Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Разряды союзов по синтаксической функции и значению. Понятие о союзных словах. Сочинительные или подчинительные союзы выражают подчинительную связь

Сочинительные союзы соединяет компоненты на основе их равноправия, не указывая на зависимость од­ного из компонентов. По выражаемым отношениям со­чинительные союзы делятся на группы:

1) соединительные, которые выражают отношения перечисления: и, и., и, ни... ни, да (=и) и др.;

2) противительные, выражающие отношения про­тивопоставления, несоответ-ствия, различия: а, но, да (= но), однако, же, зато и др.;

3) разделительные, выражающие отношения взаи­моисключения, чередования: или, либо, ли... ли, то... то, то ли... то ли, не то... не то и др.;

4) пояснительные, выражающие отношения поясне­ния: как-то, именно, а именно, то есть;

5) присоединительные, служащие для присоедине­ния слов, словосочетаний, предложений, содержащих добавочные замечания: да и, и, также, тоже, а также и др.

Подчинительные союзы служат для связи синтак­сически неравноправных единиц, чаще частей СПП, указывают на зависимость одного из компонентов от другого: Квартира удобная, хотя и маленькая. По зна­чению выделяются подчи-нительные союзы:

1) изъяснительные (показывающие, что присоеди­няемая с их помощью часть раскрывает конкретное со­держание отдельных слов другой части): что, что буд­то (бы);

2) временные: когда, пока, в то время как, после то­го как, едва, до того как, перед тем как и др.;

3) сравнительные: чем, нежели, будто, как будто, как, словно, точно и др.;

4) следствия: так что;

5) причинные: потому что, так как, ибо, оттого что, ввиду того что и др.;

6) целевые: чтобы; затем чтобы; дабы;

7) условия: если, раз, кабы, ежели;

8) уступительные: хотя, несмотря на то что и др.

ПРАВОПИСАНИЕ СОЮЗОВ

1. Союз чтобы следует отличать от местоимения что с частицей бы: союз чтобы пишется в одно слово, а местоимение с частицей - в два слова: что бы, частицу бы от местоимения можно отделить и перенести в другое место, например: Я пришёл в читальню, чтобы прочитать нужную мне книгу. Что бы мне прочитать по этому во­просу? Что мне прочитать бы по этому вопросу?



2. Наречное выражение во что бы то ни стало состоит из шести частей, которые пишутся раздельно.

3. Союзы тоже и также пишутся в одно слово, а местоимение то и наречие так с частицей же пишутся раздель­но; в последнем случае частицу же можно опустить. Очень часто при местоимении то с частицей же стоит местоиме­ние что, а при наречии так с частицей же - наречие как.

4. Союз тоже по смыслу равен союзу также, и оба рав­ны союзу и, заменяя друг друга, например:

1) Я тоже прочёл эту книгу. - Я также прочёл эту книгу. - И я прочёл эту

книгу.

2) Я читал то же , что и вы. - У меня то же серое пальто, в котором вы ме-

ня видели в прошлом году. - У меня то самое серое пальто.

3) Знаю так же , как и вы. - Знаю так , как и вы.

5. В роли союза выступает слово итак, означающее «следовательно». Его необ-ходимо отличать от сочетания союза и с наречием так, которое пишется в два слова, например: Итак, всё кончено. (Следовательно, всё конче­но.) Я упал и так ушиб ногу, что пришлось обратиться к врачу.

6. Союз зато близок по значению к союзу но и пишется в одно слово; предлог за с указательным местоимением то пишется раздельно, например:

1) Становилось всё холод­нее, зато дождь прекратился (зато = но).

2) Спрячься за то дерево.

7. Союзы причём и притом близки по значению к выра­жению вместе с тем и пишутся в одно слово; предлог при с местоимениями том и чём пишется раз-дельно, например: Ученикам раздали листочки с задачами и притом предупре­дили, что на решение их даётся два часа. - Ученикам раздали листочки с задачами, причём предупредили... - Ученикам раздали листочки и вместе с тем предупредили... Но: При том заявлении приложены и необходи­мые документы. При чём же ты останешься?

8. Раздельно пишутся союзы как будто, потому что, оттого что, так как, так что, как только, не то... не то, то есть.

ОТЛИЧИЕ СОЮЗОВ ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО ОТ СЛОВ-ОМОНИМОВ

ОТЛИЧИЕ СОЮЗОВ ОТ ОМОНИМИЧНЫХ СЛОВ
СОЮЗЫ ОМОНИМИЧНЫЕ СЛОВА
· нельзя опустить или переместить часть союза; · можно заменить синонимом; · играют связующую роль; · не являются членом предложения. · можно опустить или переместить в другое место часть союза; · нельзя заменить синонимом; · являются членом предложения.
ЧТОБЫ (= ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ) Пример: Я пришёл сюда, чтобы (для того чтобы) увидеть тебя . ЧТО БЫ (местоимение + частица) (частицу бы можно опустить или переставить). ПРИМЕР: Что бы такое ещё придумать? Сравните: Что такое ещё бы придумать?
ТОЖЕ ТАКЖЕ (=И) ПРИМЕР: - Вы тоже отдыхали на Кавказе? И вы отдыхали на Кавказе? ТО ЖЕ (местоимение и частица) ТАК ЖЕ (наречие и частица) (частицу можно опустить или переставить в другое место). Не делай то же, что и все, если все делают плохо.
ПРИЧЁМ ПРИТОМ (имеют значение «в добавление к этому»). ПРИМЕР: Эксперимент был проведён удачно, причём впервые. Выступление содержатель-ное и притом интересное по форме. ПРИ ЧЁМ (предлог + местоимение) употребляется в вопросительных предложениях. При чём тут он со своими претензиями? ПРИ ТОМ (определяет следующее далее за ним существительное). При том издательстве имеется небольшая типография.
ЗАТО (= НО) Подъём на гору здесь крутой, зато дорога красивая. ЗА ТО (предлога + местоимение) Рабочие получили премию за то, что сделали ремонт на три дня раньше срока.

УПОТРЕБЛЕНИЕ СОЮЗОВ В ПРОСТОМ И СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Общее правило употребления предлогов в и на

Употребление предлогов в и на

Тема урока: «Союз как часть речи. Функции союза в речи» 7 класс.

СЛАЙД 1

Цели урока:

Образовательная: дать общее понятие о союзе как о служебной части речи, показать его роль в предложении;

Развивающая: продолжить развивать творческую, речевую и мыслительную активность, формировать коммуникативные качества личности;

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету через занимательный материал, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.

Задачи урока:

Предметные:

- уметь определять роль союзов в речи.

Метапредметные:

- умеют анализировать предложенный текст с позиции заявленной темы урока.

Личностные:

- осуществлять поиск ответов на основе имеющихся знаний;

- наблюдать, анализировать, делать выводы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: раздаточный материал, карточки с индивидуальным заданием, мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран).

Формы работы : фронтальная, групповая, индивидуальная.
Планируемый результат : обучающиеся получат полное представление о союзах, их особенностях; разовьют способность к их употреблению, усовершенствуют навыки информационной обработки текста, навыки самоорганизации и саморазвития; научатся опознавать, анализировать, классифицировать языковые явления, связанные со служебными частями речи; научатся применять знания и умения в собственной речевой практике.

Ход урока :
1. Орг. момент . Проверка готовности к уроку. Приветствие.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Закрыли глаза и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули.

Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.

Настроение у нас отличное,

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок начинать нам пора.

2. Актуализация знаний. Подготовка к усвоению нового материала.

Учитель: И начнем мы наш урок с интеллектуальной игры в кубик, на гранях которого указаны задания. К кому кубик прилетит, тот и должен будет отвечать.

А пока мы будем играть 1 ученик выполнит задание у доски.

Индивидуальная работа.

1 ученик работает у доски : записывает словосочетания с предлогами, объясняет их правописание:

Благодаря поддержк… родителей

(В)следстви… (не)большой размолвки с братом

Достать подарок из(под) ёлки

(В) течени… семейного ужина

(Не)смотря на разные взгляды

Поговорить на(счёт) подарка для бабушки.

СЛАЙД 2

Используется прием «Кубик Блума»

    Назови производные предлоги

    Придумай предложение с однородными членами

    Объясни правописание предлогов из-за, из-под, по-за, по-над

    Предложи слово, в котором количество букв меньше, чем количество звуков

    Почему в слове семья количество букв и звуков совпадает

Проверяется выполнение работы у доски.

Учитель: Ребята, как вы думаете, какой общей темой можно объединить словосочетания, записанные на доске?

СЛАЙД 3

(Семья).

Нет в жизни любого человека ничего важнее, ближе и дороже семьи, родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. А что такое семья? (Ответы учеников).

Учитель:

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Семья – это крепкий союз. СЛАЙД 4

Обратите внимание на слова, записанные на доске.

Узы, которые связывают твою истинную семью, не есть узы крови, они основаны на уважении и радости, открываемых нами в жизни друг друга. Ричард Бах

Ребята, А что такое узы? Назовите родственные слова. СЛАЙД 5 (узел, вязать, связанный).

Мы с вами знаем, что морфема – наименьшая часть слова, обладающая значением. А давайте подумаем, какое значение у приставки со- в словах

сочувствие, содействие, сопереживание, соавтор СЛАЙД 6

3. Усвоение и закрепление новых знаний.

Тема нашего урока заключена в последней строчке стихотворения:

Задача наша – соединять

В надёжные, крепкие узы.

Знать нас, ребята, должны вы на «пять»!

Нас называют - ….. (союзы). СЛАЙД 7

И НАША ЗАДАЧА СЕГОДНЯ НА УРОКЕ (выслушать детей) – расширить представление о союзе как служебной части речи; совершенствовать умение определять роль союзов в предложении и тексте.

СЛАЙД 8

Учитель : с точки зрения этимологии слово СОЮЗ пришло из старославянского языка. Оно образовано с помощью приставки СЪ (СО) , которая обозначает СОЕДИНЕНИЕ, СБЛИЖЕНИЕ, СВЯЗЬ, например: СОдружество, Согласие, Сотворчество).

СЛАЙД 9

Название этой части речи – союз – появилось в 17-веке. В русском языке насчитывается около 250-ти союзов. В 19-ом веке в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль так определил значение слова СОЮЗ: «Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова». А в «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова слово СОЮЗ определено так: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».

Давайте выявим основные функции союзов.

СЛАЙД 10

Запись предложений с последующим разбором, выбором схем. СЛАЙД 11

1. В трудной ситуации со мной рядом всегда мама и папа, брат и сестра.

[Ɵ и Ɵ, Ɵ и Ɵ]. СЛАЙД 12

2. Я всегда могу обратиться за советом к маме, и папа сможет дать толковый совет, и старший брат не оставит в беде.

[ = - ], и [ - = ], и [ - = ].

Какие слова внесены в схемы? (Союзы) .

Что соединяют союзы в данных предложениях?

(В первом предложении союз соединяет однородные члены, а во втором предложении – части сложного предложения).

Исходя из проделанной работы, определите, что такое союз как служебная часть речи.

СЛАЙД 13

(Союз – это служебная часть речи, используемая для связи однородных членов и частей сложного предложения).

Но, кроме того, что союзы используются для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного, у него есть еще одна функция.

Из поэмы пушкина Пирует Петр. И горд, и ясен.

И славы полон взор его.

И царский лик его прекрасен.

Назовите, какие функции выполняют союзы в данном отрывке?

Перед вами строки из известной вам поэмы А.С.Пушкина «Полтава»

Задание определить детям.

(Союз соединяет предложения в единый текст).

СЛАЙД

Таким образом, мы определили с вами три основные функции союза:

связь

    однородных членов предложения,

    частей сложного предложения,

    предложений в единый текст.

14 возврат на 13 слайд

Как вы думаете, какой союз является наиболее употребительным? (союз И).

Ученые исследовали союз И, его значение, частоту употребления и обнаружили:

Слово И – один из самых древних союзов русского языка,

Слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания,

Слово И – за тысячелетия не изменило своего значения,

Слово И – было и остается исключительно частотным словом.

Как вы думаете, почему?

(Очевидно, все дело в значении союза И. Ведь он, по мнению некоторых ученых, обозначает сходство, близость, равенство, соединение предметов при их сопоставлении. А это – общее свойство всего мира. Поэтому союз И употребляется чаще других слов)

Кстати этот союз очень любил А.С.Пушкин.

Слайд 13 вместо 17

(Связывают однородные члены предложения, соединяют простые предложения в сложные; соединяют предложения в текст).

Обратите внимание на многократный повтор союза И.

Такие повторы являются особым приёмом выразительности в текстах. Это прием называется многосоюзием.

СЛАЙД 16

Многосою́зие ( полисиндетон) Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.

СЛАЙД 17

Физкультминутка. Сидя за столами лопатки выгнуться ровно как сохранить здоровье моргать сильно…

Попрошу всех встать: я произношу предложение, если вы согласны с данным утверждением – наклон влево, если не согласны – наклон вправо).

Фонетика изучает написание букв.

Дополнение – отвечает на вопросы падежей

Краткое прилагательное всегда бывает определением.

Союз – служебная часть речи.

Предлоги соединяют однородные члены предложения.

Наречие отвечает на вопрос как?

СЛАЙД 18

Работа с текстом (раздаточный материал). Задание: вставить и объяснить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания, найти в тексте союзы, взять их в овал, определить функцию союзов.

(Проверка «по цепочке»).

Наша семья очень дружная потому что мы любим и уважаем друг друга. А добрые традиц…. обер…гают сч…стье покой и благополучие в доме. И я хочу чтобы из нашего дома (н…)когда (не)ух…дило тепло с…мейного оч…га.

По частоте использования союз занимает 7 место в речи. Их можно встретить как в художественной, так и в научно-популярной литературе. Я предлагаю Вам объединиться в группы и сыграть в лингвистическую игру « Собери пословицу ».

СЛАЙД 19.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»

    Вся семья вместе, так и душа на месте. 2. Не будет добра коли в семье вражда.

    Семья без детей, что цветок без запаха. 4. В гостях хорошо, а дома лучше

    Надо сильным, смелым быть, чтобы Родине служить. 5.В своем доме и стены помогают.

6.Рассеянный ничего не знает, потому что ворон считает. 7. Человек без друзей, что дерево без корней.

Подведение итогов урока. СЛАЙД 20

Используется прием «ФИШБОУН» Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)

Голова – проблема урока, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятий, хвост – вывод: ответ на вопрос.

Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Рефлексия.

А сейчас я попрошу вас систематизировать и обобщить то, что вы узнали сегодня на уроке и ответить на вопросы:

Для меня сегодняшний урок…

Выставление оценок за урок.

СЛАЙД 21

Домашнее задание : Составить предложения на тему: «Правила семьи», которые помогут вам сохранять, ценить и беречь семью - продолжите предложения:

Цени и береги своих близких, потому что…

Когда у тебя плохое настроение, ….

Никогда не груби своим родным, так как….

Если ты нечаянно обидел кого-то, ….

Чтобы мама меньше уставала, ….

Задание повышенной трудности: написать сочинение эссе на тему: « Традиции моей семьи»

СЛАЙД 22

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что умеете дружно трудиться,

Вам знания точно должны пригодиться!

СПАСИБО ЗА УРОК!

Союзы не изменяются, не обозначают предметы и явления, не являются членами предложения, к ним нельзя задать вопроса, но без них наш язык немыслим. Ведь они связывают отдельные слова в единое предложение, предложения — в абзацы, абзацы — в большие тексты.

Союз как часть речи

Разряды союзов выполняют в речи разные служебные функции, но все они предназначены раскрывать смысловые отношения между компонентами предложения и самостоятельными частями речи (числительными, глаголами, существительными, наречиями, глагольными формами, местоимениями) и подразделяются на несколько разрядов. Классифицируют разряды союзов таблицей или списком.

Классификация союзов по разрядам

Разряды союзов по строению:

  • простые, состоящие из одного слова: "или"; "а"; "и"; "однако"; "но";
  • составные, состоящие из нескольких слов: "в то время как"; "не только… но и"; "как будто"; "ради того чтобы"; "для того чтобы".

Разряды союзов по происхождению:

  • непроизводные, которые сформировались самостоятельно, а не от другой части речи: "однако"; "либо";
  • производные, которые сформировались из других частей речи: "который"; "какой"; "также"; "благодаря".

Разряды союзов по употреблению:

  • неповторяющиеся (или одиночные): "же", "но", "а", "зато", "однако";
  • повторяющиеся, они повторяются в предложении минимум два раза: "да… да"; "и… и"; "либо… либо"; "или… или";
  • двухкомпонентные (или двойные), они состоят из двух компонентов, которые соединяют однородные части предложения: "не только… но и"; "едва… как"; "не столько… сколько"; "если не… то и другие".

Сочинительные и подчинительные союзы

Разряды союзов по значению, то есть по способу взаимосвязи разных частей предложения, включают в себя разряды сочинительных союзов и подчинительных. Сочинительные союзы связывают однородные, равнозначные компоненты предложения. Подчинительные — выражают отношения между неравноценными компонентами. Такие союзы не только показывают, какая часть предложения находится в подчиненном состоянии, но и раскрывают обстоятельства и причинно-следственную связь событий, описанных в тексте.

Разряды сочинительных союзов

Разряды подчинительных союзов


Многозначность союзов

Союзам присуща многозначность, порой один союз может относиться к разным разрядам союзов и выполнять несколько функций. Например, союз "когда" может выражать обстоятельство времени: "мы вышли из дома, когда стемнело", и обстоятельство условия: "сложно договориться, когда нет желания слушать собеседника". Союз "да" может быть соединительным: "храбр да удал", и противительным: "видишь, да поймать не можешь". Союз "как" в разных предложениях выражает обстоятельства сравнения, времени, условия, а союз "что" имеет сравнительные, причинные, следственные значения. Но самым универсальным является союз "и", который может выполнять множество функций: присоединительную, перечислительную, повествовательную, противительную, уступительную и другие.

Союзы

Использование предложно-падежных форм в речи

Употребляясь только в составе словосочетания, предлоги являются средством, обеспечивающим смысловую и грамматическую оформленность подчинительной связи в этом словосочетании. Вместе с тем, как отмечает "Русская грамматика", единство, которое образует предлог и зависимая форма, "всегда легко отделяется от главенствующего слова, приобретает самостоятельность и оказывается способным к относительно самостоятельному функционированию"*.

* Русская грамматика. Т. 1. М., 1980. С. 706.

Именно поэтому предложно-падежные формы нередко используются как самостоятельные единицы. Они становятся названиями многих литературных произведений: "В начале века " (книга мемуаров Андрея Белого); "В тихом омуте " (сборник литературных портретов Д.С. Мережковского); "В людях " (повесть М. Горького); "В овраге " (рассказ А.П. Чехова); "У времени в плену " (книга О.В. Ивинской, содержащая воспоминания о Б.Л. Пастернаке); "В лесу ", "К стихам ", "Вместо послесловия ", "Над водой " так называются стихотворения А.А. Ахматовой. Одна из лирических поэм В. Маяковского названа "Про это ". Иногда сочетания предлога с падежной формой используются в газете в качестве заголовков: "Ради жизни на земле " (Пр. 1990. 20 окт.); "С улыбкой о серьезном " (Сов. культ. 1989.15 мая); "В комнате смеха " (Комс. пр. 1992. 9 сент.); "В виде исключения... " (Собес. 1990. № 15) и т.д. Подобные формы "изымаются" из наиболее распространенных словосочетаний, в которых реализуются самые характерные значения предлогов. Поэтому они легко узнаваемы и понятны.

Союз– это служебная часть речи, с помощью которой оформляется связь между отдельными словами внутри простого предложения, между частями сложного предложения, а также между самостоятельными предложениями в тексте: "Он [Пушкин] добежал до своей комнаты и бросился на подушки, плача и смеясь" (Тын.); "Надо было начинать карьеру, и как было не воспользоваться близостью дворца" (Тын.); "Царскосельские липы, белые женские руки, полковая музыка, небольшой парад и смотр – вот и все, что ему [царю] было нужно сейчас. И он с некоторой досадой склонился во второй раз над запиской не в меру старательного Бенкендорфа" (Тын.). Как и предлоги, союзы не изменяются. Однако в отличие от предлогов, которые выполняют свою служебную функцию только в сочетании с падежными формами существительного, союзы являются грамматически не связанными с теми словами, которые они соединяют, и не зависят от принадлежности этих слов к той или иной части речи. Союзы лишь помогают выявить и оформить связь между словами в предложении или между отдельными предложениями.



В зависимости от того, какие именно синтаксические отношения выражаются с помощью союза, все союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы могут соединять однородные члены предложения внутри простого предложения, а также самостоятельные предложения: "Шли и шли и пели "Вечную память", и когда останавливались, казалось, что ее по залаженному продолжают петь ноги, лошади, дуновение ветра" (Паст.). Здесь в первых двух случаях союз и соединяет однородные сказуемые, а в третьем случае – два самостоятельных предложения.

Подчинительные союзы главным образом помогают выразить всевозможные смысловые отношения между главной и придаточной частями в сложноподчиненном предложении; отношения временные, целевые, сравнения, следственные, причинные и т.п.: "Перед сумерками, когда было еще светло, он услышал громкое хрустение чьих-то шагов по снегу" (Паст.) – союз когда устанавливает временные отношения; "Слетает снег от ветра и оттого, что по соснам прыгают белки" (Пауст.) – союз оттого что выражает причинные отношения; "Если доктор по письму поймет мою болезнь, то пусть пропишет что-нибудь..." (Ч.) –союз если... то оформляет отношения условия.

Иногда подчинительные союзы употребляются для связи отдельных членов в простом предложении: "В это лето я узнал наново... много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми" (Паст.) – союз хотя и... но соединяет определения и передает сопоставительно-уступительные отношения между ними; "Пруд как зеркало"– союз как соединяет сказуемое с подлежащим, дополняя значение сказуемого оттенком сравнительности. В этой синтаксической функции подчинительные союзы встречаются крайне редко. В основном ее могут выполнять союзы как, чем.

Между сочинительными и подчинительными союзами есть существенное различие. На него указывал А.М. Пешковский, который отмечал, что сочинительные союзы "не только физически, но и по значению стоят между соединяемыми величинами, не сливаясь нимало ни с одной из них", а подчинительные союзы тесно связаны по смыслу с придаточными предложениями и образуют с ними "цельную смысловую массу"*. Этим свойством союзов обусловлен порядок следования частей в сложном предложении: сочинительные союзы, объединяющие простые предложения, всегда находятся между этими предложениями, в то время как подчинительный союз может стоять в начале сложноподчиненного предложения в случае, если оно начинается с предложения придаточного.

* Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. 7е изд. М., 1956. С. 464.

В зависимости от значения сочинительные союзы делятся на следующие группы:

а) соединительные союзы, выражающие отношения перечисления: и, да, и... и, ни... ни, тоже, также : "Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта – убили" (Цвет.); "Там с посвистом да с присвистом гуляют до зари" (Бл.);

б) разделительные союзы, выражающие отношения взаимоисключения: или, либо, то... то, не то... не то и др.: "Теперь или никогда – вы моя, вы будете моею"(Л.); "Требую возвращения моего нормального облика! – вдруг не то исступленно, не то моляще прохрипел и захрюкал боров, – я не намерен лететь на незаконное сборище" (М.Булг.);

в) противительные союзы: а, зато, но, однако и др.: "Другие по живому следу пройдут твой путь за пядью пядь, Но пораженья от победы ты сам не должен отличать" (Паст.); "Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились" (Л.);

г) градационные союзы: не только... но и, если не... то, не столько... сколько, как... так и и др.: "Но не столько страшен палач, сколько неестественное освещение... происходящее от какой-то тучи, которая кипит и наваливается на землю, как это бывает только во время мировых катастроф" (М.Булг.); эта группа союзов указывает на то, что один из соединяемых членов (как правило, второй), является более значимым, более существенным;

д) присоединительные союзы: и, да и, да и то, или и др., присоединяющие предложения или отдельные члены предложения, которые дополняют, развивают ранее высказанную мысль: "Что сталось с старухой и с бедным слепым,– не знаю. Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру" (Л.).

Подчинительные союзы также делятся на несколько групп, различающихся значением:

а) временные: когда, пока, покуда, доколь, когда... то, по мере того, как и др.: "Я вернусь, когда раскинет ветки по-весеннему наш белый сад" (Ес.); "Пока земля еще вертится, пока еще ярок свет, Господи, дай же ты каждому, чего у него нет" (Б.Ок.);

б) сравнительные: как, будто, словно, точно и др.: "Мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима" (Маяк.); "В Петербурге мы сойдемся снова, словно солнце мы похоронили в нем" (Манд.);

в) целевые: чтобы, дабы, для того, чтобы и др.: "Чтобы вырвать век из плена, чтобы новый мир начать, узловатых дней колена нужно флейтою связать" (Манд.); "Видя мое изумление, Стриж шепотом объяснил мне, что актеры лишены рук Иваном Васильевичем нарочно, для того, чтобы они привыкли вкладывать смысл в слова и не помогать себе руками" (М.Булг.);

г) уступительные: несмотря на то что, хотя и др.: "Я узнал его несмотря на то, что он весь был забинтован свежими марлевыми бинтами" (М.Булг.); "И хотя [Иван Яковлевич] каждый день брил чужие подбородки, но его собственный был у него вечно не брит" (Гог.);

д) условия: если, если... то, когда... то :"Когда бы жизнь домашним кругом Я ограничить захотел, Когда б мне быть отцом, супругом Приятный жребий повелел, Когда б семейственной картиной Пленился я хоть миг единый, То верно, кроме вас одной Невесты не искал иной" (П.); "Если бы в следующее утро Степе Лиходееву сказали бы так: "Степа! Тебя расстреляют, если ты не встанешь!"– Степа ответил бы томным, чуть слышным голосом: "Расстреливайте, делайте со мною, что хотите, но я все равно не встану" (М.Булг.);

е) изъяснительные: что, будто, чтобы, как бы не и др.: "В заключение скажу тебе, что твое письмо мне близко и драгоценно" (Бл.); "Пишущий эти правдивые строки сам лично, направляясь в Феодосию, слышал в поезде рассказ о том как в Москве две тысячи человек вышли из театра нагишом в буквальном смысле этого слова..." (М.Булг.);

ж) причинные: потому что, так как, ибо и др.: "Дантес возненавидел Пушкина, потому что сам немог писать стихи, и вызвал его на дуэль" (Цвет.); "Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и все теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета" (М.Булг.);

з) следствия; так что, до того, что, вследствие чего : "Лишь только кот был доставлен в отделение, там убедились, что от гражданина сильнейшим образом пахнет спиртом, вследствие чего в его показаниях тотчас же усомнились" (М.Булг.).

От подчинительных союзов следует отличать союзные слова – относительные местоимения и местоименные наречия: где, который, кто, что, куда, откуда и т.д. Союзные слова выполняют ту же синтаксическую функцию, что и союзы (присоединяют придаточное предложение к главному), но являются знаменательными словами, выступающими в придаточном предложении в качестве одного из его членов. Ср.: "Такими же знаками ему ответили, что от частных людей заказов не берут" (Паст.) – изъяснительный союз что присоединяет придаточное предложение к главному. – "Одна из мастериц изобразила на лице недоумение и в знак досады выставила ладошку лодочкой вперед, глазами спрашивала, что ему, собственно, нужно" (Паст.) – относительное местоимение что является подлежащим в придаточном изъяснительном.

Как и предлоги, союзы могут быть однозначными и многозначными. Одно значение имеют, например, союзы: для того..., чтобы ; по мере того, как ; несмотря на то, что и др. В первую очередь одно значение имеют союзы, представленные несколькими словами. В противоположность этому такие союзы, как и, или, да, как, что и др. являются многозначными. Так, для союза да 4-томный "Словарь русского языка" указывает четыре значения: 1) соединительное: "Степь да степь кругом. Путь далек лежит"; 2) перечислительное, которое реализуется при перечислительном присоединении нескольких однородных членов, а также нескольких предложений: "Мой идеал теперь – хозяйка. Мои желания – покой. Да щей горшок, да сам большой" (П.); 3) присоединительное: "Что за уха! Да как жирна: Как будто янтарем подернулась она" (Крыл.); 4) противительное: "Хотели было даже меня коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем" (Гог.); "И будем все, хоть на день, да испанцы" (Маяк.).

группа (название группы характеризует отношения)

некоторые примеры

1разряд. СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ

(выражают синтаксические отношения между однородными членами предложения и частями ССП)

соединительные, ВЖ отношения перечисления

и, и… и; тоже, да (в Z «и»), также и др.

сопоставительно-противительные, ВЖ отношения противопоставления или сопоставления

однако, а, но, все же

разделительные, ВЖ либо отношения чередования событий, либо отношения взаимоисключения

либо, или, или… или, то… то,

не то… не то, либо… либо, то ли… то ли

градационные, ВЖ отношение между сопоставляемыми частями таким образом, что вторая часть оказывается более существенной

не только… но и,

не только… но даже

2 разряд. ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ

(связывают придаточное предложение с главным в составе СПП)

временные

когда, как, пока, едва, с тех пор как, прежде чем

изъяснительные

что, как, будто

чтобы, дабы, затем чтобы, для того чтобы

причинные

потому что, ибо, так как, из-за того что

условные

если, ежели, коли

уступительные

хотя, между тем как, несмотря на то что

сравнительные

как, будто, как будто, словно, точно

следствия

так что - один союз

пояснительные, они не нашли себе место ни в сочин., ни в подчин., поскльку совмещают в себе и те, и др. ZZ

то есть, а именно, как то

По характеру выражаемого z союзы

Структура союза (2 классификации)

    Простые/составные (неск. слов)

    Одноместные/ повторяющиеся (двуместные/многоместные)

Понятие о союзных словах

Помимо союзов связь между предложениями м. осуществляться при пом. СS. СSами называют относительные местоимения (мест.-сущ. кто, что, мест.-прил. какой, который, чей и др.), местоименное числительное сколько и местоименные наречия (где, куда, откуда, насколько, почему и др.).

В СSах совмещаются свойства знаменательных и служебных ЧР, поскольку они служат для связи слов в предложении и одновременно являются членами предложения.

В отличие от союзов, которые являются и морфологическим, и синтаксическим явлением, СSа - это ТОЛЬКО СИНТАКСИЧЕСКОЕ явление.

Приемы разграничения союза и союзного слова таковы:

    СS является членом Пия, следовательно к нему можно задать вопрос, а к союзу нельзя.

Вот подарок тебе, что (СS, = подарок) давно посулил.

    Союзное слово нельзя опустить, а союз можно.

    Если опустить союз, Пие превращается в бессоюзное.

Покажите всем, что эта серая грешная жизнь надоела вам (Чехов). =

Покажите всем: эта грешная жизнь надоела вам.

    На союз не падает логич. ударение.

    Союз можно заменить только союзом, а СS - только СSом:

Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.=

Деревня, в которой скучал Евгений…

Эти приемы помогают, но не являются универсальными.