Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Понятие, особенности, функции международного права. Понятие, предмет и функции международного права Международное право, как правовая система

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА 16. Международное экономическое право.

Понятие и источники международного экономического права. Принципы международного экономического права.

Характеристика международно-правового регулирования сотрудничества в отдельных областях: торговые отношения, валютно-финансовые, платежно-расчетные отношения, отношения в области капиталовложений и инвестиционной деятельности.

Международно-правовая защита капиталовложений. Международные налоговые соглашения. Международные таможен­ные соглашения. Международные транспортные соглашения.

Международные экономические организации. Роль ООН и ее специализированных учреждений. ЭКОСОС, ЮНКТАД, Группа Всемирного банка (МБРР, МФК, МАР, МАИГ), Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация.

Международно-правовое регулирование регионального экономического сотрудничества.

План:

1. Понятие и особенности международного права, его функции.

2. Взаимодействие международного и внутригосударственного права.

3. Соотношение международного публичного и международного частного права.

4. История развития международного права.

При изучении данной темы необходимо уяснить значение ряда фундаментальных понятий, к которым следует отнести международную систему, международные отношения, а также средства для регулирования этих отношений.

Важно учитывать, что международное право – это система юридических норм, договорных и обычных, выработанных в результате соглашения между государствами и регулирующих отношения между государствами и другими субъектами. Необходимо уяснить, что это особая система права, отличающаяся от внутригосударственного права по предмету регулирования, субъектам и объектам, по его источникам, по методам нормообразования и способам обеспечения этих норм.

Предметом международно-правового регулирования являются политические, экономические и другие отношения между государствами и иными субъектами.

Система международного права – объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов международного права, договорных и обычно-правовых норм, отраслей и институтов международного права. В этой системе находится место и резолюциям международных организаций, и решениям арбитражных и судебных международных органов. Как всякая правовая система, международное право состоит из отраслей (морское, экономическое, гуманитарное и др.).

Отрасль международного права – совокупность юридических норм, регулирующих отношения субъектов международного права в определенной области, которая составляет специфический предмет международного права, и характеризуется наличием принципов, применимых к данной конкретней области правоотношений.



Международно-правовой институт – это группа норм и принципов, регулирующих определенную область правоотношений (например, институт признания государств, институт международной ответственности и т.д.) И отрасли, и институты международного права являются неотъемлемыми составными частями его системы.

Функции международного права – это основные направления его воздействия на социальную среду, определяемые его общественным назначением. Международное право выполняет в международных отношениях координирующую (отражает общеприемлемые для государств стандарты поведения), регулирующую (установление четких правил поведения в соответствующих областях), обеспечительную (нормы, побуждающие государства соблюдать международные обязательства) и охранительную (защита законных прав и интересов) функции.

Влияние международного права на политику имеет два основных аспекта: с одной стороны, оно ограничивает политику общеприемлемыми рамками; с другой – открывает перед политикой дополнительные возможности, предоставляя в ее распоряжение арсенал юридических средств. И то и другое необходимо для обеспечения национальных интересов государств.

Соотношение международного и внутригосударственного права характеризуется тесной взаимосвязью и взаимным влиянием этих правовых систем. В плане научного исследования соотношения международного и внутригосударственного права существуют две теории. Монистическая теория исходит из единства двух правовых систем. Дуалистическая теория признает наличие двух самостоятельных правовых систем, которые развиваются параллельными курсами, не пересекаясь. Очевидно, что с точки зрения нормообразования внутригосударственное и международное право являются самостоятельными системами, но с точки зрения правоприменения они неразрывно взаимосвязаны. В современной международно-правовой практике процесс реализации предписаний международной системы права во внутригосударственном праве принято обозначать термином «имплементация», означающим воплощение норм международного права в жизнь или «правоосуществление». Для этой цели используются механизмы инкорпорации (точного текстуального воспроизведения международно-правовой нормы во внутригосударственном законодательном акте) либо рецепции (восприятие договорной нормы законом в общей форме).

От международного публичного права следует отличать тесно связанную, но обособленную самостоятельную правовую систему – международное частное право, принципы и нормы которого призваны регулировать гражданско-правовые отношения с «иностранным элементом», выходящие за рамки внутригосударственного регулирования, но не подпадающие под действие норм международного публичного права.

Понимание природы международного права невозможно без понимания истории его развития. Хронологический подход базируется на делении истории на основные периоды: Древний мир, Средние века, Новое время («Классический период») и Новейшее время (современное международное право), каждый из которых характеризуется своими особенностями. Так, характеризуя первый и второй периоды истории развития международного права (4000 г. до н.э. – 476 г.н.э.; 476 – 1648 гг.), можно выделить такие черты существовавших тогда межгосударственных норм и институтов как их обычный характер и регионализм (объясняется влиянием географических факторов). Несмотря на это, поразительным сходством обладали формировавшиеся в разных частях мира правила поведения в области внешних сношений (неприкосновенность послов, покровительство иностранным купцам, дипломатический этикет), правила заключения межгосударственных соглашений (становление порядка выработки договоров и их структуры, установление гарантий выполнения, принцип неукоснительного соблюдения – «pacta sunt servanda»), заключения межгосударственных союзов, ведения торговых сношений, порядка оформления начала и окончания войны и др. В период средневековья центральная власть в государствах не была достаточно сильной, постоянным явлением стали частые войны между феодалами, одновременно шли войны между государствами, войны религиозные, гражданские. В основе как внутренних, так и внешних связей лежало кулачное право. Международные связи развивались главным образом внутри регионов (Западная Европа, Византия, Русь, арабский мир, Индия, Китай). Во всех регионах существовали более или менее одинаковые способы и уровень регулирования межгосударственных отношений, однако именно в Европе сложился комплекс государств с близкими социально-политическими, религиозными и культурными системами. Заключалось много договоров, в том числе и династические. Улучшилось положение иностранцев; военные обычаи оставались жестокими. Мировоззрение в Средние века было преимущественно теологическим, следовательно, важную роль в развитии нормативного регулирования международных отношений играла церковь («каноническое право»).

Серьезные изменения международное право претерпевает в течение третьего периода (1648 – 1917гг.), начавшегося с заключения Вестфальского трактата после завершения Тридцатилетней войны. Фактически впервые в истории с участием всех государств региона, выступавших как равноправные партнеры, в официальном документе получили закрепление принципы политического равновесия, независимости светской власти от церкви, суверенного равенства государств; была сформулирована декларативная теория признания вновь возникающих государств, предусмотрено применение коллективных санкций против агрессора, зафиксировано прохождение границ между государствами Европы. Здесь же следует отметить Венский конгресс 1814 – 1815гг., который не только оформил результаты антинаполеоновского сотрудничества и подтвердил сложившиеся к окончанию войны государственные границы, но и содействовал установлению статуса постоянного нейтралитета отдельных государств, положил начало установлению юридического статуса некоторых международных рек (напр., Рейн, Маас), на которые распространен принцип свободы торгового судоходства, дал импульс становлению права международных организаций (напр., Рейнская комиссия) и т.д.

При оценке развития международного права в Новое время следует учесть вклад, внесенный Парижским и Берлинским мирными конгрессами (1856г., 1878г.), а также Гаагскими конференциями мира (1899г. и 1907г.). Здесь должны быть освещены нейтрализация Черного моря и установление режима проливов Дарданеллы и Босфор, распространение принципа свободы торгового судоходства на реку Дунай, демилитаризация Аландских островов, декларирование недопустимости дискриминации индивидов в отношении пользования гражданскими и политическими правами по признаку различия религиозных верований (Сербия); регулирование (ограничение) использования негуманных средств и способов ведения войны, кодификация правил мирного урегулирования международных споров, регламентирование порядка открытия военных действий, других аспектов ведения войны.

При характеристике современного международного права следует для начала оценить Статут Лиги Наций как учредительный документ первой всеобщей политической организации, призванной обеспечить мир и сотрудничество между государствами, а также предпосылки, приведшие ко второй мировой войне, и сотрудничество государств антигитлеровской коалиции (Московская конференция 1943г., Ялтинская конференция 1945г., Потсдамская конференция 1945г., Парижская мирная конференция 1946г.). Следует помнить, что фундамент современного миропорядка был заложен Уставом ООН 1945г. В основу международного права был положен принцип сотрудничества, а также окончательно утвержден принцип мирного разрешения международных споров. Современный период также отмечен созданием развитой системы международных организаций, появлением новых областей сотрудничества и соответственно новых отраслей международного права, формированием института прав человека, активным процессом кодификации отдельных отраслей и т.д.

Существует и другой подход к периодизации международного права, который основывается на точке зрения, что международное право находит признание в практике государств лишь в конце Средних веков, хотя почва для этого явления готовилась на протяжении предшествующей истории (Лукашук И.И.). С учетом этого предлагается следующая периодизация:

Предыстория международного права (с Древних веков до конца Средних);

Классическое международное право (с конца Средних веков до принятия Статута Лиги Наций);

Переход от классического к современному международному праву (от принятия Статута Лиги Наций до принятия Устава ООН);

Современное международное право (право Устава ООН).

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение международного права и назовите его основные функции.

2. Каковы особенности системы международного права?

3. Как соотносятся международное и внутригосударственное право, международное публичное и международное частное право?

4. Дайте периодизацию истории международного права.

5. Охарактеризуйте основные черты международного права Древнего мира.

6. Дайте краткую характеристику международного права Средних веков.

7. Охарактеризуйте классическое международное право.

8. Определите основные черты современного международного права.

Многочисленные определения МП можно разделить на две группы:

1. Определения, в которых в качестве отличительной особенности международного права указывается на способ образования его норм. Например: «Международное право - это система юридических принципов и норм, которые создаются государствами и другими субъектами международного права».

2. Определения, характеризующие рассматриваемую отрасль права по предмету регулирования. Например: «Международное право в его юридическом (нормативном) аспекте – это, прежде всего, совокупность юридических норм, которые регулируют межгосударственные (в широком плане - международные) отношения».

Существуют различные варианты определений такого рода: к объектам регулирования, кроме отношений государств, некоторые ученые относят отношения международных организаций; наций (народов), борющихся за свое освобождение; «других субъектов международного права», причем имеются к виду правообразующие субъекты.

Иногда в качестве отличительной черты международного права указывается и способ образования норм международного права, и предмет его регулирования. «Международное право - система принципов и норм, находящих применение в отношениях между всеми государствами независимо от их социального строя».

Отношения, регулируемые международным правом - это отношения между государствами - двусторонние и многосторонние; между государствами и международными межправительственными организациями, прежде всего в связи с членством государств в международных организациях; между международными межправительственными организациями.

Специфика международных, межгосударственных отношений заключается в том, что они по своему содержанию выходят за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо отдельного государства, становятся объектом совместной компетенции и юрисдикции государств либо всего международного сообщества в целом. Можно выделить три категории дел (вопросов), которые характеризуют предмет международного регулирования:

Дела, которые по своей сути являются межгосударственными и не могут относиться к внутренней компетенции какого-либо государства, не могут решаться односторонними актами государства, так как затрагивают общие интересы. Это международная безопасность, разоружение, глобальные экологические процессы, режим открытого моря, космического пространства.

Дела, хотя и не связанные с общечеловеческими интересами, но разрешимые только совместными усилиями двух или нескольких государств на основе учета взаимных интересов. Это установление и режим государственной границы, оказание правовой помощи, двойное гражданство, визовый или безвизовый порядок въезда.

Дела, урегулирование которых относится к внутренней компетенции каждого государства, но которые в целях более эффективного их решения целесообразно регулировать совместными актами государств. Это обеспечение и защита прав и свобод человека, оказание помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации.

Своеобразие международного права в сравнении с внутригосударственным:

Во-первых, по объекту регулирования, поскольку международное право охватывает своей регламентацией общественные отношения исключительно с участием публичного иностранного элемента, тогда как внутригосударственное право регулирует отношения с участием международных аспектов только «в том числе», отдавая приоритет внут­ренним отношениям в данном обществе.

Во-вторых, если субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государства, то субъектами международного права - главным образом образования, имеющие публичный характер на международной арене (государства, нации и народы, государственно-подобные образования и т.д.).

В-третьих, внутригосударственная и международная правовые системы различаются по доминирующим формам источников. Если в первой преобладает нормативный акт в виде закона, то во второй предпочтительнее обычаи и договоры.

В-четвертых, различен механизм нормотворчества в двух этих правовых системах. Поскольку в межгосударственной системе нет законодательного органа, нормы международного права создаются самими субъектами международного права, прежде всего государствами, путем соглашения, сущностью которого является согласование воль государств и других субъектов МП. Другими словами, если внутригосударственные нормы создаются «сверху вниз», то международно-правовые нормы – «горизонтально».

В-пятых, в отличие от локальных норм национального права, характер которых находится в зависимости от социальной природы данного госу­дарства, нормы международного права имеют в основном общедемократический характер.

В-шестых, поскольку в межгосударственной системе не существует судебных и исполнительных органов, идентичных существующим в государствах, функционирование международного права и, прежде всего, его применения существенно отличаются от функционирования и применения внутригосударственного права.

В современный период в связи с глобализацией международных отношений, усилением экономической и хозяйственной интеграции между государствами повышается роль и значение международного публичного права. На развитие международного права в ХXI веке значительное влияние оказывает научно-техническая революция, в том числе информационная, открывающая огромные возможности для деятельности в самых различных, в том числе и новых сферах, и порождающая новые сложные проблемы в отношениях между государствами.

На развитие международного права в Х XI значительное влияние оказывает научно-техническая революция, в том числе информационная, открывающая огромные возможности для деятельности в самых различных, в том числе и новых сферах, и порождающих новые сложные проблемы в отношениях между государствами.

Все эти факторы требуют создания новых норм международного права, а также модернизации старых, поскольку международное право развивалось на протяжении всей истории человечества с тем, чтобы приспособить их к новым условиям.

Международное право развивалось на протяжении всей истории человечества и будет совершенствоваться и далее, оно напрямую связано с развитием цивилизации.

Международное право - особая система права, обладающая большой спецификой. Оно является единым, всеобщим и неделимым для всех государств и других его субъектов. Его цель - обеспечить международный правопорядок и сохранить международную законность.

Международное право является единственным регулятором отношений на межгосударственном уровне, а сейчас и в перспективе можно говорить уже о планетарном уровне, поскольку появляются и будут возникать новые объекты регулирования (например, новые небесные тела, пока урегулирован только правовой статус Луны)

Можно сформулировать следующее определение международного права: это самостоятельная правовая система, состоящая из отраслей, подотраслей и институтов, содержащих принципы и нормы, комплексно регулирующие очень многообразные международные отношения на высшем уровне, т.е. на уровне государств и иных субъектов международного публичного права на основе межгосударственных договоров и иных его источников.

Международное право носит координационный, а не соподчиненный характер, поскольку регулирует в первую очередь правоотношения между государствами, обладающими уникальным свойством суверенитета, т.е. независимостью во внешних отношениях и полным территориальным верховенством над своей территорией и в значительной степени отличается от внутригосударственного права. Оно представляет собой общечеловеческую ценность, потому что обеспечивает юридическими средствами всестороннее сотрудничество между всеми его субъектами.

Международное право носит демократический характер, поскольку его нормы защищают не только права государств, но и народов и индивидов (физических лиц).

В современный период, по мнению профессора Лукашука И.И., идет процесс становления права международного сообщества - отличительной чертой которого является повышенное внимание к обеспечению интересов международного сообщества в целом.

Международное право в значительной степени отличается от внутригосударственного права. Ему присущи особый предмет правового регулирования, специфические субъекты, объекты, методы правового регулирования, функции, источники. Механизм правотворчества, в сфере международного права отличается спецификой.

Предметом правового регулирования международного права являются разнообразные отношения: политические, экономические, культурные, научно - технические и иные, возникающие между государствами и иными его субъектами, такие как: правоотношения по вопросам обеспечения безопасности государств, правоотношения по поводу заключения международных договоров; порядку организации международных конференций; процедуре создания и функционирования международных организаций; правоотношения, касающиеся правового режима государственной территории, государственных границ, территориальных пространств; правоотношения относительно правового статуса внутригосударственных и зарубежных органов внешних сношений; правоотношения по международной защите прав и свобод человека; правоотношения, касающиеся правил и обычаев ведения вооружённых действий и защиты мирного населения в период вооружённых конфликтов; правоотношения по международному сотрудничеству государств в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера; а также правоотношения по охране окружающей среды. Первоначально международное право возникло как право, регулирующее преимущественно политические отношения, но в дальнейшем оно всё больше и больше развивалось в сторону регулирования международных экономических отношений, при этом эти экономические отношения становились всё более многообразными. Вначале такие отношения были главным образом торговыми, затем государства стали разрабатывать нормы права, регулирующие международные инвестиционные отношения, международные финансовые отношения, международные валютные отношения, международные налоговые отношения, международные таможенные отношения и т.д. В последние годы предмет правового регулирования международного права ещё более расширился, поскольку оно стало регулировать и различные международно-процессуальные отношения, например, правоотношения по созданию и функционированию органов международной уголовной юстиции: Международного уголовного суда и трибуналов «ad hoc».

Объектом международного права является все то, по поводу чего его субъекты вступают и могут вступать во взаимные отношения и что урегулировано нормами международного права.

Нормы международного права создаются самими субъектами на основе согласования их воль, т.е. в результате достижения соглашения, между ними.

Нарушение норм международного права даёт основание для применения мер международно-правовой ответственности. Содержание норм международного права составляют права и обязанности, которыми наделяются государства и другие субъекты международного права. Международно-правовая норма упорядочивает поведение участников международных отношений.

Норма международного права - это правило поведения, признанное государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного.

Методы правового регулирования: в международном праве используются три метода правового регулирования: прямой - материально -правовой, императивный и диспозитивный.

Главным методом является прямой - материально -правовой. Это такой способ воздействия на правоотношение, при котором нормы права регулируют правоотношение, содержат правило поведения субъектов и дают ответ, как поступить субъекту в конкретной правовой ситуации.

Императивный метод - такой способ воздействия на правоотношение, при котором нормы права устанавливают четкие конкретные пределы поведения субъектов.

Диспозитивный метод - такой способ воздействия на правоотношение, при котором в рамках нормы субъекты международного права могут сами определять модель поведения в конкретных отношениях.

Функциями международного права являются: координирующая, регулирующая, обеспечительная и охранительная.

Координирующая функция состоит в том, что государства в результате взаимодействия устанавливают для себя определенные стандарты поведения в различных областях межгосударственных отношений.

Регулирующая функция проявляется в правотворчестве, то есть в принятии и соблюдении государствами международно-правовых норм, устанавливающих правила поведения.

Охранительная функция состоит в направленности международно-правовых норм на защиту безопасности государств, их территориальной целостности, государственных интересов, прав и свобод граждан.

Система международного права представляет собой комплекс юридических норм, связанных единством и относительной самостоятельностью отдельных его частей (отраслей, подотраслей, институтов). Связующими факторами элементов системы являются единые принципы и цели международного права. Системе международного права свойственна характерная для неё структура. Система международного права объединяет различные группы норм, обязательных для его субъектов. Ядро системы образует общее международное право, обязательное для всех государств. Кроме этого, выделяются региональные международные правовые комплексы, регулирующие отношения между государствами определенных географических районов. Значительное количество норм регулирует двусторонние отношения. Система международного права - сложное явление, находящееся в процессе постоянного развития.

Система международного права отличается тем, что в её состав входят старейшие, новые и новейшие институты, подотрасли и отрасли, причем больше всего составных элементов представляют отрасли. Одни отрасли и институты возникли в древности (например, институт международного договора, институт неприкосновенности посла; международное морское право); другие появились в ХХв. (отрасль международного космического права, отрасль международного экономического права и другие); отдельные отрасли и подотрасли находятся в стадии становления (отрасль международного процессуального права, подотрасль международного налогового права, подотрасль международного таможенного права и другие).

В системе международного права выделяются общая и особенная части. Общая часть - это общие фундаментальные теоретические положения, категории и институты, которые лежат в основе конкретных отраслей, подотраслей и институтов особенной части международного права.

Общая часть: а) институты:

1) Понятие, сущность, система международного права; 2) источники международного права; 3) субъекты международного права; 4) Соотношение международного и национального права; 5) Основные принципы международного права; 6) Ответственность в международном праве.

б) отрасли общей части:

1) Право международных договоров (перенесен из особенной части в общую, т.к. договор - главный источник международного права).Договоры регулируют отношения в каждой отрасли, подотрасли, институте международного права.

2) Право внешних сношений (это название отрасли ввел Сандровский К.К.). Раньше было название «Дипломатическое и консульское право», но оно составляет лишь часть более общего «Права внешних сношений».

Особенная часть:

а) институты:

1) Международное право прав человека (некоторые учебники именуют международным гуманитарным правом. 2)Территория и другие пространства; 3) Мирные средства разрешения международных споров.

б)отрасли: 1) Право международной безопасности; 2) Международное морское право; 3) Международное воздушное право; 4) Международное космическое право; 5) Международное экономическое право.

В её рамках выделяют подотрасли международного экономического права: а)Международное торговое право; б) Международное инвестиционное право; в)Международное финансовое право.

Разные ученые называют по иному, например, международное валютное право. Представляется необходимым различать международное финансовое право от международного валютного права. Можно выделить подотрасли, находящиеся в стадии становления: а) Международное таможенное; б) Международное налоговое; в) Международное миграционное право г) Международное право взаимопомощи; д) Международное туристское право; е) Международное транспортное право;

Очень важным остаётся вопрос о соотношении международного и национального права. Западная наука международного права в вопросе соотношения международного и национального права выработала две основные концепции: дуалистическую и монистическую. Представители дуалистического подхода (немецкий юрист Трипель, итальянский юрист Д. Анцилотти, английский юрист Л.Оппенгейм) рассматривали международное и национальное право как самостоятельные правовые системы, относящиеся к различным правопорядкам и не находящиеся в соподчиненности. Сторонники дуалистической концепции подчеркивали их различие и независимость друг от друга. Подход советской и постсоветской доктрины международного права был и остается, по существу, дуалистическим, так как международное и внутригосударственное право рассматриваются как самостоятельные правовые системы. Суть монистической концепции состоит в признании единства этих двух правовых систем. Международное и внутригосударственное право квалифицируются как части единой правовой системы. Сторонники монистической концепции также не отличались единством взглядов. Одни исходили из примата внутригосударственного права над международным, другие - из верховенства международного права над национальным. Сторонники концепции примата внутригосударственного права над международным находились главным образом под влиянием теории Гегеля, который считал что «государство есть абсолютная власть на земле» и эта власть дает право изменять по своей воле не только внутригосударственное, но и международное право. Представители этого подхода (А.Цорн, В.Даневский, В.Кауфман и другие) рассматривали международное право как -сумму внешнегосударственных прав различных государства. На сегодняшний день эта теория не имеет широкой поддержки. В настоящее время подавляющее большинство сторонников монистической теории придерживается мнения о верховенстве международного права над внутригосударственным. Причем сторонники радикального монизма (немецкий ученый Г.Кельзен) исходят из существования одной системы права с «высшим правопорядком» (международное право) и «подчиненными» национальными правопорядками. Г.Кельзен полагал, что нормы этой единой системы права находятся в иерархии зависимости. Нижние ступеньки этой иерархической лестницы - решения суда и административных органов - зависят от всех вышестоящих норм права, верхние ступеньки - международно-правовые нормы - не зависят ни от какой юридической нормы. Как сторонники примата внутригосударственного права над международным, так и приверженцы верховенства международного права над национальным противопоставляют международное право такой объективной реальности, как принцип государственного суверенитета. Если у сторонников примата внутригосударственного права такое противопоставление ведет к отрицанию международного права, то у радикальных приверженцев монистической теории оно ведет к отрицанию суверенитета. Но государственный суверенитет и международное право предполагают взаимодействие. Отрицание одного означает и отрицание другого. Сторонники примата международного права, отрицая суверенитет, на самом деле пытаются заменить международное право правом мирового государства, т.е., по существу, отрицают реально существующее международное право как право, прежде всего, межгосударственное. В современных международных отношениях (начиная с конца Второй мировой войны) признание рядом ученых верховенства международного права над внутригосударственным связано с выдвижением ими идеи полного отказа от государственного суверенитета и создания мирового государства и мирового правительства. Если влияние норм внутригосударственного права на международное можно назвать первичным, то в процессе взаимодействия уже существующих норм оно не может признавать принцип преимущественного значения норм международного права. Этот принцип получил выражение в статье 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., согласно которой участник договора «не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора. Под соотношением международного и внутригосударственного права в теории международного права обычно понимают, во-первых, соотношение силы, применяемой в отношении других государств, и внутригосударственных норм и, во-вторых, взаимодействие международного и национального права в процессе создания норм международного права и норм национального законодательства. Можно выделить три главных аспекта проблемы соотношения международного и внутригосударственного права.

Первый аспект - влияние внутригосударственного права отдельных государств на образование и развитие принципов и норм международного права и влияние международного права на образование и развитие принципов и норм внутригосударственного права отдельных государств, иначе говоря, фактическое взаимодействие международного и национального права.

Второй аспект - юридическая сила норм международного права, когда речь идет о правовом регулировании отношений, совершающихся внутри государства, и юридическая сила внутригосударственного права, когда речь идет о правовом регулировании международных отношений, т.е. о вопросах формально юридических способов применения норм международного права на территории государства и норм внутригосударственного права за пределами разработавшего их государства, в частности, вопросов рецепции норм одной правовой системы в другую правовую систему, трансформации норм одной правовой системы в другую и т.д.

Наконец, третий, главный аспект общей проблемы соотношения международного и внутригосударственного права - коллизии норм внутригосударственного и норм международного права и пути предупреждения и разрешения таких коллизий. С этим аспектом неразрывно связан анализ выдвигаемых как в теории, так и на практике положений о примате международного права над внутригосударственным, или о примате национального права над международным, или, наконец, о юридическом равенстве международного и национального права.

В международном праве используются 3 модели систематизации норм права:

I . Простая систематизация, т.е. расположение норм по какому-либо признаку. Она проводилась, главным образом, в прошлые века.

II Кодификация - (более усложненная юридическая техника чем просто систематизация). В ходе её устраняются устаревшие нормы, обогащается содержание действующих норм, они наполняются более прогрессивным и демократическим содержанием, происходит разработка новых норм, отвечающих объективным реалиям современного периода. Пример успешной кодификации: кодификация «Права международных договоров» (2 Конвенции 1969 и 1985 гг.) кодификация «Международного морского права» (Конвенция ООН по международному морскому праву 1982 года.)

III . Прогрессивное развитие - это разработка новых институтов, отраслей и подотраслей международного права (международное экономическое право, международное инвестиционное право и т.д.). Так, в рамках Международного экономического права были выделены новые подотрасли - Международное торговое право, Международное финансовое право и другие).

Отношения, которые регулируются международным правом, принято отождествлять с понятием "международные правоотношения". Такие отношения можно подразделить па несколько основных групп.

  • 1. Отношения между государствами (двусторонние, локальные, универсальные). Особое значение имеют отношения, затрагивающие интересы всего международного сообщества в целом.
  • 2. Отношения между государствами и ММПО. Эти отношения возникают преимущественно в связи с членством государств в таких организациях.
  • 3. Отношения между государствами и ГПО; отношения между государствами и нациями, борющимися за независимость.
  • 4. Отношения международных организаций друг с другом.

Все эти виды отношений представляют собой межгосударственные отношения, поскольку они так или иначе опосредованы государствами. Межгосударственные отношения – это любые властные публичные отношения с участием государства. Правоотношения приобретают характер международных межгосударственных вследствие того, что они выходят за пределы компетенции и юрисдикции одного государства, становятся объектом совместной компетенции и юрисдикции двух и более государств либо всего международного сообщества в целом. Такие отношения всегда имеют публично-правовой характер.

Наряду с международными межгосударственными отношениями предметом регулирования международного права является определенная группа международных отношений негосударственного характера (отношения между МНПО, между индивидами и международными организациями).

Самыми сложными с точки зрения правового регулирования являются смешанные международные отношения государственно-негосударственного характера (диагональные отношения). Это отношения между государствами и нетрадиционными субъектами международного права: между государством и физическими лицами, государствами и МНПО. Такие отношения возникают в основном в связи с реализацией нетрадиционными субъектами международного права качества их международной правосубъектности. Особая сложность этих отношений заключается в том, что их участниками выступают заведомо неравноправные партнеры – суверенные государства (основные субъекты международного права, обладающие международной правосубъектностью в максимальном объеме) и, например, индивиды, обладающие ограниченным объемом международной правосубъектности.

Международные межгосударственные отношения, являющиеся главным предметом регулирования международного нрава, можно разделить на несколько групп в зависимости от затрагиваемых проблем.

  • 1. Проблемы, являющиеся межгосударственными по своей сути, объективно не входящие в компетенцию внутригосударственных органов, связанные с общечеловеческими ценностями и интересами. Они по определению не могут быть разрешены в национальном порядке – международная безопасность, разоружение, глобальные экологические процессы, режим международных территорий.
  • 2. Проблемы, не связанные с общечеловеческими ценностями, но объективно являющиеся межгосударственными. Их решение возможно только при наличии сотрудничества двух и более государств, – установление государственных границ, оказание правовой помощи, двойное гражданство, визовый или безвизовый порядок въезда.
  • 3. Проблемы, объективно относящиеся к внутренней компетенции государства, но представляющие интерес для всего международного сообщества. Урегулирование этих проблем возможно в рамках самостоятельной деятельности отдельных государств, но неизмеримо более эффективно решение таких вопросов на уровне международного сотрудничества – защита прав человека, борьба с международными преступлениями, помощь в случае ядерной аварии или радиационной катастрофы.

Таким образом, предметом международного права являются любые публично-правовые отношения, в той или иной форме непосредственно затрагивающие интересы государств.

Функции международного права неразрывно связаны с предметом его регулирования. Функции международного права – это основные направления его воздействия на межгосударственную среду.

  • 1. Упрочнение стабильной системы международных отношений – важнейшая социальная функция международного права.
  • 2. Правовое регулирование международных отношений – основная юридическая функция международного права.
  • 3. Противодействие появлению в международных отношениях тенденций дестабилизации и применения силы – главная охранительная функция международного права.
  • 4. Интернационализация международных отношений – расширение и углубление связей между государствами, развитие международного разделения труда, международного рынка товаров, услуг и рабочей силы.
  • 5. Информационная функция международного права – передача накопленного опыта рационального поведения государств.

право международный внутригосударственный

Международное право - обширный и разветвлённый комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путем соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Для его более полного понимания необходимо учитывать и другие признаки, прежде всего участие в создании норм наряду с государствами некоторых других субъектов права, своеобразные способы реализации и обеспечения исполнения международно-правовых норм посредством коллективных или индивидуальных действий самих государств.

Международное право по его изначальным характеристикам - совокупность юридических норм и регулятор определённых отношений - родственно праву государства внутригосударственному, национальному праву, являющемуся традиционным объектом юриспруденции, начиная с теории государства и права.

Международному праву как терминологической категории присуща определенная степень условности. Исторически сложившийся и принятый в государственных и межгосударственных актах, иных официальных документах, в научных изданиях и учебных курсах термин "международное право" не вполне адекватен истинному значению понятия. Его прообразом является сложившийся в римском праве термин "jus gentium" ("право народов"), под которым первоначально понимался некий свод правил, применявшихся ко всем свободным в пределах территории Римского государства независимо от их принадлежности к определенному роду или национальности. Позднее этот термин приобрёл более широкое значение в качестве комплекса общепризнанных норм во взаимоотношениях Рима с другими государствами, т.е. стал "общим для всех народов правом". Идентичными являются обозначения на других языках: на английском - "International Law", на французском - "Droit international", на немецком - "Volkerrecht" и т. д.

Таким образом, международное право - самостоятельный нормативный комплекс (правовая система), совокупность юридических норм, создаваемых государствами с целью регулирования их взаимоотношений и иных отношений в сфере их общих интересов. Реально существующее современное межгосударственное право создается не непосредственно народами, а главным образом государствами как суверенными международными субъектами для регулирования межгосударственных отношений во всех их взаимосвязях и обеспечивается преимущественно усилиями самих же этих государств.

Международные отношения представляют собой конкретные связи между государствами по поводу обмена материальными и духовными ценностями, существующие на данный момент.

Основная особенность международного права состоит в том, что в качестве его субъектов выступают, главным образом, суверенные государства. Из этого, в частности, следует, что на международной арене государства выступают как равноправные участники международного общения и над ними нет какой бы то ни было верховной власти. Субъектами же внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государства.

Международное право отличается от национального и по объекту регулирования, каковым для него являются отношения между государствами, отношения независимых друг от друга суверенных образований. Национальное же право регулирует отношения, которые возникают между субъектами этой системы права в рамках государственных границ того или иного государства.

Международное право характеризуется и особым по сравнению с национальным правом процессом нормообразования. В такой системе общения не может быть центральных, стоящих над государствами законодательных органов, а нормы, регулирующие подобное общение, могут создаваться только самими участниками общения, т.е. государствами.

В международном праве отсутствуют исполнительные органы. Нормы права в международном общении применяют и обеспечивают выполнение сами участники общения - государства.

Отсутствие обязательной юрисдикции. Поскольку участниками международного общения являются суверенные государства, то и спор между ними о нарушении норм международного права может быть рассмотрен в том или ином международном суде только с согласия спорящих государств.

Связи между элементами системы международного права в сфере нормотворчества и нормоприменения носят преимущественно координационный характер.

Функции международного права - это основные направления воздействия международного права на отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования.

Социальное назначение международного права заключается в организации международных отношений, отвечающих современному уровню человеческой цивилизации.

Рассмотрим юридические функции международного права:

Стабилизирующая - состоит в том, что международно-правовые нормы призваны организовывать мировое сообщество, устанавливать определенный международный правопорядок, стремиться улучшить его, сделать более стабильным.

Регулятивная - устанавливая международный правопорядок и соответственным образом регулируя общественные отношения, международно-правовые нормы наделяют участников международных отношений определенными правами и обязанностями.

Охранительная - состоит в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений. При нарушении международных обязательств субъекты международных правоотношений вправе использовать меры ответственности и санкции, допускаемые международным правом.