Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Кто из героев тургенева был глухонемым. Прототипами главных героев рассказа являются хорошо знакомые тургеневу. "Муму" в мировой литературе

  1. Кто такой Герасим;
  2. Внешность героя;
  3. Как он попал к барыне;
  4. Его обязанности;
  5. Жилище;
  6. Отношение к Муму;
  7. Характер Герасима;
  8. Почему он уходит от барыни;
  9. Мое отношение к Герасиму.

Герасим - главный герой рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «Муму ». С самого рождения он был глухонемым, поэтому не мог слышать ни человеческой речи, ни звуков природы, и сам не мог вымолвить ни одного слова. Никого не было у Герасима. Он одиноко жил в деревне, в своей небольшой избушке. Как и многие простые люди того времени, он был несвободным, крепостным человеком и принадлежал одной московской вздорной барыне. Он на неё трудился, безропотно выполнял самую тяжелую крестьянскую работу.

Этот деревенский мужик был настоящим русским богатырем. Природа щедро одарила его необычайной физической силой. Он был очень высоким человеком - «12 вершков» или почти два метра ростом и весьма крепкого телосложения. У него были большие трудовые руки и огромные ладони. В работе не было ему равных, всё давалось ему легко. Трудился он неутомимо, за четверых. И косил, и пахал, и молотил он ловко и умело. Все считали его очень славным мужиком.

Но судьбе было угодно, чтобы барыня забрала глухонемого богатыря из деревни к себе в Москву. Наверное, ей приглянулось его молчаливое трудолюбие. А он не мог ей противиться, потому что она была его полноправной хозяйкой. В московской усадьбе ему выдали новую одежду и поручили выполнять новую работу. Из крестьянина Герасим неожиданно для самого себя превратился в дворника и сторожа.

Работать в городе на новой должности для него было слишком просто. Ведь он привык к тяжелым полевым работам, и трудиться по двору для него не составляло никакого труда. Круг дел у него был совсем небольшой: подметать двор, доставлять в усадьбу бочку с водой, обеспечивать хозяйство дровами, не пускать чужих людей, а ночью сторожить. Всю основную работу Герасим выполнял за полчаса. Трудился он очень усердно, как привык в деревне. Везде и во всем у него был образцовый порядок. Но не любил он своего нового места жительства, тосковал, душа его так и рвалась в родной деревенский дом. Чувствовал он себя зверем, которого поймали и заточили в клетку.

Жилище его было весьма скромным и в самом деле похожим на тесную клетку. Он обустроился в небольшой комнатушке прямо над кухней. Обстановка в ней была очень простая. Мебели было совсем мало, только самое необходимое: кровать, столик и стул. Но вся она была очень прочная, дубовая, чтобы выдерживать вес деревенского богатыря. Свою каморку Герасим всегда запирал на ключ - он был всё-таки нелюдимым и не любил, чтобы к нему заходили посторонние.

Дворовые люди, которые жили у барыни, к Герасиму относилась с опаской. Они побаивались глухонемого из-за того, что характер у него был уж больно строгий и серьезный, а ещё из-за его необычайной силы и сурового молчания. «Кто знает, что у него не уме», - наверное, думали они. За глаза они называли дворника «лешим».

Как-то раз это богатырь Герасим спас маленького щеночка, взял его к себе в каморку, отогрел, обсушил и накормил. Он так заботился о своем питомцем, как «ни одна мать не ухаживает за своим ребенком». Оказалось, что за суровой внешностью и могучим телосложением скрывается очень доброе, нежное сердце. Герасим назвал собачонку Муму, потому что никакого другого слова, кроме этого мычания, он не мог произнести. Муму всегда с радостью отзывалась на это незамысловатое имя. Герасим с теплотой заботился о собачке, любил её без памяти. Всю свою нерастраченную ласку он подарил этому маленькому преданному существу. А Муму ходила за ним по пятам, беспрекословно слушалась и верно ему служила.

Но недолго пришлось им счастливо вместе жить. Чувствуя свою беспомощность, от безысходности и отчаяния Герасим утопил Муму. Для него это была невосполнимая потеря. Он вырастил её как родного ребенка, и своими же руками ему пришлось её убить. Сердце его дрогнуло, тяжелые слёзы катились из его глаз, но он в тот момент не видел другого выхода.

После гибели собачки Герасим больше не мог вынести своего заточения в городе. Он проявляет решительность, которая раньше ему была несвойственна, и возвращается в родную деревню. Хотя он прекрасно понимает, то за подобное своеволие - побег - ему грозит тяжелое наказание: каторга или даже смерть.

Мне жаль Герасима. Судьба была к нему сурова. Лишенный дара слуха и речи, он оказался лишенным всего, что было дорого его сердцу, доставляло ему радость и утешение. И всё же я не совсем понимаю героя рассказа: почему он всё-таки решил утопить бедное животное. Наверняка, можно было найти какой-то выход. Например, отдать её в добрые руки. Какие мысли и переживания терзали Герасима и почему он совершил свой жестокий поступок, нам, к сожалению, уже не узнать.

ПРОТОТИПЫ ГЕРОЕВ РАССКАЗА "МУМУ" Интересные факты создания самого известного произведения выдающегося русского писателя Рассказ "Муму" основан на реальных событиях, произошедших в семье самого автора, Ивана Сергеевича Тургенева. Прототипы Герасима и барыни ************************************** Известно, что прототипом Герасима из рассказа "Муму" является немой дворник Андрей, служивший у матери Тургенева, помещицы Варвары Петровны Тургеневой. Родственники Тургенева в своих мемуарах подтверждают, что именно Андрей стал прототипом Герасима. Прототипом старой барыни стала мать Тургенева. Об этом свидетельствуют мемуары сестры Тургенева, В. Н. Житовой. Из воспоминаний В. Н. Житовой о дворнике Андрее, о матери писателя и других прототипах героев "Муму": "...Каждое почти лето Варвара Петровна отправлялась по деревням...В одну из таких поездок, приехали мы в Сычево <...> Подъезжая к деревне, Варвара Петровна и все мы были поражены необыкновенным ростом одного пашущего в пол крестьянина. Варвара Петровна велела остановить карету и подозвать этого великана. Долго звали его издалека, наконец, подошли к нему ближе, и на все слова и знаки, которые к нему относились, он отвечал каким-то мычанием. Оказалось, что кто был глухонемой от рождения. Призванный сычевский староста объявил, что немой Андрей трезвый, работящий и необыкновенно во всем исправный мужик, несмотря на свой природный недостаток. Но мне кажется, что, исключая роста и красоты Андрея, этот недостаток, как придающий ему ещё более оригинальности, и пленил Варвару Петровну. Она тут же решила взять немого во двор, в число своей личной прислуги и в звании дворника. И с этого дня он получил имя Немой. ...расспросила я очевидцев и узнала, что он действительно сначала сильно грустил. Да! Надо было иметь ту любовь и то участие к крепостному люду, которое имел наш незабвенный Иван Сергеевич, чтобы дорываться так до чувства и до внутреннего мира нашего простолюдина! Узнал же он, однако, что Немой скучал и плакал, а мы все даже и внимания не обратили. Но утешительно то, что Немой, вероятно, не долго печалился, потому что до несчастного случая с Муму, он был всегда почти весел и изъявлял в особенности очень сильную привязанность в барыне своей, которая, в свою очередь, была к нему особенно благосклонна. Варвара Петровна щеголяла своим гигантом-дворником. Одет он был всегда прекрасно, и кроме красных кумачовых рубашек никаких не носил и не любил; зимой красивый полушубок, а летом плисовая поддевка или синий армяк. В Москве зеленая блестящая бочка и красивая серая в яблоках заводская лошадь, с которыми Андрей ездил за водой, были очень популярны у фонтана близ Александровского сада. Там все признали Тургеневского Немого, приветливо его встречали и объяснялись с ним знаками. Замечательно огромное, но совершенно пропорциональное с его гигантским ростом, лицо Андрея всегда сияло добродушной улыбкой. Сила его была необыкновенная, а руки так велики, что когда ему случалось меня брать на руки, я себя чувствовала точно в каком экипаже <...> ...я в первый раз увидала Муму. Крошечная собачка, белая с коричневыми пятнами, лежала на кровати Андрея <...> ...Всем известна печальная участь Муму, с тою только разницей, что привязанность Андрея к своей барыне осталась все та же. Как ни горько было Андрею, но он остался верен своей госпоже, до самой ее смерти служил ей, и кроме нее никого своей госпожой признавать не хотел... ...он показал пальцем на свою барыню и ударил себя в грудь, что на его языке значило, что он ее очень любить. Он ей даже простил смерть своей Муму! Но замечательно, что после трагического конца своей любимицы, он ни одной собаки никогда не приласкал... Весь рассказ Ивана Сергеевича об этих двух несчастных существах не есть вымысел. Вся эта печальная драма произошла на моих глазах..." (В. Н. Житова "Воспоминания о семье И. С. Тургенева", 1884 г.) Родственница писателя Е. Н. Конусевич также указывает на то, что крепостной крестьянин Андрей являлся прообразом Герасима: "...дворником в Спасском, возил воду, колол дрова, топил в доме печи..." "...красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал десять пудов..." (Конусевич Е. Н. "Воспоминания")

Рассказ "Муму" является одним из самых известных произведений выдающегося русского писателя И. С. Тургенева.
Рассказ "Муму" основан на реальных событиях, произошедших в семье самого автора, И. С. Тургенева.
Прототипы Герасима и барыни Известно, что прототипом Герасима из рассказа "Муму" является немой дворник Андрей, служивший у матери Тургенева, помещицы Варвары Петровны Тургеневой. Родственники Тургенева в своих мемуарах подтверждают, что именно Андрей стал прототипом Герасима.


Прототипом старой барыни стала мать Тургенева. Об этом свидетельствуют мемуары сестры Тургенева, В. Н. Житовой.
Ниже представлены фрагменты из воспоминаний В. Н. Житовой о дворнике Андрее, о матери писателя и других прототипах героев "Муму": "...Каждое почти лето Варвара Петровна отправлялась по деревням (технический термин), т. е. предпринималась на долгих поездка в имения Орловской, Тульской и Курской губерний <...> В одну из таких поездок, приехали мы в Сычево <...>
Подъезжая к деревн, Варвара Петровна и все мы были поражены необыкновенным ростом одного пашущего в пол крестьянина. Варвара Петровна велела остановить карету и подозвать этого великана. Долго звали его издалека, наконец, подошли к нему ближе, и на все слова и знаки, которые к нему относились, он отвечал каким-то мычанием. Оказалось, что кто был глухонемой от рождения.

Призванный сычевский староста объявил, что немой Андрей трезвый, работящий и необыкновенно во всем исправный мужик, несмотря на свой природный недостаток. Но мне кажется, что, исключая роста и красоты Андрея, этот недостаток, как придающий ему еще более оригинальности, и пленил Варвару Петровну.

Она тут же решила взять немого во двор, в число своей личной прислуги и в звании дворника. И с этого дня он получил имя Немой. Как совершилось это, охотно ли променял Андрей свою крестьянскую работу на более легкую при барском доме - не знаю <...>
...расспросила я очевидцев и узнала, что он действительно сначала сильно грустил. Да! Надо было иметь ту любовь и то участие к крепостному люду, которое имел наш незабвенный Иван Сергеевич, чтобы дорываться так до чувства и до внутреннего мира нашего простолюдина! Узнал же он, однако, что Немой скучал и плакал, а мы все даже и внимания не обратили. Но утешительно то, что Немой, вероятно, не долго печалился, потому что до несчастного случая с Муму, он был всегда почти весел и изъявлял в особенности очень сильную привязанность в барыне своей, которая, в свою очередь, была в нему особенно благосклонна.
Варвара Петровна щеголяла своим гигантом-дворником. Одет он был всегда прекрасно, и кроме красных кумачовых рубашек никаких не носил и не любил; зимой красивый полушубок, а летом плисовая поддевка или синий армяк.
В Москве зеленая блестящая бочка и красивая серая в яблоках заводская лошадь, с которыми Андрей ездил за водой, были очень популярны у фонтана близ Александровского сада. Там все признали Тургеневского Немого, приветливо его встречали и объяснялись с ним знаками.
Замечательно огромное, но совершенно пропорциональное с его гигантским ростом, лицо Андрея всегда сияло добродушной улыбкой. Сила его была необыкновенная, а руки так велики, что когда ему случалось меня брать на руки, я себя чувствовала точно в каком экипаже <...>
...я в первый раз увидала Муму. Крошечная собачка, белая с коричневыми пятнами, лежала на кровати Андрея <...> ...Всем известна печальная участь Муму, с тою только разницей, что привязанность Андрея к своей барыне осталась все та же. Как ни горько было Андрею, но он остался верен своей госпоже, до самой ее смерти служил ей, и кроме нее никого своей госпожой признавать не хотел... <...>
...он показал пальцем на свою барыню и ударил себя в грудь, что на его языке значило, что он ее очень любить. Он ей даже простил смерть своей Муму! Но замечательно, что после трагического конца своей любимицы, он ни одной собаки никогда не приласкал... <...>
Весь рассказ Ивана Сергеевича об этих двух несчастных существах не есть вымысел. Вся эта печальная драма произошла на моих глазах..." (В. Н. Житова "Воспоминания о семье И. С. Тургенева", 1884 г.)
Родственница писателя Конусевич Е. Н. также указывает на то, что крепостной крестьянин Андрей являлся прообразом Герасима: "...дворником в Спасском, возил воду, колол дрова, топил в доме печи..." "...красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал десять пудов..." (Конусевич Е. Н. "Воспоминания")

Прототип Капитона Климова
Оказывается, что у второстепенного персонажа Капитона Климова тоже был прототип. В 1846 и 1847 гг. барыня Варвара Петровна Тургенева (прототип барыни) вела особую книгу. В эту книгу она записывала плохие поступки своих слуг. В этой книге ("Книге для записывания неисправностей моих людей...") есть имеется запись, из которой видно, что среди слуг В. П, Тургеневой действительно числился пьяница по имени Капитон: "
...Капитон вчера явился ко мне, от него так и несет вином, невозможно говорить и приказывать — я промолчала, скучно всё то же повторять..." (В. П. Тургенева)
Прототип Дяди Хвоста У Дяди Хвоста, героя рассказа "Муму", также был прототип. Об этом пишет сестра писателя, В. Н. Житова, в своих мемуарах. Прообразом Дяди Хвоста стал буфетчик Антон Григорьевич, живший в Спасском:
"...старый буфетчик, Антон Григорьевич {Известный в Муму под именем Дядя Хвост - человек замечательной трусости.}..." (В. Н. Житова "Воспоминания о семье И. С. Тургенева", 1884 г.)
Прототипа лекаря Харитона По словам исследователей, прототипом лекаря Харитона в "Муму" является сводный брат писателя - П. Т. Кудряшов. (По материал книги "В. Н. Житова и ее воспоминания" Т. Н. Волковой.)

Прототипы героев рассказа "Муму" Тургенева
=======================================
Рассказ "Муму" является одним из самых известных произведений выдающегося русского писателя И. С. Тургенева.
Рассказ "Муму" основан на реальных событиях, произошедших в семье самого автора, И. С. Тургенева.
Прототипы Герасима и барыни.
Известно, что прототипом Герасима из рассказа "Муму" является немой дворник Андрей, служивший у матери Тургенева, помещицы Варвары Петровны Тургеневой. Родственники Тургенева в своих мемуарах подтверждают, что именно Андрей стал прототипом Герасима.
Прототипом старой барыни стала мать Тургенева. Об этом свидетельствуют мемуары сестры Тургенева, В. Н. Житовой.
Ниже представлены фрагменты из воспоминаний В. Н. Житовой о дворнике Андрее, о матери писателя и других прототипах героев "Муму": "...Каждое почти лето Варвара Петровна отправлялась по деревням (технический термин), т. е. предпринималась на долгих поездка в имения Орловской, Тульской и Курской губерний В одну из таких поездок, приехали мы в Сычево
Подъезжая к деревне, Варвара Петровна и все мы были поражены необыкновенным ростом одного пашущего в пол крестьянина. Варвара Петровна велела остановить карету и подозвать этого великана. Долго звали его издалека, наконец, подошли к нему ближе, и на все слова и знаки, которые к нему относились, он отвечал каким-то мычанием. Оказалось, что кто был глухонемой от рождения.
Призванный сычевский староста объявил, что немой Андрей трезвый, работящий и необыкновенно во всем исправный мужик, несмотря на свой природный недостаток. Но мне кажется, что, исключая роста и красоты Андрея, этот недостаток, как придающий ему еще более оригинальности, и пленил Варвару Петровну.
Она тут же решила взять немого во двор, в число своей личной прислуги и в звании дворника. И с этого дня он получил имя Немой. Как совершилось это, охотно ли променял Андрей свою крестьянскую работу на более легкую при барском доме - не знаю
...расспросила я очевидцев и узнала, что он действительно сначала сильно грустил. Да! Надо было иметь ту любовь и то участие к крепостному люду, которое имел наш незабвенный Иван Сергеевич, чтобы дорываться так до чувства и до внутреннего мира нашего простолюдина! Узнал же он, однако, что Немой скучал и плакал, а мы все даже и внимания не обратили. Но утешительно то, что Немой, вероятно, не долго печалился, потому что до несчастного случая с Муму, он был всегда почти весел и изъявлял в особенности очень сильную привязанность в барыне своей, которая, в свою очередь, была в нему особенно благосклонна.
Варвара Петровна щеголяла своим гигантом-дворником. Одет он был всегда прекрасно, и кроме красных кумачовых рубашек никаких не носил и не любил; зимой красивый полушубок, а летом плисовая поддевка или синий армяк.
В Москве зеленая блестящая бочка и красивая серая в яблоках заводская лошадь, с которыми Андрей ездил за водой, были очень популярны у фонтана близ Александровского сада. Там все признали Тургеневского Немого, приветливо его встречали и объяснялись с ним знаками.
Замечательно огромное, но совершенно пропорциональное с его гигантским ростом, лицо Андрея всегда сияло добродушной улыбкой. Сила его была необыкновенная, а руки так велики, что когда ему случалось меня брать на руки, я себя чувствовала точно в каком экипаже
...я в первый раз увидала Муму. Крошечная собачка, белая с коричневыми пятнами, лежала на кровати Андрея...Всем известна печальная участь Муму, с тою только разницей, что привязанность Андрея к своей барыне осталась все та же. Как ни горько было Андрею, но он остался верен своей госпоже, до самой ее смерти служил ей, и кроме нее никого своей госпожой признавать не хотел...
...он показал пальцем на свою барыню и ударил себя в грудь, что на его языке значило, что он ее очень любить. Он ей даже простил смерть своей Муму! Но замечательно, что после трагического конца своей любимицы, он ни одной собаки никогда не приласкал...
Весь рассказ Ивана Сергеевича об этих двух несчастных существах не есть вымысел. Вся эта печальная драма произошла на моих глазах..." (В. Н. Житова "Воспоминания о семье И. С. Тургенева", 1884 г.)
Родственница писателя Конусевич Е. Н. также указывает на то, что крепостной крестьянин Андрей являлся прообразом Герасима: "...дворником в Спасском, возил воду, колол дрова, топил в доме печи..." "...красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал десять пудов..." (Конусевич Е. Н. "Воспоминания")

Прототип Капитона Климова
Оказывается, что у второстепенного персонажа Капитона Климова тоже был прототип. В 1846 и 1847 гг. барыня Варвара Петровна Тургенева (прототип барыни) вела особую книгу. В эту книгу она записывала плохие поступки своих слуг. В этой книге ("Книге для записывания неисправностей моих людей...") есть имеется запись, из которой видно, что среди слуг В. П, Тургеневой действительно числился пьяница по имени Капитон: "
...Капитон вчера явился ко мне, от него так и несет вином, невозможно говорить и приказывать - я промолчала, скучно всё то же повторять..." (В. П. Тургенева)
Прототип Дяди Хвоста У Дяди Хвоста, героя рассказа "Муму", также был прототип. Об этом пишет сестра писателя, В. Н. Житова, в своих мемуарах. Прообразом Дяди Хвоста стал буфетчик Антон Григорьевич, живший в Спасском:
"...старый буфетчик, Антон Григорьевич {Известный в Муму под именем Дядя Хвост - человек замечательной трусости.}..." (В. Н. Житова "Воспоминания о семье И. С. Тургенева", 1884 г.)
Прототипа лекаря Харитона По словам исследователей, прототипом лекаря Харитона в "Муму" является сводный брат писателя - П. Т. Кудряшов. (По материал книги "В. Н. Житова и ее воспоминания" Т. Н. Волковой.)

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества

Произведение «Муму» было написано Тургеневым в 1852 году. Согласно свидетельству современников писателя, в его основу легли реальные события, которые имели место в доме Варвары Тургеневой - матери самого писателя. Случай этот произвел неизгладимое впечатление на автора. И после этого он создал небольшое произведение, которое показалось критикам очень милым, печальным и трогательным. Но для самого Тургенева история эта была действительно страшна.

Общая характеристика

Описание Герасима из рассказа «Муму» можно начать со знакомства с главным героем. Основное действующее лицо произведения - глухонемой дворник по имени Герасим, который служит у престарелой барыни. Практически с первых строк своего произведения писатель выделяет Герасима из остальной прислуги. Описывая своего персонажа, Тургенев подчеркивает такие его качества, как трудолюбие и сила. Он выполняет всю работу по дому, во дворе, а также на конюшне, а по ночам занимается караулом. Герасим - это обычный деревенский мужик. Он является крепостным крестьянином.

Несмотря на природный недостаток мужика, он обладает большой физической силой, что необходимо упомянуть в описании Герасима из рассказа «Муму». Обычно он замкнут и угрюм. Даже по его лицу сложно определить, что он переживает. И его суровость, по-видимому, была такой же врожденной, как и глухота. Также главный герой не понимал шуток окружающих. Описание Герасима из рассказа «Муму» в этом отношении можно дополнить цитатой из произведения. Над ним «глумиться не все решались: шуток он не любил». Даже дворовые побаивались дворника. Во всем главный герой любил порядок. И даже петухи не смели вступать в драку при Герасиме. Он живет в маленькой каморке, расположенной над кухней. Все в этой каморке он устраивает по собственному вкусу.

Внешность

Описание внешности Герасима из рассказа «Муму» должно содержать в себе ту информацию, которую дает писатель в своем произведении. Главного персонажа Тургенев описывает как степенного и важного богатыря. Его рост составляет 12 вершков (или же 195,5 см). Походку Герасима Тургенев описывает с помощью таких определений: «твердая», «тяжелоступная», «неверная». Лицо его бывает «радостным», или «безжизненным», «окаменелым». Одет Герасим в кафтан, тулуп, а также сапоги.

Описание Герасима из рассказа «Муму»: качества характера

На протяжении всего рассказа читатель имеет возможность наблюдать, что в каждой ситуации главный героя сохраняет свои лучшие качества - честность, любовь к работе, умение искренне любить. Герасим всегда до последнего держит свое слово. Он также наделен глубоким чувством собственного достоинства. В этом и заключается его нравственно-духовное превосходство над остальными обитателями двора.

К кому Герасим был привязан душой

Краткое описание Герасима из рассказа «Муму» должно также содержать небольшой очерк о его душевных привязанностях, ведь это свидетельствует об умении любить, свойственном главному персонажу. Герасиму из всех обитателей двора больше всего по душе Татьяна - женщина с добрым и кротким характером, возраст которой составляет порядка 28 лет. Герасим относится к ней любезно, оказывая знаки внимания и не давая никому ее в обиду. После того как злая барыня распорядилась, чтобы Татьяну выдали замуж за пьяницу, Герасиму стало совсем тоскливо. Он находит щенка с интересным окрасом - белая собачка покрыта черными пятнами. Только с этим щенком Герасим чувствует себя счастливым. Собачку он называет Муму. Герасим заботится о ней, словно о собственном ребенке.

Краткое описание каморки Герасима из рассказа «Муму»

Многое можно сказать о главном персонаже, исходя из описания его каморки. Тургенев пишет о том, что Герасим соорудил для себя кровать из дубовых досок. Ее писатель называет «истинно богатырской». В углу стоит стол, а около стола - прочный «стул на трех ножках». Стул настолько прочно сделан, что сам Герасим иногда поднимает его, специально роняет и ухмыляется. Под кроватью находится тяжелый сундук. Каморка крепостного запирается на замок.

Поступки главного героя

Обычно время, когда школьникам задают на дом подготовить описание Герасима из рассказа «Муму», - 5 класс. В этом возрасте учащиеся уже могут понять те непростые события из жизни русского крестьянина, о которых рассказывает произведение Тургенева. Крепостной работает за четверых. Несмотря на такой труд, барыню даже это не устраивает. Она хочет полностью распоряжаться жизнью своих крепостных.

Сначала она выдает замуж свою горничную по имени Татьяна за башмачника, злоупотребляющего спиртным. А затем требует, чтобы убрали любимую собачку Герасима Муму. Однако главный герой, хотя и является глухонемым, показывает свою несговорчивость. Он топит свою любимую собаку и затем уходит из барского дома, даже не спросив барского разрешения. До конца своих дней Герасим живет бобылем в своей деревне.

Нравственное превосходство персонажа

Несмотря на то что Тургенев сделал своего главного героя немым, фактически таковыми можно назвать всех остальных обитателей двора. Ведь у них не было никаких личных желаний. Неведомо им было и чувство собственного достоинства, они в большей мере походили на рабов. Несмотря на это, Герасим находится в хороших отношениях с челядью.

Описывая характер своего героя, писатель подчеркивает его нравственное превосходство над остальными. В сочинении «Описание Герасима из рассказа «Муму» школьник может указать: главного персонажа Тургенев сравнивает с молодым быком, степенным и гордым гусаком. Для того чтобы еще ярче описать внешность своего героя, Тургенев использует прием гиперболы. Например, Герасим так сокрушительно косит, что мог бы «хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней…». И если своего главного героя писатель сравнивает с могущественным богатырем, то остальная челядь названа Тургеневым «людишками». Все обитатели двора стремились во всем угождать барыне. Они бездумно следовали любым ее приказам, если даже эти действия унижали их или окружающих.