Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Как выглядело бы четвертое пространственное измерение? Планеты и четвёртое измерение

Опишу математическим языком.

Рассмотрим обычное трёхмерное пространство, в котором мы живём. Мы прекрасно понимаем, что такое точка, прямая и плоскость в этом пространстве. Пересечение двух плоскостей дает нам прямую, пересечение двух прямых - точку. Каждую точку в этом пространстве можно описать тремя координатами: (x, y, z). Первая координата обычно обозначает длину , вторая - ширину , третья - высоту данной точки относительно точки начала координат. Все это легко можно проиллюстрировать и представить.

Однако четырёхмерное пространство не такое уж простое. Любую точку в этом пространстве теперь можно описать четырьмя координатами: (x, y, z, t), где добавляется новая координата t, которую в физике часто называют временем . Под этим подразумевается, что помимо длины, ширины и высоты точки указывается и её положение по времени, т. е. где она находится: в прошлом, в настоящем или в будущем.

Но отойдём от физики. Оказывается, что математически в этом пространстве добавляется новый аксиоматический объект, именуемый гиперплоскостью . Её условно можно представить как одно целое "трехмерное пространство". По аналогии в трехмерном пространстве, пересечение двух гиперплоскостей дает нам плоскость . Различные комбинации этой штуки с четырёхмерными фигурами дают нам неожиданные результаты. Например, в трехмерном пространстве пересечение плоскости с шаром дает нам круг. По этой аналогии в четырехмерном пространстве пересечение четырехмерного шара с гиперплоскостью дает нам трёхмерный шар. Становится очевидно, что практически невозможно мысленно представить и нарисовать четырёхмерное пространство: биологически наши органы чувств приспособлены лишь к трёхмерному случаю и ниже. Поэтому четырёхмерное пространство чётко можно описать только математическим языком, в основном с помощью действий с координатами точек.

Однако менее точно его кое-как можно описать и другим языком. Рассмотрим концепцию параллельных миров: помимо нашего мира "существуют" и другие миры, в котором некоторые события шли иначе. Обозначим наш мир через букву А, а некий другой мир - через букву Б. С точки зрения четырёхмерного пространства можно сказать, что мир А и мир Б - разные "трёхмерные пространства", которые оказываются не пересекающимися. Это и есть параллельные гиперплоскости . И их бесконечно много. Если случается так, что если в определены момент времени в мире А "дедушка умер", а в мире Б "дедушка все ещё жив", то миры А и Б пересекаются по некоторой четырехмерной фигуре, в которой все события шли одинаково до некоторого момента времени, а потом фигура как бы "разделилась" на непересекающиеся трехмерные части, в каждой из которой описывается состояние дедушки, жив он или нет. Это можно было бы описать в двумерном формате: была одна прямая, которая потом разделилась на две непересекающиеся линии.

Запускает проект «Вопрос учёному», в рамках которого специалисты будут отвечать на интересные, наивные или практичные вопросы. В этом выпуске кандидат физико-математических наук Илья Щуров рассказывает о 4D и о том, можно ли выйти в четвёртое измерение.

Что такое четырёхмерное пространство («4D»)?

Илья Щуров

Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики НИУ ВШЭ

Начнём с самого простого геометрического объекта - точки. Точка - нульмерна. У неё нет ни длины, ни ширины, ни высоты.

Сдвинем теперь точку по прямой на некоторое расстояние. Допустим, что наша точка - остриё карандаша; когда мы её сдвинули, она прочертила отрезок. У отрезка есть длина, и больше никаких измерений - он одномерен. Отрезок «живёт» на прямой; прямая является одномерным пространством.

Возьмём теперь отрезок и попробуем его сдвинуть, как раньше точку. (Можно представить себе, что наш отрезок - это основание широкой и очень тонкой кисти.) Если мы выйдем за пределы прямой и будем двигаться в перпендикулярном направлении, получится прямоугольник. У прямоугольника есть два измерения - ширина и высота. Прямоугольник лежит в некоторой плоскости. Плоскость - это двумерное пространство (2D), на ней можно ввести двумерную систему координат - каждой точке будет соответствовать пара чисел. (Например, декартова система координат на школьной доске или широта и долгота на географической карте.)

Если сдвинуть прямоугольник в направлении, перпендикулярном плоскости, в которой он лежит, получится «кирпичик» (прямоугольный параллелепипед) - трёхмерный объект, у которого есть длина, ширина и высота; он расположен в трёхмерном пространстве - в таком, в каком живём мы с вами. Поэтому мы хорошо представляем себе, как выглядят трёхмерные объекты. Но если бы мы жили в двумерном пространстве - на плоскости - нам пришлось бы изрядно напрячь воображение, чтобы представить себе, как можно сдвинуть прямоугольник, чтобы он вышел из той плоскости, в которой мы живём.

Представить себе четырёхмерное пространство для нас также довольно непросто, хотя очень легко описать математически. Трёхмерное пространство - это пространство, в котором положение точки задаётся тремя числами (например, положение самолёта задаётся долготой, широтой и высотой над уровнем моря). В четырёхмерном же пространстве точке соответствует четвёрка чисел-координат. «Четырёхмерный кирпич» получается сдвигом обычного кирпичика вдоль какого-то направления, не лежащего в нашем трёхмерном пространстве; он имеет четыре измерения.

На самом деле мы сталкиваемся с четырёхмерным пространством ежедневно: например, назначая свидание, мы указываем не только место встречи (его можно задать тройкой чисел), но и время (его можно задавать одним числом - например, количеством секунд, прошедших с определённой даты). Если посмотреть на настоящий кирпич, у него есть не только длина, ширина и высота, но ещё и протяженность во времени - от момента создания до момента разрушения.

Физик скажет, что мы живём не просто в пространстве, а в пространстве-времени; математик добавит, что оно четырёхмерно. Так что четвёртое измерение ближе, чем кажется.

Задачи:

Привести какой-нибудь другой пример реализации четырёхмерного пространства в реальной жизни.

Определить, что такое пятимерное пространство (5D). Как должен выглядеть 5D-фильм?

Ответы просьба присылать на e-mail: [email protected]

» мы коснёмся широко известной проблемы числа измерений в целом и перехода в них в частности. Мы постараемся рассмотреть этот вопрос не с традиционно мистической точки зрения, а с точки зрения практической (с помощью практических упражнений и обучающих видео).

Переход в четвёртое измерение интересовал людей очень и очень давно. Однако до сих пор существует две группы взглядов, которые по-разному относятся к четвёртому измерению. Одна из групп — это пространственное четвёртое измерение, а вторая — это временно е четвёртое измерение.

Пространственное четвёртое измерение очень хорошо проиллюстрировано в одном из выпусков журнала Трамвай, где была опубликована статья про четырёхмерную мышь (если что — она называется «Мышь ЧЕ-ТЫ-РЁХ-МЕР-НАЯ» и прочесть её можно здесь http://tramwaj.narod.ru/Archive/LJ_archive_2.htm). Там проводилась такая аналогия: для жителей одного измерения (линия) любые двухмерные существа будут восприниматься лишь как компоненты одного измерения. Всё, что выходит за рамки этого измерения, не будет замечено (ибо нечем смотреть).

Точно так же, жители двухмерного пространства (плоскости) могут увидеть жителей трёхмерного пространства лишь в качестве их двухмерных отпечатков-проекций. Им попросту нечем увидеть третье измерение. То есть, если бы человек попал в это двухмерное пространство, то в лучшем случае местные обитатели плоскости знакомились с отпечатками его подошв. А в худшем — поперечным срезом 🙂

Аналогично жители третьего измерения (то есть, мы с вами) могут увидеть четырёхмерных существ лишь как их трёхмерные проекции. То есть, обычные тела, имеющие длину, ширину и высоту.

Более высокое измерение имеет по отношению к более низкому измерению одно важное преимущество: существа из более высоких измерений могут нарушать законы физики более низких измерений. Так, если в двухмерной вселенной, на плоскости, посадить жителя в тюрьму, то он не сможет выбраться из неё, окружённый со всех двух сторон (поскольку измерений только два) стенами. Но если посадить в такую тюрьму трёхмерное существо (вернее, лишь его проекцию), то оно с лёгкостью выходит из двух измерений, скажем, вверх — и оказывается вне двухмерной тюрьмы.

Точно такие же плюшки доступны четырёхмерным существам в нашей трёхмерной вселенной. Согласитесь, всё это звучит очень заманчиво, мистично, и при овладении четвёртым измерением обещает принести массу бонусов типа подглядывания в женских раздевалках 🙂 Возможно, именно поэтому среди требований к переходящим в это измерение есть высокая этичность.

Но не будем углубляться в мистичные дебри — ведь мы обещали практику, а не мистику. Для этого обобщим. Так, одно обычное измерение перпендикулярно другому и третьему, образуя всем знакомые оси координат:

Тогда как по этой логике четвёртое пространственное измерение должно быть перпендикулярно этим трём.

Переход в четвёртое пространственное измерение осуществляется с помощью развития особого органа восприятия этого измерения. Обычно этот орган называется «третий глаз». Поскольку под этим словосочетанием что только не понимается, его мы использовать не будем. Тем более что четвёртое пространственное измерение воспринимается отнюдь не глазами. В качестве совета по развитию органа восприятия четвёртого пространственного измерения мы приведём упражнение из книги П.Д. Успенского (ученик Гурджиева, если что) «TERTIUM ORGANUM» (третий орган, если перевести):

Тренируйтесь видеть (для начала — в воображении) объёмные фигуры (кубы, пирамиды, сферы и т.д.) сразу со всех сторон.

Вот такое вот простое описание к сложному упражнению. Надеемся, всё понятно: обычно мы можем видеть максимум 3 стороны куба. А надо представить себе куб так, как если бы мы его видели со всех шести сторон сразу. Головоломка, да? 🙂

Для того, чтобы получить больше массы о четвёртом пространственном измерении, вы можете воспользоваться этими видео:

Первая часть видео про четвёртое измерение:

Вторая часть видео про четвёртое измерение

Рассмотрев практическую тренировку для перехода в пространственное четвёртое измерение, рассмотрим ещё один момент. Как это ни странно, четвёртое (а также пятое, шестое … одиннадцатое) пространственные измерения — отнюдь не пустой звук. По крайней мере, в свете последних достижений теории суперструн.

Так, для того, чтобы законы физики одинаково работали и на микро-, и на макроуровнях (от уровня, в тысячи раз меньшего, чем размеры молекулы, до межгалактических расстояний), в формулах необходимо наличие одиннадцати пространственных измерений. Три из этих измерений развёрнуты, а остальные — свёрнутые, и именно поэтому мы их не воспринимаем. Хотя колебания составляющих субатомных частиц очень даже зависят от этих свёрнутых измерений.

К сожалению, древние маги про эти свёрнутые измерения даже не подозревали, поэтому переход в эти свёрнутые измерения остаётся пока что совершенно оккультным, то есть тайным. Ибо если кто и придумал, как это делать, то не сказал как.

Сейчас самое время перейти к четвёртому измерению с точки зрения времени. Этот подход широко разработан физиками, так что особо рассказывать здесь нечего. Единственное кажущееся отличие временно го измерения в том, что по нему нельзя двигаться назад, как по трём пространственным. Лишь вперёд. Однако, это не совсем так — и именно этот нюанс даёт ключ к переходу в четвёртое временно е измерение.

Мало того, если для того, чтобы воспринять четвёртое пространственное измерение, нужно тренировать особый орган, для работы с четвёртым временны м измерением орган уже есть. И мало того, с помощью этого органа люди могут двигаться по этому измерению как назад, в прошлое, так и вперёд, в будущее.

Вы уже догадались, что это за штука такая, позволяющая путешествовать во времени?

Совершенно верно, это человеческий ум.

Следовательно, переход в четвёртое временно е измерение — это лишь образное выражение. Мы все и так находимся в этом четвёртом временно м измерении. Однако не все одинаково. Есть люди, которые помнят лишь вчерашний день и не заглядывают дальше завтрашнего. Их четвёртое измерение мизерно, а жизнь тяжела (хотя со стороны может казаться весёлой и беззаботной).

И, наоборот, существуют люди, которые в состоянии заглянуть далеко-далеко в прошлое, сравнить полученные данные с наблюдениями из настоящего и сделать практические выводы как про ближайшее, так и про отдалённое будущее. Как видите, эти люди овладели четвёртым измерением в очень значительной мере. В результате жизнь таких людей намного более стабильна, спокойна и счастлива.

Поэтому стоит вопрос не в переходе во временно е четвёртое измерение, а в углублении этого измерения. Ну а для этого нужно тренировать свой ум. Как это делать? Да очень просто. Главное, чтобы отрабатывалась основная деятельность ума: сравнивать данные из прошлого с данными из настоящего и делать правильные выводы. Ну а методов существует просто громадное количество.

Ещё один нюанс — это данные, которые использует ум для работы. Ведь если данные поступают на обработку ошибочные (из прошлого или из настоящего), то и выводы будут ошибочными. И тогда получится не четвёртое измерение, а фигня какая-то.

Почему бывают ошибочными полученные данные из прошлого и настоящего? Всё очень просто: потому что это неверно оцененные данные вследствие болезненного опыта. Пример: человека покусала собака, и теперь всегда, когда он видит собак, то получает данные не о их реальных намерениях или виде, а глюк из прошлого, связанный с болью. Следовательно, выводы на будущее (например «все собаки опасны») будут ложными. А четвёртое измерение — с червоточинкой.

Как избежать таких ошибок? Естественно, правильно оценив данные, полученные при наличии боли, столкновении или потере. Как это сделать? Этих способов намного меньше, чем способов совершенствования мышления. Но они есть, и вы сможете при желании их найти 🙂

Таким образом, переход в четвёртое измерение зависит от того, куда вы хотите перейти.

Удачных переходов!

Если что — пишите в комментарии!

Текущий этап эволюции человечества характеризуется отсутствием у подавляющего большинства людей способности к восприятию четырёхмерного мира – «второго зрения», – а также неразвитостью более совершенного, чем интеллект, аспекта сознания – интуиции.

Раскрытие и последующее развитие нового (шестого) органа чувств – будущее человека новой (шестой) расы. Пока же человечество проходит переходный период на пути к новым возможностям, что подтверждается появлением так называемых экстрасенсов.

В связи с этим, лишь незначительная часть населения планеты имеет опыт взаимодействия с миром высших измерений. Большинство же современных людей, живущих в реально многомерном мире, по-прежнему воспринимает и осознаёт лишь самую примитивную его часть – трёхмерный физический мир.

Данное обстоятельство благоприятствует измышлению различных фантастических образов, приписываемых мирам бóльшей размерности. Это, в свою очередь, находит отражение не только в произведениях фантастов, но и в науке.

Примерами таких научных фантазий могут служить 4D-континуум, тёмная материя, кротовые норы, тессеракты, симплексы, суперструны, браны... За этим безудержным вымыслом учёных стоит полная непригодность трёхмерного математического аппарата для понимания и описания многомерных пространств.

ЗАМЕЧАНИЕ. То, что в математике называется «многомерными» пространствами, не имеет никакого отношения к реальности, поскольку в них не учитываются такие свойства подлинно многомерных пространств, как материальность и проницаемость; пространство наделяется непространственными свойствами, а свойство протяжённости вопреки здравому смыслу распространяется за пределы трёх измерений.

3D-иллюзии о многомерности

Главной бедой математики является то, что она больше тяготеет к ортодоксальным верованиям, чем к науке, поскольку построена не на обновляемых знаниях о мире, а на Неприкосновенных Священных Догматах , поколебать которые не в состоянии ни абсурд, ни парадоксы, ни научные открытия, ни череда кризисов, ни тысячелетия борьбы с догматизмом.

Ниже перечислим лишь часть самых одиозных Догматов (и их следствия), что делают познание многомерной структуры окружающего нас мира с помощью ТАКОЙ математики принципиально невозможным .

  1. В математике якобы реально существуют пространства с размерностью меньше трёх; при этом 0D-«пространство» – это точка, 1D-«пространство» – линия, 2D-«пространство» – поверхность ;
  2. Размер математической точки равен нулю, но она якобы существует;
  3. Якобы реально существует пустое пространство – «пространство» безразмерной точки;
  4. Размеры тел необъяснимым образом определяются суммой размеров безразмерных точек;
  5. Из нулевого размера точки следует также её нематериальность;
  6. Из нематериальности точки (0D-«пространства») вытекает нематериальность любого пространства;
  7. Из нематериальности пространства следует непризнание пространства атрибутом (неотъемлемым свойством) материи;
  8. Из непонимания неразрывной связи между пространством и материей вытекает самое нелепое заблуждение, допускающее «перенос» 3D-сущностей в пространства высших измерений:
    во-первых, потому, что 3D-объекты уже содержат в себе материю всех высших измерений, то есть уже доступны всем высшим пространственным сущностям;
    во-вторых, полная принадлежность к пространству высшей размерности требует полной ликвидации низшей 3D-материальной оболочки, что равносильно смерти в 3D-мире.
  9. Следствием предыдущих заблуждений является отсутствие в математике понятия «пространственная среда»;
  10. Из непонимания несопоставимости свойств материи разных измерений следует абсурдность требования ортогональности пространственных «осей», операции сложения векторов и нахождения скалярных сумм для совокупности разноразмерных пространств.
  11. Последнее заблуждение проявляется, в частности, в попытке суммировать вектор скорости 4D-света с вектором скорости его 3D-источника, двигающегося в ином пространстве;
  12. Ярким свидетельством полного непонимания математиками сути многомерности является повсеместное отождествление многокомпонентных 3D-векторов (х 1 , х 2 , х 3 , ... х n) с якобы многомерными математическими конструкциями.

    Покажем это на примере вектора свойств 3D-куска сахара со следующими векторными компонентами: длина х 1 ; ширина х 2 ; высота х 3 ; вес х 4 ; цвет х 5 ; вкус х 6 ; срок изготовления х 7 . В терминах математики получим 7-ми «мерный» (!) вектор. Однако пространственных измерений в этой 7-ми компонентной конструкции будет только три.

    Данный пример позволяет также легко понять, что обычное трёхмерное пространство, выдаваемое в релятивизме за 4D-пространство-время Минковского не имеет к четвёртому пространственному измерению ни малейшего отношения.

По выше названным и другим причинам, практически, все известные на сегодняшний день попытки смоделировать 4D-пространство средствами трёхмерной математики являются ничем иным, как 3D-фантазиями на недоступную для догматического мышления тему многомерности.

Где искать четвёртое измерение

Итак, если все перечисленные выше попытки научного понимания многомерных пространств являются не более, чем science fiction, то возникает несколько резонных вопросов:

  • Где же в таком случае скрывается хотя бы самое близкое к нам настоящее 4D-пространство?
  • И существует ли оно вообще?
  • А если существует, то почему же мы его не видим?

Прежде всего, следует сказать, что четырёхмерное пространство – это такая же реальность, как и наблюдаемое нами трёхмерное пространство.

На вопрос «Тогда почему мы его не видим?» проще всего ответить другим вопросом: «А почему никого не смущает то, что мы не видим содержимое компьютерных дисков, электричество, радиоволны, радиацию, свою ауру, чужие мысли»? Даже привидения удаётся увидеть только на фотоснимках.

Сложнее будет понять ответ на вопрос: «Где находится четырёхмерное пространство»?

Тем не менее, правильный ответ таков: «Мы все находимся внутри 4D-пространства; оно не только окружает нас, оно окружает и наполняет нас и всю 3D-Вселенную, включая космическое пространство и пространство внутри атомов; при этом нуклоны образованы частицами 4D-материи».

Материя четырёхмерного пространства называется физическим эфиром , в современной физике, чаще всего, – физическим вакуумом.

Согласно одной из гипотез частица эфира (амер) представляет собой электронно-позитронную пару. Таким образом, в невозбуждённом состоянии амер, как и атом, электрически нейтрален, но в отличии от атома он не содержит ядра.

Безъядерная 4D-эфирная материя играет роль посредника (прослойки) между атомарными 3D-физическим и 5D-астральным мирами:

  • частица эфира приблизительно на 8 порядков тоньше физического атома;
  • астральный атом приблизительно на 8 порядков тоньше эфирной частицы;
  • относительно физического атома астральный атом тоньше на 16 порядков.

На атомарном уровне структурирования материи различие в 8 порядков означает переход к новому измерению:

  • 3D-физический атом ≈ 10 -8 см;
  • 4D-частица эфира ≈ 10 -16 см;
  • 5D-астральный атом ≈ 10 -24 см.

В реальном мире количественное изменение размеров материи в пределах одного измерения (для атомов одной размерности) периодически сопровождается диалектическими скачкообразными переходами к новым качественным уровням, например:

  • физический атом → физическое тело → физическое небесное тело...;
  • астральный атом → астральное тело → астральная планета и так далее.

Математика же, игнорируя закон перехода количественных изменений в качественные и другие фундаментальные законы Мироздания , плодит лишь иллюзорно-мистические домыслы о многомерности, основанные исключительно на количественном , непрерывном и линейном наращивании размеров материи от несуществующего нуля до воображаемой бесконечности.

В этом математическом беззаконии заключена ещё одна причина научных фантазий о многомерных мирах и пространствах.

Упомянутая выше гипотеза многомерной организации Вселенной хорошо согласуется с наблюдениями и повседневным опытом, данными экстрасенсов и результатами экспериментов, а также со сведениями из Восточных духовных практик, оккультных, теософских и эзотерических источников.

Свойства четвёртого измерения

Пытаясь представить свойства гипотетического 4D-пространства, нельзя подменять здравый смысл трёхмерными математическими догмами. В противном случае нас ждут неприятные сюрпризы.

Возможна ли 4-я ортогональная ось?

У большинства из нас трёхмерное пространство ассоциируется с тремя осями декартовой системы координат. Поэтому многие с готовностью (не утруждая себя сомнениями и размышлениями) соглашаются с ничем не обоснованным догматом ортогональности N координатных осей для пространства N измерений.

При этом почему-то совершенно забывается простейшая мысль: «Ведь если "что-то" мы не можем даже представить, то есть мысленно создать соответствующий образ, значит это "что-то" не существует в принципе»!

Математики объясняют факт не понимания нами полёта их многомерных фантазий ограниченностью наших мыслительных способностей, поскольку, мол, окружающий нас мир трёхмерен. Однако на самом деле все разговоры об ограниченности нашего воображения – заведомая ложь, так как из 7-ми мерной материи мысли человек может с лёгкостью конструировать, как минимум, 6-ти мерные образы.

Это означает только одно: математики вполне могли бы пояснить нам свои «многомерные видения», конечно, если бы в тех была хоть капля реальности. Пока же мы все обречены поклоняться догмату «четвёртой ортогональной оси», не имея даже малейших разъяснений по поводу её построения.

Таким образом, очередной ложный догмат «четырёх перпендикуляров» к одной точке оборачивается ещё одним камнем преткновения на пути к пониманию реального многомерного мира.

Что измеряют измерения?

Почему пространственных измерений именно три, не больше и не меньше? Очевидно, потому, что атом, а с ним и вся остальная материя имеет строго три пространственные характеристики: длину, ширину и высоту.

Что же характеризуют эти три характеристики пространства? Конечно же, протяжённость материальных объектов в трёх возможных направлениях: вперёд↔назад, влево↔вправо, вверх↔вниз.

Можно ли указать ещё какие-то дополнительные характеристики протяжённости? Нет! Здравый смысл категорически отказывается от таких фантазий. Характеристик протяжённости можно представить только три для материи любой размерности.

Есть ли у материи другие свойства, кроме протяжённости? Разумеется, есть: цвет, вязкость, температура... Но пространственное свойство у трёхмерной материи только одно – протяжённость.

Возможно, 4D-материя обладает дополнительным пространственным свойством? Именно так! 4D-амер в силу его «тонкости» имеет по отношению к 3D-атому дополнительное пространственное свойство – проницаемость . В работе четвёртое измерение пространства названо «глубиной ».

По мнению автора оба термина нельзя признать удачными. Термин «проницаемость» может быть ошибочно приписан 3D-материи, так как она проницаема для материи всех высших измерений. Термин «глубина» совпадает с терминологией Евклида для характеристики совсем иного свойства (протяжённости) тела.

В этой связи, более предпочтительным представляется термин «вложенность », точнее передающий суть погружения высших пространств реального мира в низшие. Продемонстрируем сочетание пространственных характеристик протяжённости и вложенности на примере 5D-пространства :

  • три характеристики протяжённости (вперёд↔назад, влево↔вправо, вверх↔вниз);
  • две характеристики вложенности (в↔из 3D-пространства, в↔из 4D-пространства).

Понятно, что 7D-пространство будет иметь всё те же три характеристики протяжённости, а характеристик вложенности будет уже на две больше, то есть четыре, а в целом – 3+4 – семь.

Нетрудно видеть, что приведенная трактовка многомерности реального мира исключает ортогональность направлений протяжённости с направлениями вложенности, а последних ещё и между собой. Это позволяет прекратить домыслы на тему множественной ортогональности для многомерных пространств.

Что во что вложено?

Огромное количество публикаций повествует нам о том, что умозрительное двухмерное «пространство» вложено в трёхмерное. Чаще всего в качестве примера 2D-«пространства» приводится лист книги. Ну, а затем делается «гениальное» заключение о вложенности уже реального 3D-пространства в пространство четырёх измерений и далее аналогичным образом. В результате, на свет появляются фантастические псевдо-многомерные конструкции в виде тессерактов, симплексов и прочих псевдо-гипер-многогранников.

Апеллировать здесь к здравому смыслу совершенно бесполезно, потому что вся царица наук построена на незыблемой вере в реальность «пространств» с размерностью меньше трёх. Поэтому для разоблачения подобных манипуляций с лже-пространствами, возьмём на заметку два имевших место принципиально важных момента :

  • Низшее пространство в примере с книгой мысленно «вкладывалось» в высшее, то есть в пространство с бóльшим числом измерений;
  • Все фигурирующие в примере пространства наполнены материей одного типа , то есть трёхмерным веществом бумаги.

Если теперь от религиозных догм математики перейти к примерам из реальной жизни, то мы увидим, что 4D-электрон вкладывается в 3D-атом, 4D-радиоволна вкладывается в 3D-радиоприёмник. При этом всё происходит строго наоборот, ранее взятым на заметку моментам:

  • В реальной жизни высшее пространство вкладывается в низшее;
  • Материя реальных пространств разной размерности различна.

Если бы мы действовали в соответствии с правилами математики из первого примера, то оказалось бы, что атом может быть вложен в электрон, а радиоприёмник – в радиоволну, что, безусловно, является абсурдом, как и математические «пространства» с размерностью меньше трёх.

Выводы

  1. Понимание многомерных пространств в рамках современной (трёхмерной) математики принципиально невозможно.
  2. Для исследования многомерных пространств необходима разработка нового раздела «Многомерной математики».
  3. Выход математики из кризиса невозможен без отказа от многотысячелетнего догматизма в пользу пересматриваемой научной парадигмы.

Литература

  1. Микиша А. М., Орлов В. Б. Толковый математический словарь: Основные термины. – М.: Рус. яз., 1989. – 244 с.
  2. Пространство Минковского: Материал из Википедии. – http://ru.wikipedia.org/wiki/Пространство_Минковского
  3. Александр Котлин. Как понять четырёхмерное пространство? –
  4. Александр Котлин. Космические октавы – ключ к новому пониманию Мира. –
  5. Александр Котлин. Основы математики – беззаконие в кубе. – 27.02.2014. –
  6. Блаватская Е. П. Тайная доктрина: Синтез науки, религии и философии. Том 1: Космогенезис. – Л.: Экополис и культура, 1991. – 361 с.
  7. Николай Уранов. Нести радость. Фрагменты писем. 1965-1981. – Рига: Мир Огненный, 1998. – 477 с.
  8. Начала Евклида. Книги XI-XV. Перевод с греческого и комментарии Д. Д. Мордухай-Болтовского при участии М. Я. Выгодского и И. Н. Веселовского. – Гос. изд-во технико-теоретич. лит-ры, М.-Л.: 1950. – 335 с.
  9. Александр Котлин. Как понять 10-ти мерное пространство? –

Самой долгой историей научных дискуссий из всех типов параллельных вселенных может похвастаться параллельная вселенная высших измерений. Здравый смысл и органы чувств говорят нам, что мы живём в трёх измерениях - длина, ширина и высота. Как бы мы ни двигали объект в пространстве, его положение всегда можно описать этими тремя координатами. Вообще, этими тремя числами человек может определить точное положение любого объекта во Вселенной, от кончика своего носа до самых отдалённых галактик.

На первый взгляд четвёртое пространственное измерение противоречит здравому смыслу. К примеру, когда дым заполняет всю комнату, мы не видим, чтобы он исчезал в другом измерении. Нигде в нашей Вселенной мы не видим объектов, которые внезапно исчезали бы или уплывали в иную вселенную. Это означает, что высшие измерения, если таковые существуют, по размеру должны быть меньше атома.

Три пространственных измерения образуют фундамент, основу греческой геометрии. К примеру, Аристотель в трактате "О небе" писал:

"Величина, делимая в одном измерении, есть линия, в двух - плоскость, в трёх - тело, и, кроме них, нет никакой другой величины, так как три измерения суть все измерения ".

В 150 г. н. э. Птолемей Александрийский предложил первое "доказательство" того, что высшие измерения "невозможны". В трактате "О расстоянии" он рассуждает следующим образом. Проведём три взаимно перпендикулярные прямые линии (как линии, которые образуют угол комнаты). Очевидно, провести четвёртую линию, перпендикулярную трём первым, невозможно, следовательно, четвёртое измерение невозможно.

На самом деле ему удалось доказать таким образом только одно: наш мозг не способен наглядно представить себе четвёртое измерение. С другой стороны, компьютеры постоянно занимаются расчётами в гиперпространстве.

На протяжении двух тысячелетий любой математик, который отваживался заговорить о четвёртом измерении, рисковал подвергнуться насмешкам. В 1685 году математик Джон Уоллис в полемике о четвёртом измерении назвал его "чудовищем в природе, возможным не более, нежели химера или кентавр". В XIX веке "король математиков" Карл Гаусс разработал математику четвёртого измерения в значительной степени, но побоялся публиковать результаты, опасаясь негативной реакции. Сам он, однако, проводил эксперименты и пытался определить, действительно ли чисто трёхмерная греческая геометрия правильно описывает Вселенную. В одном из экспериментов он поместил трёх помощников на вершинах трёх соседних холмов. У каждого помощника был фонарь; свет всех треё фонарей образовал в пространстве гигантский треугольник. Сам же Гаусс тщательно измерил все углы этого треугольника и, к собственному разочарованию, обнаружил, что сумма внутренних углов треугольника действительно составляет 180°. Из этого учёный заключил, что если отступления от стандартной греческой геометрии и существуют, то они настолько малы, что их невозможно обнаружить подобными способами.


Картина: Роб Гонсалвес (Rob Gonsalves), Канада, стиль "магический реализм"

В результате честь описать и опубликовать основы математики высших измерений выпала Георгу Бернхарду Риману, ученику Гаусса. (Через несколько десятилетий эта математика целиком вошла в общую теорию относительности Эйнштейна.) На своей знаменитой лекции в 1854 г. Риман одним махом опрокинул 2000 лет владычества греческой геометрии и установил основы математики высших, криволинейных измерений; мы и сегодня пользуемся этой математикой.

В конце XIX в. замечательное открытие Римана прогремело по всей Европе и вызвало широчайший интерес публики; четвертое измерение произвело настоящую сенсацию среди артистов, музыкантов, писателей, философов и художников. Скажем, историк искусства Линда Дальримпл Хендерсон считает, что кубизм Пикассо возник отчасти под впечатлением от четвертого измерения. (Портреты женщин кисти Пикассо, на которых глаза смотрят вперед, а нос находится сбоку, представляют собой попытку представить четырехмерную перспективу, ведь при взгляде из четвертого измерения можно одновременно видеть лицо, нос и затылок женщины.) Хендерсон пишет: «Подобно черной дыре, четвертое измерение обладало загадочными свойствами, которые не удавалось до конца понять даже самим ученым. И все же четвертое измерение было гораздо более понятным и представимым, чем черные дыры или любые другие научные гипотезы после 1919 г., за исключением теории относительности».

Но исторически сложилось так, что физики рассматривали четвертое измерение лишь как забавную диковинку. Никаких свидетельств существования высших измерений не было. Положение начало меняться в 1919 г., когда физик Теодор Калуца написал очень спорную статью, в которой намекнул на существование высших измерений. Начав с общей теории относительности Эйнштейна, он поместил ее в пятимерное пространство (четыре пространственных измерения и пятое - время; поскольку время уже утвердилось как четвертое измерение пространства-времени, физики теперь называют четвертое пространственное измерение пятым). Если делать размер Вселенной вдоль пятого измерения все меньше и меньше, уравнения волшебным образом распадаются на две части. Одна часть описывает стандартную теорию относительности Эйнштейна, зато другая превращается в теорию света Максвелла!

Это стало поразительным откровением. Возможно, тайна света скрыта в пятом измерении! Такое решение шокировало даже Эйнштейна; казалось, оно обеспечивает элегантное объединение света и гравитации. (Эйнштейн был так потрясен предположением Калуцы, что два года раздумывал, прежде чем дал согласие на публикацию его статьи.) Эйнштейн писал Калуце: «Идея получить [объединенную теорию] посредством пятимерного цилиндра никогда не пришла бы мне в голову... С первого взгляда мне ваша идея чрезвычайно понравилась... Формальное единство вашей теории поразительно».

Много лет физики задавались вопросом: если свет - это волна, то что, собственно, колеблется? Свет способен преодолевать миллиарды световых лет пустого пространства, но пустое пространство - это вакуум, в нем нет никакого вещества. Так что же колеблется в вакууме? Теория Калуцы позволяла выдвинуть по этому поводу конкретное предположение: свет - это настоящие волны в пятом измерении. Уравнения Максвелла, точно описывающие все свойства света, получаются в ней просто как уравнения волн, которые двигаются в пятом измерении.

Представьте себе рыб, плавающих в мелком пруду. Возможно, они даже не подозревают о существовании третьего измерения, ведь их глаза смотрят в стороны, а плыть они могут только вперед или назад, вправо или влево. Возможно, третье измерение даже кажется им невозможным. Но теперь вообразите себе дождь на поверхности пруда. Рыбы не могут видеть тре¬тье измерение, но они видят тени и рябь на поверхности пруда. Точно так же теория Калуцы объясняет свет как рябь, которая двигается по пятому измерению.

Калуца дал также ответ на вопрос, где находится пятое измерение. Поскольку мы не видим вокруг никаких признаков его существования, оно должно быть «свернутым» до столь малой величины, что заметить его невозможно. (Возьмите двумерный лист бумаги и плотно скатайте его в цилиндр. Издалека цилиндр будет казаться одномерной линией. Получается, что вы свернули двумерный объект и сделали его одномерным.)

На протяжении нескольких десятилетий Эйнштейн принимался время от времени работать над этой теорией. Но после его смерти в 1955 г. теорию быстро забыли, она превратилась в забавное примечание на страницах истории физики.

Фрагмент из книги Петра Д. Успенского "Новая модель вселенной":

Идея существования скрытого знания, превосходящего знание, которое человек может достичь собственными усилиями, растет и укрепляется в умах людей при понимании ими неразрешимости многих стоящих перед ними вопросов и проблем.

Человек может обманывать себя, может думать, что его знания растут и увеличиваются, что он знает и понимает больше, нежели знал и понимал прежде; однако иногда он становится искренним с самим собой и видит, что по отношению к основным проблемам существования он так же беспомощен, как дикарь или ребенок, хотя и изобрел множество умных машин и инструментов, усложнивших его жизнь, но не сделавших ее понятнее.
Говоря с самим собой еще откровеннее, человек, возможно, признает, что все его научные и философские системы и теории сходны с этими машинами и инструментами, потому что они только усложняют проблемы, ничего не объясняя.

Среди окружающих человека неразрешимых проблем две занимают особое положение – проблема невидимого мира и проблема смерти.

Все без исключения религиозные системы, от таких богословски разработанных до мельчайших деталей, как христианство, буддизм, иудаизм, до совершенно выродившихся религий "дикарей", которые кажутся современному знанию "примитивными", – все они неизменно делят мир на видимый и невидимый. В христианстве: Бог, ангелы, дьяволы, демоны, души живых и мертвых, небеса и ад. В язычестве: божества, олицетворяющие силы природы, – гром, солнце, огонь, духи гор, лесов, озер, духи вод, духи домов – все это принадлежит невидимому миру.
В философии признается мир явлений и мир причин, мир вещей и мир идей, мир феноменов и мир ноуменов. В индийской философии (особенно в некоторых ее школах) видимый, или феноменальный, мир, майя, иллюзия, которая означает ложное понятие о невидимом мире, вообще считается несуществующим.

В науке невидимый мир – это мир очень малых величин, а также, как это ни странно, очень больших величин. Видимость мира определяется его масштабом. Невидимый мир представляет собой, с одной стороны, мир микроорганизмов, клеток, микроскопический и ультрамикроскопический мир; далее за ним следует мир молекул, атомов, электронов, "колебаний"; с другой же стороны, – это мир невидимых звезд, далеких солнечных систем, неизвестных вселенных.

Микроскоп расширяет границы нашего зрения в одном направлении, телескоп – в другом, но оба весьма незначительны по сравнению с тем, что остается невидимым.

Физика и химия дают нам возможность исследовать явления в таких малых частицах и в таких отдаленных мирах, которые никогда не будут доступны нашему зрению. Но это лишь укрепляет идею о существовании огромного невидимого мира вокруг небольшого видимого.
Математика идет еще дальше. Как уже было указано, она исчисляет такие соотношения между величинами и такие соотношения между этими соотношениями, которые не имеют аналогий в окружающем нас видимом мире. И мы вынуждены признать, что невидимый мир отличается от видимого не только размерами, но и какими-то иными качествами, которые мы не в состоянии ни определить, ни понять и которые показывают нам, что законы, обнаруживаемые в физическом мире, не могут относиться к миру невидимому.
Таким образом, невидимые миры религиозных, философских и научных систем в конце концов теснее связаны друг с другом, чем это кажется на первый взгляд. И такие невидимые миры различных категорий обладают одинаковыми свойствами, общими для всех. Свойства эти таковы. Во-первых, они непостижимы для нас, т.е. непонятны с обычной точки зрения или для обычных средств познания; во-вторых, они содержат в себе причины явлений видимого мира.

Идея причин всегда связана с невидимым миром. В невидимом мире религиозных систем невидимые силы управляют людьми и видимыми явлениями. В невидимом мире науки причины видимых явлений проистекают из невидимого мира малых величин и "колебаний".
В философских системах феномен есть лишь наше понятие о ноумене, т.е. иллюзия, истинная причина которой остается для нас скрытой и недоступной.

Таким образом, на всех уровнях своего развития человек понимал, что причины видимых и доступных наблюдению явлений находятся за пределами сферы его наблюдений. Он обнаружил, что среди доступных наблюдению явлений некоторые факты можно рассматривать как причины других фактов; но эти выводы были недостаточны для понимания всего, что случается с ним и вокруг него. Чтобы объяснить причины, необходим невидимый мир, состоящий из "духов", "идей" или "колебаний".

Рассуждая по аналогии с существующими измерениями, следует предположить, что если бы четвертое измерение существовало, то это значило бы, что вот здесь, рядом с нами находится какое-то другое пространство, которого мы не знаем, не видим и перейти в которое не можем. В эту "область четвертого измерения" из любой точки нашего пространства можно было бы провести линию в неизвестном для нас направлении, ни определить, ни постигнуть которое мы не можем. Если бы мы могли представить себе направление этой линии, идущей из нашего пространства, то мы увидели бы "область четвертого измерения".

Геометрически это значит следующее. Можно представить себе три взаимно-перпендикулярные друг к другу линии. Этими тремя линиями мы измеряем наше пространство, которое поэтому называется трехмерным. Если существует "область четвертого измерения", лежащая вне нашего пространства, значит, кроме трех известных нам перпендикуляров, определяющих длину, ширину и высоту предметов, должен существовать четвертый перпендикуляр, определяющий какое-то непостижимое нам, новое протяжение. Пространство, измеряемое четырьмя этими перпендикулярами, и будет четырехмерным.

Невозможно ни определить геометрически, ни представить себе этот четвертый перпендикуляр, и четвертое измерение остается для нас крайне загадочным. Существует мнение, что математики знают о четвертом измерении что-то недоступное простым смертным. Иногда говорят, и это можно встретить даже в печати, что Лобачевский "открыл" четвертое измерение. В последние двадцать лет открытие "четвертого" измерения часто приписывали Эйнштейну или Минковскому.

В действительности, математика может сказать о четвертом измерении очень мало. В гипотезе о четвертом измерении нет ничего, что делало бы ее недопустимой с математической точки зрения. Она не противоречит ни одной из принятых аксиом и потому не встречает особого противодействия со стороны математики. Математика вполне допускает возможность установить отношения, которые должны существовать между четырехмерным и трехмерным пространством, т.е. некоторые свойства четвертого измерения. Но делает она все это в самой общей и неопределенной форме. Точное определение четвертого измерения в математике отсутствует.

Четвертое измерение можно считать доказанным геометрически только в том случае, когда определено направление неизвестной линии, идущей из любой точки нашего пространства в область четвертого измерения, т.е. найден способ построения четвертого перпендикуляра.

Трудно даже приблизительно обрисовать, какое значение для всей нашей жизни имело бы открытие четвертого перпендикуляра во вселенной. Завоевание воздуха, способность видеть и слышать на расстоянии, установление сношений с другими планетами и звездными системами – все это было бы ничто по сравнению с открытием нового измерения. Но пока этого нет. Мы должны признать, что мы бессильны перед загадкой четвертого измерения, – и попытаться рассмотреть вопрос в тех пределах, которые нам доступны.

При более близком и точном исследовании задачи мы приходим к заключению, что при существующих условиях решить ее невозможно. Чисто геометрическая на первый взгляд, проблема четвертого измерения геометрическим путем не решается. Нашей геометрии трех измерений недостаточно для исследования вопроса о четвертом измерении, так же как одной планиметрии недостаточно для исследования вопросов стереометрии. Мы должны обнаружить четвертое измерение, если оно существует, чисто опытным путем, – а также найти способ его перспективного изображения в трехмерном пространстве. Только тогда мы сможем создать геометрию четырех измерений.

Самое поверхностное знакомство с проблемой четвертого измерения показывает, что ее необходимо изучать со стороны психологии и физики.

Четвертое измерение непостижимо. Если оно существует и если все же мы не в состоянии познать его, то, очевидно, в нашей психике, в нашем воспринимающем аппарате чего-то не хватает, иными словами, явления четвертого измерения не отражаются в наших органах чувств. Мы должны разобраться, почему это так, какие дефекты вызывают нашу невосприимчивость, и найти условия (хотя бы теоретические), при которых четвертое измерение становится понятным и доступным. Все эти вопросы относятся к психологии или, возможно, к теории познания.

Мы знаем, что область четвертого измерения (опять-таки, если она существует) не только непознаваема для нашего психического аппарата, но недоступна чисто физически. Это уже зависит не от наших дефектов, а от особых свойств и условий области четвертого измерения. Нужно разобраться, что за условия делают область четвертого измерения недоступной для нас, найти взаимоотношения физических условий области четвертого измерения нашего мира и, установив это, посмотреть, нет ли в окружающем нас мире чего-либо похожего на эти условия, нет ли отношений, аналогичных отношениям между трехмерными и четырехмерными областями.

Вообще говоря, прежде чем строить геометрию четырех измерений, нужно создать физику четырех измерений, т.е. найти и определить физические законы и условия, существующие в пространстве четырех измерений.

"Мы не можем решать проблемы, используя те же подходы в мышлении, которые мы использовали, чтобы создать проблемы." (Альберт Ейнштейн)

via quantum-tech. ru и blogs.mail.ru/ chudatrella.