Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Каноны и Акафисты. Духовное наследие святого Серафима

Обретение мощей преподобного Серафима Саровского, которое произошло в 1903 году, спустя 70 лет после смерти одного из самых почитаемых святых Русской православной церкви.

Преподобный Серафим Саровский, до монашеского пострига — Прохор Исидорович Мошнин, родился 1 августа (19 июля по старому стилю) июля 1754 года в купеческой семье. Его родители были жителями Курска. Отец Исидор брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни начал постройку собора в Курске, но скончался до завершения работ.

В детстве Прохору чудесным образом удалось избежать смерти после падения с колокольни собора, который начинал строить отец, а после его смерти — мать Прохора Агафья. Еще одно чудо было явлено, когда, будучи тяжело больным, он исцелился от иконы Знамения Пресвятой Богородицы.

Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Его мать не препятствовала этому и благословила его на иноческий путь медным крестом, который он всю жизнь носил на груди. Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение святым Киево‑Печерской лавры. Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор в лавре, благословил его идти в Саровскую пустынь.

В конце ноября 1778 года он пришел в Саровский монастырь, где настоятелем тогда был старец Пахомий, который назначил ему в духовники старца Иосифа. Прохор проходил многие послушания в монастыре: был келейником старца, трудился в хлебне, просфорне и столярне, нес обязанности пономаря (чтеца).

В августе 1786 года принял постриг с именем Серафим, что означает "пламенный". Вскоре он был возведен в сан иеродиакона, а затем и иеромонаха.

После этого преподобный взял на себя подвиг пустынножительства, срубив себе келью в лесу на реке Саровке. Позже святой Серафим усугубил свой подвиг и тысячу дней и ночей с воздетыми руками молился на камне: "Боже, милостив буди мне, грешному". Он пережил нападение разбойников, которые нанесли святому топором глубокие раны. Вскоре разбойники были пойманы, а преподобный их простил. По выздоровлении преподобный Серафим на три года взял на себя подвиг безмолвия.

Весной 1810 года он в обитель, где ушел в затвор — никуда не выходя и никого у себя не принимая, непрестанно находился в молитве.

В конце 1825 года после явления Пресвятой Богородицы, которая велела святому выйти из затвора, преподобный Серафим начал принимать посетителей, приходящих к нему за советом и утешением. Свои наставления он сопровождал исцелениями, пророчествами и чудесами. Современники Серафима Саровского особо отмечали, что святой исцелял не столько кротким словом, сколько любовью и радостью, исходившими от него.

В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о Дивеевской женской обители.

15 (2 по старому стилю) января 1833 года преподобный Серафим Саровский скончался в своей келии во время коленопреклоненной молитвы перед иконой Божией Матери.

В 1895 году в Святейший Синод было представлено произведенное особой комиссией расследование о чудесных знамениях и исцелениях, явленных по молитвам отца Серафима. Расследование это, начатое комиссией 3 февраля 1892 года, окончено было в августе 1894 года и производилось в 28 епархиях Европейской России и Сибири.

В 1903 году, накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы, под наблюдением преосвященного Димитрия Тамбовского была вскрыта могила Саровского чудотворца и прокопан кирпичный свод склепа, в котором дубовый гроб был совершенно цел. По получении акта об освидетельствовании честных мощей Священный Синод подготовил решение о канонизации иеромонаха Серафима.

1 августа (19 июля по старому стилю), в день рождения святого, торжественно были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку.

В этот день в присутствии российского императора Николая II и его семьи, при огромном стечении народа состоялась канонизация преподобного Серафима Саровского. На торжества канонизации чудотворца в Саровскую пустынь съехались, по разным данным, от 50 до 300 тысяч паломников.

С этого времени преподобный Серафим прославляется православной церковью в лике святых угодников Божиих. Святой старец почитается верующими как один из величайших подвижников Русской православной церкви, еще при жизни получивший от Господа Иисуса Христа дар чудотворений и исцелений, и после кончины не оставляющий всех просящих у него помощи.

После закрытия Саровской обители в 1920‑х годах мощи святого были изъяты, их след затерялся. В январе 1991 года они были обнаружены в Казанском соборе Ленинграда (Санкт‑Петербурга), откуда торжественно были переданы в Свято‑Троицкий Серафимо‑Дивеевский монастырь.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Серафим Саровский является одним из самых почитаемых православных святых. С этим человеком связано множество необычных фактов, которые интересно будет узнать каждому верующему.

Серафим Саровский очень почитаем церковью из-за своих деяний. Он претерпел немало проблем на пути к гармонии с внешним миром и с Богом. Некоторые его подвиги до сих пор считаются невозможными, поэтому в вопросах достоверности большую роль играет вера. Те, кто крепки в своей вере, совершают паломничество В Дивеево к мощам святого , чтобы приложить руки и голову к месту, где упокоен с миром один из самых великих русских святых. 15 января — официальный день памяти святого по церковному календарю.

История и чудеса Серафима Саровского

Родился этот великий человек в Курске в 1754 году. Несмотря на то, что семья Серафима была богатой и знатной, он посвятил себя Богу. Отец ребенка умер, когда тот находился еще в раннем возрасте.

Чудеса с ним начали происходить еще в детстве. Прохор, как святого звали до принятия монашества, однажды упал с колокольни, но остался невредим. Вскоре он тяжело заболел, но во сне к нему пришла Дева Мария и пообещала исцелить его. Через некоторое время так и случилось. Мальчик был окружен верой, поэтому отдал много своего личного времени изучению христианства. Его вера крепла день ото дня.

Когда Прохору исполнилось 17 лет, он решил оставить отчий дом. Принял постриг он по совету старицы в Киево-Печерской лавре. Выбор пал на Саровский монастырь в Тамбове. В 1778 году он стал послушником, а полноценным монахом - в 1786 году. Сан иеромонаха ему был присвоен еще через семь лет. Монах Серафим всегда имел склонность к уединению, поэтому старался жить подальше от других людей. Он жил в лесу в келье, искал сам себе пропитание, соблюдал строжайший пост и постоянно молился. Он не считал это подвигом — таково было его искреннее желание.

Согласно историческим источникам, Серафим занимался столпничеством, то есть постоянной молитвой на протяжении многих лет. Он молился на камне, о чем узнали люди и стали приходить к нему за советами. День и ночь он отдавал себя полностью молитвам. Говорят, что чудесным образом к нему постоянно приходили дикие животные, включая даже медведей, которых святой кормил хлебом. В лесу с ним приключилась беда — до плохих людей дошли вести о том, что его посещают богатые, оставляя ему дары. Разбойники нашли место уединения Серафима Саровского и жестоко избили его, причинив серьезные увечья. После того, как монах поправился, он остался сгорбленным на всю жизнь. Говорят, что он даже не сопротивлялся, а позднее и вовсе простил своих обидчиков, заявив о том, что их необходимо отпустить. Этих людей так и не предали суду.

В начала уже 19 века святой принял обет молчания, который старался исполнять почти 20 лет. Последние 7-8 лет своей жизни он исцелял болезни людей и принимал всех, кто желал его видеть. В числе гостей был даже царь Александр Первый. Умер старец в 78 лет во время молитвы. К лику святых был причислен лишь спустя 70 лет после смерти. 1 августа отмечается обретение мощей святого , а 15 января является официальным днем памяти и именинами всех мужчина с именем Серафим.

15 января — день памяти Серафима Саровского

Таких людей, как монах Серафим, можно пересчитать по пальцам. Только преданной веры и самоотверженности не было почти ни у кого. Он демонстрировал силу духа и веру в Христа, которая помогла ему прожить достойную жизнь.

Старцу Серафиму посвящены иконы и молитвы. Считается, что святой Серафим помогает нам в облегчении страданий и в исцелении болезней. В каждом доме должна стоять икона этого святого, которая принесет удачу всем верующим. Молитвы перед иконой Серафиму Саровскому помогают восстановить веру в Бога, поэтому часто к этой молитве прибегают матери детей, которые утратили веру в Бога.

15 января в каждой церкви православного мира из года в год вспоминается жизнь святого Серафима. В этот день священнослужители рекомендуют не ругаться с близкими, делать только добрые дела и верить в чудеса. Бог милостив ко всем, кто в этот день посвящает свое время молитвам.

Молитвы Серафиму Саровскому имеют особую силу не только в день памяти или 1 августа. 15 января и в любой другой день просите преподобного, чтобы он молился за наши души и за здравие всех близких. Будьте счастливы, и не забывайте нажимать на кнопки и

11.01.2017 06:05

6 февраля 2017 года христиане отмечают день памяти святой Ксении Петербургской. Ее почитание было прижизненным...

2 (15 по н.ст.) января - день преставления (1833), второго обре́тения мощей (1991) преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

Преподобный Серафим Саровский.
Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры

В начале прошлого века на свещнице Русской Православной Церкви возгорелась новая яркая свеча. Господь благоволил послать земле нашей великого молитвенника, подвижника и чудотворца.

В 1903 году состоялось прославление преподобного Серафима Саровского, через 70 лет после его кончины. 19 июля, в день рождения святого, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. Долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров. Почитаемый очень широко еще при жизни, преподобный Серафим становится одним из самых любимых святых православного русского народа, так же как и Преподобный Сергий Радонежский.

Духовный путь преподобного Серафима отмечен большой скромностью, присущей русским святым. С детства избранный Богом, саровский подвижник без колебаний и сомнений восходит от силы в силу в своем стремлении к духовному совершенству. Восемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового служения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга и венчаются старчеством. Подвиги, далеко превосходящие естественные человеческие возможности (например, молитва на камне в течение тысячи дней и ночей), гармонично и просто входят в жизнь святого.

Тайна живого молитвенного общения определяет духовное наследие преподобного Серафима, но он оставил Церкви еще одно богатство - краткие, но прекрасные наставления, записанные отчасти им самим, а отчасти слышавшими их. Незадолго до прославления святого была найдена и в 1903 году напечатана "Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни", состоявшаяся в конце ноября 1831 г., за год с небольшим до его преставления. Беседа эта явилась самым драгоценным вкладом подвижника в сокровищницу русского святоотеческого учения. Кроме учения о сущности христианской жизни, в ней содержится новое изъяснение многих важнейших мест Священного Писания.

"Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, - учил Преподобный, - сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святаго Божия". Однажды, находясь в Духе Божием, преподобный видел всю Русскую землю, и была она наполнена и как бы покрыта фимиамом молитв верующих, молящихся ко Господу.

В описаниях жизни и подвигов святого Серафима приводится много свидетельств благодатного дара прозрения, которым он пользовался для возбуждения в людях раскаяния во грехах и нравственного исправления.

"Господь открыл мне, - сказал он, - что будет время, когда архиереи Земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их. Три дня стоял я, просил Господа помиловать их и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, Царствия Небесного, нежели наказать их. Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима и сказал, что не помилует их, ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут стоять далеко от Меня".

Являя благодатные дары и силу Божию людям, преподобный Серафим назидал приходивших к нему, как идти узким путем спасения. Он заповедал своим духовным детям послушание и сам до конца жизни был верен ему. Проведя всю жизнь в подвигах, непосильных для обычных людей, он советовал идти святоотеческим "царским (средним) путем" и не брать на себя чрезмерно трудных деяний: "выше меры подвигов принимать не должно; а стараться, чтобы друг - плоть наша - был верен и способем к творению добродетелей".

Самым главным подвигом и средством к стяжанию Святого Духа Преподобный считал молитву. "Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но... молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всего всякому исправлять".

Преподобный Серафим советовал во время Богослужения стоять в храме то с закрытыми глазами, то обращать свой взор на образ или горящую свечу и, высказывая эту мысль, предлагал прекрасное сравнение жизни человеческой с восковой свечой.

Если святому старцу жаловались на невозможность исполнять молитвенное правило, то он советовал молиться постоянно: и во время труда, и шествуя куда-либо, и даже в постели. А если кто располагает временем, говорил Преподобный, пусть присоединяет и другие душеполезные молитвословия и чтения канонов, акафистов, псалмов, Евангелия и Апостола. Советовал святой изучать порядок Богослужения и держать его в памяти.

Преподобный Серафим считал необязательным длинные молитвенные правила и своей Дивеевской общине дал правило легкое. Божия Матерь запретила о. Серафиму обязывать послушниц чтению долгих акафистов, чтобы этим не наложить лишней тяжести на немощных. Но при этом святой строго напоминал, что молитва не должна быть формальной: "Те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву со внутренней, не монахи, а черные головешки!" Знаменитым стало Серафимово правило для тех мирян, которые в силу жизненных обстоятельств не могут читать обычные утренние и вечерние молитвы: утром, перед обедом и вечером трижды читать "Отче наш", трижды - "Богородице Дево, радуйся", единожды "Верую"; занимаясь необходимыми делами, с утра до обеда творить молитву Иисусову: "Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного" или просто "Господи, помилуй", а от обеда до вечера - "Пресвятая Богородице, спаси мя грешного" или "Господи, Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного".

"В молитвах внимай себе, - советовал подвижник, - т. е. ум собери и соедини с душею. Сначала день, два и больше твори молитву сию одним умом, раздельно, внимая каждому особо слову. Потом, когда Господь согреет сердце твое теплотою благодати Своей и соединит в тебе оную в един дух: тогда потечет в тебе молитва оная беспрестанно и всегда будет с тобою, наслаждая и питая тебя..." Преподобный говорил, что, исполняя это правило со смирением, можно достигнуть христианского совершенства и в мирской жизни.

"Душу снабдевать надобно Словом Божиим. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным", - наставлял святой подвижник Саровский, сам постоянно прочитывавший весь Новый Завет в течение недели.

Каждое воскресенье и каждый праздник неопустительно приобщаясь Святых Таин, преподобный Серафим на вопрос, как часто следует приступать к Причащению, ответил: "Чем чаще, тем лучше". Священнику Дивеевской общины Василию Садовскому он говорил: "Благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется".

"Верую, что по великой благости Божией ознаменуется благодать и на роде причащающегося..." Святой, однако, не всем давал одинаковые наставления относительно частого причащения. Многим он советовал говеть во все четыре поста и во все двунадесятые праздники. Необходимо помнить его предупреждение о возможности приобщения в осуждение: "Бывает иногда так: здесь на земле и приобщаются; а у Господа остаются неприобщенными!"

"Нет хуже греха и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния, - говорил святой Серафим. Он сам светился радостию духовной, и этой тихой, мирной радостью он с избытком наполнял сердца окружавших, приветствуя их словами: "Радость моя! Христос воскресе!" Всякое жизненное бремя становилось легким вблизи подвижника, и множество скорбящих и ищущих Бога людей постоянно толпилось около его келлии и пустыньки, желая приобщиться благодати, изливающейся от угодника Божия. На глазах всех подтверждалась истина, высказанная самим святым в великом ангельском призыве: "Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи". Эта заповедь о стяжании мира возводит к учению о стяжании Святого Духа, но и сама по себе является важнейшей ступенью на пути духовного возрастания. Преподобный Серафим, опытно прошедший всю древнюю православную науку аскетического подвига, провидел, каким будет духовное делание грядущих поколений, и учил искать мир душевный и никого не осуждать: "Kто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары". "Для сохранения мира душевного... всячески должно избегать осуждения других... Чтобы избавиться от осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть ко всему мертву".

Преподобный Серафим по праву может быть назван учеником Божией Матери. Пресвятая Богородица трижды исцеляла его от смертельных болезней, многократно являлась ему, наставляла и укрепляла его. Еще в начале своего пути он услышал, как Божия Матерь, указывая на него, лежавшего на одре болезни, сказала апостолу Иоанну Богослову: "Сей от рода нашего".

По выходе из затвора преподобный много сил отдал устроению девичьей монашеской общины в Дивееве и сам говорил, что ни одного указания не давал от себя, делал все по воле Царицы Небесной.

Преподобный Серафим стоит в начале поразительного взлета русской православной духовности. С великой силой звучит его напоминание: "Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему; вот престол, на котором Он любит восседать и являться в полноте Своей пренебесной Славы. "Сыне, даждь Ми сердце твое, - говорит Он, - а все прочее Я Сам приложу тебе", - ибо в сердце человеческом Царство Божие вмещаться может".

Тропарь преподобному Серафиму Саровскому, глас 4

О т ю́ности Христа́ возлюби́л еси́, преподо́бне,/ и Тому́ Еди́ному порабо́тати пла́менне вожделе́л еси́,/ в пу́стыннем житии́ твое́м непреста́нною моли́твою и трудо́м подвиза́лся еси́,/ умиле́нным се́рдцем любо́вь Христо́ву стяжа́в,/ Небе́сным Серафи́мом в песносло́вии спобо́рниче,/ в любви́ притека́ющим к тебе́ Христу́ подража́телю,/ те́мже избра́нник возлю́блен Бо́жия Ма́тере яви́лся еси́,/ сего́ ра́ди вопие́м ти:/ спаса́й нас моли́твами твои́ми, ра́досте на́ша,/ те́плый пред Бо́гом засту́пниче,// Серафи́ме блаже́нне.

Кондак преподобному Серафиму Саровскому, глас 2

М и́ра красоту́ и я́же в не́м тле́нная оста́вив, преподо́бне,/ в Саро́вскую оби́тель всели́лся еси́,/ и та́мо а́нгельски пожи́в,/ мно́гим путь был еси́ ко спасе́нию,/ сего́ ра́ди и Христо́с тебе́, о́тче Серафи́ме, просла́ви/ и да́ром исцеле́ний и чуде́с обогати́./ Те́мже вопие́м ти:// ра́дуйся, Серафи́ме, преподо́бне о́тче наш.

Молитва преподобному Серафиму Саровскому

О пречу́дный о́тче Серафи́ме, вели́кий Саро́вский чудотво́рче, всем прибега́ющим к тебе́ скоропослу́шный помо́щниче! Во дни земна́го жития́ твоего́ никто́же от тебе́ тощ и неуте́шен отъи́де, но всем в сла́дость бысть виде́ние ли́ка твоего́ и благоуве́тливый глас слове́с твои́х. К сим же и дар исцеле́ний, дар прозре́ния, дар немощны́х душ врачева́ния оби́лен в тебе́ яви́ся. Егда́ же призва́ тя Бог от земны́х трудо́в к Небе́сному упокое́нию, николи́же любо́вь твоя́ преста́ от нас, и невозмо́жно есть исчи́слити чудеса́ твоя́, умно́жившаяся, я́ко зве́зды небе́сныя: се бо по всем конце́м земли́ на́шея лю́дем Бо́жиим явля́ешися и да́руеши им исцеле́ния. Те́мже и мы вопие́м ти: о прети́хий и кро́ткий уго́дниче Бо́жий, дерзнове́нный к Нему́ моли́твенниче, николи́же призыва́ющия тя отрева́яй, вознеси́ о нас благомо́щную твою́ моли́тву ко Го́споду Сил, да да́рует нам вся благопотре́бная в жи́зни сей и вся к душе́вному спасе́нию поле́зная, да огради́т нас от паде́ний грехо́вных и и́стинному покая́нию научи́т нас, во е́же безпреткнове́нно вни́ти нам в ве́чное Небе́сное Ца́рство, иде́же ты ны́не в незаходи́мей сия́еши сла́ве, и та́мо воспева́ти со все́ми святы́ми Живонача́льную Тро́ицу до сконча́ния ве́ка. Ами́нь.

Молитва вторая преподобному Серафиму Саровскому

О вели́кий уго́дниче Бо́жий преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Серафи́ме! При́зри от Го́рния сла́вы на нас, смире́нных и немощны́х, обремене́нных грехми́ мно́гими, твоея́ по́мощи и утеше́ния прося́щих. Прини́кни к нам благосе́рдием твои́м и помози́ нам за́поведи Госпо́дни непоро́чно сохраня́ти, ве́ру правосла́вную кре́пко содержа́ти, покая́ние во гресе́х на́ших усе́рдно Бо́гу приноси́ти, во благоче́стии христиа́нстем благода́тно преуспева́ти и досто́йны бы́ти твоего́ о нас моли́твеннаго к Бо́гу предста́тельства. Ей, свя́тче Бо́жий, услы́ши нас, моля́щихся тебе́ с ве́рою и любо́вию, и не пре́зри нас, тре́бующих твоего́ заступле́ния: ны́не и в час кончи́ны на́шея помози́ нам и заступи́ нас моли́твами твои́ми от зло́бных наве́тов диа́вольских, да не облада́ет на́ми тех си́ла, но да сподо́бимся по́мощию твое́ю насле́довати блаже́нство оби́тели ра́йския. На тя бо упова́ние на́ше ны́не возлага́ем, о́тче благосе́рдый: бу́ди нам вои́стинну ко спасе́нию путево́ждь и приведи́ нас к невече́рнему све́ту Жи́зни Ве́чныя богоприя́тным предста́тельством твои́м у Престо́ла Пресвяты́я Тро́ицы, да сла́вим и пое́м со все́ми святы́ми достопокланя́емое и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.


15 Января 2019

Один из тех, чьё имя стало символом религиозного подвижничества, - преподобный Серафим Саровский, день почитания которого является одним из любимых православных праздников. За все труды, понесённые во имя Господа, получил от Него дар предвидения, дар чудотворения и дар исцеления страждущих. Он никогда не жил для себя самого. С детства, возлюбив Господа, он восходил от силы к силе, имея перед собой высшую цель — стяжание Духа Святого. А преуспев в этом, щедро делился его плодами с людьми, во множестве притекавшими к его келье. Поэтому день памяти Серафима Саровского отмечается всей православной Россией с особой любовью.

Подвиг старчества

Господь возложил на него величайший крест — подвиг старчества. В монашеской жизни нет более высокого служения. Весь его прежний был лишь преддверием будущей миссии. Старец в православии - это не просто монах, достигший Это человек, получивший от Господа дар творить чудеса. В воле Божьей избрать для этой миссии любого, кого Ему будет угодно, но вся история христианства показывает, что Свой выбор Господь останавливает лишь на самых достойных.

В своей жизни святой Серафим следовал примеру древних подвижников, и сумел опровергнуть столь часто бытовавшее мнение о том, что вершины их духовного роста в наше время недосягаемы. Он всегда держал в сердце своём слова апостола Павла о том, что во все времена, и в прошедшие, и в настоящие, Господь Бог неизменен. Следовательно, и к служению Ему предъявляются те же самые требования — исполнять заповеди Христовы и подражать примеру Его земной жизни.

Прижизненное почитание старца

День памяти Серафима Саровского отмечается два раза в год: 15 января — день, когда, стоя на молитве в своей келье, святой Серафим, мирно отошёл к Господу, и 1 августа — день обретения его мощей и канонизации. К он был причислен в 1903 году, но его почитание началось ещё во дни земной жизни.

Келья отца Серафима, находившаяся в Саровской обители, была местом непрерывного паломничества многих тысяч людей. Они несли к нему свои беды, недуги и всё, что не могло быть разрешено обычными жизненными мерами. Времена его старчества не столь далеки от нас, поэтому сохранились воспоминания живых людей, имевших счастье общаться со старцем.

Труды духовного окормления

День Серафима Саровского всегда начинался и заканчивался трудами духовного окормления всех, у кого была нужда в его мудром слове. О нём пишут, что он буквально излучал внутренний свет. Отец Серафим учил, что нет большего греха, чем уныние — порождение неверия в милосердие Божье. Отсюда и его постоянное Пасхальное приветствие всем, кто переступал его порог: «Христос воскрес!» Та радость, которую все мы испытываем в день Светлого Христова Воскресения, не оставляла его круглый год. Ведь если Спаситель воскрес, значит, и нам, Его детям, уготована жизнь вечная. Следовательно, всё, что происходит в этой жизни, столь малозначительно по сравнению с уготованным для нас Царством Божиим, что нет причины для слёз. Он даже обращался к людям не иначе, как «Радость моя»!

Сила в сознании своей немощи

Проявляя глубокое смирение, он всегда называл себя «убогим Серафимом». В этом не было надуманности и лицемерия. Просто того, что всё хорошее в нас от Бога. Мы Его творения, и наши достоинства — не наша заслуга.

Материальные ли блага или духовные — это всё Его. Да, для их достижения мы трудимся, но силы для этих трудов дарует нам Господь. Поэтому мудрость состоит именно в осознании всей немощи и убогости перед всесилием Бога. И это сознание содержит в себе великую силу.

Посмертные благодеяния святого старца

Даже после своей честной кончины в 1833 году приносил Серафим Саровский исцеление всем, кто обращался к нему в своих молитвах. История его подвижнической жизни хранилась в многочисленных легендах, передаваемых из уст в уста. Очень многое для сохранения памяти об отце Серафиме сделали сёстры женского Дивеевского монастыря, который был основан, и впоследствии окормляем им. Этим инокиням и послушницам мы обязаны многими воспоминаниями о старце, а также дошедшими до нас его предсказаниями. В них святой Серафим, с поразительной точностью предрёк потрясения, ждавшие Россию в следующем веке.

Канонизация и празднования, связанные с ней

День памяти Серафима Саровского, отмечаемый 1 августа, установлен в память его канонизации, состоявшейся в 1903 году. Следует отметить, что почитатели святого старца были не только среди простого народа, но и среди аристократии, и даже царской семьи. Именно от них исходила инициатива причисления его к лику святых. День рождения Серафима Саровского стал днём, когда в обстановке особой торжественности были открыты его святые мощи и перенесены в серебряную раку, сделанную для этого случая.

В те дни пресса широко освещала это знаменательное событие в жизни России. Отмечалось, что в торжествах, связанных с канонизацией нового небесного заступника нашего Отечества принимали участие более 150 000 человек. Проходили они в присутствии государя-императора и членов его семьи, которые лично несли на плечах раку с драгоценными мощами. К этому великому дню были заранее составлены акафист, канон и тропарь Серафиму Саровскому. Согласно православной традиции, прославление святого сопровождалось многочисленными крестными ходами.

Почитание памяти святого в годы богоборчества

Когда в период богоборчества, столь прозорливо им предсказанного, церковные праздники были уделом лишь наиболее убеждённых приверженцев православия, день памяти Серафима Саровского неукоснительно отмечался во всех храмах нашей страны. Только поклониться святым мощам россияне не имели возможности в течение почти семидесяти лет. После революции безбожные власти вскрыли раку и изъяли святыню, и лишь в 1990 году мощи были вновь обретены, а через некоторое время помещены для общего поклонения в Дивеевском монастыре — детище преподобного Серафима.

День святого Серафима Саровского принято отмечать также и 15 января. Это день его кончины. В житии святого очень трогательно описывается, как келейник обнаружил его уже остывшее тело, в молитвенной позе склонённое перед образом Пресвятой Богородицы. В этот день в храмах совершается поминальная служба и читается тропарь Серафиму Саровскому.

Духовное наследие святого Серафима

Нельзя не вспомнить о том духовном наследии, которое оставил нам Серафим Саровский. День почитания его — 1 августа, это ещё и годовщина дня, с которого началось обретение миром записей, содержащих его знаменитые наставления. До прославления Серафима Саровского они хранились у наследников Н. А. Мотовилова, симбирского помещика, первого биографа святого. И только после знаменитых Дивеевских торжеств стали достоянием широкой публики. Сам Мотовилов был излечен отцом Серафимом от тяжкого недуга, и после выздоровления остался на долгие годы рядом с ним, выполняя обязанности и келейника, и секретаря.

В своих наставлениях преподобный Серафим указывает главной целью христианской жизни стяжание Духа Святого. Умудрённый богатым опытом аскетической жизни, он отводит выполнению всех религиозных предписаний лишь вспомогательную роль. Он подчёркивает, что как ни полезны пост, молитва и чтение духовной литературы, но они лишь инструменты, коими следует пользоваться в трудах по достижению главной цели. Что же понимает под этими словами преподобный? Он сам даёт этому объяснение. Дух Святой отождествляется им с Духом Мирным. Мотовилов цитирует его: «Стяжи Дух Мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся»! Найди мир в себе самом!

Один из тех, чьё имя стало символом религиозного подвижничества, — преподобный Серафим Саровский, день почитания которого является одним из любимых православных праздников. За все труды, понесённые во имя Господа, получил от Него дар предвидения, дар чудотворения и дар исцеления страждущих. Он никогда не жил для себя самого. С детства, возлюбив Господа, он восходил от силы к силе, имея перед собой высшую цель — стяжание Духа Святого. А преуспев в этом, щедро делился его плодами с людьми, во множестве притекавшими к его келье. Поэтому день памяти Серафима Саровского отмечается всей православной Россией с особой любовью.

Господь возложил на него величайший крест — подвиг старчества. В монашеской жизни нет более высокого служения. Весь его прежний жизненный путь был лишь преддверием будущей миссии. Старец в православии — это не просто монах, достигший преклонного возраста. Это человек, получивший от Господа дар творить чудеса. В воле Божьей избрать для этой миссии любого, кого Ему будет угодно, но вся история христианства показывает, что Свой выбор Господь останавливает лишь на самых достойных.

В своей жизни святой Серафим следовал примеру древних подвижников, и сумел опровергнуть столь часто бытовавшее мнение о том, что вершины их духовного роста в наше время недосягаемы. Он всегда держал в сердце своём слова апостола Павла о том, что во все времена, и в прошедшие, и в настоящие, Господь Бог неизменен. Следовательно, и к служению Ему предъявляются те же самые требования — исполнять заповеди Христовы и подражать примеру Его земной жизни.

Прижизненное почитание старца

День памяти Серафима Саровского отмечается два раза в год: 15 января — день, когда, стоя на молитве в своей келье, святой Серафим, мирно отошёл к Господу, и 1 августа — день обретения его мощей и канонизации. К лику святых он был причислен в 1903 году, но его почитание началось ещё во дни земной жизни.

Келья отца Серафима, находившаяся в Саровской обители, была местом непрерывного паломничества многих тысяч людей. Они несли к нему свои беды, недуги и всё, что не могло быть разрешено обычными жизненными мерами. Времена его старчества не столь далеки от нас, поэтому сохранились воспоминания живых людей, имевших счастье общаться со старцем.

Труды духовного окормления

День Серафима Саровского всегда начинался и заканчивался трудами духовного окормления всех, у кого была нужда в его мудром слове. О нём пишут, что он буквально излучал внутренний свет. Отец Серафим учил, что нет большего греха, чем уныние — порождение неверия в милосердие Божье. Отсюда и его постоянное Пасхальное приветствие всем, кто переступал его порог: «Христос воскрес!» Та радость, которую все мы испытываем в день Светлого Христова Воскресения, не оставляла его круглый год. Ведь если Спаситель воскрес, значит, и нам, Его детям, уготована жизнь вечная. Следовательно, всё, что происходит в этой жизни, столь малозначительно по сравнению с уготованным для нас Царством Божиим, что нет причины для слёз. Он даже обращался к людям не иначе, как «Радость моя»!

Сила в сознании своей немощи

Проявляя глубокое смирение, он всегда называл себя «убогим Серафимом». В этом не было надуманности и лицемерия. Просто это сознание того, что всё хорошее в нас от Бога. Мы Его творения, и наши достоинства — не наша заслуга.

Материальные ли блага или духовные — это всё Его. Да, для их достижения мы трудимся, но силы для этих трудов дарует нам Господь. Поэтому мудрость состоит именно в осознании всей немощи и убогости перед всесилием Бога. И это сознание содержит в себе великую силу.

Посмертные благодеяния святого старца

Даже после своей честной кончины в 1833 году приносил Серафим Саровский исцеление всем, кто обращался к нему в своих молитвах. История его подвижнической жизни хранилась в многочисленных легендах, передаваемых из уст в уста. Очень многое для сохранения памяти об отце Серафиме сделали сёстры женского Дивеевского монастыря, который был основан, и впоследствии окормляем им. Этим инокиням и послушницам мы обязаны многими воспоминаниями о старце, а также дошедшими до нас его предсказаниями. В них святой Серафим, с поразительной точностью предрёк потрясения, ждавшие Россию в следующем веке.

Канонизация и празднования, связанные с ней

День памяти Серафима Саровского, отмечаемый 1 августа, установлен в память его канонизации, состоявшейся в 1903 году. Следует отметить, что почитатели святого старца были не только среди простого народа, но и среди аристократии, и даже царской семьи. Именно от них исходила инициатива причисления его к лику святых. День рождения Серафима Саровского стал днём, когда в обстановке особой торжественности были открыты его святые мощи и перенесены в серебряную раку, сделанную для этого случая.

В те дни пресса широко освещала это знаменательное событие в жизни России. Отмечалось, что в торжествах, связанных с канонизацией нового небесного заступника нашего Отечества принимали участие более 150 000 человек. Проходили они в присутствии государя-императора и членов его семьи, которые лично несли на плечах раку с драгоценными мощами. К этому великому дню были заранее составлены акафист, канон и тропарь Серафиму Саровскому. Согласно православной традиции, прославление святого сопровождалось многочисленными крестными ходами.

Почитание памяти святого в годы богоборчества

Когда в период богоборчества, столь прозорливо им предсказанного, церковные праздники были уделом лишь наиболее убеждённых приверженцев православия, день памяти Серафима Саровского неукоснительно отмечался во всех храмах нашей страны. Только поклониться святым мощам россияне не имели возможности в течение почти семидесяти лет. После революции безбожные власти вскрыли раку и изъяли святыню, и лишь в 1990 году мощи были вновь обретены, а через некоторое время помещены для общего поклонения в Дивеевском монастыре — детище преподобного Серафима.

День святого Серафима Саровского принято отмечать также и 15 января. Это день его кончины. В житии святого очень трогательно описывается, как келейник обнаружил его уже остывшее тело, в молитвенной позе склонённое перед образом Пресвятой Богородицы. В этот день в храмах совершается поминальная служба и читается тропарь Серафиму Саровскому.

Духовное наследие святого Серафима

Нельзя не вспомнить о том духовном наследии, которое оставил нам Серафим Саровский. День почитания его — 1 августа, это ещё и годовщина дня, с которого началось обретение миром записей, содержащих его знаменитые наставления. До прославления Серафима Саровского они хранились у наследников Н. А. Мотовилова, симбирского помещика, первого биографа святого. И только после знаменитых Дивеевских торжеств стали достоянием широкой публики. Сам Мотовилов был излечен отцом Серафимом от тяжкого недуга, и после выздоровления остался на долгие годы рядом с ним, выполняя обязанности и келейника, и секретаря.

В своих наставлениях преподобный Серафим указывает главной целью христианской жизни стяжание Духа Святого. Умудрённый богатым опытом аскетической жизни, он отводит выполнению всех религиозных предписаний лишь вспомогательную роль. Он подчёркивает, что как ни полезны пост, молитва и чтение духовной литературы, но они лишь инструменты, коими следует пользоваться в трудах по достижению главной цели. Что же понимает под этими словами преподобный? Он сам даёт этому объяснение. Дух Святой отождествляется им с Духом Мирным. Мотовилов цитирует его: «Стяжи Дух Мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся»! Найди мир в себе самом!