Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Краткое житие. Преподобный Никон Оптинский (Беляев), исповедник. Становление в монашеской жизни

Преподобный Никон, игумен Радонежский, ближайший ученик и преемник преподобного Сергея Радонежского († 1392; память 25 сентября и 5 июля), родился в Юрьеве-Польском. Услышав об ангельской жизни Радонежского чудотворца, отрок пришел к преподобному Сергию и просил постричь его в иноческий образ.

Провидел чистоту и благоразумие отрока и дал ему испытание – послал к своему ученику преподобному Афанасию Высоцкому († после 1401; память 12 сентября). Но и преподобный Афанасий не сразу принял его.

Лишь видя неотступность отрока, он постриг его в иноческий чин. Преподобный Никон, живя у него, упражнялся в молитве, изучал Священное Писание и преуспевал в добродетели и чистоте. Когда он достиг совершеннолетия, то был рукоположен в сан священника.

Через некоторое время преподобный Афанасий благословил его увидеться с преподобным Сергием. Преподобный Сергий, весело взглянув на него, сказал: «Хорошо, что ты пришел, чадо Никон», и любезно принял его. Он повелел преподобному Никону служить братии. Целые дни проводил ученик в монастырских делах, а ночи – в молитвенных беседах с Богом. Преподобный Сергий утешался его жизнью.

Получив о нем особое извещение, преподобный Сергий повелел ученику пребывать с собой в одной келлии, чтобы сделать его участником духовного преуспеяния. Он с любовью поучал его и много разъяснял сущность духовной жизни. Преподобный Сергий поставил преподобного Никона сначала на должность помощника настоятеля, а за шесть месяцев до своего преставления, когда предался безмолвию, назначил ученика своим преемником.

После преставления преподобного Сергия († 25 сентября 1392) он с любовью поддерживал все, что было установлено основателем обители. Он имел обыкновение обходить все монастырские службы, но никогда не оставлял и общих дел, трудясь наравне с братией. Но бремя настоятельства тяготило преподобного Никона. Вспоминая свою безмолвную жизнь сначала в Серпуховском Высоцком монастыре, а затем с преподобным Сергием, он оставил настоятельство и уединился в особую келлию.

Шесть лет обителью руководил преподобный (†1407, память 3 декабря). В 1400 году он основал свой монастырь под Звенигородом, и братия умолила преподобного Никона снова принять настоятельство. Он согласился, но назначил себе на каждый день известное время для безмолвия, чтобы наедине предстоять Богу.

Когда разнесся слух о нашествии на Русскую землю хана Едигея (1408), преподобный Никон усердно молился Богу о сохранении обители. В тонком сне ему явились святители Московские Петр († 1326; память 21 декабря) и Алексий († 1378; память 12 февраля) с преподобным Сергеем и сказали, чтобы он не скорбел о разорении обители, которая не запустеет, а еще более распространится. Иноки ушли из обители, захватив святыни и келейные вещи, а когда вернулись, то увидели, что их возлюбленное место обращено в пепелище.

Но преподобный Никон не впал в уныние, а подвиг братию на новые труды. Прежде всего был построен деревянный храм во Имя Пресвятой Живоначальной Троицы и освящен в 1411 году в день преставления преподобного Сергия, 25 сентября. Обитель восстанавливалась, и преподобный Никон предпринял построение каменной церкви над гробом своего духовного отца преподобного Сергия. Во время копания рвов для фундамента 5 июля 1422 года были обретены нетленные мощи преподобного Сергия.

При общей радости святые мощи положили в новую раку и поставили в перенесенную на новое место деревянную церковь (ныне на этом месте храм в честь Сошествия Святого Духа). Новую каменную церковь преподобный Никон воздвиг во Имя споспешествовавшего ему в этом в Троице славимого Бога, в память и похвалу духовному отцу своему, святые мощи которого он перенес в новосозданный храм.

Для украшения храма преподобный Никон пригласил лучших иконописцев, преподобных иноков Андрея (Рублева) и Даниила (Черного). Тогда и написал икону Живоначальной и Пресвятой Троицы, воплотив в ней то, что было открыто Преподобному Сергию.

До конца жизни заботился преподобный Никон об устроении Троицкой церкви. В предсмертном видении ему было показано место будущего упокоения вместе с преподобным Сергием. Он призвал братию и дал ей наставления. Причастившись Пречистого Тела Христова и Честной Крови Его, преподобный Никон дал братии последнее благословение и сказал: «Пойди, душе моя, туда, где тебе уготовано пребывать, пойди с радостию: Христос зовет тебя». Осенив себя крестным знамением, преподобный Никон скончался 17/30 ноября 1426 года. Он был погребен близ раки преподобного Сергия.

При святителе Ионе (1448 – 1461) иеромонах Пахомий Логофет написал службу и житие преподобного Никона, а в 1547 году ему было установлено повсеместное празднование. В 1548 году над гробом преподобного Никона была построена церковь его имени, а в 1623 году на ее месте устроена новая, в которой и почивают под спудом святые мощи преподобного Никона.

НИКОНУ РАДОНЕЖСКОМУ
Тропарь, глас 1

Послушания добрый рачитель быв, / преподобне Никоне приснопамятне, / церковь бо прекрасну Святыя Троицы в похвалу отцу твоему воздвигл еси. / Темже и мы, чада твоя, любовию вопием ти: / слава Давшему ти крепость, / слава Венчавшему тя, / слава Действующему тобою всем исцеления.

Иной тропарь Сергию и Никону, Радонежским, глас 8

Яко трисветлаго солнца светозарныя звезды, / Тройческим светом озаряета сердца верных, / сосуды Света Пресвятыя Троицы явльшеся, / и предивным вашим житием иноком бысте твердии законоположителие, / и церквам благолепие, и благоверным, и святителем, и всем людем, / вся бо демонския скверны отгнавше отсюду / вашими чистыми учении и делы, / добре упасосте стадо, собранное вами, / но и ныне молим вас: посещайте чад своих, / яко имущие дерзновение ко Святей Троице, / Богомудре, Сергие с чудным учеником своим Никоном, / и молите Христа Бога да спасет души наша.

Кондак, глас 4

Духовному твоему настоятелю, отче Никоне, всячески прилепився / и от него наставляемь, / во всем Христови поработився, / монахов был еси чиноначальник и преподобных сожитель, / с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

Иной кондак Сергию и Никону, Радонежским, глас 8

В постницех приобщившеся Великому Антонию / и Евфимию Иерусалимскому поревновавше в подвизех, / яко Ангели, на земли явистеся, / просвещающе, преподобнии, верных сердца / Божественными знамении и чудесы повсегда, / сего ради радостно вас почитаем и любовию вопием вам: / радуйтеся, преподобнии отцы, Сергие и Никоне, / постником удобрение и всея Российския земли великое утверждение.

Вконтакте

] и 5 июля), родился в XIV веке в Юрьеве-Польском. Услышав об ангельской жизни радонежского чудотворца, отрок пришел к преподобному Сергию и просил постричь его в иночество. Авва Сергий, провидя чистоту и благоразумие отрока, послал его для испытания к своему ученику, преподобному Афанасию Высоцкому († после 1401, память 12 сентября). Но и преподобный Афанасий не сразу принял юного подвижника. Духом Святым прозревая в нем будущее, святой старец поучал отрока: "Иноки называются добровольными мучениками. Святые мученики многие в один час пострадали и скончались, а иноки каждый день терпят страдания, не от мучителей, но внутри от естества собственной плоти и от врагов мысленных бывают боримы и до последнего издыхания страдают. Чадо, если приступаешь работать Господу, уготовь душу свою терпеть искушения и страдание и, если это претерпишь, то получишь великое мздовоздаяние на Небе". После этих слов преподобный Афанасий исполнил желание отрока и постриг в иночество. Преподобный Никон учился у опытного подвижника умному деланию, изучал Священное Писание и преуспевал в добродетели и чистоте. По достижении совершенного возраста, он был возведен в сан иеромонаха. Через некоторое время преподобный Афанасий благословил его вновь увидеться с аввой Сергием. Радонежский игумен с радостью встретил священноинока и сказал: "Хорошо, что ты пришел, чадо Никон", - с любовью принял его и повелел служить братии. Целые дни проводил преподобный Никон в монастырских трудах, а ночи - в молитвенных беседах с Богом. Преподобный Сергий утешался духовным преуспеянием смиренного послушника, который с усердием принимал наставления и поучения, ибо искренно желал быть подобным своему великому старцу. В лице своего учителя он видел образ Христа и всегда мыслил себя предстоявшим Богу, каждое послушание духоносного Сергия он принимал с верой и исполнял без промедления. Предвидя особую благодать в любимом ученике, преподобный Сергий повелел пребывать ему с собой в одной келлии. Желая видеть в подвижнике соучастника духовного делания, авва Сергий с любовью поучал его добродетели и разъяснял сущность духовной жизни. Видя духовную зрелость и опытность ученика, строгий игумен поставил преподобного Никона сначала на должность помощника настоятеля, а за шесть месяцев до своего преставления, перед удалением для безмолвия в затвор, назначил его своим преемником. После блаженной кончины любимого учителя († 25 сентября 1392 года) преподобный Никон с любовью поддерживал все, что было установлено преподобным Сергием. По обычаю он обходил все монастырские службы, никогда не оставляя общих дел, трудился наравне с братией, о которой постоянно заботился, и отечески, с любовью поучал всех не ослабевать в молитве, но подвизаться каждому по мере сил. Если он видел их преуспевание в духовном делании, то радовался о своих чадах, а когда замечал нерадение о спасении, то скорбел и обращался к виновным с напоминанием об иноческих обетах: "Попекитесь, братия, о своем спасении, ведь мы отверглись мира ради заповеди Божией, поэтому следует нам, посвятившим себя Богу, внимать одной только Его воле, чтобы не лишиться вечного спасения". Подобные наставления получали и многочисленные миряне, приходившие к благодатному игумену из различных городов и селений. Но бремя настоятельства тяготило преподобного Никона. Вспоминая свою безмолвную жизнь сначала в Серпуховском Высоцком монастыре, а затем совместные подвиги с преподобным Сергием, он оставил настоятельство и уединился в особую келлию. Шесть лет обителью руководил вновь избранный игумен преподобный Савва Сторожевский († 1407, память 3 декабря). Однако в 1400 году преподобный Савва основал свой монастырь под Звенигородом, и братия умолила преподобного Никона снова принять настоятельство. Богоносный старец согласился, но назначил себе на каждый день известное время для безмолвия, чтобы наедине предстоять Богу.

В 1408 году на Русскую землю обрушилось нашествие татарского хана Едигея. В то тяжелое время преподобный Никон усердно молился Богу о сохранении обители. В тонком сне ему явились святители Московские Петр († 1326, память 21 декабря) и Алексий († 1378, память 12 февраля) с преподобным Сергием и сказали, чтобы он не скорбел о разорении обители, которая не запустеет, а еще более распространится. Иноки ушли из обители, захватив святые книги и необходимые келейные вещи, а когда возвратились, то увидели, что их возлюбленное место обращено в пепелище. Преподобный Никон не впал в уныние, а подвиг братию на новые труды. Прежде всего, был построен деревянный храм во Имя Пресвятой Живоначальной Троицы и освящен в 1412 году в день памяти преставления Преподобного Сергия, 25 сентября. Обитель восстанавливалась, и преподобный Никон предпринял построение каменной церкви над гробом своего духовного отца. Во время копания рвов для фундамента, 5 июля 1422 года были обретены нетленные мощи преподобного Сергия и с радостью перенесены братией в новую, деревянную церковь (ныне на этом месте храм в честь Сошествия Святого Духа), рядом с которой вскоре воздвигли белокаменный храм во славу Пресвятой Троицы. Для украшения этого храма преподобный Никон пригласил лучших иконописцев: преподобных иноков Андрея Рублева († около 1427 года) и Даниила Черного. В это время преподобным Андреем была написана икона Живоначальной и Пресвятой Троицы, величайшее творение русского иконописца, воплотившее то, что было открыто преподобному Сергию. О благоустроении Троицкого храма преподобный Никон не переставал заботиться до конца жизни. Накануне блаженной кончины Господь в откровении указал ему место будущего упокоения вместе с преподобным Сергием. Причастившись Святых Христовых Тайн, преподобный Никон дал братии последнее наставление и благословение и сказал: "Пойди, душе моя, туда, где тебе уготовано пребывать, пойди с радостию: Христос зовет тебя". Осенив себя крестным знамением, преподобный Никон отошел к Богу 17 ноября 1426 года и после отпевания был погребен близ раки преподобного Сергия.

При святителе Ионе (1448-1461 гг.) иеромонах Пахомий Логофет написал службу и житие преподобного Никона, а в 1547 году ему было установлено повсеместное празднование. В 1548 году над гробом преподобного Никона была построена церковь его имени, а в 1623 году на ее месте создан новый храм, в котором находятся святые мощи преподобного Никона. В 1976 году в Троице-Сергиевой Лавре торжественно отмечалось 550-летие преставления преподобного Никона, игумена Радонежского.

Преподобный Никон Радонежский – одна из самых удивительных личностей в истории русского православия. Совершенный ученик совершенного учителя – так теперь называют его потомки. С первых же дней своего решения прийти в обучение и следовать духовному подвигу великого святого учителя русского христианства Сергия Радонежского он неукоснительно являл пример смирения перед Господом, перед своими учителями, подавая его братии Троицкой обители (нам она теперь известна как Свято-Троицкая Сергиева лавра).

Преподобный Никон родился в 1350 году в Юрьеве-Польском. Он происходил из благочестивой и богопочитающей семьи и с детства усвоил все христианские добродетели.

Поскольку Юрьев-Польский находится недалеко от Радонежа, где находилась обитель под игуменством преподобного Сергия, юноша с малых лет был наслышан о его духовных подвигах. Эта любовь, это желание во всем следовать преподобному были столь велики, что он молил Бога дать ему возможность увидеть святого Сергия и следовать ему в жизни как ученику во славу Божию.

Через некоторое время он оставил родительский дом и ушел в Радонеж, стремясь попасть в обучение преподобному Сергию. Но тут случилось непредвиденное – когда Никон упал в ноги к преподобному Сергию с просьбой постричь его в иноки и оставить в своей обители, его будущий учитель сразу в ученики его не принял. Конечно, старец в его святой прозорливости видел, что к нему пришел ученик с чистым богобоязненным и боголюбивым сердцем, однако понимал – чтобы находиться молодому человеку среди умудренной братии, надо, чтобы семена духовные легли в подготовленное к тому сердце. И он подверг его испытанию через смирение и послушание, отослав к другому своему ученику – Афанасию Высоцкому, который основал в свое время Серпуховской монастырь.

Смирение, с которым принял преподобный Никон такое разочарование в надеждах достойно называться духовным подвигом, – достойно подражания. Посмотрим на себя: как часто, не получив желаемого, мы раздражаемся, гневаемся. А юноша Никон беспрекословно удалился в Высоцкий (Серпуховской) монастырь к блаженному Афанасию.

Но и тот принял его не без испытаний. Он рассказал ему о трудностях и лишениях иноческой жизни, которые не всякий может выдержать, говорил, что иноки – добровольные мученики, что испытания духа тяжелей, чем испытания плоти. Юноша и сейчас не отступился от своего желания служить Богу, как ни уговаривал его святой Афанасий. И видя такое смирение и кроткое упорство, блаженный Афанасий согласился на постриг Никона. Так будущий преподобный ученик преподобного учителя получил иноческий сан.

Находясь в научении у Афанасия Высоцкого, Никон преуспевал во всем – изучении Священного Писания, в молитвах, постах, бдении. Афанасий полюбил его отеческой любовью и во всем помогал его духовному возрастанию.

После наступления совершеннолетия инока Никона и блаженный Афанасий, и вся монастырская братия решили, что он достоин принятия священнического сана. После рукоположения преподобный Никон стал являть еще большее подвижничество, но, пробыв еще немного в обители, опять загорелся желанием находиться рядом с преподобным Сергием Радонежским, чтобы во всем следовать ему. Он горячо просил Афанасия отпустить его из обители, и старец не стал его удерживать, а благословил и отпустил.

И снова пришел преподобный Никон к преподобному Сергию и, поклоняясь, просил оставить его при себе в Троицкой обители, и на этот раз преподобный согласился. Преподобный Никон так трудился во славу Господню, с таким рвением выполнял любое данное ему послушание, являл такие примеры смирения и преуспевал в молитвенном бдении, что преподобный Сергий взял его к себе в келью, где оба – учитель и ученик – проводили многие часы за беседами, в которых преподобный Сергий передал Никону едва ли не всё, чем владел сам, весь свой величайший духовный опыт, мудрость. Эти знания ложились в душу ученика, которому Господь в полной мере отпустил великий дар – дар ученичества.

За полгода до своего ухода из земной жизни преподобный Сергий удалился в затвор, оставив вместо себя преподобного Никона. Когда преподобного Сергия Радонежского не стало, и преподобный Никон недолго был игуменом. Вскоре он оставил братию на попечение преподобного Саввы Сторожевского, а сам, следуя примеру учителя, также ушел в затвор, для уединенных и безмолвных молитв.

Но через шесть лет звенигородский князь Юрий Дмитриевич, сын благоверного князя Дмитрия Донского, обратился к преподобному Савве с просьбой о переселении в Звенигород. Тот согласился, удалился в Звенигород, где основал Саввино-Сторожевский монастырь.

Тогда братия пришла в место, где находился в отшельничестве преподобный Никон, и начала уговаривать его вернуться к игуменству, говоря, что нехорошо печься только о своем спасении, что обитель нуждается в нем, и преподобный вернулся, как бы ни хотелось ему оставаться в молитве и безмолвии, и в этом тоже был подвиг послушания. Он продолжил труды в монастыре, как и прежде участвуя во всех делах наравне с другими монахами, обходя все места, где они трудились, наставляя в трудолюбии, порицая с печалью нерадивых, подбадривая всех и являя о братии отеческую любовь и заботу. Еще до затвора весть о новом игумене, как благословение над обителью, распространилась за стены монастыря, и к мудрому последователю преподобного Сергия приходили люди всех званий и сословий, и он никому не отказывал в пастырском слове и совете.

В 1406 году на Русь наступило воинство одного из самых жестоких ханов – Эдигея. Пожары и разорение были уделом мест везде, где появлялись варвары-захватчики. Преподобный Никон неустанно молился преподобному Сергию, чтобы тот молитвами своими защитил от нечестивых Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий, внимая молитвам своего любимого ученика, вместе со святителями Петром и Алексием явился ему, когда тот ненадолго присел отдохнуть и легко задремал, и поведал, что обитель будет разрушена, но чтобы преподобный Никон не предавался огорчению, а набрался мужества, потому что обитель не канет, а укрепится и будет еще шире и прекрасней, чем была.

Так и получилось. Варвары сожгли обитель дотла, а монахи удалились в леса, сумев спасти лишь книги и священные сосуды, которые можно было унести. Это было в 1408 году. Когда разрушители покинули эти места и были побеждены, братия вернулась на пожарище. Преподобный Никон не предавался отчаянию, он начал немедленное восстановление обители. Он собрал рассеявшуюся на время братию, и за три года были возведены все необходимые для жизни монастыря постройки, а к 1411 году возведен и в этот год освящен деревянный храм во имя Живоначальной Троицы.

Затем преподобный с монахами лавры начал возведение каменного храма. Каковы же были чудо и радость, когда при раскопке каменного рва под основание будущего здания открылись мощи преподобного Сергия! Они открылись нетленными, как и одежда, в которую были облачены останки! С великой радостью мощи были подняты и после прославления их положены в раку, которую временно поместили в деревянном храме до построения каменного. Это происходило при большом стечении народа – и духовного, и мирян, а также в присутствии князя звенигородского Юрия Дмитриевича. Как писал митрополит Филарет, обитель прошла огненное очищение, но восстала из пепла, и сам преподобный Сергий явился, чтобы навсегда пребывать здесь.

Каменный храм усилиями искусных архитекторов и строителей и по благословению Божию стал образцом средневекового православного зодчества. Он был богато украшен, а для росписи его были приглашены такие мастера русской иконописи, как Даниил Черный и Андрей Рублев. Большинство исследователей русской иконографии придерживаются мнения, что знаменитая рублевская «Троица» написана им по заказу преподобного Никона в честь его наставника преподобного Сергия Радонежского. Новый храм во имя Живоначальной Троицы был достроен и освящен в 1422 году. Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского была упокоена в нем, здесь она находится и по сей день.

Весть о возвращении преподобного Никона и восстановлении обители разнеслась быстро и далеко. В обитель стали приходить и иноки, и мирские жители. Всех здесь принимали с радостью добрым словом, обитель росла и крепла.

Однако преподобный Никон был уже стар. Он предчувствовал час своей кончины и в этот день собрал всю братию, чтобы дать ей последние наставления. Его завещание – беречь и соблюдать установленный порядок, чин молитвы дневной и ночной, быть трудолюбивыми, не забывать о добродетели безмолвия и нести в себе человеколюбие. Затем он причастился Святых Даров, благословил в последний раз братию и обратился к своей душе: «Изыди, душе моя, где тебе уготовано», осенил себя крестным знамением и отошел с миром ко Господу. Это было 17/30 ноября 1426 (по иным сведениям 1428) года.

Преподобного Никона Радонежского погребли рядом с ракой преподобного Сергия. Позже при митрополите Ионе Московском иеромонах Пахомий Логофет написал житие и акафист преподобному Никону Радонежскому.
В 1527 году митрополит Макарий установил его общецерковное почитание.

Какое чудо произошло

Еще в земной жизни преподобный Никон был награжден Господом даром прозорливости, но и после его преставления известны многие чудеса, связанные с его святым именем.

Вот некоторые из них.

Преподобные Сергий и Никон, будучи близкими в жизни учителем и учеником, и с чудотворением часто являлись вместе. Один москвич Симеон тяжело заболел, так что не мог ни есть, ни пить, ни спать, а только, будто замертво, лежал на постели. Так, лежа, он стал возносить святому Сергию молитву о помощи. Тут перед ним явились два старца, один из них был Никон, которого Симеон узнал, потому что встречался с ним при жизни. Другой был сам преподобный Сергий. Святой Сергий осенил больного крестом и велел преподобному Никону взять икону, которую когда-то Никон подарил Симеону. В этот момент Симеону показалось, что кожа его отстала от тела, а старцы в тот же миг стали невидимы. После этого сразу больной почувствовал, что к нему вернулись силы, он сел на постели и понял, что не кожа сошла с него, а оставила его болезнь. Выздоровевший Симеон горячо возблагодарил святых за чудесное исцеление.

Во время осады поляками и литовцами Троице-Сергиевой лавры ее преподобные игумены также часто являлись осажденной братии, укрепляя ее дух. Когда однажды во время осады среди монахов начались болезни, преподобный Никон явился пономарю Иринарху и сказал, что этой ночью выпадет снег. Пусть, кто болен, натирается этим снегом, и он выздоровеет. Иринарх наутро рассказал с трепетом о своем сновидении. Все, кто был болен, вышли на свежевыпавший снег, с молитвою натерлись им, и болезни их оставили.

Таких чудес было немало, и сегодня все, кто приходит с молитвой к раке преподобного Сергия, где рядом погребен преподобный Никон, по молитвам своим получают исцеление, к ним приходят нужные решения по святым незримым и неслышимым советам преподобных и их молитвам за нас.

Значение иконы

Икона Преподобного Никона Радонежского, с которой на нас смотрят мудрые глаза аскетического лика, напоминает о необходимости всегда и во всем следовать своему долгу, положась на Бога во всем. Даже когда всё происходит не так, как нам хотелось бы, к худшему для нас, когда мы, кажется, что-то теряем бесповоротно в «пожарищах» нашей жизни, надо полагаться на Бога и святых Его, которые и есть наши духовные учителя. А мы только можем у них просить редкостного дара, более редкостного, чем дар учительства, – дара ученичества. Не всем в земной жизни дано обрести своего духовника среди земного священства – об этом тоже приходится молиться, иногда долго и усердно. Но они, святые земли Русской, – всегда с нами, как с нами и преподобные Сергий и Никон Радонежские.

«Повеждь ми ныне вся великая, яже сотвори Елисей» (4 Цар. 8, 4). Так говорил царь израильский отроку - слуге пророка Елисея, человека Божия. Елисей был ученик и служитель великого пророка Илии; но поелику почил на нем дух Илиин, то и его дела сделались велики, жизнь его достопамятна. Подобно сему и преподобный Никон был ученик великого аввы Сергия. И поскольку он был совершенный ученик совершенного учителя, то почил на нем дух наставника его. И Никоново имя еще во время земной жизни его, как изъяснился первый жизнеописатель, «яко освящение некое обносимо было».


Преподобный Никон Радонежский, ученик преподобного Афанасия Старшего и второй игумен Троице-Сергиевой обители на иконе из Высоцкого монастыря.

Преподобный Никон родился и лета детства провел в недалеком месте от обители преподобного Сергия, в городе Юрьеве Польском. В юном возрасте Никон, услышав об ангельской жизни преподобного Сергия и желая последовать ему, пришел к святому Сергию в обитель и просил приобщения к лику монашествующих. Но случилось то, чего не ожидал проситель: преподобный Сергий не принял своего будущего преемника.

Дела святых бывают и в малом велики, и в виде недоразумений премудры. Так некогда преподобный Евфимий Великий не принял в свою лавру будущего основателя лавры и вождя всех палестинских монахов Савву Освященного, пришедшего к нему в юном возрасте, а отослал его в другой подчиненный монастырь к преподобному Феоктисту.


Преподобные Никон Радонежский, Сергий Радонежский, Афанасий Высоцкий и князь Владимир Андреевич Храбрый. Миниатюра вкладной книги Высоцкого монастыря.

Несообразным находил он, к собору, составленному преимущественно из старцев-подвижников, приобщить юношу по возрасту, требующего иногда отдельного руководства. Так, вероятно, рассуждал и преподобный Сергий о юном Никоне, провидя его чистоту и благоразумие, потому решился поставить его в неожиданный подвиг послушания к смирения.

Предвидел прп. Сергий будущую судьбу Никона и хотел, чтобы тот, кому суждено младшему начальствовать над старейшими подвижниками лавры, явился им, по крайней мере не юношей, а уже в пресвитерском сане. Таким образом авва послал юношу в монастырь к ученику своему Афанасию Высоцкому (+ после 1401 г.; память 12/25 сентября).


Сергий Радонежский и Никон Радонежский. Из статьи Шамордино, вышитые иконы монастыря .

Заметим начальный, но уже не маловажный подвиг Никона. Он знал святость и премудрость прп. Сергия и в нем именно надеялся найти для себя совершенного руководителя. А прп. Афанасия, по всей вероятности, он не знал и не мог иметь к нему такой веры, какую имел к Сергию. Кто в подобных обстоятельствах не был бы в искушении сделать возражение наставнику? Но Никон не прекословил. Он согласился быть в удалении от прп. Сергия, и тем совершил подвиг послушания и самоотвержения; согласился быть учеником ученика, и тем совершил подвиг смирения. И как подвиг его награжден впоследствии! Никто не пользовался такой близостью к прп. Сергию, как сей, из послушания удалившийся от него. Таков жребий беспрекословного послушника. Он еще ничего не сделал, а уже совершил подвиг и обеспечил себе награду.

И прп. Афанасий не без испытания принял Никона. Духом Святым прозревая в нем будущее, святой старец устрашал его трудностями монашеского жития: «Иноки называются добровольными мучениками. Святые мученики многие в один час пострадали и скончались, а иноки каждый день терпят страдания, не от мучителей, но внутри от естества собственной плоти и от врагов мысленных бывают боримы и до последнего издыхания страдают. Чадо, если приступаешь работать Господу, уготовь душу свою терпеть искушения и страдания, и если это претерпишь, то получишь великое мздовоздаяние на небе». Но видя его твердую решимость на все требуемое и слезы, принял его и облек в иноческий образ. Прп. Никон следовал руководству опытного подвижника, как бы самого прп. Сергия: учился умному деланию, изучал Священное Писание и преуспевал в добродетели и чистоте. По достижении совершенного возраста он был возведен в сан иеромонаха.

Блаженный Афанасий любил Никона, но душа Никона стремилась в пустынь великого Сергия. Не более двух лет пробыл он в Высоцкой обители, как возникло в нем сильное желание видеть преподобного Сергия, получить его благословение и слышать его богомудрое наставление. То было сокровенное мановение благодати, зовущей его к предопределенному назначению. Он открыл свое желание прп. Афанасию и, получив благословение, пришел в лавру Сергия. Угодник Божий не только с любовью принял его, как посетителя, но и оставил в своей обители. Он повелел преподобному Никону служить братии. Целые дни проводил ученик в монастырских делах, а ночи - в молитвенных беседах с Богом. Преподобный Сергий утешался духовным преуспеянием смиренного послушника, который с усердием принимал наставления и поучения, ибо искренно желал быть подобным своему великому старцу. В лице своего учителя он видел образ Христа и всегда мыслил себя предстоявшим Богу, каждое послушание духоносного Сергия он принимал с верой и исполнял без промедления. Предвидя особую благодать в любимом ученике, преподобный Сергий повелел ему пребывать с собой в одной келлии. Здесь нашел для себя преподобный Никон и высшее училище духовного любомудрия, и новое поощрение к подвигам и добродетелям в близком его примере, и ограждение от искушений в его прозорливом руководстве, и подкрепление против немощей в его сильной молитве, и райское утешение в общении сей молитвы. Желая видеть в подвижнике соучастника духовного делания, авва Сергий с любовью поучал его добродетели и разъяснял сущность духовной жизни. Любящее сердце прп. Сергия было для прп. Никона отверстой дверью, отколе исходил к нему благодатный свет и мир; верное сердце Никона к Сергию было также отверстой дверью для открытия помыслов и душевных движений, дабы никакая мгла сомнения или смущения не уменьшала чистоты совести. Уже одно открытие старцу худых помыслов, по свидетельству опытных подвижников, истребляет их и обессиливает страсти. Сколько же святого и духовного переходило с наставлениями прп. Сергия в открытую для них душу прп. Никона! Так почил на блаженном Никоне дух великого Сергия.

Видя духовную зрелость и опытность ученика, строгий игумен сначала возложил на преподобного Никона часть своих попечений о братии под своим смотрением, а за шесть месяцев до своего преставления, перед удалением для безмолвия в затвор, назначил его своим преемником. После блаженной кончины любимого учителя (+ 25 сентября 1392 г.) кто мог наполнить безмерную пустоту, оставленную в обители? По крайней мере, никто лучше преподобного Никона не мог уменьшить чувство сего лишения. И он с любовью поддерживал все, что было установлено преподобным Сергием. По обычаю он обходил все монастырские службы, никогда не оставляя общих дел, трудился наравне с братией, о которой постоянно заботился, и отечески, с любовью поучал всех не ослабевать в молитве, но подвизаться каждому по мере сил. Если он видел их преуспеяние в духовном делании, то радовался о своих чадах, а когда замечал нерадение о спасении, то скорбел и обращался к виновным с напоминанием об иноческих обетах: «Попекитесь, братия, о своем спасении, ведь мы отверглись мира ради заповеди Божией, поэтому следует нам, посвятившим себя Богу, внимать одной только Его воле, чтобы не лишиться вечного спасения». Подобные наставления получали и многочисленные миряне, приходившие к благодатному игумену из различных городов и селений. Но бремя настоятельства тяготило преподобного Никона.

Вспоминая свою безмолвную жизнь сначала в Серпуховском Высоцком монастыре, а затем совместные подвиги с преподобным Сергием, он оставил настоятельство и уединился в особую келлию.

Шесть лет обителью руководил вновь избранный игумен преподобный Савва Сторожевский (+ 1407, память 3/16 декабря). Но и сей оставил начальствование и, по просьбе звенигородского князя Юрия Димитриевича, удалился в его удел, чтобы там основать новую обитель на «Стороже». Тогда братия обители Сергиевой, как бы дав преподобному Никону отдохнуть от дел управления и насладиться вожделенным ему безмолвием, пришли к нему вновь и со слезами умоляли его паки вступить в должность игумена. «Неприлично, - говорили они, - тебе, отче, искать пользы для себя одного; попекись лучше и о спасении ближних». Закон братолюбия победил, богоносный старец согласился, но назначил себе на каждый день известное время для безмолвия, чтобы наедине предстоять Богу.

Пустынная жизнь текла тихо и богоугодно. Но вот слух о приближавшемся Едигее с свирепым войском привел (в 1408 г.) в страх всю Россию. Прп. Никон молил Господа о защите и призывал на помощь переселившегося на небо наставника своего, дабы не погибли плоды трудов его пустынных. Раз, после долгой молитвы, сел он для отдыха и в тонком сне ему явились святители Московские Петр (+ 1326, память 21 декабря/3 января) и Алексий (+ 1378, память 12/25 февраля) с преподобным Сергием. «Так угодно судьбам Божиим, - сказал Сергий, - чтобы нашествие иноплеменников коснулось сего места. Но ты, чадо, не скорби, не смущайся: искушение будет непродолжительно, и обитель не запустеет, а распространится еще более». Затем, преподав мир, святые перестали быть видимы. «Боже правды и милосердия! - восклицает в благоговении святитель Филарет Московский. - Кто весть державу гнева Твоего? Кто уразумеет судьбы Твои, по которым и на дела святых, и на места святыни приходят грозные посещения? Возымела ль обитель Сергиева нужду довольно скоро после чистоты Сергеевой в огненном очищении? Надлежало ли ей пострадать безвинно, как жертве, чтобы вслед за гневом на грешников скорее привлечено было милосердие молитвами безвинно страждущих? Или по подобию того, как подобаше пострадати Христу, и через крест и смерть внити в славу воскресения, и всему, что Христом благословляется на долготу дней и славу, надобно испытать свой крест и свою смерть? Ты сие веси, Господи! Мы только веруем и знаем, что праведен еси во всех путех Твоих и преподобен во всех делех Твоих (Пс. 144, 17), и в правде милостив, равно как и в милости праведен. Уже милость Твоя предварила Твой суд, когда Ты благоволил предвещанием предохранить Твоего угодника от усугубляющей бедствие внезапности, и против находящих скорбей укрепить надеждою лучшего будущего».

По кратком времени за предвещением последовало событие. Обитель Сергиева не укрылась от набега иноплеменников, опустошена и сожжена. Но преподобный Никон с братией, по Божественному предварению, благовременно удалился и имел возможность сохранить от свирепых хищников некоторые святыни, иконы, деревянные сосуды, книги и келейные вещи. Когда опасность миновала, то преподобный Никон возвратился на пепелище, собрал рассеявшуюся братию и на прежнем месте стал создавать обитель. Прежде всего был построен храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, где теперь стоит церковь Сошествия Святаго Духа; и освящен сей храм был в 1412 году, 25 сентября, в день преставления прп. Сергия. И достойные видели, как святитель Алексий с преподобным Сергием приходили освящать новые здания обители.

Преподобный ученик великого аввы, подобно наставнику своему, пользовался великим уважением и любовью не только у народа, но и у князей. В 1401 году он крестил сына Димитрия у князя кашинского Василия Михайловича; в 1410 году, по просьбе доброго князя Владимира Андреевича, он свидетельствовал духовное завещание его о разделе удела между детьми. Великий князь Василий Димитриевич чтил преподобного Никона, как это показывают жалованные грамоты князя. При Никоне обитель приобрела несколько земельных владений часто складами, частью покупкой, и много льгот в ограждение ее спокойствия. Но всего более заботился преподобный об устроении душевного спасения себе и другим. Святой Исаак Сирин, коего поучения описаны были в обители еще при жизни преподобного Сергия, учит: «От воспоминания о мирских предметах хладеет горячность любви и душа впадает в суетные и безрассудные пожелания». И преподобный Никон заботливо оберегал свою братию от этой духовной опасности. При нем и по его указаниям в Сергиевой обители, кроме многих богослужебных книг, списаны были: два списка «Лествицы» с главами Григория Синаита, поучения аввы Дорофея, «Диоптра» Филиппа пустынника с ответами аввы Варсонофия и с наставлениями Исихия.

Когда исполнилось 30 лет по преставлении преподобного Сергия, Бог благоволил явить миру сокровище святыни. Незадолго пред строением нового храма во имя Живоначальной Троицы преподобный Сергий явился одному благочестивому мужу, жившему близ обители, и повелел возвестить игумену и братии: «Векую мя остависте толико время во гробе, землею покровена, воде утесняющей тело мое?» И преподобный Никон предпринял построение каменной церкви над гробом своего духовного отца. Во время копания рвов для фундамента 5 июля 1422 года были обретены нетленные мощи преподобного Сергия. При открытии гроба разлилось благоухание необыкновенное. И не только тело чудотворца оказалось нетленным, но даже самые одежды его были невредимы, хотя с обеих сторон гроба стояла вода.

При общей радости святые мощи положили в новую раку и перенесли в деревянную церковь. После открытия цельбоносных нетленных мощей обитель Троицкая стала любимым местом богомолья русского народа, что содействовало ее обогащению. Новый белокаменный храм, как место покоя великого Сергия, созидался и украшался с благоговейной любовью и с усердными молитвами. Над украшением сего святилища потрудились преподобные иконописцы Андрей Рублев (+ ок. 1427 г.) и Даниил Черный. В это время преподобным Андреем была написана икона Живоначальной и Пресвятой Троицы, величайшее творение русского иконописца, воплотившее то, что было открыто преподобному Сергию. О благоустроении Троицкого храма преподобный Никон не переставал заботиться до конца жизни. И доныне стоит этот храм Никонова строения, не потрясаемый веками, и освящает молящихся, и руки нечестивых врагов доныне не прикасались к нему.

Накануне блаженной кончины Господь в откровении указал ему место будущего упокоения вместе с преподобным Сергием. Чувствуя приближение кончины, он призвал к одру своему братию и дал им последние наставления: соблюдать чин молитвы, дневной и нощной, не часто исходить из обители, быть терпеливыми в искушениях, соблюдать повиновение начальствующим, ненавидеть праздность - гнездо пороков, любить безмолвие - матерь добродетелей, не презирать ни одного бедствующего, дабы не случилось Христа презрети. Причастившись Святых Христовых Таин, преподобный Никон сказал: «Отнесите меня в светлую храмину, уготованную мне молитвами отца моего! Изыди, душа моя, - тихо промолвил он наконец, - идеже ти уготовано пребывалище; пойди радующися: Христос зовет тя!» Осенив себя крестным знамением, преподобный Никон отошел к Богу 17 ноября 1426 года и после отпевания был погребен близ раки преподобного Сергия.

Над могилой преподобного Никона построен около 1560 года каменный храм во имя его. Мощи преподобного Никона почивают здесь под гробницей. Рака великого Сергия отделяется одной каменной стеной от раки ученика его. Близки были друг к другу в земной жизни преподобные Сергий и Никон; близкими остаются и в загробной жизни. Неоднократно они оба вместе являлись и совокупно чудодействовали.

Ближайший ученик и преемник преподобного Сергея Радонежского

Через некоторое время преподобный Афанасий благословил его увидеться с преподобным Сергием. Преподобный Сергий, весело взглянув на него, сказал: "Хорошо, что ты пришел, чадо Никон", и любезно принял его. Он повелел преподобному Никону служить братии. Целые дни проводил ученик в монастырских делах, а ночи - в молитвенных беседах с Богом. Преподобный Сергий утешался его жизнью. Получив о нем особое извещение, преподобный Сергий повелел ученику пребывать с собой в одной келлии, чтобы сделать его участником духовного преуспеяния. Он с любовью поучал его и много разъяснял сущность духовной жизни. Преподобный Сергий поставил преподобного Никона сначала на должность помощника настоятеля, а за шесть месяцев до своего преставления, когда предался безмолвию, назначил ученика своим преемником.

После преставления преподобного Сергия (+ 25 сентября 1392) он с любовью поддерживал все, что было установлено основателем обители. Он имел обыкновение обходить все монастырские службы, но никогда не оставлял и общих дел, трудясь наравне с братией. Но бремя настоятельства тяготило преподобного Никона. Вспоминая свою безмолвную жизнь сначала в Серпуховском Высоцком монастыре , а затем с преподобным Сергием, он оставил настоятельство и уединился в особую келлию. Шесть лет обителью руководил преподобный Савва Сторожевский (+1407).

В году он основал свой монастырь под Звенигородом, и братия умолила преподобного Никона снова принять настоятельство. Он согласился, но назначил себе на каждый день известное время для безмолвия, чтобы наедине предстоять Богу. Когда разнесся слух о нашествии на Русскую землю хана Едигея (1408), преподобный Никон усердно молился Богу о сохранении обители. В тонком сне ему явились святители Московские Петр (+ 1326) и Алексий (+ 1378) с преподобным Сергием и сказали, чтобы он не скорбел о разорении обители, которая не запустеет, а еще более распространится. Иноки ушли из обители, захватив святыни и келейные вещи, а когда вернулись, то увидели, что их возлюбленное место обращено в пепелище. Но преподобный Никон не впал в уныние, а подвиг братию на новые труды. Прежде всего был построен деревянный храм во Имя Пресвятой Живоначальной Троицы и освящен в году в день преставления преподобного Сергия, 25 сентября. Обитель восстанавливалась, и преподобный Никон предпринял построение каменной церкви над гробом своего духовного отца преподобного Сергия. Во время копания рвов для фундамента 5 июля года были обретены нетленные мощи преподобного Сергия. При общей радости святые мощи положили в новую раку и поставили в перенесенную на новое место деревянную церковь (ныне на этом месте храм в честь Сошествия Святого Духа).

Новую каменную церковь преподобный Никон воздвиг во Имя споспешествовавшего ему в этом в Троице славимого Бога, в память и похвалу духовному отцу своему, святые мощи которого он перенес в новосозданный храм. Для украшения храма преподобный Никон пригласил лучших иконописцев, преподобных иноков Андрея Рублева и Даниила Черного . Тогда преподобный Андрей и написал икону Живоначальной и Пресвятой Троицы, воплотив в ней то, что было открыто преподобному Сергию.

До конца жизни заботился преподобный Никон об устроении Троицкой церкви. В предсмертном видении ему было показано место будущего упокоения вместе с преподобным Сергием. Он призвал братию и дал ей наставления. Причастившись Пречистого Тела Христова и Честной Крови Его, преподобный Никон дал братии последнее благословение и сказал: "Пойди, душе моя, туда, где тебе уготовано пребывать, пойди с радостию: Христос зовет тебя". Осенив себя крестным знамением, преподобный Никон скончался 17 ноября года. Он был погребен близ раки преподобного Сергия.

При святителе Московском Ионе иеромонах Пахомий Логофет написал службу и житие преподобного Никона. Общецерковное прославление святого Русской Церковью последовало на Московском Соборе в году. В году над гробом преподобного Никона была построена церковь его имени, а в году на ее месте устроена новая, в которой и почивают под спудом святые мощи преподобного Никона.

Молитвы

Тропарь Никону, игумену Радонежскому

Послушания добрый рачитель быв, преподобне Никоне приснопамятне, Церковь бо прекрасну Святыя Троицы в похвалу отцу твоему воздвигл еси. Тем же и мы, чада твоя, любовию вопием ти: слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления .

Тропарь Сергию и Никону, Радонежским

Яко трисветлаго солнца светозарныя звезды, Тройческим светом озаряете сердца верных,сосуды Света Пресвятыя Троицы явльшеся,и предивным вашим житием иноком бысте твердии законоположителие, и церквам благолепие, и благоверным, и святителем, и всем людем,вся бо демонския скверны отгнавше отсюду вашими чистыми учении и делы, добре упасосте стадо, собранное вами, но и ныне молим вас: посещайте чад своих, яко имущие дерзновение ко Святей Троице, Богомудре, Сергие с чудным учеником своим Никоном, и молите Христа Бога да спасет души наша .

Использованные материалы

  • Страница месяцеслова Журнала Московской Патриархии :
  • Страница календаря портала Православие.ру :