XVIII века пришел и в Россию.

Впервые данное понятие появляется в произведениях французского поэта Жана Мореаса.

К основным признакам символизма относятся:

  • двоемирие – разделение на реальность и иллюзорный мир;
  • музыкальность;
  • психологизм;
  • наличие символа как основа смысла и идеи;
  • мистические образы и мотивы;
  • опора на философию;
  • культ индивидуальности.

Александр Блок

Александр Александрович Блок (1880 ‑ 1921 гг.) ‑ известный российский поэт, один из самых главных представителей символизма в русской поэзии.

Блок относится ко второму этапу развития этого течения в нашей стране. Он «младший символист», который воплощал в своих работах философские идеи мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева.

К основным работам Александра Блока можно отнести следующие примеры русского символизма:

  • «На железной дороге»;
  • «Фабрика»;
  • «Ночь, улица, фонарь, аптека…»;
  • «Вхожу я в темные храмы»;
  • «Девушка пела в церковном хоре»;
  • «Мне страшно с Тобой встречаться»;
  • «О, я хочу безумно жить»;
  • поэма « » и многое другое.

Темы творчества Блока:

  • тема поэта и его места в жизни общества;
  • тема жертвенной любви, любви-поклонения;
  • тема Родины и осмысление ее исторической судьбы;
  • красота, как идеал и спасение мира;
  • тема революции;
  • мистические и фольклорные мотивы

Валерий Брюсов

Валерий Яковлевич Брюсов (1873 ‑ 1924 гг.) ‑ российский поэт — символист, переводчик. Один из самых известных представителей Серебряного века русской поэзии. Стоял у истоков русского символизма наряду с А.А. Блоком. Успех творца начался со скандала, связанного с моностихом «О, закрой свои бледные ноги». Затем, после публикаций еще более вызывающих произведений, Брюсов оказывается в эпицентре славы. Его приглашают на различные светские и поэтические вечера, а его имя становится настоящим брендом в мире искусства.

Примеры стихов символиста:

  • «Все кончено»;
  • «В прошлом»;
  • «Наполеон»;
  • «Женщине»;
  • «Тени прошлого»;
  • «Каменщик»;
  • «Мучительный дар»;
  • «Облака»;
  • «Образы времени».

Основные темы в творчестве Валерия Яковлевича Брюсова:

  • мистика и религия;
  • проблемы личности и общества;
  • уход в вымышленный мир;
  • история отечества.

Андрей Белый

Андрей Белый (1880 ‑ 1934 гг.) ‑ российский поэт, писатель, критик. Так же, как и Блок, Белый считается одним из самых известных представителей символизма в нашей стране. Стоит отметить, что творец поддерживал идеи индивидуализма и субъективизма. Он считал, что символизм представляет собой определённое миропонимание человека, а не просто течение в искусстве. Язык знаков он считал высшим проявлением речи. Также поэт придерживался мнения, что все искусство — это некий дух, мистическая энергия высших сил.

Свои произведения он называл симфониями, среди которых «Драматическая», «Северная», «Симфоническая» и «Возврат». К известным стихотворениям можно отнести: «А вода? Миг ‑ ясна…», «Асе (Лазурь бледна»), «Бальмонту», «Безумец» и другие.

Темы в творчестве поэта это:

  • тема любви или страсть к женщине;
  • борьба против мещанской вульгарности;
  • этические и моральные аспекты революции;
  • мистические и религиозные мотивы;

Константин Бальмонт

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 ‑ 1942 гг.) ‑ российский поэт-символист, литературный критик и писатель. Прославился своей «оптимистической самовлюбленностью». По словам известного русского поэта Аннинского, он ставил важнейшие философские вопросы в своих произведениях. Главные работы поэта ‑ это сборники «Под северным небом», «Будем как солнце» и «Горящие здания» и всем известные стихотворения «Бабочка», «В синем храме», «Нет дня, чтоб я не думал о Тебе…». Это весьма показательные примеры символизма.

Основные темы в творчестве Бальмонта:

  • возвышенное место поэта в обществе;
  • индивидуализм;
  • тема бесконечности;
  • вопросы бытия и небытия;
  • красота и таинственность окружающего мира.

Вячеслав Иванов

Вячеслав Иванович Иванов (1866 ‑ 1949 гг.) ‑ поэт, критик, драматург, переводчик. Он хоть и намного пережил расцвет символизма, все равно остался верен своим эстетическим и литературным принципам. Творец известен благодаря своей идее о дионисийском символизме (он был вдохновлен древнегреческим богом плодородия и вина Дионисом). В его поэзии преобладали античные образы и философские вопросы, поставленные древнегреческими философами вроде Эпикура.

Основные труды Иванова:

  • «Александру Блоку»;
  • «Ковчег»;
  • «Вести»;
  • «Весы»;
  • «Современники»;
  • «Долина ‑ храм»;
  • «Небо живет»

Темы творчества:

  • тайна природной гармонии;
  • тема любви;
  • тема жизни и смерти;
  • мифологические мотивы;
  • истинная природа счастья.

Акмеизм

Акмеизм ‑ последнее течение, которое составляло поэзию Серебряного века. Термин произошёл от греческого слова «acme», что значит рассвет чего-либо, вершина.

Как литературное проявление, акмеизм образовался в начале XX века. Начиная с 1900 года, в квартире поэта Вячеслава Иванова в Петербурге стали собираться молодые поэты. В 1906 ‑ 1907 году небольшая группа отделилась ото всех и образовала «кружок молодых». Он отличался рвением отойти от символизма и образовать нечто новое. Также большой вклад в развитие акмеизма внесла литературная группа «Цех поэтов». В неё входили такие поэты, как Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Георгий Адамович, Владимир Нарбут и другие. Возглавляли «Цех..» Николай Гумилев и Сергей Городецкий. Спустя 5 — 6 лет из этой группы отделилась ещё часть, которая и стала называть себя акмеистами.

Акмеизм нашёл свое отражение и в живописи. Взгляды таких художников, как Александра Бенуа («Купальня маркизы» и «Венецианский сад»), Константина Сомова («Осмеянный поцелуй»), Сергея Судейкина и Леона Бакста (все они входили художественную группу конца XIX века «Мир искусств») были схожи с взглядами писателей-акмеистов. На всех картинах мы можем увидеть, как современный мир противостоит миру прошлому. Каждое полотно представляет собой некую стилизованную декорацию.

Основные черты акмеизма:

  • отказ от идей символизма, противопоставление им;
  • возвращение к истокам: связь с прошлыми поэтами и литературными течениями;
  • символ больше не способ влияния/воздействия на читателя;
  • отсутствие всего мистического;
  • соединение физиологической мудрости с внутренним миром человека.
  • Стремление к простоте и предельной ясности образа, темы, стиля.

Анна Ахматова

Анна Андреевна Ахматова (1889 ‑ 1966 гг.) ‑ российская поэтесса, литературовед, переводчик. Она же номинант на Нобелевскую премию в области литературы. Как талантливую поэтессу, мир узнал ее в 1914 году. Именно в этом году вышел сборник «Чётки». Далее ее влияние в богемных кругах лишь усиливалось, а поэма « » обеспечила ей скандальную известность. В советском союзе критика не жаловала ее талант, преимущественно ее слава ушла в подполье, в самиздат, зато работы из под ее пера переписывались от руки и заучивались наизусть. Именно она покровительствовала Иосифу Бродскому на ранних этапах его творчества.

К значимым творениям можно отнести:

  • «Я научилась просто, мудро жить»;
  • «Сжала руки над тёмной вуалью»;
  • «Я спросила у кукушки…»;
  • «Сероглазый король»;
  • «Я не любви твоей прошу»;
  • «А ты теперь тяжелый и унылый» и другие.

Темами стихотворений можно назвать:

  • тема супружеской и материнской любви;
  • тема истинной дружбы;
  • тема сталинских репрессий и страдания народа;
  • тема войны;
  • место поэта в мире;
  • размышление о судьбе России.

В основном лирические произведения Анна Ахматовой написаны в направлении акмеизма, но иногда наблюдаются и проявления символизма, чаще всего на фоне какого-либо действия.

Николай Гумилев

Николай Степанович Гумилев (1886 ‑ 1921 гг.) ‑ российский поэт, критик, прозаик и литературовед. В начале XX века он входил уже в известный вам «Цех поэтов». Именно благодаря этому творцу и его коллеге Сергею Городецкому и был основан акмеизм. Они возглавили это новаторское отделение от общей группы. Стихи Гумилева понятны и прозрачны, в них нет напыщенности и зауми, поэтому их до сих пор перепевают и воспроизводят на сценах и музыкальных дорожках. Он просто, но прекрасно и возвышенно говорит о сложных чувствах и мыслях. За свою связь с белогвардейцами был расстрелян большевиками.

К основным трудам можно отнести:

  • «Жираф»;
  • «Заблудившийся трамвай»;
  • «Ещё не раз вспомните»;
  • «Из букета целого сирени»;
  • «Утешение»;
  • «Побег»;
  • «Я сам над собой смеялся»;
  • «Мои читатели» и многое другое.

Основная тема поэзии Гумилева ‑ преодоление жизненных неудач и препятствий. Также им были затронуты философская, любовная, военная темы. Любопытен его взгляд на искусство, ведь для него творчество – всегда жертва, всегда надрыв, которому отдаешься без остатка.

Осип Мандельштам

Осип Эмильевич Мандельштам (1891 ‑ 1938 гг.) ‑ известный поэт, литературовед, переводчик и прозаик. Он является автором оригинальной любовной лирики, много стихов посвятил городу. Его творчество отличает сатирическая и явно оппозиционная направленность по отношению к действующей на тот момент власти. Он не боялся затронуть злободневные темы и задать неудобные вопросы. За свое едкое и оскорбительное «посвящение» Сталину он был арестован и осужден. Тайна его смерти в трудовом лагере остается нераскрытой до сих пор.

Примеры акмеизма можно найти в его работах:

  • «Notre Dame»;
  • «Мы живем, под собою не чуя страны»;
  • «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»;
  • «Silentium»;
  • «Автопортрет»;
  • «Вечер нежный. Сумрак важный…»;
  • «Ты улыбаешься» и многое другое.

Темы в творчестве Мандельштама:

  • красота Петербурга;
  • тема любви;
  • место поэта в общественной жизни;
  • тема культуры и свободы творчества;
  • политический протест;
  • поэт и власть.

Сергей Городецкий

Сергей Митрофанович Городецкий (1884 ‑ 1967 гг.) ‑ российский поэт ‑ акмеист, переводчик. Его творчество характеризует наличие фольклорных мотивов, он увлекался народным эпосом и древнерусской культурой. После 1915 года стал крестьянским поэтом, описывая нравы и быт деревни. Работая военным корреспондентом, он создал цикл стихов, посвященный геноциду армян. После революции занимался преимущественно переводами.

Значимые произведения поэта, которые можно считать примерами акмеизма:

  • «Армения»;
  • «Береза»;
  • цикл «Весна»;
  • «Городок»;
  • «Волк»;
  • «Мое лицо ‑ тайник рождений»;
  • «Помнишь, вьюга налетала»;
  • «Сирень»;
  • «Снег»;
  • «Череда».

Основные темы в стихотворениях Сергея Городецкого:

  • природное великолепие Кавказа;
  • тема поэта и поэзии;
  • геноцид армян;
  • тема революции;
  • тема войны;
  • любовная и философская лирика.

Творчество Марины Цветаевой

Марина Ивановна Цветаева (1892 ‑ 1941 гг.) ‑ известная российская поэтесса, переводчица, прозаик. Прежде всего, она известна своими любовными стихотворениями. Ей также было свойственно размышлять об этических аспектах революции, причем в ее работах прослеживалась ностальгия по старому времени. Возможно, именно поэтому она вынуждена была покинуть страну советов, где ее творчество не ценилось. Она блестяще знала другие языки, и ее популярность распространилась не только на нашу страну. Дарованием поэтессы восхищаются в Германии, Франции и Чехии.

Главные работы Цветаевой:

  • «Идешь, на меня похожий»;
  • «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес..»;
  • «Тоска по Родине! Давно…»;
  • «Мне нравится, что Вы больны не мной»;
  • «Я бы хотела жить с Вами»;

Основные темы в творчестве поэтессы:

  • тема Родины;
  • тема любви, ревности, разлуки;
  • тема дома и детства;
  • тема поэта и его значимости;
  • историческая судьба отечества;
  • духовное родство.

Одной удивительной особенностью Марины Цветаевой является то, что её стихотворения не принадлежат ни одному литературному течению. Все они находятся за пределами любых направлений.

Творчество Софии Парнок

София Яковлевна Парнок (1885 ‑ 1933 гг.) ‑ российская поэтесса, переводчик. Известность она получила благодаря скандальной дружбе с известной поэтессой Мариной Цветаевой. Дело в том, что общению между ними приписывали что-то большее, чем приятельские отношения. Так же Парнок была удостоена прозвища «русская Сапфо» за свои заявления о праве женщин на нетрадиционную любовь и равные права с мужчинами.

Основные труды:

  • «Белая ночь»;
  • «В земле бесплодной не взойти зерну»;
  • «Еще не дух, почти не плоть»;
  • «Люблю тебя в твоем просторе»;
  • «Как светел сегодня свет»;
  • «Гадание»;
  • «Слишком туго были сжаты губы».

Главные темы в творчестве поэтессы – свободная от предрассудков любовь, духовная связь между людьми, независимость от общественного мнения.

К определенному направлению Парнок не принадлежит. Она всю жизнь пыталась найти свое особенное место в литературе, не привязанное к определенному течению.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!