Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Когда будут родительские дни в году. Народные традиции родительских суббот. Частные родительские дни

Из этой статьи Вы узнаете, какого числа будут православные родительские субботы в 2019 году. Также Вы узнаете о смысле этого Вселенского богослужения.

Родительские субботы в 2019 году

Нередко эти особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, или называемому еще праздником Пресвятой Троицы – дню рождения Церкви Христовой).

Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединен с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.

Родительские субботы в 2019 году выпадают на следующие даты:

  • – 2 марта 2019 года.
  • Суббота 2-й седмицы Великого поста – 23 марта 2019 года.
  • Суббота 3-й седмицы Великого поста – 30 марта 2019 года.
  • В субботу 4-й седмицы Великого поста – 6 апреля 2019 года – предпразднство Благовещения, поэтому заупокойная служба не совершается.
  • Поминовение усопших воинов – 9 мая 2019 года.
  • Радоница – 7 мая 2019 года.
  • – 15 июня 2019 года.
  • – 2 ноября 2019 года.
  • Родительские субботы в 2020 году выпадают на следующие даты:

    • Вселенская родительская суббота (мясопустная) – 22 февраля 2020 года.
    • Суббота 2-й седмицы Великого поста – 14 марта 2020 года.
    • Суббота 3-й седмицы Великого поста – 21 марта 2020 года.
    • Суббота 4-й седмицы Великого поста – 28 марта 2020 года.
    • Поминовение усопших воинов – 9 мая 2020 года.
    • Радоница – 28 апреля 2020 года.
    • – 6 июня 2020 года.
    • – 31 октября 2020 года.
  • Родительские субботы в 2021 году выпадают на следующие даты:

    • Вселенская родительская суббота (мясопустная) – 8 марта 2021 года.
    • Суббота 2-й седмицы Великого поста – 27 марта 2021 года.
    • Суббота 3-й седмицы Великого поста – 3 апреля 2021 года.
    • Суббота 4-й седмицы Великого поста – 10 апреля 2021 года.
    • Поминовение усопших воинов – 9 мая 2021 года.
    • Радоница – 11 мая 2021 года.
    • – 19 июня 2021 года.
    • – 6 ноября 2021 года.

Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов, павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.

Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти св. вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов. Но со временем память воинов-освободителей была вытеснена в народном сознании, что весьма прискорбно, и Димитриевская поминальная суббота превратилась в один из «родительских дней».

Почему «родительские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.

Почитание умерших насчитывает тысячи лет и знакомо в той или иной степени почти всем народам земного шара: от древних римлян и греков до современных японцев и китайцев.

Если язычество воплощало в себе первые страхи человечества, пришедшее ему на смену христианство уже воспринимало окружающий мир осмысленнее и глубже: диковатый культ предков уступил место более светлым родительским субботам. В русском православии, как в никаких других вероисповеданиях, дни особого поминовения усопших несут высокое сакральное значение.

В католических странах родительский день всего один (1 ноября - День всех святых), в нашей традиции их восемь (по другим источникам - десять). А в девяти областях России местные власти законодательно сделали поминальный день дополнительным выходным (речь идёт о , в следующем году она будет отмечаться 10 мая).

Сегодня родительские субботы стали серьёзным поводом почтить добрую память умерших близких: обычно люди посещают кладбища, ухаживают за могилами почивших и угощают знакомых сладостями, чтобы те, в свою очередь, тоже помянули покойного.

Вселенские родительские субботы:

  • Мясопустная суббота - 5 марта;
  • Троицкая суббота - 18 июня.

Частные родительские дни:

  • Радоница - 10 мая;
  • День памяти убиенных православных воителей - 11 сентября;
  • Дмитриевская родительская суббота - 5 ноября.

Родительские субботы Великого поста:

  • 26 марта;
  • 2 апреля;
  • 9 апреля.

Самые основные в православии поминальные дни - Мясопустная суббота и Троицкая суббота. Эти субботы именуются Вселенскими, поскольку они обязательны для всех православных церквей.

Помимо Вселенских есть даты, характерные исключительно для русской православной практики, так называемые частные родительские дни: Радоница, День убиенных на поле боя и Дмитриевская суббота. Их ценность для наших соотечественников обусловлена значимостью исторических событий, с которыми связано их происхождение.

Особое место занимают великопостные родительские субботы, когда церковный устав запрещает поминовения и предписывает размышления о живых родственниках. Значение родительских дней Великого поста в том, что даже в столь торжественные дни прихожане не забывают почивших праведников и молятся за них перед Богом. Причисляется ко дням поминовения усопших 9 мая как день почитания павших во время Великой Отечественной войны, а также Семик (16 июня), когда молятся за погибших странной или ужасной смертью: безродных нищих, утопленников, казнённых и др.

Однако последний изначально не относится к церкви и является пережитком языческого прошлого. Часто в деревнях с устоявшимися патриархальными обычаями сохраняются свои, нецерковные, родительские дни, например, Михайловская суббота в Полесье.

Мясопустная суббота

Это самый древний и торжественный поминальный день. Его история ведёт свой отсчёт с ранних веков христианства и должна напоминать верующим, в первую очередь, о Судном дне. По церковному преданию, первые христиане собирались на кладбищах и молились за собратьев по вере, особенно за тех, кто умер внезапно и потому не получил достойного погребения.

Смысл обряда - максимально подготовить к новой, загробной жизни и встрече с Богом души всех верующих, не забывая и о душах, покинувших земной мир. На Мясопустную субботу вспоминают почивших от Адама до нашего времени. В народных поверьях тоже прослеживается мотив подготовки к предстоящему обновлению - только здесь имеется в виду обновление природы и переход к весне; неслучайно суббота предшествует развесёлой Масленице.

В Белоруссии и западных областях России Мясопустная родительская суббота - своего рода встреча всех представителей семейства, причём как нынешних, так и прежних. Когда накрывают стол, можно увидеть количество приборов, превышающее число присутствующих: таким образом угощают покойных родственников. В этот праздник подают милостыню во имя спасения всех христианских душ.

Не менее значимым днём для особого поминовения усопших в православии является и Троицкая суббота. По легенде, на пятидесятый день после Воскресения Христова на апостолов снизошёл Святой Дух и они получили дар учить людей Слову Божию.

День символизирует полное очищение души Святым Духом, переход на высшую ступень совершенствования и приобщение к общечеловеческому познанию. На Троицкую субботу поминают абсолютно всех умерших, в том числе и пребывающих в аду.

Считается дурным знаком, если на Троицу не удастся проведать могилы родных: тогда они придут в дом и начнут беспокоить живых. Чтобы задобрить покойников, на кладбище оставляют конфеты или остатки поминального ужина. Немало с Троицкой субботой связано и народных преданий.

Девушкам нельзя выполнять любую домашнюю работу. Венчание на Троицу - крайне зловещий знак; в народе полагают, что брак будет несчастным. Поверья советуют не купаться, потому что на Троицу резвятся русалки и могут увлечь живого в своё царство.

Радоница

Радоница, девятый день после Пасхи, - знаменательный день для восточных славян, в котором тесно переплелись христианство и древнейшие народные обычаи. Слово "Радоница" - однокоренное со словом "радоваться". Согласно церковному толкованию, в праздновании отразилась идея о полной победе Иисуса Христа над смертью; именно на девятый день после своего Воскресения Спаситель спустился к мёртвым и возвестил им радостную весть о своём Воскресении.

Поминание умерших в данное время носит отпечаток торжественности: при посещении кладбищ не следует предаваться шумным празднествам, а покойных надо поминать молча. Часто в могилы закапывают пасхальные яйца и подобным образом христосуются с близкими.

В Черниговской области принято оставлять крошки в надежде, что явятся предки, полакомятся и принесут новость. На Радоницу бытует примета: кто первее окликнет дождь, тот станет удачливее. С Радоницы в православных церквях начинают проходить заупокойные службы.

На фоне других поминальных дней и родительских суббот этот день кажется наиболее пронзительным и трагичным. Празднование связано с библейской легендой об Ироде. Во время торжества царь Ирод, восхищённый танцем своей падчерицы Саломеи, поклялся прилюдно отдать ей всё, что та пожелает.

По наущению своей матери, коварной Иродиады, Саломея попросила голову пророка Иоанна Крестителя на золотом блюде. Царь, боясь всеобщего осуждения, выполнил просьбу. С тех пор праздник стал воплощением мужества и стойкости в борьбе за веру и правое дело.

В 1769 году, когда Россия вела войны с Польшей и Турцией, церковь внесла его в Устав как День поминовения павших в бою воинов, чтобы подвиг соотечественников остался в веках. В праздник необходимо строго поститься; запрещается есть даже рыбу. Считается, что если не вкушать ничего, кроме хлеба, ночью можно загадать желание.

Бытует суеверие, что на 11 сентября нельзя брать в руки острые предметы, а также всё, что так или иначе напоминает голову. Однако суеверие противоречит заповедям официальной церкви.

Дмитриевская суббота

Дмитриевская суббота - ещё один день, связанный с особым поминовением усопших воинов. Появление празднования отсылают к победе над ордой Мамая в Куликовской битве.

По преданию, Дмитрий Донской испросил благословения на битву у самого Сергия Радонежского. Татаро-монгольское иго было повержено, родную землю удалось спасти от поругания, но далось это очень кровавой ценой: погибло около 100 000 воинов. В составе войска были и два монаха: Пересвет и Ослябя.

Начиная с XIX века, во всех воинских подразделениях праздник соблюдался неукоснительно: на Дмитриевскую субботу служили особую панихиду. К Дмитриевской субботе готовятся заранее: за сутки до торжества принято сходить в баню и вымыться, а после ухода - оставить полотенце для предков.

Принято не только посещать могилы, как во все другие субботы, но и справлять там пышную тризну. В праздник за столом собирается вся семья. Народная мудрость утверждает: чем пышнее стол, тем довольнее останутся праотцы, а чем довольнее праотцы - тем лучше и спокойнее оставшимся в живых. Одно из блюд обязательно должно быть из свинины. Важно вспоминать об умерших только хорошее и чтобы во время беседы присутствовал кто-то из самого юного поколения. Существует примета, что если на Дмитриевскую субботу снег и холод, то весна тоже будет холодной.

Смысл Великопостных поминальных дней - проявление заботы и любви к душам почивших ближних. Во время самого главного для православных поста божественные литургии не проводятся - получается, что души остаются забытыми. Должное почтение воздаётся, если верующие ходят в церковь и читают молитвы за дорогих сердцу людей, чтобы Господь не оставил их без своей милости. Желательно, читать молитву за ушедших и дома.

Нужно помнить, что такая молитва приносит Божью благодать и самому христианину. В круговерти повседневной рутины да бытовых мелочей самые добрые чувства словно затираются; к тем, кого по-настоящему любим, мы начинаем относиться со снисхождением, а иногда - с пренебрежением. Жаль, что осознание важности каждого слова или момента наступает слишком поздно, да и потом многие забывают почивших.

Независимо от того, считает ли себя человек христианином или нет, он должен приучить себя к благодарному почтению и памяти - это часть его воспитания и нравственной культуры. Поэтому родительские субботы - прежде всего дни глубокого уважения друг к другу.

Родительские субботы в 2016 году

«Сегодня родительская!» - фраза, которую мы слышим несколько раз в году. У Бога все живы, и память и молитва о наших усопших родных и друзьях - важная часть христианской веры. Мы расскажем о том, какие бывают родительские субботы, о церковных и народных традициях дней особого поминовения усопших, о том, как молиться за умерших и надо ли ездить на кладбище в родительские субботы.

ЧТО ТАКОЕ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА
Родительские субботы (а их в церковном календаре несколько) - это дни особого поминовения усопших. В эти дни в православных храмах совершается особое поминовение умерших православных христиан. Кроме того по традиции верующие посещают могилы на кладбищах.

Название «родительская» скорее всего произошло от традиции называть покойных «родителями», то есть отошедшими к отцам. Еще одна версия - «родительскими» субботы стали именоваться, потому что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей.

Среди прочих родительских суббот (а их в году семь) выделяют Вселенские, в которые Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан. Таких суббот две: Мясопустная (за неделю до Великого поста) и Троицкая (накануне праздника Пятидесятницы). Остальные родительсике субботы не относятся к вселенским и отведены специально для частного поминовения дорогих нашему сердцу людей.

СКОЛЬКО В ГОДУ РОДИТЕЛЬСКИХ СУББОТ
В календаре Русской Православной Церкви семь дней особого поминовения усопших. Все, кроме одного (9 мая - Поминовение усопших воинов), имеют переходящую дату.

Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота)
Суббота 2-й седмицы Великого поста
Суббота 3-й седмицы Великого поста
Суббота 4-й седмицы Великого поста
Радоница

Суббота Троицкая
Суббота Димитриевская
РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ В 2016 ГОДУ
5 марта - Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота)
26 марта - Суббота 2-й седмицы Великого поста
2 апреля - Суббота 3-й седмицы Великого поста
9 апреля - Суббота 4-й седмицы Великого поста
9 мая - Поминовение усопших воинов
10 мая - Радоница
18 июня - Суббота Троицкая
5 ноября - Суббота Димитриевская (Дмитриевская)

ЧТО ТАКОЕ ВСЕЛЕНСКИЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ
Среди прочих родительских суббот (а их в году семь) выделяют Вселенские, в которые Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан. Таких суббот две: Мясопустная (за неделю до Великого поста) и Троицкая (накануне праздника Пятидесятницы). В эти два дня совершаются особые богослужения - вселенские панихиды.

ЧТО ТАКОЕ ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ
В родительские субботы Православная Церковь совершает вселенские или родительские панихиды. Словом «панихида» христиане называют заупокойное богослужение, на котором верующие молятся об упокоении умерших, испрашивают у Господа для них милосердия и прощения грехов.

ЧТО ТАКОЕ ПАНИХИДА
Панихида в переводе с греческого значит «всенощный». Это заупокойное богослужение, на котором верующие молятся об упокоении умерших, испрашивают у Господа для них милосердия и прощения грехов.

ВСЕЛЕНСКАЯ (МЯСОПУСТНАЯ) РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА
Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота) - это суббота за неделю до начала Великого поста. Мясопустной она называется, потому что приходится на Мясопустную неделю (неделя перед Масленицей). Называют ее также Малой масленицей.

В этот день православные христиане поминают всех крещеных усопших от Адама до наших дней. В храмах служится вселенская панихида - «Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших».

ТРОИЦКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА
Троицкая - это вторая вселенская родительская суббота (после Мясопустной), в которую Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан. Приходится она на субботу, предшествующую празднику Троицы, или Пятидесятницы. В этот день верующие приходят в храмы на особую вселенскую панихиду - «Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших».

РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ 2-Й, 3-Й И 4-Й СЕДМИЦ ВЕЛИКОГО ПОСТА
Во время Великого поста по Уставу не совершаются заупокойные поминовения (заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), поэтому Церковь выделила особые три дня, когда можно молитвенно вспомнить усопших. Это субботы 2-й, 3-й и 4-й недель поста.

РАДОНИЦА
Радоница, или Радуница, - это один из дней особого поминовения усопших, который приходится на вторник после Фоминой недели (второй недели после Пасхи). В Фомино воскресенье христиане вспоминают, как после воскресший Иисус Христос сошел во ад и победил смерть, и Радоница, непосредственно с этим днем связанная, тоже говорит нам о победе над смертью.

На Радоницу по традиции православные идут на кладбище, и там, у могилок своих родных и близких людей, славят Христа Воскресшего. Радоница, собственно, называется так именно по слову «радость», радостная весть о Воскресении Христовом

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ ВОИНОВ - 9 МАЯ
Поминовение усопших воинов - это единственный день особого поминовения усопших в году, который имеет фиксированную дату. Это 9 мая, день победы в Великой Отечественной войне. В этот день после литургии в храмах служат панихиду о воинах, которые отдали свою жизнь за Родину.

ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА
Димитриевская родительская суббота - суббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского, который отмечается 8 ноября по новому стилю. Если день памяти святого приходится тоже на субботу, родительской все равно считается предыдущая.

Димитриевская родительская суббота стала днем особого поминовения усопших после победы русских воинов в Куликовой битве в 1380 году. Сначала в этот день поминали именно тех, кто погиб на поле Куликовом, потом, с течением веков, традиция менялась. В новгородской летописи XV века мы читаем о Димитриевской родительской субботы уже как о дне поминовения всех умерших.

ЗАУПОКОЙНОЕ ПОМИНОВЕНИЕ В РОДИТЕЛЬСКУЮ СУББОТУ
Накануне родительской субботы, то есть вечером в пятницу, в православных хармах служится великая панихида, которую также называют греческим словом «парастас». В саму субботу, утром, служат заупокойную Божественную литургию, после нее - общую панихиду.

На парастас или на заупокойную Божественную литургию можно подать записки об упокоении с именами близких вашему сердцу умерших. А еще в этот день, по старой церковной традиции, прихожане приносят в храм еду - «на канон» (или «на канун»). Это постные продукты, вино (кагор) для совершения литургии.

МОЛИТВА ОБ УСОПШЕМ ХРИСТИАНИНЕ

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя) , и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь

Одно из самых тягостных зрелищ на свете – поминки, совершаемые атеистами. Вот все пришли домой от свежей могилы. Встает старший, поднимает рюмку… И в этот момент все просто физически ощущают, что что-то могут и должны они сделать для того, с кем только что они простились.

Молитва об ушедших – это потребность сердца, а не требование церковной дисциплины. Сердце требует: помолись!!! А рассудок, покалеченный еще школьными уроками безбожия, говорит: “Незачем, молиться некому и не о ком: небеса полны разве что радиоволнами, а от того человека, с которым мы жили еще три дня назад, не осталось уже ничего, кроме того безобразия, которое мы только что засыпали землею”.

И вот даже на лицах людей отражается эта внутренняя ошибка. И звучат столь ненужные слова: “Покойный был хорошим семьянином и общественным работником”…

Нас не было – нас не будет. Так не есть ли человек, чья жизнь нелепо мелькает меж двумя пропастями небытия, не более чем “покойник в отпуске”?.. Я умру, а мир останется полным, как новехонькое яйцо. Борис Чичибабин однажды дал безжалостно-точное определение смерти, как она предстает неверующему человеку:

Как мало в жизни светлых дней,
Как черных много!
Я не могу любить людей,
Распявших Бога!
Да – и та! – нейдет им впрок
Лишь мясо в яму,
Кто небо нежное обрек
Алчбе и сраму.

Что люди выносят с кладбища? Что сам ушедший смог обрести в опыте своего умирания? Сможет ли человек увидеть смысл в последнем событии своей земной жизни – в смерти? Или и смерть – “не впрок”? Если человек перейдет границу времени в раздражении и злости, в попытке свести счеты с Судьбой, – в Вечности отпечатлеется именно такой его лик…

Поэтому-то и страшно, что, по мысли Мераба Мамардашвили, “миллионы людей не просто умерли, а умерли не своей смертью, т.е. такой, из которой никакого смысла для жизни извлечь нельзя и научиться ничему нельзя”. В конце концов, то, что придает смысл жизни, придает смысл и смерти… Именно ощущение бессмысленности смерти делает столь тяжелыми и неестественными похороны атеистов.

Для сравнения сопоставьте Ваше ощущение на старом кладбище, где покой людей сторожат могильные кресты, с тем, что чувствует Ваше же сердце при посещении советских звездных кладбищ. Можно с мирным и радостным сердцем гулять – даже с ребенком – по кладбищу, скажем, Донского монастыря. Но не чувствуется мира на советском Новодевичьем…

В моей же жизни был случай прямой такой встречи. . Хоронили их на городском кладбище Загорска. И вот, впервые за десятилетия на это кладбище пришли священники – не таясь, в облачениях, с хором, с молитвой.

Пока студенты прощались со своими однокурсниками, один из монахов отошел в сторонку и тихо, стараясь быть максимально незаметным, стал ходить среди соседних могил. Он кропил их святой водой. И было такое ощущение, что из-под каждого холмика доносится слово благодарности. В воздухе как бы растворилось обещание Пасхи…

Или вот иной пример неуничтожимости человека. Попробуйте, взяв в руки книгу, помолиться об ее авторе. Берете в руки Лермонтова – скажите про себя, раскрывая нужную Вам страничку: “Господи, помяни раба Твоего Михаила”. Прикасается рука к томику Цветаевой – вздохните и о ней: “Прости, Господи, рабу Твою Марину и приими ее с миром”. Все будет прочитываться иначе. Книжка станет больше самой себя. Она станет встречей с человеком.

Пушкин (упокой, Господи, раба Твоего Александра!) среди обстоятельств, которые человека делают человеком, называл “любовь к отеческим гробам”. Каждого человека ждет отправление “в путь всея земли ” (Иис. Нав. 23,14).

Не может быть вполне человеком тот, кого никогда не посещала мысль о смерти, кто никогда в тайнике своего сердца не повторял те слова, которые произнес : “Господи, как мне умирать будет?»

Событие смерти, ее таинство – одно из важнейших событий во всей жизни человека. И потому никакие отговорки типа “некогда”, “недосуг” и т.п. не будут приняты ни совестью, ни Богом, если мы забудем дорогу к родительским могилам. Надеюсь, мы никогда не доживем до тех лет, когда исполнится мечта Елены Рерих: “кладбища вообще должны быть уничтожены как рассадники всяких эпидемий”.

Для восточного мистицизма тело человека – лишь тюрьма для души. По высвобождении – сжечь и выбросить. Для христианства тело – храм души. И верим мы не только в бессмертие души, но и в воскресение всего человека. Потому и появились на Руси кладбища: семя бросается в землю, чтобы с новой космической весной взойти. По слову ап. Павла, тело – храм духа, живущего в нем, а, как мы помним, “и храм поруганный – все храм”. И потому тела дорогих людей у христиан принято не бросать в огненную бездну, а класть в земляную постель…

Перед началом и в дни , перед тем, как мы сделаем первый шаг навстречу Пасхе, звучит под сводами храмов слово нашей любви ко всем тем, кто прежде нас шел дорогой жизни: “Упокой, Господи, души усопших раб Твоих!” Это – молитва обо всех, ибо, по замечательному слову Анастасии Цветаевой, “тут только есть верующие и неверующие. Там – все верующие”. Теперь они все видят то, во что мы только веруем, видят то, во что когда-то они же запрещали веровать нам. И, значит, для всех них наше молитвенное воздыхание будет драгоценным даром.

Дело в том, что человек умирает не весь. В конце концов, еще Платон спрашивал: почему, если душа всю жизнь борется с телом, то с гибелью своего врага она должна сама исчезнуть? Душа пользуется телом (в том числе и мозгом и сердцем), как музыкант пользуется своим инструментом. Если струна порвалась, мы уже не слышим музыки. Но это еще не основание утверждать, что умер сам музыкант.

Люди скорбят, умирая или провожая умерших, но это не есть свидетельство о том, что за дверью смерти только скорбь или пустота. Спросите ребенка в утробе матери – желает ли он выходить оттуда? Попробуйте описать ему внешний мир – не через утверждение того, что там есть (ибо это будут реалии, незнакомые ребенку), а через отрицание того, что питает его в материнском чреве. Что же удивляться, что дети, плача и протестуя, приходят в наш мир? Но не таковы ли скорбь и плач уходящих?

Лишь бы рождение не сопровождалось родовой травмой. Лишь бы дни подготовки к рождению не были отравлены. Лишь бы не родиться в будущую жизнь “извергом”.

Мы вообще, к сожалению, бессмертны. Мы обречены на вечность и на воскрешение. И как бы нам не хотелось прекратить свое существование и не нести наши грехи на Суд – вневременная основа нашей личности не может быть просто унесена ветром времени… “Хорошие новости из Иерусалима” состояли в том, что качество этого нашего приснобытия может стать иным, радостным, бессудным (“Слушающий слово Мое на Суд не приходит, но пришел от смерти в жизнь ” Ин. 5,24).

Или непонятно, что такое душа? Есть ли она? Что это такое? – Есть. Душа – это то, что болит у человека, когда все тело здорово. Ведь говорим же мы (и ощущаем), что не мозг болит, не сердечная мышца – душа болит. И напротив – бывает, что при муке и скорби что-то в нас радуется и чисто поет (так бывает с мучениками).

“Смерти нет – это всем известно. Повторять это стало пресно. А что есть – пусть расскажут мне…” – просила Анна Ахматова. О том, “что есть”, и говорят родительские субботы, восходящие к празднику . Праздник… Но это ведь день кончины Богоматери. Почему же – праздник?

А потому, что смерть не есть единственный способ кончины. Успение – антоним смерти. Это, прежде всего – не-смерть. Два этих слова, различающихся в языке любого христианского народа, означают радикально противоположные исходы человеческой жизни.

Взращивает человек в себе семена любви, добра, веры, всерьез относится к своей душе – и его жизненный путь венчается успением. Если же разрушение он нес себе и окружающему миру, раной за раной уязвлял свою душу, а грязь из нее, неухоженной и заросшей, выплескивал вовне – конечный, смертный распад завершит его прижизненное затухание.

Отныне (в смысле – со времени воскресения Христа) образ нашего бессмертия зависит от образа нашей любви. “Человек поступает туда, где ум имеет свою цель и любимое им”, – говорил .

На иконе Успения Христос держит на руках младенца – душу своей Матери. Она только что родилась в Вечность. “Господи! Душа сбылась – умысел Твой самый тайный!” – можно было бы сказать об этом миге словами Цветаевой.

Душа “сбылась”, исполнилась – и в слове “успение” слышатся отголоски не только “сна”, но и “спелости” и “успеха”.

Время умирать ” (Эккл. 3,2). Может быть, самое разительное отличие современной культуры от культуры христианской – в неумении умирать, в том, что нынешняя культура не вычленяет в себе это время – “время умирать”. Ушла культура старения, культура умирания.

Человек подходит к порогу смерти, не столько стараясь всмотреться за его черту, сколько без конца оборачиваясь назад и с ужасом вычисляя все разрастающееся расстояние от поры своей молодости. из времени “подготовки к смерти”, когда “пора о душе подумать”, стала временем последнего и решительного боя за место под солнцем, за последние “права”… Она стала временем зависти.

У русского философа С. Л. Франка есть выражение – “просветление старости”, состояние последней, осенней ясности. Последняя, умудренная ясность, о которой говорят строки Бальмонта, списанные “современностью” в раздел “декадентства”:

День только к вечеру хорош.

Закону мудрому поверьте –
День только к вечеру хорош.
С утра уныние и ложь
И копошащиеся черти…
День только к вечеру хорош.
Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти.

Здесь приходила к человеку мудрость. Мудрость – это, конечно, не ученость и не энциклопедичность, не начитанность. Это – знание немногого, но самого важного. Потому-то к монахам – этим “живым мертвецам”, при постриге как бы умершим для мирской суеты и потому ставшим самыми живыми людьми на земле, – и ездили энциклопедисты за советом. Гоголь и Соловьев, Достоевский и Иван Киреевский, лично беседовавший с Гегелем и Шеллингом, своих главных собеседников нашли в . Потому что здесь разговор шел “о самом важном”.

Самым важным Платон – отец философов – называл вот что: “Для людей это тайна: но все, которые по-настоящему отдавались философии, ничего иного не делали, как готовились к умиранию и смерти”.

В середине нашего века константинопольский патриарх Афинагор I так говорил о времени умирания:

“Я хотел бы умереть после болезни, достаточно долгой, чтобы успеть подготовиться к смерти, и недостаточно длительной, чтобы стать в тягость своим близким. Я хотел бы лежать в комнате у окна и видеть: вот Смерть появилась на соседнем холме. Вот она входит в дверь. Вот она поднимается по лестнице. Вот уже стучит в дверь… И я говорю ей: войди. Но подожди. Будь моей гостьей. Дай собраться перед дорогой. Присядь. Ну вот, я готов. Идем!..”

Помещение жизни в перспективу конца делает ее именно путем, придает ей динамику, особый вкус ответственности. Но это, конечно, лишь, если человек воспринимает свою смерть не как тупик, а как дверь. Дверь же – это кусочек пространства, через который входят, проходя его.

Жить в двери нельзя – это верно. И в смерти нет места для жизни. Но есть еще жизнь за ее порогом. Смысл двери придает то, доступ к чему она открывает. Смысл смерти придает то, что начинается за ее порогом. Я не умер – я вышел.

И дай Бог, чтобы уже по ту сторону порога мог я произнести слова, начертанные на надгробии Григория Сковороды: “Мир ловил меня, но не поймал”.

“Все ли равно как верить” – М., 1997.

    По Православному календарю всего в году 7 Родительских дней. В 2016 году эти дни выпадают на такие числа: 5 марта, 26 марта, 2 апреля, 9 апреля, 10 мая, 18 июня, 5 ноября. У нас же на Юге России принято ходить на кладбище и поминать усопших непосредственно в Пасху или на Красную горку, что совсем неправильно.

    Родительские дни выпадают в 2016 году выпадают на следующие числа в календаре:

    В 2016 году будет девять родительских суббот, в которые люди поминают своих ушедших в мир иной родственников, а если вы верующий человек, то вы можете в эти дни помолиться за упокой душ этих родственников. Все родительские девять суббот представлены ниже:

    Но есть еще самый главный родительский день, в котором люди ходят на кладбище и носит этот день название Радоница, но там, где я живу такое название этого дня не применяется. Выпадает этот день на 10 мая , который будет девятым днем после празднования Великой Пасхи, которая, в свою очередь, выпадает в 2016 году на праздник Первомая, то есть на 1 мая.

    26 марта будет родительская Вселенская суббота второй недели Великого поста. Суббота третьей недели Великого поста будет 2 апреля 2016 года. 9 апреля будет суббота 4 недели поста.

    Завершающей родительской субботой в 2016 году будет Дмитриевская родительская суббота.

    Потом во время Великого поста со 2 по 4 неделю поста, 26 марта, 2 и 9 апреля - Родительские вселенские субботы.

    5.11.2016 года Дмитриевская родительская суббота.

    Родительские дни (поминовение усопших) в 2016 году будут происходит в ниже перечисленные дни:

    Практически для каждого человека в этом мире, в тот или другой момент, рано или поздно, приходит ситуация когда есть кого поминать, и именно в эти дни можно проделать соответствующие действия по всем правилам церкви. Но иногда можно и не ждать подходящего дня, а сделать это в удобное для себя время.

    Даты поминовения родителей в Православии (Родительские субботы), год от года изменяются, зависят от церковного календаря. Первая отмечается 5 марта - Мясопустная суббота. Затем субботы во время Строгого поста - в марте 26 числа и в апреле 2 и 9 числа. В мае отмечается Радоница 10 числа. В июне 18 числа Троицкая родительская, в ноябре 5 числа Дмитриевская родительская - день поминовения павших воинов.

    В 2016 году будет несколько родительских дней.

    Сначала, 5 марта, наступит вселенская мясопустная суббота. Потом, 26 марта, наступает вторая суббота Великого поста. Следующий родительский день приходится на 2 апреля. Суббота четвертой недели Великого поста наступит, через неделю, 9 апреля.

    9 мая наступит день памяти всех погибших во времена Второй Мировой войны. 16 июня, на седьмой четверг после пасхи, будет день поминания самоубийц, некрещеных и убитых насильственной смертью. Через 2 дня, 18 июня будет Троицкая родительская суббота. 11 сентября - день памяти воинов, погибших на войне. 5 ноября - Дмитриевская родительская суббота.

    Поминальные дни или Родительские дни это дни в которые поминают усопших предков.

    В церковном календаре несколько поминальных дней и всегда они приходятся на субботу.

    На 9 апреля будет поминальный день - это будет четвертая родительская суббота Великого Поста.

    На 5 ноября 2016 года выпадает поминальный день, который называется Димитровская родительская суббота.

    Родительские дни - это поминальные дни для усопших предков. В календаре Православной Церкви каждый день посвящен определенному событию, поминальные дни приходятся на субботу.

    Самыми главными в народе родительскими днями считаются Радоница, Троицкая суббота и Димитровская, но есть еще вселенские поминальные дни

    В церковном календаре на 2016 год родительские субботы приходятся

    В 2016 году родительские дни попадают на такие даты по церковным календарям:

    пятое марта

    двадцать шестое марта - вселенская суббота

    второе апреля - вселенская суббота

    девятое апреля - вселенская суббота

    десятое мая - Радоница

    восемнадцатое июня

    пятое ноября - Дмитриевская суббота.