Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Полный иконостас. Иконостас в православной церкви. Как появлялся иконостас

Одним из самых святых мест для верующих является храм, собор, церковь, куда они приходят на службы и литургии. В храме самым святым местом является алтарная комната, символизирующая Царство Небесное, область Божественного бытия, постоянное присутствие Божественной благодати.

Возвышенность и величие алтаря подчеркивается его приподнятостью над базовым уровнем, на котором находится основное помещение храма, где и собираются прихожане. Основное помещение храма включает обязательно алтарную комнату,
ограждаемую от основного помещения для прихожан, иконостасом.

История происхождения иконостаса


Происхождение иконостаса было вызвано необходимостью оградить алтарную часть от основного помещения, где находятся молящиеся и все прихожане особой специальной алтарной преградой. Отделение алтарной части от общего помещения храма символизирует отделение Божественного и земного начал. Они суть едины, но земная часть - проявленная, Божественная же не
может быть показана никакими земными формами, поэтому происходит символичное отделение алтарной комнаты иконостасом.

Необходимо сказать, что иконостас - особенность православных церквей. Само же использование иконостаса является чисто русской идеей. В греческих церквах также имеется иконостас, но туда он пришёл из России через Афонский монастырь. Обычай помещать на алтарную завесу иконы с ликами Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя появился после проникновения христианства в Греции.

Возникновение иконостаса на Руси путём заполнения алтарной преграды иконами объясняется тем, что в деревянных храмах не было настенной росписи, в то время как в Византии искусство фрески достигло вершин. Сегодня иконостас является очень важной частью любого православного храма.

Строение иконостаса


Строение иконостаса подразумевает конструкцию из нескольких рядов икон (четыре - пять), внизу трое врат, завершается иконостас вверху крестом. Иконы обращены к молящимся и символизируют соединение Божественного начала с Земным. Таким образом, за богослужением собрание верующих, как бы, поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса.

Традиционно устройство иконостаса предполагает в центре расположение Царских Врат, напротив престола. Они называются так потому, что через них выходит святая сила, которой был наделен Христос. Слева от Царских Врат, напротив жертвенника - северные двери для выхода священнослужителей и их помощников во время богослужения; справа иконостас имеет южные двери для входа священнослужителей.

Изнутри Царских Врат привешивается завеса, которую открывают или закрывают в определенные моменты богослужения. Открытие завесы изображает открытие людям тайны Спасения. Открытие Царских Врат означает открытие христианам Царствия Небесного.

Сам иконостас обыкновенно украшается иконами в несколько рядов. По сути своей иконостас - попытка представить человеку историю сотворения мира.

Строение иконостаса: нижний ряд

Крайний образ справа - это «храмовая икона». Она символизирует праздник или святого в честь которого освящена церковь. Там же, слева - «икона местного ряда». Она указывает какого святого наиболее почитают в этих краях. На Царских вратах размещены небольшие иконы Благовещения и четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над Царскими вратами находится икона «Тайная вечеря» - символ таинства Евхаристии. Справа от Царских врат - большая икона Спасителя, слева от них - икона Божией Матери с Младенцем на руках. На северных и южных вратах - архангелы Гавриил и Михаил (иногда - святые диаконы).

Строение иконостаса: второй ряд

Если нижний ряд знакомит нас с основополагающими моментами православного вероучения и с особенностями местного почитания святых, то второй ряд (он еще называется Деисусным) более сложен: здесь больше икон, и они меньше по размеру. Весь этот ряд символизирует моление Церкви ко Христу, моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде.
В центре ряда (непосредственно над Царскими вратами и иконой «Тайной вечери») находится изображение «Спас в силах». Христос, сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами (земля), синего овала (мир духовный) и красного ромба (мир невидимый). Этот образ представляет Христа как грозного судию всего мироздания.

Справа находится образ Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, слева - икона Божией Матери. Не случайно это - «Заступница» (Богородица изображена в полный рост, смотрящей влево и со свитком в руке). Справа и слева от этих икон - изображения архангелов, пророков и наиболее известных угодников, являющих собой святую Церковь Христову.

Строение иконостаса: третий ряд

Это так называемый «праздничный» ряд. Его еще можно назвать историческим: он знакомит нас с событиями Евангельской истории (первая икона здесь - Рождество Пресвятой Богородицы, далее идут Введение во Храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Успение. (Количество праздничных икон может быть разным).

Строение иконостаса: четвертый ряд

Четвертый ряд - пророческий. Если иконы третьего ряда являются своеобразными иллюстрациями к Новому Завету, то четвертый ряд вводит в нас во времена ветхозаветной Церкви, Здесь изображены пророки, возвещавшие о грядущем: Мессии и о Деве, от которой родится Христос. Не случайно в центре ряда находится икона Божией Матери «Оранта», или «Молящаяся», изображающая пречистую Деву с молитвенно поднятыми к небу руками и Младенцем на лоне.

Строение иконостаса: пятый ряд

Этот ряд называется «праотеческим». Его иконы отсылают нас к событиям еще более давнего времени. Здесь изображены праотцы - от Адама до Моисея. В центре ряда помещается «Ветхозаветная Троица» - символ предвечного совета Святой
Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление человеческого грехопадения.

Выбор изображаемых праотцев произволен, как правило, смысл выбора известен тем, кто заказывал иконостас. Верх иконостаса увенчивается изображением распятия. Здесь нужно оговориться, что подобное устройство иконостаса имеется не во всех храмах.

В церквах древней Руси этот тип пятиярусного иконостаса был господствующим, но иногда число рядов могло быть уменьшено и до одного с необходимым изображением Тайной Вечери над Царскими вратами.

Подготовил Александр А. Соколовский

Иконостас в церкви.

Иконостас Смоленского Храма Новодевичьего монастыря. 2010.


Иконостас Спасо-Преображенского собора в Угличе (начало XVIII века). Фото из Википедии.

Иконостас - алтарная перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма, от северной до южной стены. Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти.

В середине нижнего яруса находятся Царские врата . Справа от Царских врат — большая икона Спасителя, слева от них — икона Божией Матери с Младенцем на руках. На северных и южных вратах — архангелы Гавриил и Михаил (иногда — святые диаконы). За иконами нижнего ряда с обеих сторон расположены диаконские двери. Над Царскими вратами помещается икона Тайной Вечери.

Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Это так называемый "праздничный" ряд. Его ещё можно назвать историческим: он знакомит нас с событиями Евангельской истории. Первая икона здесь — Рождество Пресвятой Богородицы, далее идут Введение во Храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Успение. Количество праздничных икон может быть разным.

Третий ярус - иконы Деисуса. Весь этот ряд символизирует моление Церкви ко Христу которое завершится на Страшном суде. В центре ряда непосредственно над Царскими вратами и иконой "Тайной вечери", находится икона "Спас в силах". Христос, сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами (земля), синего овала (мир духовный) и красного ромба (мир невидимый). Этот образ представляет Христа как грозного судию всего мироздания. Справа находится образ Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, слева — икона Божией Матери. Не случайно это - "Заступница" -Богородица изображена в полный рост смотрящей влево и со свитком в руке. Справа и слева от этих икон - изображения архангелов, пророков и наиболее известных угодников, являющих собой святую Церковь Христову.

Четвертый ряд. Если иконы третьего ряда являются своеобразными иллюстрациями к Новому Завету, то четвертый ряд вводит в нас во времена ветхозаветной Церкви. Здесь изображены пророки, возвещавшие о грядущем: Мессии и о Деве, от которой родится Христос. Не случайно в центре ряда находится икона Божией Матери "Оранта" («Знамение»), или "Молящаяся", изображающая пречистую Деву с молитвенно поднятыми к небу руками и Младенцем на лоне.

Верхний, пятый ярус называется "праотеческим". Его иконы отсылают нас к событиям еще более давнего времени. Здесь иконы ветхозаветных праведников и праотцев — от Адама до Моисея (Авраама, Исаака, Иакова и др.). В центре ряда помещается "Ветхозаветная Троица".

Верх иконостаса увенчивается изображением распятия.

http://azbyka.ru/dictionary/09/ikonostas...

http://www.ukoha.ru/article/ludi/ikonoctac.htm

Домашний иконостас .

Как определить место в квартире, загородном доме, куда правильно поставить иконы? Верно ли, что иконы надо ставить только в угол? Как разместить иконы в правильном месте, в определённой последовательности? Тогда у Вас получится домашний иконостас, который будет не только радовать глаз, но и защищать дом и его обитателей, поддерживать в помещении духовную чистоту, наполнять вас ощущением благости. Создание домашнего иконостаса может стать поступком, который приблизит нас к Богу.

Раньше дома строили специально в расчёте на так называемый «красный угол». Ему отводился самый дальний угол избы, с восточной стороны, по диагонали от печи. При этом обе стены, смежные с «красным углом», были с окнами. Получалось, что иконостас находится в самом освещённом месте дома. Поскольку к домашнему иконостасу православная церковь не предъявляет слишком строгих требований, от этих правил можно отступить. Таковы реалии нашей жизни - в современных квартирах не предусмотрено место для «красного угла». Достаточно соблюсти простейшие правила. По возможности, для иконостаса надо выбрать восточную стену. Если с этим возникают затруднения, не страшно. Просто найдите для него свободное и легкодоступное место, где ничто не помешает вам молиться.

Обязательное условие - иметь две иконы: Спасителя и Божией Матери . Изображения Господа Иисуса Христа и Богородицы, как самых совершенных из земных людей, необходимы для каждого православного. Что касается прочих икон, то рекомендуется обзавестись образами тех святых, именами которых названы члены семьи.

Иконостас должен находиться по возможности вдалеке от телевизора (в современной жизни он часто заменяет нам икону), видеомагнитофона, компьютера, музыкального центра и другой бытовой техники. Впрочем, и здесь делаются исключения. Например, в рабочих помещениях (конторах, офисах) не возбраняется ставить иконы по соседству с компьютерами. Е сли сотрудник работает на дому, то икона, помещённая возле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется для распространения Благой Вести, что этот, созданный руками людей инструмент служит проводником Божией воли .

Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы. Рядом с домашним иконостасом не должно находиться декоративных предметов светского характера - фотографий, ваз, статуэток, картин, плакатов, журнальных постеров и так далее. Все это отражает мир телесный, материальный, такие изображения сиюминутны и не соответствуют предназначению священных икон. По соседству с иконостасом можно развесить изображения храмов, виды Святой Земли, спокойные пейзажи и так далее. Важно, чтобы все эти виды не содержали в себе агрессии, не отвлекали вашего взгляда от иконостаса и висели на относительном удалении от него .

Домострой предписывал ставить иконы в каждой комнате. В сознании человека их количество должно было как бы «спустить» небо в реальный мир: «Каждый христианин должен в доме своём, во всех комнатах, развесить по старшинству святые образа, красиво их обрядив, и поставить светильники, в которых перед святыми образами зажигаются во время молебствия свечи, а после службы гасятся, закрываются занавеской чистоты ради и от пыли, ради строгого порядка и для сохранности; и всегда их следует обметать чистым крылышком и мягкою губкою их протирать, а комнату всегда содержать в чистоте». Нижний ряд такого иконостаса был занят иконами «местными», «на поклон». Кроме икон Христа и Богоматери, этот ряд занимали особо чтимые образа, например иконы тезоименитых святых, благословенные иконы от родителей и родственников, кресты-панагии и ковчежцы со святыми мощами, списки прославленных чудотворных образов; наконец, иконы святых — помощников, молителей и заступников в тех или иных делах .


Считается, что иконам лучше стоять на твёрдой поверхности, а не висеть на стене. Раньше иконостас размещали на специальной полочке или даже в особом шкафчике - киоте - он продаётся во всех церковных лавках. Перед иконами подвешивают или ставят лампаду. Её надо зажигать во время молитвы, а в воскресенье и церковные праздники она может гореть целый день.

Иконостас в храме

"Спас в силах", икона из иконостаса Успенского собора во Владимире, мастерская Рублева, 1408 г., Третьяковская галерея

Иконостас, что в переводе с греческого языка означает «место, где стоят иконы», представляет собой характерное достижение православной культуры и является неотъемлемым элементом храмового строительства. Он состоит из нескольких рядов упорядоченно размещенных икон, и, что характерно для религиозной культуры в целом, обладает множеством функций и смыслов. Отделяя алтарь от наоса, где собираются прихожане, он символизирует границу, которая разделяет божественный «горний» и «дольний» миры, выражает идею таинства и подчеркивает значение алтарной части по отношению к остальному пространству храма. Иконостас также представляет собой эпицентр внутреннего убранства храма, где сосредоточены все основные иконы. Кроме того, это — своеобразная иллюстрация богослужения, повествующая прихожанам о целях, истории и структуре христианской церкви.

Традиция возведения алтарной преграды восходит к временам зарождения христианства, но композиция и структура «высокого» православного иконостаса сложились в процессе развития русского храмового строительства на рубеже XIV - XV веков. В отличие от византийских прообразов, созданных на манер колоннады, русский иконостас заполнен рядами икон и представляет сплошную преграду во всю ширину храма.

Каждый иконостас уникален и отличается от остальных как по количеству и размеру икон, так и по стилистике и по технике исполнения. При этом взаимное расположение основных элементов строго закономерно и регламентировано каноном. В классическом «высоком» иконостасе, структура которого сформировалась в течение XV - XVI веков, иконы располагались по четырем основным рядам. Таково решение иконостаса, который был возведен в Успенском соборе Владимира около 1408 года при участии мастерской знаменитых иконописцев Даниила Черного и Андрея Рублева. Иконостас заполнял три проема алтарных апсид и состоял, как считается, из пятидесяти или более икон, включая огромный по тем временам деисусный ряд. Ниже располагались иконы местного чина, которые не сохранились до наших дней, выше — иконы с изображениями праздников и пророков.

Композиция, реализованная во владимирском соборе, встречается во многих храмах и считается канонической. В последующие века облик иконостаса менялся, он становился сложнее, а количество рядов увеличилось до семи. Тем не менее, именно это четырехчастное исполнение стало в основе традиции русского иконостаса, которая сохраняется по сегодняшний день.

Иконостас в храме Серафима Саровского, Набережные челны

Иконография , расположенного на первом ярусе, строится вокруг росписи «царских» врат, на створках которых традиционно изображается Благовещение и фигуры евангелистов либо святителей. По сторонам от прохода находятся парные изображения Богоматери и Спасителя, которые изредка заменяются иконами господских и богородичных праздников. Справа от лика Христа располагается храмовая икона, которая представляет событие либо святого, в честь которого освящен храм. Створки дьяконских врат украшаются изображениями архангелов, архидиаконов, первосвященников или ветхозаветных пророков. За исключением икон Богоматери и Христа, наличие которых обязательно, состав местного ряда различается и по сюжету, и по размерам. Как правило, он образован иконами местночтимых святых. Реже встречаются аллегорические композиции, изображения праздников или сцен из библейской жизни. Количество икон ограничено шириной алтаря и составляет от трех до двадцати и более единиц.

Следующий ярус иконостаса занимают иконы Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи, а также апостолов и святых, составляющие деисусный ряд. Первые три представляют трехчастную композицию — , которая располагается в центре и выступает символической доминантой иконостаса в целом. Иконография деисуса определена строгим каноном. Спаситель изображается в образе Вседержителя или Спаса в силах. Слева находятся изображение Богоматери, которая пишется обращенной к фигуре Христа, а также иконы архангела Михаила и апостола Павла, которые хоть и не входят в состав деисуса, однако являются неизменными элементами данного чина. Изображения Иоанна Крестителя, апостола Петра и архангела Гавриила находятся, соответственно, справа. Иконография и взаимное положение остальных образов, включая иконы оставшихся десяти апостолов, которые составляют особый «апостольский деисус», допускает различные вариации.

Праздничный чин, расположенный третьим ярусом, представляет иконы господских и богородичных праздников, а также другие события из евангельской истории, включая такие сюжеты как воскрешение Лазаря, Тайная вечеря и воздвижение Креста.

Выше располагается пророческий ряд, который включает в себя иконы ветхозаветных пророков: Ильи, Гедеона, Захария, Соломона, Давида и многих других. Согласно канонам православной иконографии, пророки изображаются со свитками изречений и символами пророчеств.

Иконостас храма Христа Спасителя, XIX в., Москва

В сочетании основных рядов православный иконостас выражает практически все основные ступени в истории и иерархии православной церкви. Деисус представляет Христа во Славе и перекликается с иконографией Страшного суда. Пророческий ряд отсылает к ветхозаветной истории. Праздничный чин свидетельствует основные события жизни Иисуса Христа. Символика местного ряда, который играет особую роль в процессе богослужения, может рассматриваться в контексте идеи воссоединения божественного и земного, движения к спасению через молитву и церковь.

Пятый, праотеческий, ряд, который вошел в композицию православных иконостасов с начала XVI столетия, содержит изображения праотцев и представляет древнейшую, высшую иерархию христианской божественной сущности. Здесь располагаются изображения ветхозаветных пророков и первых людей, включая иконы Адама, Евы, Авеля, Авраама. В центре, над царскими вратами и изображением Христа, традиционно располагают икону, связанную с образом Бога Отца — «Троицу» или «Отечество».

Высшая точка развития русского иконостаса приходится на период XVI - XVII веков. К этому времени относятся выдающиеся произведения храмового искусства, включая иконостасы Успенского и Архангельского соборов в Москве. С ростом количества и размеров икон структура иконостаса менялась. Праздничный ряд, образованный группой икон с более мелким и сложным изображением, начали размещать ближе к зрителю, сразу над местным. Кроме того, появилось и несколько новых рядов. Это страстные чины, повествующие об истории смерти Христа и мучениях апостолов, а также особый «пядничный чин», составленный из небольших домовых икон, оставленных у алтаря прихожанами.

В последующие века иконостас претерпел существенные изменения. Синодальный период ознаменовался стремлением к эстетической организации храмового пространства, что, в ряде случаев, шло вразрез и с традицией и с каноном, но не мешало созданию выдающихся произведений, которые обозначили следующую страницу в истории православного иконостаса.

Иконы в доме необходимо размещать в специально предназначенном для этого месте. Существует традиция поставлять иконы на полке восточной стены, впрочем, если такой возможности нет, то не обязательно устраивать домашний иконостас на восточной стороне. Иногда иконы поставляются в так называемый красный угол. "Красный" значит "красивый" - это указание на то, что место для икон должно быть чистым, аккуратным и красивым.


Святые образы можно расположить во всех жилых комнатах. Существует благочестивая традиция в спальне располагать венчальные образы. Если семья большая, то иконы в каждой жилой комнате необходимы для келейной молитвы всех членов семьи.


У благочестивых верующих святые образы (или хотя бы одна небольшая икона) расположены на кухне. Это объясняется практикой молитвословия перед и после вкушения пищи.


Святые иконы нельзя располагать на полке с книгами, имеющими нехристианское содержание. Нежелательно поставлять их на телевизор или вместе со светскими картинами - место для икон должно быть особо предназначено для этой святыни.


Некоторые верующие поставляют икону над входом в дом. Часто на этом месте можно увидеть образ Пресвятой Богородицы Одигитрия Путеводительница, так как православному верующему человеку перед выходом на улицу полезно помолиться о помощи в благих начинаниях. Иногда над входом в дом располагают крест.

Как расположить иконы в доме

Принцип расположения икон на домашнем иконостасе строится на иерархичности подобно устроению иконостасов в храме. Если иконы расположены на стене, то в центре во главе иконостаса должна находиться икона Святой Троицы или Господа Иисуса Христа. Справа от этого образа можно расположить икону Божией Матери, а слева святого Иоанна Крестителя или особо почитаемого святого, например, Николая Чудотворца. Ниже можно располагать и другие образы - ангелов, святых, пророков, преподобных, праведных. Венчать домашний иконостас может распятие.


Нельзя сказать о том, что существуют какие-либо конкретные указания на порядок размещения икон в домашнем иконостасе (кроме того, что Господа желательно центральное место).


Если позволяет простарнство, то под главными иконами Господа и Богородицы можно расположить святые образы двунадесятых христианских праздников. В случае, когда домашний иконостас включает в себя несколько десятков икон, то под центральными образами можно так же располагать и святыни с ликами Спасителя или чтимые иконы Богородицы и святых.

Дом православного верующего - это своеобразная малая Церковь, в этом месте обязательно должна звучать молитвенная песнь. Восхваления и прошения совершаются перед образами икон, потому что они являются средством общения человека со Всемогущим Господом или Его верными и вечными слугами. Однако православные верующие должны помнить: обращение относится к личности, а не к полотну, на котором она изображена.

Устройство иконостаса в доме

Расположение икон в домашнем иконостасе может быть произвольным, но в христианской традиции существуют некоторые правила.

В прошлые времена в каждой семье была сооружена полочка, куда выставлялись святые изображения. Эти божественные полотна находились на самом светлом и привлекающем внимание месте. Полка для икон устанавливалась в дальнем углу дома, на Востоке. Это место было самым освещенным, так как две стены, образующие его, были с окнами, куда проходило множество солнечного света.

Домашний иконостас

Икона есть священное изображение, которое отделено от бытовых реалий и никогда не смешивающееся с обыденностью, но предназначена исключительно для диалога с Господом. Она является окном из бесконечного мира, а также божественным откровениям в тонах и линиях кисти иконописца.

Наивно предполагать, что большое количество святых изображений делает жизнь православного верующего более благочестивой, чем она есть на самом деле.

Об иконах:

Несистематизированное собрание икон, различных репродукций, церковных календарей похоже на обыденное коллекционирование, где молитва совершенно исчезает как самоцель. Здесь происходит полное искажение термина «дом», который является продолжением монастыря.

Современное расположение иконостаса

Для семьи эта реликвия - объединяющий молитвенный фактор, который возникает после прощения всех житейских обид и достижения взаимопонимания.

  • Сегодняшние реалии жизни твердят о том, что церковь разрешает устраивать домашний иконостас в свободном месте. Однако ортодоксальные правила рекомендуют размещать его на восточной стороне. Понятие «восток» имеет важную особенность для Православия. О нем написано в Книге Бытия, у Варфоломея и Матфея.
  • Если на востоке квартиры расположены двери, разрешено использовать и другие стороны света.
  • Выбирая место под семейный алтарь, нужно избегать соседства святых образов с любой бытовой техникой, которая считается тщетным произведением модернизации и не способствует одухотворению. Необходимо избегать плотного соседства икон и декоративного убранства, а также с книгами нерелигиозного характера.
  • Для православной семьи обязательно присутствие в домашнем иконостасе образов Спасителя Христа и Девы Марии . Изображение Мессии должно оставаться всегда центральным, а все другие будут меньше по размеру. Главные иконы (Троицы , Христа и Богородицы) располагаются выше остальных, но над ними разрешено поместить Распятие.

Как правильно расположить иконы в квартире

  • Украшение для семейного иконостаса - живые цветы. Большие иконы, установленные рядом, следует обрамлять полотенцами по древней христианской традиции. Запрещено располагать рядом неканонические картины или их репродукции.
  • Домашний иконостас следует увенчать крестом, а на время молитвенных восхвалений зажигать лампаду. В праздничные дни, по церковному календарю, пламя свечей может гореть целые сутки.
Важно: перед иконостасом следует оставить достаточно пространства, чтобы верующие не испытывали чувства тесноты при семейном молебне.

Святые образы для божницы

В домашнем иконостасе обязательно должны находиться два святых образа.

Изображение Сына Божьего, свидетельствующего о воплощении Бога и спасении человеческого рода. Для молитвы чаще выбирается поясное полотно, на котором Вседержитель благословляет мир правой десницей, а в левой руке держит Божественное Писание. Господь предстает на этих изображения как Вершитель каждой судьбы, милосердный Отец, подающий Истину, к которой направляются взоры православных последователей. В связи с этим иконы Сына Божьего всегда занимают главное место на полках домашнего иконостаса.

Лик Богородицы, являющейся совершенным человеком и почитаемой превыше Серафимов и Херувимов. Чаще используются образы под названием «Умиление» или «Одигитрия».

  • Автором первого типа, списки которого чрезвычайно распространены в православном мире, традиционно считается апостол Лука. В «Умилении» происходит великолепное соприкосновение Христа в младенчестве и Божией Матери, что символизирует соединение земного и горнего, Творца и лучшего из творений Его. В образе выражена бесконечная любовь Создателя к человеческому роду, когда Бог отдал Сына в искупление греховности. К самым распространенным и знаменитым иконам типа «Умиление» относят: Владимирскую , «Достойно есть» , «Взыскание погибших» и т.д.
  • «Одигитрия» («Путеводительница») - второй распространенный тип лика Девы Марии. Изображение демонстрирует истинный путь к Богу. На иконе об этом свидетельствует конкретный жест правой десницы Божией Матери, указывающей на Младенца Христа. Наиболее известными ликами «Одигитрия» являются: Влахернская, Иверская, Тихвинская, Казанская и т.д.

Читайте о Богородичных иконах для иконостаса:

В православной традиции чрезвычайно популярен образ Николая Угодника . Он всегда занимал важное место на полках иконостаса каждого христианина. Преподобный Николай почитается как вечный слуга Бога, наделенный особенной благодатью.

Православный христианин может разместить в божнице образы знаменитого пророка Илии, великомученика Георгия Победоносца, Пантелеимона, святого евангелиста Иоанна Предтечи.

Совет! Выбор всегда индивидуален, а лучшим помощником в деле является священник. За советом обращаются к нему или другому монаху.

Иконостас в доме

Особые указания по расстановке

В домашних условиях разрешается следовать лишь основным правилам расстановки.

  • Необходимо соблюсти симметричность и систематику, продумать композиционный строй, что поможет избежать чувства внутренней неудовлетворенности, желания что-то поменять. Неправильная расстановка отвлекает от молебна, сущность которого есть концентрация на прошении и восхвалении.
  • Православный человек обязан помнить о принципе церковной иерархии: местночтимые иконы нельзя располагать над главными (Христа-Спасителя, Девы Марии и Святой Троицы).
  • Образ Мессии необходимо ставить с правой стороны от предстоящего верующего, а полотно с ликом Девы Марии - с левой. При подборе иконостаса следует ориентироваться на однородность художественного исполнения святынь. Церковь не рекомендуют допускать многообразия в стилях.
  • Православные люди должны с большой серьезностью относиться к святости, так как она является одним из свойств самого Бога. Это качество отражается в небесных угодниках и материальных предметах. Отсюда следует: почитание святых наместников и иконографий относится к одному религиозному порядку.
  • О степени воцерковления семьи судят по тому почтению, которое члены оказывают ликам Христа и Богородицы. Родовые иконы всегда колоссально почитались. Только что крещенного младенца подносили к святыне, а батюшка читал восхваляющие Бога молитвы. В давние времена посредством иконы родители благословляли своих детей на успешную учебу, путешествие в дальние края, служение обществу. Перед свадьбой или после кончины человека верующие также обращались за помощью к ликам святых.
  • Если в доме размещен иконостас, недопустимы ссоры, отвратительное поведение, скандалы на различные темы. Однако чрезмерно благоговейное отношение к святыням не следует трансформировать в идолопоклонство. Должно помнить: иконы - божественное изображение, но не сама личность Господа или Его наместников.
  • Полотно, пришедшее в состояние полной негодности и невосстанавливаемое, нельзя выбрасывать, к нему необходимо проявить должное отношение и почтение как к древней скрижали. Ранее, если краски на иконе стирались, её пускали по реке. Сегодня такой раритет относят в церковь, где она сжигается в храмовой печи.
  • Если порча лика произошла по причине небрежного хранения, следует исповедаться , так как Церковь считает такую безответственность грехом.
Важно! Спаситель, Божья Матерь, апостолы и святые, смотрящие с полотен, принадлежат вечности. Спрашивая у них о заступничестве при помощи молитвы, нам - жителям областей скорби - необходимо вечно помнить о Всемогущем Творце, призыве к добровольному покаянию, самосовершенствованию и милосердии. Глазами святых Всевышний взирает на людей и напоминает о том, что у нас есть возможность спасти свою душу.

Иконостас своими руками

Расположение икон в домашнем иконостасе сегодня производится так, как захочется верующему.

Однако существует определенные правила, которых лучше придерживаться, чтобы повысить качество общения с Господом и Его наместниками.

Перед обустройством следует изучить плановые рекомендации по монтажу в квартире, а после этого выбрать нужный угол. Сегодня мебельные магазины предлагают большое количество иконостасов в своем ассортименте. Есть возможность изготовить его на заказ, где учтут все особенности и предпочтения.

  1. Для самостоятельного изготовления подходят любые материалы.
  2. Первым делом нужно сделать чертежи шкафчика.
  3. Следует помнить о расстоянии между полками иконостаса, потому что они могут воспламениться от горящих свечей.
  4. Образы святых размещаются на уровне глаз, что облегчает общение.
  5. Под полками разрешено поставить стол, где будут располагаться лампады и свечи, святая вода и Писания.
Важно! Домашний иконостас является прямым продолжением алтаря в храме, - здесь совершаются те же молитвы, приближающие к горним областям. Поэтому образы необходимо хранить в чистоте и проявлять к ним большой почет.

Видео о том, как разместить иконостас в доме