Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Останки тела святых людей как называется. Святые мощи: как отличить подделку? Происхождение святых мощей

Среди православных святынь особое место занимают святые мощи угодников Божиих. Благодаря им совершается множество чудес, исцеляются безнадежно больные, бесноватые, разрешаются житейские трудности, подается другая благодатная помощь верующим. Случается, правда, что ажиотаж вокруг священного предмета выходит за рамки благоразумия, приобретает черты магического культа. О правильном почитании останков праведников мы собираемся поговорить в этой статье.

Что в православии называется мощами?

Мощами в православном мире называются останки святых, которые сохранились в том или ином виде. Им воздается должное почитание, по молитве верующих перед ними часто совершаются чудеса. Чаще всего это случаи исцеления от каких-либо болезней или необычного заступничества. Данная традиция существует также и у католиков.

После смерти тело угодников Божиих может сохраняться в разных видах: иногда остаются только кости, бывает, что сохраняются и кожные покровы (так называемое «чудо нетления»), претерпевая лишь некоторые изменения. Зачастую от святых мощей исходит необъяснимое благоухание, в некоторых случаях выделяется благоухающая жидкость — миро .

Хранятся честные останки, как правило, в специальном ковчеге, напоминающем украшенный гроб. Он называется ракой . Иногда тело умершего подвижника может быть не найдено, промыслительно скрыто под спудом, то есть под землей. Тогда на предполагаемом месте их нахождения сооружают специальную пустую гробницу, которая называется кенотаф .

Существует также практика разделения мощей на частицы для увеличения их количества. Тогда они помещаются в мощевик или в икону. Каждая частица останков святых обладает одинаковой благодатной силой, существует также практика добавления их в краски для написания икон.


Каким образом подается помощь?

Чудодейственную силу мощей признают многие люди, и даже не особо верующие. Например, когда видят, что происходит с одержимыми злым духом при приближении к святым останкам. Какая же сила заставляет бесноватых так себя вести? Очевидно, что эта сила — благодать Божия, которая действовала в угодниках и при их жизни. Уже само название указывает на источник чудотворений, оно происходит от слова «мощь», то есть «сила».

Следовательно, не кости сами по себе, не материя являются источником благодати, они только являются ее проводником. Сам Господь через святые мощи, принадлежащие Его угодникам, посылает эту незримую помощь, благодатную силу. Ефрем Сирин об этом так говорил:

И по смерти действуют святые, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодейственная благодать Святого Духа.

Православное почитание святыни

В сказанном выше заключается объяснение традиции почитания мощей православными. Как и в случае с иконами, мы не поклоняемся самому предмету, материи, но молитвенно обращаемся к праведникам, почитаем благодатной силу Божию, которая пребывает в них. О почитании останков святых профессор А. И. Осипов говорит так:

«И благостно почитая святые мощи святых, Церковь почитает храмы Святого Духа, храмы Бога живого, в которых Бог живет своей благодатью и после телесной кончины святого, и по премудрому благоволению Своему творит чудеса — от них и через них.»

Уже в Ветхом Завете встречаются некоторые свидетельства благоговейного отношения к костям умерших праведников. Это и перенесение Моисеем из Египта останков праведника Иосифа (Исх. 13:19) , и воскресение человека после прикосновения к костям пророка Елисея (4 Цар. 13:21). Однако главным основанием для почитания святых мощей является, конечно же, факт Боговоплощения.

Своим вочеловечением Господь превознес тело человека на невиданную до этого высоту, будучи взят с ним даже на Небо и показав, что тело наравне с душой может являться вместилищем Святого Духа. Причем проводником благодати становится не только тело, но и одежда, предметы, принадлежащие угоднику Божию. Вспомним, что даже от тени апостола Петра происходили исцеления (Деян. 5:15).

Уже в ранний период христианства в числе православных святынь чествовались тела убитых мучеников. Первые Евхаристии (агапы ) совершались на их могилах. И сегодня непременным условием для совершения Литургии является наличие антиминса — специального плата, в который вшита частичка святых мощей.

В качестве обязательного почитание останков угодников Божиих было обосновано в VIII веке на Седьмом Вселенском Соборе . Его постановление гласит:

Господь наш Иисус Христос даровал нам мощи святых как спасоносный источник, изливающий разнообразные благодеяния на немощных. Потому дерзнувшие отвергать мощи мученика: если епископы — да будут извергнуты, если монахи и миряне — лишены общения.

Обязательно ли нетление останков для их почитания?

Довольно частым явлением, которое случается с останками святых, бывает их полная или частичная сохранность по смерти. Это чудо называется нетлением. Чаще всего в случае нетления кожа угодника Божия несколько ссыхается и приобретает коричневый оттенок, само тело при этом не разлагается. Обычно также при этом от усопшего исходит приятное, ни с чем не сравнимое благоухание.

Нужно понимать, что все это происходит без каких-либо внешних воздействий или вмешательств, не имеет ничего общего с мумификацией или бальзамированием. Объяснить такое явление научно невозможно, несмотря на многочисленные попытки, почему оно и относится к разряду чудесных. Температура тела у почившего в Бозе праведника при этом тоже соответствует температуре живого тела.

Нетление святых мощей, в то же время, не является обязательным условием для их почитания. Это ошибочное представление пришло к нам в XVIII веке, очевидно, под влиянием католической церкви. Вспомним, что честные останки многих мучеников представляли собой отдельные фрагменты, а то и вовсе не сохранились, например, при сжигании. Однако из-за того, что от останков преподобного Серафима Саровского остался лишь скелет, в то время как тело Александра Свирского сохранилось почти как живое, нельзя сделать вывод, что один праведник «святее» другого.

Главной материей, которую обычно воспринимают в качестве святыни, является кость. К тому же следует учитывать разные традиции и климатические условия. На Афоне, к примеру, существует совершенно отличное от русской традиции представление о нетлении святых мощей.

Обычай захоронения монахов на Афоне

Афонский обычай предписывает следующую практику захоронения монахов из числа братии. Тело умершего не омывают и не переоблачают, зашивают его в мантию, на голову кладут куколь (монашеский головной убор). Хоронить принято сразу же, желательно в тот же день. Как правило, в заранее приготовленную могилу опускают честные останки, засыпают их грунтом.

После этого вся братия усердно молится о почившем в течение трех лет, поминая его ежедневно на проскомидии, и… выкапывает кости. Если кожа полностью истлела, то их переносят, если нет, то закапывают обратно — значит, «земля их не приняла» по причине каких-то грехов. Усиливают молитву, молятся до тех пор, пока кожа полностью не истлеет.

Останки святых, угодивших Богу монахов определяют по цвету костей, черепа. Желтоватый оттенок (и часто — благоухание) черепа свидетельствует о праведной жизни его обладателя, белый цвет говорит о том, что монах честно подвизался, благодаря чему спасен, а вот темные кости обличают грешную душу покойного.

Далее с останками совершается следующий обряд: их омывают в воде с вином и помещают в костницу . Это специальный склеп, по виду напоминающий часовню, где по полочкам рядами разложены черепа монахов, а вдоль стены — кости. На черепах обычно пишут имя монаха и дату смерти. Могила же, в которой находилось тело брата, используется для захоронения очередного умершего из числа монастырской братии.

Как видим, традиция почитания мощей на Афонской горе несколько отличается от нашей практики. Многие останки, которые почитаются у нас, по представлениям афонитов, должны были бы принадлежать людям грешным, так как для них нетление — признак небогоугодной жизни. Но такие различия в практике выявления останков святых объясняются лишь климатическими особенностями континента и ничем более.

Как правильно прикладываться ко святыне

Как и к любой святыне, к раке или мощевику следует подходить, в первую очередь, осознанно и благоговейно. Если мы хотим получить благодатную помощь от угодника Божия, то отнюдь не лишним будет заранее поинтересоваться его житием.

К сожалению, очень часто случается, что люди, видя длинную очередь в храм, становятся туда «на всякий случай» или «за компанию», даже не зная, к чьим святым мощам и зачем они подходят. «А вдруг поможет!» Никакой пользы такое «стояние», конечно же, принести не может. Нельзя воспринимать святыню как какое-то внешнее, независимое от нас средство, как волшебство.

Подходить к православной святыне нужно спокойно, неторопливо, никого не смущая и не толкая, молясь про себя. Если очередь окажется большой, то ее можно воспринимать как разновидность крестного хода, тогда от совместного пребывания в храме молящихся будет большая польза. Просить о чем-то праведника можно своими словами, можно также выучить тропарь или величание ему. В случае длинной очереди перекреститься перед мощами лучше заранее, чтобы не задерживать других.

Прикладываться к останкам святых нужно следующим образом. У мощевичка нужно поцеловать стекло в месте, где находится сама частичка. Если же перед нами находится рака, то целуют голову (лоб) и стопы (или только в голову). При этом на губах у нас не должно быть никакой губной помады. Когда же очереди перед святыней нет, то перед ней мы совершаем два земных или поясных поклона, затем целуем ее, отходим и делаем еще один поклон.

По нескольку раз подходить к честным останкам не стоит — это признак маловерия. Нужно помнить, что все чудеса совершаются по нашей вере и согласно удивительному Божьему замыслу о нас, только во благо.

Также о православном почитании святыни смотрите фильм:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

В статье указаны святые места России, исцеляющие людей и помогающие жить с верой, надеждой и любовью.

Православные верующие поклоняются чудотворным иконам, просят их о скорейшем выздоровлении и разрешении житейских проблем.

Вконтакте

Список Святых источников

Источник Серафима Саровского в Дивеево

Серафим Саровский является основателем Дивеевского монастыря, в котором находится Саровский источник. Целебная вода помогает при различных недугах, а так же укрепляет здоровье.

В монастыре можно помолиться и приложиться к иконе Серафима Саровского. Так же рекомендуется приехать к утренней Литургии, которая проходит каждое воскресенье. Остановиться можно в монастыре или в гостинице.

К Святому Серафимушке едут женщины, желающие иметь детей, страждущие, не имеющие своего жилья и немощные люди. Старец никогда не отказывал в помощи, особенно тем, кто соблюдает слово Божье, постоянно ходит в Церковь и живет по заповедям.

Источник преподобного Сергия Радонежского (водопад Гремячий ключ)

Источник расположен в деревушке Взгляднево, а православные называют это место «Малинники».

Преподобный чудотворец Сергий Радонежский является заступником Руси, защитником от напастей и коварства врагов.

Многие верующие совершают паломничество к нему, просят заступления и помощи, а так же защиты от колдовских чар.

Важно знать : ему следует молиться, когда родственник находится в заключении, больнице или в пути. Так же, Сергий Радонежский исцеляет бесноватых и дает им силы бороться со своими страстями.

Преподобный исцеляет от недугов, вразумляет детей и оберегает их от злых людей, помогает при родах.

Родниковое кольцо в Ивановской области

Исцеляющий родник назван в честь Святого Александра Невского, который славился чистотой помыслов и праведной жизнью. Рядом находится Храм, в котором есть Святые мощи.

Источник спасал людей от страшных напастей, эпидемии холеры и чумы. Александр Невский защищает и покрывает целые поселения православных, помогает им в нелегком труде, ходатайствует перед Богом за болящих.

К роднику можно прийти в любое время и искупаться в купели. Многие прихожане берут с собой чистые одежды для купания (ночные сорочки, длинные майки), чтобы увезти их с собой.

Вода из источника обладает лечебными свойствами, избавляет от желудочных болезней, гастрита, язвы двенадцатиперстной кишки. Но нужно помнить, что всё даётся по вере Православной.

Источник Святого Давида в селе Тележ

Источник расположен в 30 км от посёлка Новый Быт в Подмосковье, в мужском монастыре.

На территории монастыря есть небольшая часовня, названная в честь преподобного Давида, который помогает людям, молится Богу за чужие грехи.

Он много лет прожил в монастыре, вел аскетичный и уединенный образ жизни. Преподобному Давиду молятся о детях и просят помощи в их воспитании. Так же, можно молиться женам о своем муже, о восстановлении семьи.

Посещение источника разрешается с 8 утра и до 9 вечера. Сюда приезжают желающие венчаться или крестить ребенка.

Источник Целителя Пантелеймона в селе Каложицы


Целитель Пантелеймон излечивает бесноватых, одержимых людей, а так же тех, кто занимается магией, оккультизмом или прибегал к помощи колдунов.

В источнике можно окунуться и взять водичку с собой. Вода бьет открытым ключом и имеет приятный вкус.

Приехав домой, следует окропить углы квартиры водой из источника и поставить Икону Пантелеймона на иконостас.

Источник в честь Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия» (Вологодская область)

Источник расположен по направлению трассы Вологда–Кириллов.

На территории есть часовня, в которой можно поставить свечи и приложится к иконе. Рядом с родником обустроена купель, где можно окунуться с головой.

Так же, Святыней считается Чудотворный камень, расположенный недалеко от источника. Смоленской Божьей Матери следует молиться об исцелении от хворей и заступлении. Она покровительница всех Православных семей и детей-сирот.

Ей молятся и просят о появлении детей, а так же она исцеляет женские болезни. Божья Матерь «Одигитрия» — покровительница всей Вологодской области.

Святой источник святителя Митрофана Воронежского

Святой Митрофан Воронежский проводил много времени в уединенной молитве. Теперь на этом месте расположен источник - священное место.

Множество верующих получили там исцеление от хронических и воспалительных заболеваний. Так же, святитель Митрофан лечит бесплодные пары, не имеющие детей.

Головные боли, боли в спине и суставах – все проходит, стоит лишь окунуться в святую воду.

Святитель Митрофан излечивает воспаление легких, простудные заболевания и даже снимает температуру. Необходимо дать болящему немного воды из источника и протереть его тело тканью, смоченной в ней.

Святой ключ (Ложок) в городе Искитим

В небольшом поселке Ложок Новосибирской области находится Святой источник. В годы войны там был лагерь с пленными, и на месте его расположения открылся родник.

Говорят, что его «открыли» своими молитвами узники. Теперь сюда совершают паломнические поездки многие верующие с разных городов и сел, чтобы набраться сил.

Приходящие с верой получают исцеление. Святой ключ помогает людям, имеющим кожные заболевания, придает сил, укрепляет в вере, излечивает болезни, связанные с желудком.

Чудотворный источник в селе Алешня

Находится в Брянской области, водичка заживляет гнойные, открытые, резаные раны, послеоперационные швы, обладает противовоспалительным эффектом.

Святой водой можно умываться, если есть проблемы с кожей лица, или, например, изготавливать домашние мази на основе натуральных трав.

Святой родник оказывает сильное бактерицидное действие и на трофические язвы, вызванные сахарным диабетом.

Так же, вода снижает уровень холестерина в крови и уменьшает кровеносное давление. Сюда часто посещают семьи с больными детьми.

Список православных храмов и монастырей (чудотворные иконы и мощи святых)

Храм Николая Чудотворца в Стогово

Однажды чудесным образом явилась икона святого Николая прямо в стогу сена. Местность и село стали именовать Стогово. В XVII веке построили Храм, в который ежедневно стекается верующий люд, чтобы приложиться к чудотворной иконе.

Святой Николай Чудотворец так же, как и Серафим Саровский, много лет вел отшельническую жизнь. Господь одарил Святого Николая даром помогать людям. И теперь Святой, слыша молитвы православных, ходатайствует перед Богом и просит заступления для всего русского народа.

Обратите внимание: Святому Николаю следует молиться, если имеются проблемы с покупкой жилья, перед долгой поездкой, во время затяжной болезни. Святой помогает сиротам, матерям, воспитывающим детей в одиночку, и дает утешение смертельно больным.

Чудотворец защищает людей от колдовских чар и внезапной смерти, семьи от развода и детей от злого глаза и умысла. Храме Николая Чудотворца поистине намоленное место, здесь можно поклониться мощам и приложится к иконе. Находится он по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, деревня Малинники.

Святая гора Пюхтица (Журавлиная гора)

Хоть это и не Россия, а Эстония, но всё же очень популярное место для паломников.

Даже в путеводителях указано это великое место. На Святой горе, которая называлась Журавлиной, расположен Храм, названный в честь Успения Божией Матери.

Чудесное явление образа Божией Матери многих обратило в православную веру и дало сил для борьбы с нечистыми духами. Теперь православные прихожане молятся перед чудесным образом в Пюхтинском Успенском монастыре и просят ее об избавлении от болезней, вспоможении при бездетности и помощи в трудных жизненных обстоятельствах.

Так же, незамужние девушки просят о хорошем женихе и удачном браке. В этом Храме венчаются и почитают икону Успенской Божией Матери, как свою заступницу.

Монастырь Александра-Свирского

Мужской монастырь, расположенный в Ленинградской области, недалеко от г. Лодейное Поле, является обителью Святого Александра-Свирского.

Угодник Божий, преподобный Александр, прожил почти всю свою жизнь в монастыре и всегда помогал людям. Он, по воле Бога, построил Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Теперь паломники посещают святые места и прикладываются к мощам Святого старца.

Преподобный Александр Свирский обладал даром вразумления и наставления. К нему приезжали за советом и простые люди, и духовенство – он никогда никому не отказал в помощи. Ему молятся, когда есть нерешенные проблемы или сложные жизненные обстоятельства, когда человек не знает, как нужно поступить в том, или ином деле.

Успенский Собор в Москве

Расположен Успенский Собор в Московском Кремле. На сегодняшний день богослужения там проводятся в определенные дни. Но для желающих поклониться святыням вход всегда открыт.

В Успенском Соборе находится Владимирская Икона Божией Матери, которая помогает вырастить крестьянам хороший урожай, является заступницей для тех, кто работает на земле, покрывает православных Христиан от иноверцев и гонений.

Так же, в Соборе есть Гвоздь Господень и посох Святителя Петра. Святой Петр оберегает людей от голода и нищеты, помогает найти работу, приобрести жилье. Святому Петру следует молиться во время Поста — он помогает справляться с соблазнами и дает силы противостоять злу.

Александро-Ошевенский мужской монастырь

Монастырь расположен в селе Ошевенское, Архангельской области. На территории монастыря есть много Святынь: камни, имеющие отпечатки стопы Святого Александра, Святой источник и озеро, а так же речка Халуй, которая уходит под землю в одном месте, а выходит в другом.

Есть и колодец, выкопанный самим Александром Ошевенским.

Святому Александру молятся при наступлении войны, а так же о благополучных поездках и путешествиях. Александр Ошевенский излечивает людей, имеющих болезни крови.

«Скоропослушница» икона Божьей Матери

Находится на Святой горе Афон в Дохиарском монастыре.

Чудотворная сила иконы излечивает слепых и ставит на ноги калек, помогает при тяжелых родах, избавляет от раковых заболеваний, спасает из плена и покрывает детей во время войны.

Святой иконе Божьей Матери молятся женщины для восстановления мира в семье, благополучия и разрешения междоусобных браней. Святая «Скоропослушница» ходатайствует перед Богом за немощных и больных, одиноких стариков, инвалидов.

Так же, «Скоропослушница» помогает при стихийных бедствиях, наводнениях, пожарах. Она укрывает своей Благодатью и спасает от внезапной смерти.

Савва Сторожевский (Савва Звенигородский)

Чудотворец Савва Сторожевский, русский подвижник веры Христовой, покровитель всех страждущих и защитник отечества. Монастырь, названный в честь Саввы Сторожевского, расположен в пригороде Москвы.

Все, кто молится Чудотворцу, получают исцеление: он помогает при онкологических заболеваниях, хронических болях, при болезни почек и печени.

Кроме того, Савве Сторожевскому следует молиться для разрешения любых конфликтных ситуаций. Старец-прозорливец всегда помогал людям и давал советы, был наставником всем грешным прихожанам.

Преподобный Сергей Радонежский часто общался с Чудотворцем и делился с ним духовным опытом.

Матрона Московская

Святая Матронушка является покровительницей всех женщин, желающих иметь детей. Ей молятся, прося защитить семью от разорения, исцелиться от недуга, избавиться от пагубной привычки – старица Матрона всегда откликается на молитву!

Часто ей молятся, что бы ребенок хорошо учился в школе, просят помощи и вразумления перед поступлением в университет. Перед иконой можно просить благословения на брак или развод, на покупку жилья или машины.

Прикладывать к Чудотворной иконе следует и маленьких детей – Матронушка покрывает от внезапных болезней и ранней смерти.

Храм Матроны Московской, находится на Таганке, в Москве. Здесь всегда большие очереди, и иногда паломники ждут по 5-6 часов, чтобы приложится к Святыне. Прийти и помолиться в Храм можно с 6 утра и до 8 вечера.

Храм Святителя Пантелеймона

Небольшой Храм, названный в честь Святого Святителя Пантелеймона, расположен в Москве, на Никольской улице, а вот мощи Целителя находятся в Пензенском Покровском соборе.

Святитель Пантелеймон был настоящим сподвижником, покровителем всех больных и нуждающихся. Продав все свое имущество, он стал помогать людям, лечил их и наставлял на путь истинный.

Великомученик Пантелеймон исцеляет неизлечимые болезни, такие как рак, диабет, восстанавливает после инсульта или аварии, оберегает беременных женщин от преждевременных родов, защищает младенцев от внезапной смерти.

Покрово-Тервенический женский монастырь

Находится в Ленинградской области, в маленькой деревушке Тервеничи. Покровительницами женского монастыря считаются Святые мученицы – Вера, Надежда и Любовь.

На территории находится святыня – Тервеническая икона Божией Матери, а так же целительный источник. Паломники могут остановиться в монастыре, поработать на подворье или помолиться вместе с сестрами. Богослужения проходят каждый день, расписание можно уточнить на официальном сайте.

Тервеническая икона Божией Матери благословляет всех женщин, решивших провести свою жизнь в монашеском ските. Она оберегает от дьявольских соблазнов, укрывает от иноверцев, войн и нападений на православную веру, спасает людей от духовной погибели, наставляет Словом Божьим.

Казанская икона Божьей Матери в Чимеево

Явление Казанской иконы Божьей Матери произошло на реке в глухом сибирском селе Курганской области, на Урале.

Чудотворная икона оберегает православных христиан от бесовского нападения, детей от колдовского воздействия, а мужчин от гибели на войне.

Казанская Божья Матерь – заступница всех Христиан перед Богом! Она просит каждый день на коленях за Россию и Православных людей. Благодаря ее молитвам, Господь проявляет милость и ниспосылает благодать.

Свято-Никольский монастырь «Святые пещеры» в селе Покровка

Монастырь расположен в Оренбургской области, в селе Покровка. В «Святых пещерах» имеется Чудотворный источник, исцеляющий страждущих от душевных болезней.

К Никольскому роднику приезжает тысячи верующих, прося Святого Николая о явлении чуда. Недалеко имеется купальня, где каждый желающий может полностью окунуться в Святую воду.

Перед этим нужно прочитать Акафист Николаю Чудотворцу, а затем 3 раза перекреститься. Православная вера – самое сильное оружие против зла. Она поднимает дух каждого человека, укрепляет веру в Бога и помогает делать добрые дела.

Искренняя молитва, обращенная к Богу от всего сердца, всегда будет услышана!

О святых местах России смотрите следующее интересное видео:

«Бог, — говорит он, — разделил с нами мучеников: Сам, взяв душу их, тела Он как бы дал нам, чтобы святые кости их были у нас постоянным напоминанием об их добродетели «

Почему и как разделяют мощи святых на частицы?

Прежде всего, необходимо понять:

Что такое мощи?

Мощами, согласно святоотеческой традиции, называются различные останки святых, в той или иной степени сохранившиеся после их смерти. Мощи угодников Божиих почитаются, как святыни и с благоговением сохраняются верующими в храмах и монастырях.

Почему мы почитаем мощи?

Традиция почитания мощей берет свое начало еще в ветхозаветные времена (). Продолжилась она и в новозаветную эпоху. Христиане с первых веков благоговейно относились к останкам праведников, а в своих решениях вынес окончательную формулировку мощепочитания: «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает».

Каждый Православный христианин знает, праведники, удостоившиеся прославления Божиего, и после своей земной смерти присутствуют среди нас, помогают нам. Духовно устремляясь к Богу, телесно, они продолжают находиться в нашем материальном мире. Освятив себя при жизни подвигами, после смерти, они изливают Божественную благодать в наш мир посредством своих мощей или останков (от греч. ta leipsana, leipo – оставляю).

Часто возникает вопрос, на сколько важен размер святых останков?

Не важен непосредственный размер останков, ведь Божественная благодать во всей своей полноте присутствует в каждой их частице. Источником благодати является не само по себе тело святого, а исключительно сила Божия, через него проявляющаяся. Эта сила неделима, она не может уменьшаться или увеличиваться, в зависимости от величины останков. «Святые мощи - неисчерпаемые сокровища и несравненно выше земных сокровищ именно потому, что сии (земные сокровища – прим. автора) разделяются на многие части и чрез разделение уменьшаются; а те от разделения на части не только не уменьшаются, но еще более являют своё богатство: таково свойство вещей духовных, что чрез раздаяние они возрастают и чрез разделение умножаются» (св. Иоанн Златоуст).

Какова связь святых мощей и Евхаристии?

В раннехристианские времена, когда Церковь подвергалась гонениям, было принято совершать Евхаристию тайно, в катакомбах. Престолом служили гробницы (мощи) первых мучеников. В современной практике, непременным атрибутом Божественной Литургии является антиминс (специальный матерчатый плат), в который вшиты частицы мощей какого-либо почившего святого. Основанием для такого обычая служит отрывок из Откровения Иоанна Богослова «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (). «Души праведников, пострадавших за Христа, как видно из этого, находятся под алтарем небесного храма, подобно тому, как и на земле со времен мученических вошло в обычай в основание христианских храмов и алтарей полагать частицы мощей св. мучеников. Молитва праведников объясняется, конечно, не желанием их личной мести, а ускорением торжества правды Божией на земле и того воздаяния каждому по делам его, которое должно произойти на Страшном Суде и сделать их причастниками вечного блаженства, как отдавших жизнь свою за Христа и Его Божественное учение.» архиепископ Аверкий (Таушев).

Присутствие мощей святых на Литургии призвано указать не только на их невидимое, духовное участие в Таинстве, но и на видимое, телесное единство с Земной Церковью, с верующими, находящимися в тот момент в храме.

Кроме литургического присутствия мощей святых в Таинстве, останки подвижников принято полагать под престолом каждого храма при его освящении епископом. Помимо этого, практически в каждом храме, находятся раки с частицами мощей любимых нами святых.

Откуда берется необходимое для всех храмов количество мощей?

В некоторых случаях, святые частицы мощей перекладываются из старого антиминса в новый. Но в епархиях, где старых антиминсов мало, а собственных мощей недостаточно, существует потребность в святых останках для освещения новых храмов. В этих случаях, правящие архиереи обращаются с просьбой о предоставлении им мощей в другую епархию. По возможности, эти просьбы удовлетворяются, частицы мощей после отделения передаются с доверенным лицом в епархию, из которой поступил запрос.

Как останки святых делятся на частицы?

Непосредственным отделением святых частиц занимается священник. С чтением молитвословий, «Господи, помилуй» или тропарями святым угодникам, обычно в утреннее время, в алтаре на жертвеннике храма, священник отделяет частицы. Отделенные частицы полагаются на белой бумаге, потом заливаются воском и вкладываются в специальный ковчежец, запечатываемый церковной печатью. После этого ковчежцы передаются в епархии, где частицы мощей расходуются по мере необходимости, для вложения в антиминсы или под престолы храмов во время их освещения.


Особое и важное место в христианстве занимает поклонение останкам умерших праведников, или, говоря проще, мощам. У католиков в основном распространено почитание мощей (мумифицированные останки) или нетленных тел. Однако при правильном подходе к пониманию количества тел,мощей и прочих вещей, всплывают многочисленные обманы и люди поклоняются и молятся над мешками с ватой.


Православные несколько расширили традицию поклонения мощам и поклоняются не только костям, но и обрывкам одежды трупов, отдельным частям тела и даже пеплу.
Сколько же святых, частей их тел, кусков одежды имеется на самом деле?
Приведем отрывки из журнала "Революция и церковь", 1920, №№ 9-12 "Отчет VIII-го Отдела Народного Комиссариата Юстиции Съезду Советов о вскрытии мощей": "22-го октября 1918 года, при приеме на учет богослужебного имущества Александро-Свирского монастыря, Петрозаводской губ., в литой раке, весящей более 20-ти пудов, вместо "нетленных" мощей Александра Свирского была обнаружена восковая кукла."
Известие, опубликованное советской властью в прессе вызвало сильное волнение, как среди церковных служащих, так и среди народных масс. Сами же люди начали требовать осмотра содержимого в раках и ларцах для мощей. На основании этого была создана специальная комиссия, которая в ряде губерний, в присутствии экспертов и представителей духовенства, провела 63 вскрытия, в результате которых было обнаружено множество фальсификаций со стороны служителей культа.


Оказалось, например, что некоторые серебряные гробницы, часто блистающие драгоценными камнями, содержали в себе либо истлевшие, превратившиеся в пыль кости, либо имитацию тел с помощью железных, обмотанных тканями каркасов, дамских чулок, ботинок, перчаток, ваты, окрашенного в телесный цвет картона и т. д.


Тут же начали поступать сигналы из патриаршей канцелярии, призывающее к публичному освидетельствованию и осмотру святых мощей, в "целях устранения всякого повода к глумлению и соблазну" производят очистку рак от таких предметов, как, например, коробки из под сардин, брошки с надписью "Шура" и т.д. "Обретение" этих именно предметов в раках "святых мощей" было точно зафиксировано в протоколах вскрытия, подписанных представителями самого же духовенства.


Приведем примеры из протоколов осмотра:
"Авраамий мученик, г. Владимир 12 февраля 1919 По снятии покровов была обнаружена вата свежего происхождения, в которой лежала группа костей не одного лица, по крайней мере двух. Одна кость по внешнему своему виду отличается от всех других свежестью, вследствие своей плотности к белизны. Внутри черепа вата.
Сергий Радонежский, г. Сергиев, Московская губ. 11 апреля 1919 Изъеденные молью тряпки, вата, полуразвалившиеся человеческие кости, масса мертвой моли, бабочек, личинок. В черепной коробке в провощенной бумаге недавнего происхождения русо-рыжеватые волосы.
Князь Владимир, Новгород 3 апреля 1919 Груда чёрных костей, тряпок и трухи, череп, расколовшийся на две половины. Никакого сходства с человеческим скелетом грудь не имеет. На костях никаких конечностей. Остатки кожаных сапог машинного производства. В груде трухи видны коконы засохших червяков.
Макарий Жабынский. г. Белев., Тульская губ. 16 марта 1919 Гробница оказалась пустой. Вследствие указания служителей культа, что мощи "почивают под спудом", была разрыта могила под ракой на глубину 5 аршин, никаких признаков "мощей" не найдено.
Павел Обнорский, село Воскресенское, Любимск. у. 26 сентября 1920 Несколько досок, старых монет, банка фиксатуара фирмы "Брокар", стружки, земля, щепки и кирпичи."


Понятно, что обретение многочисленных мощей святых - дело затруднительное, особенно в условиях, когда каждый приход желает обрести хотя бы частичку святыни. Из-за этого появляются мощи и части святых в немыслимых количествах. Так, у Андрея Первозванного оказалось 5 тел, 6 голов и 17 рук. У святой Анны 2 тела и 8 голов. Столько же голов и у святого Филиппа. У Иоанна Крестителя 10 тел и 7 «подлинных голов», и это при всем том, что, согласно христианской легенде, тело Иоанна было сожжено вместе с отрезанной головой.

А вот продолжение выборочного и далеко не полного списка самопроизвольно клонировавшихся мощей:
Бенедикт – 3 тела и 4 головы;
Эразм – 11 тел;
Доротея – 6 тел;
Стефан – 4 тела и 8 голов;
Вильгельм – 7 тел и 10 голов;
Елена – 4 тела и 5 голов;
Исайя Пророк – 3 тела;
Иероним – 2 тела, 4 головы и 63 пальца;
Юлиана – 20 тел и 26 голов;
Лука – 8 тел и 9 голов;
Петр – 16 тел;
Федора – 4 тела и 6 голов.
Полный перечень дубликатов займет еще несколько страниц.

60-е годы 20-го века ознаменовались кризисом Ватикана, в следствии которого последний покаялся в грехах и разжаловал множество святых, известных всему миру. Как пример приведем лишение всех званий и чинов у Георгия Победоносца. Причина – его никогда не существовало. Но при этом у никогда не существовавшего святого обнаружилось 30 тел.


Также был разжалован и Николай Чудотворец. Причина принудительной «отставки» та же, что и у Георгия. Католики также признали никогда не существовавшими целый список своих святых, в числе которых, например, святой Валентин (того самого, в честь которого 14 февраля празднуется день всех влюбленных). Однако мощи у всех этих святых есть.


Однако перечень святынь не ограничивается лишь мощами, части и частицы различных предметов имеются по всему миру. Отметим кисть руки Марии Магдалины и частицу креста, на котором был распят Иисус Христос. Однако если все имеющиеся по миру частицы, то из них можно составить около сотни крестов и десятки рук. По всей видимости крест был немыслимо большим, а гвозди, потраченные на Христа собрались по всему в миру в количестве 1235 штук!


А вот краткий список других христианских реликвий. Имеются поистине удивительные, неподвластные пониманию вещи:
Кусок окна, через которое архангел Гавриил явился Марии;
Свеча, которая светила при рождении Иисуса;
Тряпки с кровями Святой Девы;
Слезы Богородицы;
Молоко Богородицы;
Сено из яслей, в которых лежал Иисус;
Волосы младенца Иисуса;
Слезы Иисуса;
Крайняя плоть Иисуса;
Камень, на котором сидел Иисус;
Мощи петуха, прокукарекавшего Петру;
Одеяние, в котором Иисуса вели на Голгофу;
Коробка с последним вздохом Иисуса;
Кровь Иисуса, собранная у подножия Креста;
Лоскуты савана Иисуса;
Терновый венец (хранится в Соборе Парижской Богоматери);
Серебряное блюдо, на котором лежала голова Иоанна Крестителя;
Посуда с Тайной вечери;
Ноготь святого Павла;
Остатки одежд апостолов;
Сосуд с потом святого Михаила, собранного после его борений с Дьяволом;
Кости ослицы, на которой Иисус въезжал в Иерусалим (в Вероне скелет, а в Генуе хвост;
Чихи святого духа;
Палец святого духа (!);
Кости коров, приснившихся египетскому фараону.


В ноябре 2002 года обнаружились даже сандалии Христа (хранятся в Прюме). Также в мире существуют два стола, участвовавшие в Тайной вечере - один кедровый, находится в Италии, другой дубовый, находится в Австрии. Отдельными, весьма многочисленными количествами, представлены предметы той самой вечери.
Лоскутов с савана Господня хватило бы на приличный парус, можно даже обнаружить мощи кукарекавшего петуха. Кажется, что за Христом ходили не ученики, а собиратели разных вещей и предметов для потомков.


Многие известные и почитаемые реликвии оказывались на поверку подделками, так, например, мощи святой Розалии оказались костями козла, а спектральный анализ Туринской плащаницы показал, что она была изготовлена в XIV веке. В марте 1990-го года в Британском музее состоялась огромная выставка о Туринской плащанице с говорящим названием: «Подделка. Искусство надувательства».


Кажется церковь не спешить с захоронениями своих трупов, ведь из них можно наделать еще больше частиц для еще большего поклонения и воспевания.

Наверное, нет ни одного человека, особенно среди русскоязычного населения, кто бы не слышал этой фразы. Возможно, кто-то имеет об этом своё представление, а кто-то совсем не имеет. Но хотелось бы, на самом деле, узнать точно и подробно — что же это такое?

Чтобы это понять, нужно будет заглянуть в историю , и непросто как эпоху, а в историю церкви. Заглянуть в те времена, когда люди имели глубокую веру в Бога и, благодаря вере, совершали удивительные дела.

1. Мощи святых, что же это такое?

Итак, что же означает само слово «мощи»? Всё очень просто — это останки умершего человека. Но почему же «мощи»? Ведь это слово относится к значению огромной силы. Но, как раз об этом и говорилось, что те люди глубокой веры, совершали необычные дела , подвиги и даже сверхъестественные чудеса, как будто бы за ними стояла великая сила. И поэтому после смерти, их тела трудно было назвать просто останками, но называли мощами святых. Тем более, люди верили, да и сегодня верят, что та невероятная сила, которая сопровождала их при жизни, осталась и присутствует в останках!

Вот теперь можно дать точное определение — это останки святых людей, могущие совершать необычные действия. В истории церкви и в настоящее время можно услышать множество свидетельств таких чудес возле мощей!

Христианские священники, объясняют это явление, тем, что у святых и праведных людей не только святая душа, но и тело. Поэтому их почитают непросто как память, но и почитают их останки и сохраняют их, считая источником Божественной благодати, к которому можно обратиться в молитве.

2. Интересно, какое определение даёт википедия?

Материал из Википедии - свободной энциклопедии:

Мо́щи (др.греч. λείψανα, лат. reliquiae) - останки людей, причисленных после смерти к лику святых. Мощи святых являются объектом почитания в Исторических церквях. Учение об их обязательном почитании было подтверждено в 787 году на Втором Никейском (Седьмом Вселенском) соборе. Согласно этому учению, мощи являются носителями благодати, должны сохраняться и почитаться с нравственно-назидательными и литургическими целями.

Это определение, подтверждает, то о чём было написано выше и даёт полноту понимания.

3. Какой вид у святых мощей?

Главное, понять, что они могут выглядеть по-разному. Это необязательно целое тело или нетленное, потому что такое слово часто можно слышать. Но в истории церкви, святых сжигали за веру, бросали на растерзание львам, мучали, распиливали. Об этом можно даже прочитать в библии, например, послание к Евреям, 11 глава. Поэтому видом мощей — могут быть кости, части тела, пепел, то есть разные останки. Но есть и нетленные мощи , например, . Но самое главное, не то, как выглядят останки, а главное, это сопровождение чудесами, только такие называются святыми.

4. Вот фото некоторых святых мощей

Община в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы г. Тренто.

Остров Крит, паломнический центр.

Мощи святых мучеников

5. Где и как хранят мощи святых?

Из-за обладания такими чудесными свойствами останков, их не хоронят.

Когда где-то находят останки праведника , их переносят в храм. При этом совершают целый обряд и это называется «обретение мощей». Дальше помещают в ящик, который называется «рака».

Иногда мощи выставляют напоказ, особенно на большие религиозные праздники, чтобы люди могли почтить их. В этом случае, делают особенный ящик из дорогих пород деревьев, драгоценных металлов, по форме напоминающий гроб. Он украшается красивыми тканями. Мощи должны быть в каждом православном храме. Так как богослужения можно проводить только там, где есть мощь. Это было введено в седьмом веке. Как будто служение происходит в присутствии святых . Для этого мощи могут разделять на частицы, чтобы хватало на все места богослужений. Люди верят, что неважно, целая это часть или частица, там одинаково присутствует божественная сила и благодать.

6. Почему мощи святых не тлеют?

Из истории можно прочитать множество случаев, когда находили тела усопших нетленными, но на самом деле, чаще всего это легенды, поверья и всё это носит манипулятивный характер. Именно по этой причине, церковью было принято решение, не считать нетление признаком святости, а лишь только чудеса.

Но всё-таки факты есть таких случаев. Учёные это объясняют по-разному. Иногда это происходило из-за особенного места захоронения, например, подвалы катакомб и благодаря природным условиям, тела действительно сохранялись. Но также множество случаев, когда учёные были поставлены в тупик и вынуждены были признать особенность останков святых. В сравнении с египетскими мумиями, которые были зловонны, останки святых, наоборот, благоухали, и учёные установили, что это не было связано с бальзамированием, тем более что, православной церковью не разрешалось бальзамировать. А было связано с изменением структуры организма. Ещё рассказывают, что каждый святой благоухает по-особенному!

Конечно, православные верующие всегда верили и будут верить, что всё-таки есть божественное вмешательство. В православном богословии это описано как знамение о будущем воскресении тел, обещанного верующим.

Ещё очень интересный факт про Афонских монахов. В их вере и традиции всё было как раз наоборот. Когда они хоронили своих братьев, после этого начинали за них молиться . Потом через время выкапывали труп и проверяли. Если тело не истлело, это считалось признаком , его опять закапывали и продолжали ещё больше молиться за умершего брата. Потом снова проверяли и так далее.

7. Одна из самых почитаемых православных святых

Святая Матрона или как её больше любят называть — Матронушка. Она была бедной крестьянкой , к тому же слепой, но очень глубоко верующей. Когда она обращалась к Господу, по её молитве происходило множество чудес исцеления. Ещё при жизни к ней тянулись толпы людей. У неё, так же, проявлялся дар предсказывания.

Большую часть своей жизни Матрона провела сидя. Даже когда она была больной, до самой смерти не переставала принимать людей.

  • Сегодня останки хранятся в Московском православном монастыре. Из-за этого территория монастыря никогда не бывает пустой. Люди постоянно съезжаются, со всех районов страны, собирая длиннющие очереди. Они хотят прикоснуться к святой Матроне и просить её о многочисленных нуждах.
  • Посещение паломников разрешается в определённое время: с шести утра и до восьми вечера.
  • Люди знают и верят, что Матрона поможет. К ней обращаются о заступничестве, решение проблем со здоровьем, в бизнесе, в личной жизни, в бесплодии . Также, просят, когда что-то пропало и нужно найти.
  • Людей учат, как правильно молиться. Нужно начинать с определённых слов: «О, блаженная матерь Матрона » или «Святая праведная старица Матрона, проси Бога за нас»
  • Ещё нужно знать, как прикладываться к телу Матроны. Чтобы выразить ей своё почтение, перед этим снимают верхнюю одежду, оставляют вещи, сумки. Затем нужно успокоиться и сосредоточиться на молитве, потом покреститься дважды, столько же поклониться и вот теперь губами прикладываются к раке. После этого, нужно опять покреститься и сделать поклоны. Кланяться нужно низко, пока рука не прикоснётся к земле.
  • Люди в большом количестве несут живые букеты цветом, поэтому область вокруг раки, всегда утопает в цветах. Эти цветы не выбрасывают, а по одному раздают людям, остальные высушивают и хранят. Приносить можно розы, гвоздики, любых цветов, а вот сирень и хризантемы, только белые и ещё можно красные тюльпаны.
  • Многие люди рассказывают о своих переживаниях , что когда подходят к Матроне и молятся, то сразу чувствуется есть ответ или нет. На душе приходит покой, значит, прошение принято или чувствуешь отторжение, значит, нет. Но каждый знает и верит — Матрона хочет помогать всем. И если возникло негативное чувство, нужно подумать, что, может, просьба не является нуждой. Может, это прошение греховное или назло.
  • При жизни Матрона учила — «нужно доверяться Божьей воле, Господь всё устроит!»



8. Какое значение для людей даёт почитание святых мощей?

  1. Нравственное значение и влияние на души живых людей, так как напоминает о личности праведника, его вере, поведении. Это подталкивает людей брать с них пример и делать те же самые дела, подвиги. Приходит пробуждение в сознании людей, особенно вспоминая великих мучеников, побуждая людей к праведности.
  2. Значение для богослужения, делая его особенным, так как напоминает, что как живые, так и мёртвые — едины в одной Церкви. Что земная жизнь, это не конец. Можно посмотреть на православные кладбища, что до сих пор могилы выглядят, как престолы в храмах. Потому что раньше, там, где не было храмов, верующие могли проводить служения прямо на могилах умерших святых.
  3. Конечно же, практическое значение — это чудеса. Даже в самой безвыходной ситуации , у человека есть надежда на чудо, через нетленный источник силы в святых останках!