Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

 Маленькие истории про магов и волшебников. Волшебник Мерлин: описание, история, легенда и интересные факты

Германия, шел 1991 год. Весна только начиналась, но было уже достаточно тепло. Ребенок лежал укутанный во что-то теплое и отвратительно сдавливающее по всем направлениям. Вокруг мелькали яркие огонечки, в которых отражалась радость спешащих людей приходящей весне. Но большая часть обзора была закрыта мрачными щупальцами родительского беспокойства, которое так и норовило пробраться в самые глубины души. В какой-то момент фигура матери наклонилась над ребенком, воткнула выпавшую соску и покатила домой, заслоняя собой редкие лучи солнца, пробивающиеся из-под тяжелых облаков. Казалось, что невыносимое чувство безвольного движения сведет с ума. И в тот момент, когда коляска остановилась, заботливо вдавливая почти неподвижное тело в упругую стенку, ребенок понял, что только он один может изменить свою судьбу, надо лишь сделать всё правильно. Будто в ответ на эту мысль далеко за небом вспыхнуло яркое пятно, мгновенно превратившееся в стрелу. Она устремилась прямо в сердце, но за несколько мгновений до соприкосновения разлетелась на миллионы золотых и бесцветных осколков. Маленькие фрагменты разлетались во все стороны, обжигали извивающиеся темные щупальца, заставляли их отступить. А в голове пронеслась мысль:

Неужели..?

И неожиданно появилась сама собой ответная мысль:

Я помогу тебе, мой лук будет защищать тебя, пока ты не найдешь своё оружие - будь сильнее, Ра...

Чувствовалось, что мысль оборвалась где-то на середине. Но главное было сказано, ребенок поворочался в теплой кроватке и уснул. Сон был тревожный и не принёс никакого отдыха. В этот и последующие дни ребенку приходилось просто существовать и мириться с безвольным течением по времени. В один из таких дней мать пошла со своим чадом в магазин. На середине дороги ей пришлось остановиться, а тем временем ребенок наблюдал за миром вокруг. Он перестал обращать внимание на колючие иглы тревоги и непонимания, теперь он мог видеть мир совершенно иначе. Любуясь непонятными очертаниями вечернего города, он заметил неяркое свечение, которое трепетало от каждого дуновения ветра. Это свечение было мягким и туманным, теплым и очень глубоким. Ребенок потянулся к нему и на секунду заметил, как мир вокруг приобрел совершенно иные краски, стал совершенно чужим. Он убрал руку, и мир вернулся в свое прежнее состояние. Тогда он протянул руку снова, но взял свечение за самый край, сжал его и вытянул все, что смог почувствовать и увидеть. Мягкое свечение переливаясь миллионами оттенков проскользнуло по руке и растаяло где-то глубоко, оставив после себя странное нежное чувство. А в сознании появился крохотный клубочек дыма, который быстро направился куда-то вверх, но перед исчезновением он породил мысль благодарности.

Волшебник Мерлин относится к британскому циклу легенд. Он известен в качестве наставника а до этого его отца - короля Утера. По одной из легенд, после гибели Артура Британию захватывают саксы. Волшебник проклял их, напророчив падение Белого Дракона (символ завоевателей). В истории так и случилось, когда Вильгельм Завоеватель в убил последнего короля саксов Гарольда. Позже потомки кельтов, валлийцы, смогли вернуть себе королевскую власть в лице Тюдоров. Так исполнилось проклятие Мерлина, о котором пойдет речь в статье.

Значение имени

Исследователи выделяют два основных направления относительно имени, которое носил волшебник. Мерлин в переводе с означает название крепости, которую именовали как Кармартен, или от бриттского Мориданон, то есть «морская крепость».

В латинском языке имя Мерлин относилось к названию птиц, которые принадлежат к отряду соколиных. В кельтских легендах его отождествляли с покровителем леса, и считалось, что он может повелевать лесными животными и принимать их облик.

Происхождение

Жизнь и рождение волшебника окутаны мифами. Существует легенда, по которой будущий волшебник был внебрачным сыном короля и ведьмы. По этой версии, он был старшим братом Морганы.

По схожей легенде, он был сыном обычной женщины и волшебника. С детства он овладел магическими способностями и мог повиновать себе птиц и зверей. О его способностях волшебника узнали все, после того как он усмирил двух драконов по просьбе короля Вортигерна.

По одной из легенд христианского времени, его мать была очень чистой и доброй девушкой, в душе которой не было места злу. Ею захотел овладеть дьявол, но не мог найти подход, пока однажды девушку не разгневала ее сестра, отличавшаяся плохим нравом. В этот момент девушка открыла свою душу тьме, и дьявол смог ею овладеть. Во время беременности девушка молилась за своего ребенка, а сразу же после его рождения окрестила дитя со священником Блезом. Это уничтожило все зло в мальчике, но сохранило в нем необычайные способности. Так появился волшебник Мерлин.

Связь с Артуром

Из собраний сочинений о Мерлине известно, что волшебник был наставником Артура - будущего короля Британии. Мальчик был сыном короля Утера и леди Игрейн. Волшебник Мерлин помог Утеру обманом овладеть Игрейн и за это забрал новорожденного Артура себе на воспитание.

Когда юноше исполнилось шестнадцать лет, наставник посоветовал Артуру принять участие в состязании по извлечению меча из камня. Предание гласило, что тот, кто достанет меч, сможет объединить Британию. Артуру это удалось. Чуть позже Владычица Озера, которую призвал волшебник, подарила Артуру особый меч - Экскалибур.

Смерть волшебника

Окутаны мифами не только рождение, но и смерть волшебника. Одна из легенд повествует о том, что волшебник Мерлин, история которого описывается, был погружен в вечный сон чарами злой колдуньи Морганы. При этом он все еще может когда-нибудь проснуться. По другой версии, все та же Моргана заточила волшебника в дуб, где и пришла его смерть.

Существует легенда, по которой Мерлин был обманут Девой Озера и заточен в волшебную воздушную колонну.

Первые упоминания о волшебнике

В современной культуре единицы не знают, кто такой Мерлин. Волшебник, фильмы о котором транслируются по всему миру, впервые упоминается как Мерлин Амброзий в творении Гальфрида Монмутского «История королей Британии». Произведение создано в двенадцатом веке и стало основным источником для формирования мифологического цикла Британии.

Встречается образ волшебника в итальянских "Новеллино" тринадцатого века. Но более полно он описан в произведении «Смерть Артура» сэра Томаса Мэлори второй половины пятнадцатого века.

Образ в кино

Образ волшебника из Британии упоминается со времен Средневековья. Сохранил свою популярность он и в современной фантастике, включая кинематограф. В одних сюжетах Мерлин представлен как мудрый старец, в других из него делают комичного персонажа. Какой же фильм про волшебника Мерлина стоит внимания?

Список лучших фильмов:

  • «Рыцари круглого стола» 1953 года снят по мотивам популярных легенд, повествующих о короле Артуре и его рыцарях. Мерлина играет Феликс Эйлмер. В 1954 году картина была номинирована на Гран-при фестиваля в Каннах.
  • «Великий Мерлин» 1998 года. В телевизионном мини-сериале роль волшебника является главной, сыграл ее Сэм Нилл. По сюжету, Мерлин борется с повелительницей всего волшебного Мэб, которая его и вырастила в качестве сильного лидера. Она надеялась, что он вернет людей к язычеству. Но волшебник направил все полученные знания и силы на борьбу с Мэб.
  • «Король Артур» 2004 года показывает Мерлина (играет друидом и главой пиктов. Он приводит римского генерала Луция Артория Кастоса к мысли о том, что ему следует встать на защиту своей второй родины (по матери) от саксов.
  • «Последний легион» 2007 года повествует о последних днях Римской империи. К концу фильма выясняется, что последний император Ромул оказывается отцом Артура, а Амвросий, которого играет Бен Кингсли - Мерлином.
  • «Мерлин и последний дракон» 2008 года повествует о времени, когда Римская империя покидает британские провинции и начинаются междоусобные войны. Наступают времена насилия, мифических существ и волшебника Мерлина, роль которого исполнил Саймон Ллойд Робертс.

  • Телесериал «Мерлин» 2008-2012 годов повествует о жизни Мерлина и о его взаимоотношениях с Артуром. Проект был создан известным британским каналом ВВС. Главная роль досталась Сериал имел настолько большой успех, что растянулся на пять сезонов.
  • Телесериал «Камелот» 2011 года, состоящий из пилотной серии и одного сезона, повествует о попытке Мерлина спасти Камелот после смерти Утера и его борьбе со Морганой. Роль Мерлина исполнил Джозеф Файнс.

Помимо этих картин существует множество работ, в которых присутствует Мерлин-волшебник: сериал «Однажды в сказке», мультсериал «Трансформеры» и многие другие. Фильмы о Мерлине рассчитаны на зрителей разных возрастов.

На заре зарождения мира грубой молодежи, стремящейся к познанию колдовского искусства, настоятельно рекомендовалось проявлять осторожность при встрече с могущественными старцами. Никто не мог оспаривать власть древних колдунов. Это на себе испытал несчастный Йоукахайнен.

Да и Вяйнямейнен не был уникален для своей эпохи, ибо имена прочих колдунов гулким эхом разносились по разрозненным столетиям. Кроме Вяйнямейнена в Финляндии были и другие колдуны: кузнец Ильмаринен, который создал мельницу, вечно перемалывающую соль, зерно и золото; Лемминкяйнен, который с помощью песни обращал песок в жемчуг; а в северных владениях - колдунья Лоухи, которая (если верить преданиям) однажды украла солнце и луну и спрятала их в черные горы. По русским степям бродил воинственный Волга Всеславич, обладавший умением изменять свой облик. В Ирландии были Катбад, знавший значение каждого часа, и бард Каирпре, который скидывал тиранов с трона стихотворными четверостишиями. На острове Мэн в Ирландском море обитал Мананнан Мак Лир. Его заклинания могли поднять туман, чтобы защитить границы королевства или обратить одного солдата в целую роту из ста бойцов.

Британию называли Островом Могущественных, и не без основания. В Уэльсе проживал Талиесин, сын волшебницы Керидвен. Мат, по прозвищу Древний, слышавший в вое ветра каждое слово, произнесенное на острове, также проживал здесь, как, впрочем, и его племянник Гуидион - творец иллюзий. На закате этой эпохи появился величайший из колдунов, коронованный волшебник Мерлин.

Не все из них отличались добротой, ибо жили в жестокое время, и некоторые - наподобие злой Лоухи - посвятили себя служению темным силам. Прочие - Йоукахайнен и Гуидион - в молодости отличались беспечностью в обращении с имеющимся у них оружием. Однако лучшие из них обладали душевной широтой, не уступающей магии, и служили заступниками и наставниками народов, обитавших поблизости. Такими были старый Вяйнямейнен, мудрый Мат, добродушный Мананнан и Мерлин.

Тогдашние колдуны работали в тиши, вдали от любопытных глаз, снимая или назначая правителей. Поэтому об их поступках мы знаем только по песням и легендам. Говорят, что колдуны по желанию могли повелевать ветрами и водами, изменять орбиты движения планет, волшебным образом создавать людские поселения там, где прежде не было ни одного человека, и изменять не только собственные, но и людские тела. Они лечили и насылали болезни или уродства. Кроме того, волшебники прошлого умели предвидеть будущее.

В более поздние времена, когда подвиги первых чародеев вошли в легенды, некоторые мужчины и женщины продолжали заниматься магией. Но эти люди обитали в мире, который постепенно утратил былую невинность. Проходили столетия, и ученые, поначалу духовенство, изучали окружающий мир, открывая элементы, формы и законы бытия. Для достижения вершин первобытной магии чародеям приходилось бороться с новым установленным порядком. Подобную деятельность рассматривали как вредное и злобное занятие.

Величайшие из колдунов, например, Фауст, иногда получали титулы, которые имелись у их прославленных предшественников. Таким образом, этих людей также называли колдунами и чародеями. Последнее слово является всеобъемлющим. Так, "колдун" означает, по сути дела, "мудрый человек", в то время как "чародей" обозначает деятельность колдуна, связанную со словами или заклинаниями. Но гораздо чаще наиболее могущественные из поздних продолжателей колдовского дела назывались магами или волшебниками, то есть людьми, которые могут предвидеть будущее. Самые скромные назывались ведьмами.

В большинстве случаев те, кто преуспел в колдовской магии, теряли природную мудрость и врожденную щедрость первых колдунов. Вместо этого они становились эгоистичными искателями затерянных или скрытых сил, учеными, использующими загадочные системы и сложные, таинственные науки, чтобы проникнуть в суть мистических явлений, которые, по их мнению, считались практически недостижимыми. Эти исследователи вступали на запретную почву и многие жестоко поплатились за знания, которые обрели в своих поисках.

Однако их темные изыскания находились в невообразимом будущем, по сравнению с той эпохой, в которой жил Вяйнямейнен и первые колдуны. Тогда земля была еще очень юной, а предметы окружающего мира менялись, словно опал, по крайней мере, так говорят летописцы.

Шоу экстрасенсов. Как это было Затеев Андрей Александрович

История «волшебника»

История «волшебника»

У меня было несколько Наставников, тайных и явных. Первым моим Наставником была моя бабушка Марья, попадья старообрядческого толка, известная целительница, знахарка, колдунья. Я родился четвертым ребенком в семье, вместе со мной - единоутробная сестра, которая на 10 минут старше меня. Бабушка до своего ухода постоянно опекала меня, часто в ущерб другим внукам. Во время ее визитов к нам в гости мой уровень возможностей в виде усиленного внимания, умения учиться, наблюдательности и некоего неопределенного состояния «томления» души незримо повышался. Завершение передачи знания закончилось через посредника - моего отца, только через 12 лет после ее ухода.

Вторым моим Наставником, точнее, посредником в передаче мне знания от бабушки Марьи был мой отец

Из книги Фейерверк волшебства автора Гурангов Вадим

ГЛАВА 3. ТАРАКАНОВ НАЧИНАЕТ ИГРАТЬ В ВОЛШЕБНИКА Утренняя йогаНаутро Вовка проснулся с мыслью, что он танцующий волшебник. В голове крутился мотив: «Я разжигаю Огонь», и от этого потеплело в груди, будто ветерок раздул тлеющие угольки. Громко распевая заводную песню,

Из книги Минуя веху. Ключи к пониманию энергии нового тысячелетия автора Кэрролл Ли

История Германа - Рождественская история Позвольте рассказать о Германе. Герман был солдатом, реальным человеком. Он больше не с нами. Он и многие другие мужчины были свидетелями чего-то, что было уникальным почти сто лет назад. Не так давно, в 1914 году Земли, Герман

Из книги РЭЙКИ-Путь духа автора Окунев Дмитрий Валентинович

История ЗЕМЛИ. (История нашего Космоса) Прежде чем начинать разбирать именно данный вопрос, давайте, уже как обычно, поработаем над общим понятийным материалом. Первое понятие, которого мы сейчас будем касаться, это понятие ХАОСА.Хаос - это то, что находится за пределами

Из книги Книга теорем 2 автора Ленский Василий Васильевич

История Не задумываясь, мы проводим операции вида +а - а = 0. Никому в голову не приходит, что здесь три полярности +, -, 0.Всякий раз совершается «срез», когда появляется «два обратных элемента», таких, что, например, + 6–4 = + 2. Здесь +4–4 = 0. Куда исчезли +4 и -4?[править]Плоскостная

Из книги Курс сотворения счастливой судьбы, или Всё гениальное просто автора Мусса Лисси

История Хотя в алгебре «действительных чисел» используются отношения а) (+)*(+) = +, б) (+)*(-) = -, в) (-)*(+) = -, г) (-)*(-) = +, но в теории групп уже появляется три полярных объекта а/а = е. Здесь е - единица такая, что (е)*(е) = е, (е)*(а) = а.Если посмотреть внимательно, то + выполняет роль

Из книги Полная история тайных обществ и сект мира автора Спаров Виктор

Подсознание на службе у Волшебника Играя с подсознанием, мы можем вывести свою жизнь на совершенно иной уровень. Нет таких людей, которые не могли бы общаться со своим подсознанием – у всех это получается запросто, исключая, конечно, тех, кто ничего не делает, а только

Из книги 100 самых действенных ритуалов для исполнения желаний от самых известных экстрасенсов автора Лобков Денис

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Анатолий Кашпировский: «Включить в себе волшебника» Анатолий Михайлович Кашпировский – советский психотерапевт, получивший известность в 1989 году благодаря телепередачам «Сеансы здоровья врача-пси хотерапевта Анатолия Кашпировского», транслировавшимся на канале

Из книги Книга здоровья богатырей русских [Славянская система здоровья. Русская здрава, массаж, питание] автора Максимов Иван

История семейства этрусских Тарквиниев - история развития сознания в Средние века Сейчас мы с вами увидим воочию, как развивалось сознание в Средние века и почему оно к настоящему времени зашло в тупик. По ходу повествования вспоминайте всё то, что мы говорили о путях

Из книги Есть Я – Я Есть. Беседы автора Ренц Карл

История «Не всякая болезнь к смерти». Сейчас «Русской здравой» называют систему оздоровления не только тела, но и духовной составляющей человека. Принципы этой системы дошли до нас из глубин веков. В те далекие времена эти знания по крупицам год за годом, столетие за

Из книги Стань волшебником! Исполни все свои желания. Тренинг по системе Дипака Чопры автора Голдсан Карл

Это не Твоя история, а «его» история В: Может ли быть движение без этого «я»?К: Для движения необходимо «я» – называющий что-то «движением». Необходима история прихода и ухода – это и есть «я». Приход и уход – это страдание, то есть история, а для нее нужен «я». Вот почему это

Из книги Вечность в любви и пламени автора Вебер Лиза

Вступление Что такое «Путь Волшебника»? Волшебство – это просто знание законов Вселенной Быть живым – значит быть свободным, иметь право выбирать свою дорогу и делать свою жизнь такой, какой вы хотите ее видеть. Дипак Чопра. Путь Волшебника С каждым из нас хоть раз в

Из книги автора

«Путь Волшебника» Дипака Чопры В любой момент времени, в любом месте Земли вы можете встать на Путь Волшебника и идти по нему. Он не имеет конечной точки, но обязательно приведет вас к цели, которую вы ставите перед собой. Дипак Чопра. Путь Волшебника Дипак Чопра родился и

Из книги автора

Часть первая Путь Волшебника Шаг 1. Осознание Волшебник живет в каждом из нас Каждый из нас в душе – Волшебник. Для волшебника нет тайн. Волшебник находится выше борьбы темного и светлого. Все видимое уходит корнями в невидимое. Даже природа откликается на изменения

Из книги автора

Шаг 8. Любовь Истинная сила Волшебника Эго необходимо для контроля и власти, но истинная сила Волшебника – в любви. Эта сила – ваше внутреннее «Я». Сила Эго может опьянить и разрушить то, что вы создавали. Конец любой схватки – в объединении. Дипак Чопра. Путь

Из книги автора

История любви между мужчиной и женщиной – в первую очередь история любви к себе У женщин и мужчин немного разное отношение к этому вопросу, к любви к себе. Женщины обычно любят себя гораздо меньше, чем они того заслуживают. Мужчины часто наоборот: любят себя гораздо

В преддверии Нового года мы любим смотреть хорошо знакомые советские новогодние комедии, которые даже через десятки лет не теряют своего «киношарма». Каждому человеку, даже самому взрослому и не верящему в чудеса, в Новый год просто необходимо чудо, пусть и на экране: в «Чародеях» чудеса не просто случаются, их там творят.

Представляю Вам любопытные факты из истории создания этого прекрасного фильма, которая не менее интересна, чем сама кинокартина

Мюзикл «Чародеи» вышел на экраны страны в конце декабря 1982 года. И хотя после премьеры критики не прочили фильму ничего хорошего - например, в газете «Труд» 1983 года писали, что «чувства большого удовлетворения, глубокого следа в памяти премьера не оставила» - эта картина прочно вошла в наш новогодний “телевизионный набор”.

Написанный по мотивам книги братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» сценарий фильма нам повествует о том, что настоящая любовь может творить чудеса. В институте «НУИНУ» (научный универсальный институт необыкновенных услуг) кипит бурная работа по изготовлению волшебной палочки. Презентация изобретения намечена на 31 декабря, в Новогодний вечер. Но тут в дело вступают противники директора института, преследующие свои цели…

Кстати, внутренние помещения НУИНУ снимали в здании телецентра Останкино.

Режиссер фильма Константин Бромберг однажды заблудился в нем и забрел в часть здания, где обнаружил восьмипролетную мраморную лестницу с мозаикой и смальтой, о которой, как потом выяснил, все забыли.

Банкетный зал, где происходила финальная сцена фильма, — суздальский гостинично-туристический комплекс «Турцентр».

Дом, где жила Алена, снимали в городе Пущино. В фильме есть эпизод — когда Алёна летает на метле, она облетела здание «НУИНУ», и его показали снаружи. Хотя выглядит это здание как гостиница «Союз» с двухскатной крышей, однако в реальности гостиница «Союз» двухскатной крыши не имеет. Были выполнены комбинированные съёмки: взяли здание гостиницы «Союз» и наверх «затащили» здание ГТК «Турцентр». Надо сказать, гибрид получился весьма удачным

Эффектную сцену проезда тройки лошадей по зимнему лесу решили снять в московском Ботаническом саду, что удачно дополнило легендарный музыкальный эпизод «Три белых коня»

В первые дни картину снимали без главного героя. Во всех сценах, где мчится лихая тройка, персонаж Александра Абдулова играет на трубе, а сестрёнка Вани задорно поёт «Три белых коня», Абдулова заменяет дублёр. Крупные планы Ивана были сняты значительно позже. Проблема была в том, что Абдулова отказывалось утверждать телевизионное начальство, которое ранее также отвергло Михаила Боярского. В конце концов Абдулова удалось согласовать, но выяснилось, что помимо работы в театре он снимается в четырёх картинах одновременно. «Чародеи» были пятым фильмом, так что Абдулов поставил всех перед фактом: «Могу сниматься только ночью»

Сотрудницу института НУИНУ, заведующую лабораторией абсолютных неожиданностей, опытную и соблазнительную чародейку Аленушку сыграла Александра Яковлева. В начале фильма она показана как добрая и отзывчивая девушка, которая позже из-за ревности Шемаханской и интриг Сатанеева была превращена в бессердечную и расчётливую карьеристку. Её книжным прототипом, возможно, является ведьмочка Стелла (Понедельник начинается в субботу). Не смотря на слова режиссер Бромберга в самом начале съёмок: «Ведьму-то она сыграет, а вот Алёнушку вряд ли» (у актрисы был весьма своеобразный характер), Аленушка в исполнении Яковлевой неотразима и убедительна. И с Абдуловым актриса прекрасно поладила, так что играть симпатию друг к другу им было несложно

Сестру главного героя, Вани, Нину Пухову сыграла Аня Гайдаш. «Мои родители к кино никакого отношения не имели, – рассказывала Анна. – Я, как обычно, пришла с подружками в художественную школу во Дворец пионеров, к нам подошла женщина, спросила, хотим ли мы сниматься в кино. Кинопробы мне не удавались. Не хотела говорить текст про то, что я вредная девчонка и плохо учусь, потому что всегда была прилежной ученицей. Но сниматься в кино очень хотелось, и я взяла себя в руки».

Идея белого костюма, в котором щеголял Александр Абдулов (шедевральное «Главное, чтобы костюмчик сидел»), заимствована из фильма «Лихорадка субботнего вечера» (1977). В этом фильме такой же костюм достался главному герою в исполнении Джона Траволты

Персонаж Шемаханской не имеет книжного прототипа, её образ был создан авторами фильма, как синтез образов средневековых чародеек, и вместе с тем он во многом родствен образу Людмилы Прокофьевны Калугиной (Служебный роман). Фамилия, возможно, взята из пушкинской «Сказки о золотом петушке» («шамаханская царица»)

Заместителя директора института НУИНУ, главного антагониста фильма Аполлона Сатанеева бесподобно сыграл Валентин Гафт. Сатанеев - интриган и конъюктурщик, пытающийся обманом жениться на Алёне и «подсидеть» Шемаханскую перед комиссией в Новогоднюю ночь. Примечательно, что на протяжении всей картины Сатанеев не совершает самостоятельно ни одного магического действия и, возможно, даже ничего не смыслит в магии - он даже не смог пройти сквозь стену вслед за Иванушкой. Зато он стал сатирическим образом ловкого администратора, карьериста и «чиновника от науки», устроившегося не на своём месте и занимающегося своими личными делами в ущерб работе

На съёмочной площадке отношения у Александры Яковлевой и Валентина Гафта были крайне напряженными: актера раздражал чрезмерно долгий процесса макияжа Яковлевой, иногда она путалась в тексте. Однажды она снова забыла текст и Гафт, не переставая играть Сатанеева, схватил её за шею. Артист так разозлился, что его еле уговорили продолжать съёмки. Но снимался он только отдельно от Яковлевой – потом их сводили при монтаже

Семен Фарада вспоминает, что его роль задумывалась как эпизодная - гость с юга с четырьмя фразами. Но актёр сам придумал себе роль. Например, выдумал появление следов, когда его герой потерялся в лабиринтах коридора. Прямо в кадре выдал фразу: «Боже, как я похудел». Фразу, ставшую крылатой, «Ну кто так строит?!» предложил Семён Фарада после того, как однажды реально заблудился в телецентре и не мог найти съёмочную группу

Михаил Светин (товарищ Брыль), Абдулов и Виторган свои песни в фильме поют сами (за исключением «Серенады» «…Ей хватит, одной интонации хватит, чтоб пламя до неба разжечь!..»). А вот за Яковлеву и Ашимову пели, соответственно, Ирина Отиева, Ольга Рождественская и Лариса Долина

Директора института доктора волшебных наук Шемаханскую хотели сыграть такие «маги» искусства, как Наталья Гундарева, Алиса Фрейндлих, Маргарита Терехова. Гундарева пробовалась в паре с Золотухиным, претендующим на роль помощника Шемаханской, но дуэта у них не сложилось. Фрейндлих была невероятно занята, и это могло сорвать съемки. «Интересная колдунья вышла бы из Тереховой, я вел с ней переговоры, - говорит режиссер. - Но, как только появилась Катя Васильева, я понял: лучше Шемаханской не сыщешь!»

«Для Шемаханской - Васильевой искали зама по науке, этакого вальяжного чародея, супермага Киврина, всесильного и одновременно беззащитного, - вспоминает режиссер Константин Бромберг. - Пробовали Николая Гринько, Олега Басилашвили, Александра Попова, но они «уступили» место зама Валерию Золотухину, немного неуклюжему, очкастому, забавному. Он словно обратил глаза зрачками внутрь и это состояние смог протянуть через всю роль!»

Стать чародейкой в сфере услуг Аленой Саниной режиссер предлагал талантливым актрисам Алферовой, Муравьевой, Прокловой, Цыплаковой, Удовиченко, Вавиловой (Александре из «Москвы слезам не верит»), Белохвостиковой, Кореневой. «Коренева только вернулась в Союз, я очень хотел с ней поработать, но на пробах убедился, что она замечательная актриса, правда, к сожалению, не для нас, - вспоминает Бромберг. - Белохвостикова показалось слишком аристократичной. Муравьева с ее потрясающим темпераментом интересно сыграла бы, но возрастные параметры помешали - оказалась старше героини. Красавица Алферова заставила всех осветителей остолбенеть, оператору приходилось по нескольку раз требовать их поправить свет. Ирина очень лиричная, нежная актриса, но ведьма из нее получалась весьма условная (а по сцена- рию Алена на три четверти ведьма)! Этакого «ведьманизма», демонизма не увидели и в пробах Цыплаковой и Прокловой. Ведьму смогла изобразить только Александра Яковлева. Утвердив ее, стали подыскивать ей «суженого Иванушку».

Сценаристу Стругацкому Иван мерещился в актере Филозове, но его кандидатура быстро отпала. Олег Янковский не прошел на роль по возрасту. Игорь Старыгин, по словам режиссера, не смотрелся в паре с Яковлевой. Претенденты Еременко, Калныньш тоже не попали в фильм. Проханов в образе Ивана проработал с Яковлевой съемочный день и был обижен, когда худсовет категорически отверг и его. «Руку и сердце» предлагал Алене Игорь Костолевский. По мнению режиссера, он смотрелся в паре с Прокловой. Пробовался и с женой Еленой Романовой из Театра сатиры. Но когда «Чародеи», планируемые как кинофильм, руководство приказало делать телевизионным (поскольку в те годы творчество Стругацких было под надзором) и обязательно новогодним, то и Костолевского забраковали. «Костолевский - герой-любовник, но не экшн, - признается Бромберг. - В нем скорее некая вальяжность, барственность, потому предпочтение отдали динамичному Абдулову, очень понравившемуся Александре Яковлевой; с ним у нее сразу иное действо шло

Первым на роль Сатанеева режиссеру приглянулся Евгений Евстигнеев, но он не смог играть из-за болезни. Претендент Гафт пришел к режиссеру с готовой ролью. Он говорил, что вся любовь Сатанеева бюрократична, то есть он должен ухаживать за Аленой, думая о собственной карьере, и потрясающе изобразил этого персонажа! Правда, на съемках между Гафтом и Яковлевой возникали трения, но это даже помогало. По сценарию героиня заколдована и ведет женскую игру с раздражающим ее Сатанеевым. Внутренняя робость актрисы в работе с легендарным актером помогала передать конфликт в отношениях их героев

Помните в фильме смешную парочку Виторгана и Светина в образе Коврова и Брыля? Роль Виторгана в фильме могли исполнить Бурков (но его игра нарушала стилистику картины), Ширвиндт (слишком вальяжный), Андрей Миронов (Ковров по сценарию - человек-трудоголик, у которого не остается личного времени. Кто бы поверил, что у Андрея Миронова нет личной жизни?). Также на роль претендовали Стеблов, Жариков, Ледогоров, Кузнецов, Мартынов, Смехов. - А почему не подошел Вениамин Смехов? - интересовались у режиссера. - У Смехова есть ирония, черты Коврова. Но я даже не могу представить, какой бы получился фильм со Смеховым. Спустя столько лет это уже как бы зацементировалось, что Ковров - Виторган. Действительно есть в нем что-то волшебное, немножко нереальное

К нему в партнеры (на роль Брыля) обсуждались кандидатуры Никулина, Лебедева, Мишулина, Штиля, Харитонова, Боярского, Потапова, Анофриева (потому что пел хорошо), Трофимова, Носика. Боярский приезжал на пробы, но признался, что это сильнохарактерная роль не для его амплуа, намекал, что взял бы другуюѕ Штиль - актер интересной фактуры, но на пробах был как бы на равных с Виторганом и не очень взволновал съемочную группу. Приглашать гайдаевского персонажа Никулина ездил я лично. К предложению он отнесся хорошо. Сказал: «Ну что ж, давай попробуем, но я не могу выпадать из моей команды Вицина, Моргунова. Может, найдутся у тебя роли для них?» Но тогда я бы шел по «тропе Гайдая»! А с утверждением Светина получилось так. Светин с Виторганом текст перед пробами повторяли. И вот мы увидели, как они стоят и общаются, как Виторган навис над Светиным, а тот, размахивая руками, поднимает голову, чтобы поймать его взгляд, это было настолько ярко, смешноѕ Безусловно, они - классическая пара! Они и создали практически всю атмосферу этого волшебного института

Георгий Вицин озвучил говорящего кота Василия. Однако в итоговом монтаже цензура вырезала почти всю роль кота, остались всего два слова: «Хам!» и «Ура!». Вицин был ужасно расстроен. Между прочим, на роль говорящего котика пробовались 18 животных. Им давали сметану и следили за мимикой. Чем выразительнее кот фыркал и облизывался, тем больше шансов у него было получить роль