Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

История распятия и воскресения христова. Доказательства существования Иисуса. Суд и распятие

Как рассказать малышу о Распятии и Воскресении Христовых – такие вопросы часто задают родители. Как рассказать просто и как рассказать о сути? Один из лучших ответов на этот вопрос – главы из книги Майи Кучерской “Евангельские рассказы для детей”. С любезного согласия автора публикуем главы книги.

Распятие

Злые люди распяли Иисуса на Кресте. Они прибили Ему руки и ноги гвоздями. Так наказывали только страшных разбойников. Иисус Христос был лучше всех на земле, но многие этого не понимали, потому что завидовали Ему. Ведь Его все любили, а их нет.

Иисус Христос умер на Кресте. Небо потемнело, солнце перестало светить, и земля потряслась. Деревья и камни плакали об умершем Господе.

Один человек, по имени Иосиф, снял с Креста тело Иисуса, обернул в белую ткань и положил в пещеру, в каменный гроб, высеченный в скале. Пещера находилась в большом саду. Вход в пещеру закрыли огромным камнем, чтобы никто не мог войти.

Иосиф был учеником Спасителя, но раньше никто не знал об этом. Он никого не побоялся и сам устроил Христу погребение.

Воскресение Христово

Мария Магдалина пришла к пещере, где лежал Иисус. Стояло раннее утро. Было тихо. Кто-то уже отодвинул тяжелый камень от входа. Мария вошла внутрь. Но в пещере было пусто. Где же Господь?

Мария заплакала. И вдруг увидела двух юношей в белых одеждах. Это были Ангелы. Они сидели там, где раньше лежало тело Иисуса.

– Почему ты плачешь? – спросили Ангелы.

– Кто-то унес Его, а я даже не знаю куда, – ответила Мария, утирая слезы. Она и не думала, что беседует с Ангелами, потому что раньше никогда не видела их.

Тут Мария обернулась и увидела Человека. Это был Христос, но Мария не узнала Его. Она подумала, что это садовник.

– Это ты взял Его? Расскажи мне, куда ты положил Его.

Иисус сказал:

И она вдруг узнала Его. Учитель стоял перед ней живой. Значит, Он не умер?

– Пойди, расскажи всем Моим друзьям и братьям, что ты видела, – велел ей Господь.

Мария Магдалина побежала в город. Ученики Иисуса сидели дома и горько плакали. Они думали, что больше никогда не увидят Его. Мария вошла и сказала:

– Не плачьте. Христос воскрес!

Многие празднуют Пасху. Многие не празднуют.

Но что реально произошло в те 3 дня?

Христос умер за всё человечество. И воскрес.

Это факт. Давайте изучим этот факт детально.

Ведь одно дело, просто слышать «Христос воскрес». Это становится похоже на речёвку, которая уже не воспринимается на слух. А другое дело - это знать наверняка, что Христос умер и воскрес за нас.

Чтобы удостовериться в этом детальнее, я решил написать статью с подробным изучением греческого оригинала, на котором написаны . А также с научным обоснованием того, что на самом деле произошло в те памятные 3 дня в 1 веке от Рождества Христова.

Хронологически, что произошло

Иисус был осужден в 33 года.

Он был распят. В те времена распятие - это было страшное наказание, которое назначалось только за самые серьезные преступления.

Что такое распятие на самом деле?

Гвозди

Гвозди длиной 15-20 см (средняя длина ладони взрослого человека)

Гвозди вбивались в запястья, а не в ладони. Иначе ладони порвались бы от веса тела. А так осужденный мог висеть на кресте.

В запястье есть сухожилие, связанное с плечом. И гвоздь, который вбивался, разрывал сухожилие.

Иисус был вынужден удерживать Своё тело на одном гвозде. Этим гвоздем были прибиты обе Его ступни ко кресту.

Тем не менее, ступни не могли удержать его тело, не разорвавшись. Потому Ему приходилось чередовать опору на ступни, с опорой на руки.

Сам процесс распятия длился несколько часов.

Потом Иисус терпел еще 3 часа.

Дыхание

Воздух вытеснялся из легких весом тела. Потому Иисусу приходилось использовать все силы, чтобы дышать.

Кровь

Из тела Иисуса стекала кровь. За несколько минут до смерти он перестал истекать кровью. В теле не осталось ни капли крови. Из Его ран текла вода.

Иоан.19:34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.

Тело взрослого человека содержит приблизительно 3,5 литра крови. Иисус пролил всю кровь, до последней капли.

Терновый венец

Путь на Голгофу

Иисус прошел тяжелый путь на Голгофу. Избитый, Он нес крест весом в 30 кг практически 2 километра.

Какой в этом смысл?

После распятия Иисус Христос умер на кресте. И был перенесён в гробницу.


Гробница Иисуса

Его дух спустился в преисподнюю. А его плоть находилась в гробнице.

  • Иисус добровольно пожертвовал Собой. Он стал причиной Завета Бога с человеком.

Распятие

Злые люди распяли Иисуса на Кресте. Они прибили Ему руки и ноги гвоздями. Так наказывали только страшных разбойников. Иисус Христос был лучше всех на земле, но многие этого не понимали, потому что завидовали Ему. Ведь Его все любили, а их нет.

Иисус Христос умер на Кресте. Небо потемнело, солнце перестало светить, и земля потряслась. Деревья и камни плакали об умершем Господе.

Один богатый человек, по имени Иосиф, снял с Креста тело Иисуса, обернул в белую ткань и положил в пещеру, в каменный гроб, высеченный в скале. Пещера находилась в большом и красивом саду. Вход в пещеру закрыли огромным камнем, чтобы никто не мог войти.

Иосиф был учеником Спасителя, но раньше никто не знал об этом. Он никого не побоялся и сам устроил Христу погребение.

Воскресение Христово

Ученица Христа Мария Магдалина пришла к пещере, где лежал Иисус. Стояло раннее утро. Было тихо. Кто-то уже отодвинул тяжелый камень от входа. Мария вошла внутрь. Но в пещере было пусто. Где же Господь, любимый Учитель? Его здесь нет.

Мария заплакала. И вдруг увидела двух юношей в белых одеждах. Это были Ангелы. Они сидели там, где раньше лежало тело Иисуса.

Почему ты плачешь? - спросили Ангелы.

Кто-то унес Его, а я даже не знаю куда, - ответила Мария, утирая слезы. Она и не думала, что беседует с Ангелами, потому что раньше никогда не видела их.

Тут Мария обернулась и увидела Человека. Это был Христос, но Мария не узнала Его. Она подумала, что это садовник.

Это ты взял Его? Расскажи мне, куда ты положил Его.

Иисус сказал:

И она вдруг узнала Его. Учитель стоял перед ней живой. Значит, Он не умер?

Пойди, расскажи всем Моим друзьям и братьям, что ты видела, - велел ей Господь.

Мария Магдалина побежала в город. Ученики Иисуса сидели дома и горько плакали. Они думали, что больше никогда не увидят Его. Мария вошла и сказала:

Не плачьте. Христос воскрес!

Но ученики не особенно ей поверили. Потому что трудно поверить, что человек мог воскреснуть после смерти.

Чудесный улов

Петр проголодался и сказал: - Пойду ловить рыбу.

И мы с тобой, - сказали другие апостолы. Всю ночь они ловили рыбу, но ничего не поймали. Утром они подплыли к берегу и увидели Человека. Он стоял на берегу и ждал их. Апостолы не поняли, что это Христос. Иисус спросил их: - Дети! Сколько рыбы вы поймали за ночь?

Они ответили: - Ни одной. - Закиньте сеть с правой стороны лодки, и поймаете. Они закинули сеть с правой стороны и уже не могли втащить ее в лодку - столько рыбы попалось туда. - Это Господь, - прошептал Иоанн. Он догадался. Тогда Петр бросился с лодки в море и поплыл.

Ему хотелось поскорее оказаться рядом с Учителем. Остальные ученики поплыли к берегу в лодке и вскоре вышли на землю. На берегу горел костер и готовился обед. Петр вытащил из лодки сеть с рыбой. Рыб было очень много - сто пятьдесят три.

Он вспомнил, что такое уже случалось однажды, три года назад, когда Господь позвал их с братом за Собой. Только тогда сеть порвалась, а в этот раз осталась цела. - Идите обедать, - сказал Христос апостолам. Он дал им печеную рыбу и хлеб. И Сам ел вместе с ними. Никто не спрашивал Его, Кто Он. Все поняли, что это Господь.

Это случилось уже после того, как Иисус воскрес из мертвых. А потом сорок дней Он являлся апостолам и другим Своим ученицам и ученикам. Господь хотел, чтобы они поверили, что Он и правда воскрес из мертвых, и рассказали об этом всем.

Недоверчивый Фома

Фома тоже был учеником Иисуса. Он ходил за Ним, слушал Его слова и очень любил Его. Но не во все, что говорил Христос, Фома мог поверить. Он часто сомневался, мысли его двоились, и апостолы прозвали его «Близнец». Когда Воскресший Господь явился ученикам в Иерусалиме, Фомы не было в городе. Но вот Близнец вернулся, и апостолы сразу же рассказали ему, что Господь воскрес и благословил их, пройдя сквозь запертые двери.

Но Фома только мотал головой: - Не может быть. Разве из мертвых воскресают? Разве можно пройти через запертую дверь? Вам это просто приснилось. Прошло восемь дней, и Иисус снова явился ученикам. Он вновь прошел сквозь запертые двери, встал среди апостолов и сказал: «Мир вам!» На этот раз Фома тоже был с ними. - Подойди и вложи пальцы в Мои раны, взгляни на Мои руки и следы от гвоздей. И будь верным, - сказал Господь.

Но Фома не двинулся с места. Ему стало стыдно. Христос видел его сердце и знал, что он не поверил в воскресение. - Господь мой и Бог мой! - воскликнул Фома. С тех пор он стал один из самых верных учеников Христовых.


Вот мы и подошли к последнему уроку в этом квартале. С одной стороны, это самый трагичный момент во всей истории Вселенной – смерть Сына Божьего. С другой стороны – совершен план искупления, и Христос не только умер, но Он и воскрес. Это вас радует? Меня - тоже. Давайте рассмотрим этот урок подробно.

I Власть на небе и на земле


Читаем текст Писания:

«Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18).

Этот текст дан как памятный к уроку. Эти слова сказал Иисус перед самым вознесением на небо. Почему Иисус произнес эти слова? Что послужило стимулом для высказывания именно этих слов? Разве ученики в чем-то усомнились?

Матфей ничего не сообщает ни о явлении Иисуса десяти ученикам вечером того же дня, как это делает Иоанн (Ин. 20:19-23), ни о явлении Его на 8-ой день одиннадцати ученикам (Ин. 20:24-29). Но вот о явлении воскресшего Христа в Галилее, где Он обещал встретить учеников, у Матфея записано (Мф. 26:32 сравните с 28:7,10). Неизвестно, на какой именно горе встретился Иисус с учениками, но они увидели Его. И, увидев… поклонились Ему; а иные усомнились, пишет Матфей.

Поскольку Его уже видели ранее и удостоверились в том, что это Он, не в факте воскресения Его усомнились ученики, а скорее в том, Он ли явился им и на этот раз. Поскольку ранее явлениям Его сопутствовали необычные обстоятельства, а теперь все произошло «просто» (судя по евангельскому повествованию), ученики могли испытать своего рода удивление или сомнение.

Но неуверенность их не могла не рассеяться, когда Иисус заговорил к ними как Существо высшего порядка: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле», - произнес Он. Эта «власть» (греческое слово «эксус`иа» буквально означает «официальное право» или «официальная власть») дана была Иисусу Христу Отцом Небесным, и вот теперь Он, на основании данной Ему власти, повелевает ученикам: Идите! Идите ко всем народам (ко всем, а не только к Израилю).

Они должны были идти и учить, т. е. провозглашать истину об Иисусе Христе, чтобы люди из всех народов могли пойти за Христом, как это сделали они сами. Уверовавших же в Спасителя следовало крестить в воде. Откликнувшихся на благую весть следовало далее учить и наставлять относительно тех истин, которые были переданы Иисусом Его одиннадцати ученикам.

Конечно, не всё, что говорил Он им, было ими передано обращенным, но в первую очередь те конкретные истины, которые касались грядущего века Церкви и действия в нем благодати Божией; их-то и понесли они во все пределы земли. Поручение Христа ученикам сводилось, по сути дела, к одному: «Приобретайте Мне последователей!» И выражено это тремя глаголами в повелительной форме: «идите, крестите, учите!»

Последними в Евангелии от Матфея звучат слова обещания Иисуса Христа: И се, Я с вами во все дни до скончания века. Хотя физически Иисус и не остался с Одиннадцатью, духовно Он был с ними все то время, пока они выполняли на земле Его задание. Апостолы свято соблюдали эти последние слова Господа и действовали по ним: в какие бы страны ни шли, они повсюду возвещали историю своего Мессии Иисуса Христа.

Это мы раскрыли суть слов Христа, которые даны нам как эпиграф к этому уроку. Они были даны ученикам как эпилоговые перед тем, как Христос оставил их и вознесся на небо. Хороший итог служения Христа на земле, но давайте возвратимся к самым мучительным и ответственным часам служения Иисуса, это момент экзекуции и распятие.

II Экзекуция

Вообще-то само слово экзекуция означает «телесное наказание». Наказывали кого? Провинившегося. А в чем провинился Иисус? Даже Пилат мог засвидетельствовать:

«вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины» (Ин. 19:4).

Но экзекуция состоялась. Мы читаем:

26 Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
27 Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк
28 и, раздев Его, надели на Него багряницу;
29 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие (Мф.27:26-31).

Матфей момент экзекуции описывает очень кратко: «бив, предал на распятие». Потом он описывает издевательства и насмешки солдат. Слово «бив» в других переводах стоит более конкретно «предал бичеванию». Греческое слово φραγελλόω фрагэлл`о означает буквально – бичевать.

В общем-то, Матфей упоминает лишь первое бичевание; его цель, в данном случае, показать все, касающееся Пилата, прежде, чем перейти к действиям воинов. Издевательства на самом деле предшествовали основному бичеванию и преданию на распятие. Бичевали, фактически, Иисуса дважды; первый раз ради того, чтобы вызвать сострадание толпы и ее одобрение к Его освобождению (сравните, как об этом описывает Лука и Иоанн); второй раз распятию предшествовала экзекуция (телесное наказание) по обычаю, так как перед распятием всех осужденных били плетками.

Вот как Баркли описывает эту ужасную процедуру: «Римское бичевание было ужасной пыткой: жертву раздевали, ей связывали назад руки и привязывали ее к столбу в согнутом положении, с тем, чтобы спина была хорошо открыта для бичевания. Сам бич представлял из себя длинную, кожаную плеть, на которой были закреплены заостренные куски кости и свинца. Такое бичевание всегда предшествовало распятию, и оно превращало оголенное тело в клочья сырого мяса и в кровоточащие рубцы. Люди умирали под таким бичом, теряли разум и лишь немногие не теряли сознание до конца бичевания».

Пилат видел, что ничто не помогает и сознавал серьезность доносившихся до него угроз пожаловаться Цезарю (Ин. 19:12). Его отношения с правившим в то время Римом императором Тиберием оставляли желать лучшего, и он опасался, что до того дойдут слухи о некоем «царе», появившемся в Иудее, в котором Тиберий мог увидеть соперника; тем более опасался он, что весть об освобождении этого царя им, Пилатом, достигнет Рима. И губернатор принял решение: он взял воды и умыл руки пред народом, символизируя тем свое желание принародно освободиться от ответственности за предание смерти невинного человека. Однако ни этот жест, ни слова Пилата: невиновен я в крови Праведника Сего - не сняли с него вины, потому что вся эта пародия на суд была допущена именно им.

Между тем, иудеи с готовностью приняли ответственность, переложенную на них Пилатом (стих 24). Кровь Его на нас и на детях наших! - заявили они. Слова их обернулись горькой действительностью: многих из них (и детей их) настиг суд Божий, когда в 70 году по Р. Х. римляне разрушили Иерусалим и храм и привели народ к рассеянию.

Что касается Пилата, то, несмотря на четырежды провозглашенную им невиновность Иисуса (Лк. 23:14,20,22; Ин. 19:4), он отпустил народу Варавву, а Иисуса бив предал на распятие.

Иисус был отведен в преторий (огромный двор, окружавший здание суда), где толпилось множество римских воинов (именно так надо понимать вторую часть стиха 27). Считается, что их было там человек 600 (в греческом тексте сказано – «когорта»). Преторий мог быть частью резиденции Пилата (так называемого Замка Антония). Но некоторые думают, что она располагалась на территории дворца Ирода.

Воины, раздев Иисуса, принялись над Ним издеваться: а) они облачили Его в пурпуровое одеяние, подобное царскому; б) на голову Ему возложили венец, сплетенный из колючего терна и в) вместо скипетра, вложили Ему в правую руку трость. И, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! Какую же трагическую фигуру являл Собою Иисус в тот момент! Его мучители плевали на Него и били тростью по голове.

Не ведая того, они исполняли пророчество Исаии о Спасителе, записанное в Ис. 52:14. Ибо Иисус был столь жестоко избит римскими солдатами, что немногие могли бы узнать «обезображенный лик» Его. Целиком предавшись воле Отца, Он молча сносил все эти издевательства. Натешившись, солдаты вновь одели Его в одежды Его и повели Его на распятие.

III Распятие и смерть

У Матфея записаны лишь некоторые из событий, происшедших на пути Иисуса к месту распятия и в процессе его. Он пишет, что некоего Киринеянина по имени Симон (человек этот был из Кирина, города в Северной Африке, где жило много евреев) заставили нести крест Иисуса, когда Тот, истерзанный побоями, более не мог нести его Сам. В конце концов процессия достигла места под названием Голгофа, что значит: «лобное место» (точнее в переводе с арамейского «голгофа» означает «череп», «место, похожее на череп»). Но оно не было ни местом «погребения черепов», ни кладбищем, ни местом казней, а просто возвышенным местом, напоминавшим своей конфигурацией человеческий череп.

На Голгофе Иисусу предложили выпить уксуса, смешанного с желчью. Это питье, одурманивавшее чувства и несколько облегчавшее страдания распинаемого, но Он не захотел его пить, чтобы не утратить контроля над Своим состоянием даже на кресте.

Сам по себе акт распятия описан Матфеем кратко. Он не упоминает о том, что в руки и ноги Господа вбивали гвозди. Но вот о том, что солдаты делили одежды Его, бросая жребий, он говорит. Над головой распинаемого человека обычно писали, за что он подвергся казни. Надпись над головой Спасителя гласила: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Именно в этом Он был обвинен.

Распят был Иисус между двух разбойников (Мф. 27:38); у Луки они названы «злодеями» (Лк. 23:33).

Проходившие мимо креста оскорбляли Иисуса. В издевательском тоне они вспоминали, как Он говорил о разрушении храма и созидании его в три дня. Конечно же, этот человек – «лжевождь», думали они, потому что его хваленая способность разрушить храм так ни в чем и не выявилась! А если бы Он был Сыном Божиим, то должен был бы совершить чудо, сойдя с креста. Неспособность Его сделать это, -рассуждали они, - доказывает несостоятельность Его претензий. Прежде Он других спасал, а теперь Себя Самого не может спасти. «Пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него», - говорили они. «Если Он угоден Богу, если Он Его Сын, пусть Бог избавит Его». Сомнительно, однако, чтобы они уверовали, даже если бы произошли вещи, о которых они говорили столь скептически и язвительно.

У Матфея читаем, что не только проходившие мимо (27:39-40) и религиозные вожди (стихи 41-45), но и разбойники, распятые с Ним, поносили Его. Лука, однако, утверждает, что один из «разбойников» изменился в сердце своем (Лук. 23:39-43).

Горькая ирония происходившего состояла в том, что Иисус действительно мог совершить все то, к чему призывала Его толпа. И сойти со креста и физически спасти Себя – Он мог бы, но это было бы против воли Небесного Отца! Сыну Божию необходимо было умереть за других. И потому Он терпеливо сносил страдания и оскорбления.

У Матфея нет ссылки на то, когда казнь началась, но у Марка читаем, что она началась в «третьем часу» (Мр. 15:25), т. е. около 9 часов утра. Матфей точно указывает, когда тьма покрыла всю землю; это было от шестого часа до часа девятого (т. е. с 12 часов дня до 3-х часов дня). Именно в этот период времени сделался Иисус Жертвоприношением за мир, и в этом качестве был оставлен Отцом.

Время это близилось к концу, но и силам Иисуса наступал предел. Он не мог более выносить разделения с Отцом и возопил громким голосом: Или, Или! лама савахфани? Эти арамейские слова означают: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Этими словами Он выразил терзавшее Его чувство такой отделенности от Отца, какой никогда прежде не знал; ведь от Сына, взявшего на Себя грех мира, Отец должен был отвернуться полностью.

Некоторые из стоявших там не поняли слов Иисуса. «Или» они приняли за «Илию» (стих 47). Решив, что у Него горло пересохло, а потому Он неясно произносит слова, один из них взял губку, наполнил ее уксусом и дал Ему пить. Другие же говорили: «постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его». Таким образом люди издевались над Христом.

И вот с последним громким воплем Иисус испустил дух, предав его в руки Своего Отца (Лк. 23:46). До последнего момента контролировал Он Свою жизнь и умер именно в ту минуту, когда это должно было совершиться. Никто из людей не мог бы отнять у Него жизнь, Он Сам распорядился ею. Иисус отдал жизнь в соответствии с планом Отца, чтобы затем вновь принять ее в воскресении.

В минуту смерти Иисуса мгновенно, одно за другим, произошли три события. Во-первых, завеса в храме разодралась надвое, сверху до низу. Эта завеса отделяла Святое святых в храме от остального его помещения. То, что завеса разорвалась сверху донизу, свидетельствует о том, что ее разорвал Сам Бог, поскольку человек рвал бы ее в обратном направлении - снизу доверху. Это было событие-знамение, которым Бог показывал, что отныне свободный доступ к Нему открыт любому человеку - не только первосвященнику в соответствии с ветхозаветным ритуалом.

Во-вторых, в момент смерти Христа произошло сильное землетрясение, так что и камни расселись (Мф. 27:51). Смерть Его - событие огромной духовной силы - потрясла землю и в переносном и в буквальном смыслах слова. О третьем событии пишет только Матфей. «И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (стих 52; речь тут, по-видимому, идет о иерусалимском кладбище). Сопоставляя эту информацию с другими евангелистами, мы приходим к выводу, что эти «святые» воскресли в момент смерти Христа, но в Иерусалим они вошли именно по воскресении Его.

Говоря о смерти Христа, мы должны ясно понимать, что это не просто смерть, которой умирают все люди, Христос принял на Себя вторую смерть, как возмездие за грех. Распятый на кресте, Иисус не знал, что Его ждет. Ему казалось, что Его смерть – это навсегда. И от этого Он страдал больше, чем от физической боли. Он прошел «ад», который заслужили мы. Неважно, где и как мы умрем, потому что знаем, что Он победил вечную смерть ради нас. Поэтому мы с великой верой ждем, что однажды наше желание увидеться с Богом лицом к лицу станет реальностью.

IV Воскресение и вознесение


В Евангелии от Матфея Иисус представлен долгожданным Мессией. Иудеям было трудно поверить в то, что их Царь умрет насильственной, позорной смертью, которая ждала только самых отъявленных преступников и врагов государства. Зная Писание и принимая участие в обрядах, они все же не смогли узнать своего Мессию. Обряды, жертвоприношения и праздники были символом Божьей работы по осуществлению плана спасения. После того, как Иисус умер, и завеса разорвалась надвое, больше не было смысла приносить в жертву животных, так как они указывали на жертву Иисуса. Однако это не означало, что Его труд полностью завершен.

Еще одним символом исполнившегося пророчества стал праздник первых плодов. До того, как созреет весь урожай, малая часть его поспевает раньше. Во время празднования Пасхи евреи собирали первые поспевшие колосья, вязали их в сноп и отдавали священнику. На следующий день после субботы священник возносил его пред Господом как благодарственное приношение (см. Лев. 23:9–14). Первый плод являлся символом того, что скоро пора будет собирать полноценный урожай.

Воскресение и вознесение Иисуса к Отцу стало первым снопом грядущего урожая. Христос – это первый плод нетленного урожая искупленных, который будет собран при первом воскресении. Смерть Иисуса была принята. Он одержал победу. В Адаме все умирали, а во Христе все оживут и станут новым творением (см. 1 Кор. 20–23). Какое прекрасное обетование мы имеем. Тленное облечется в нетленное, а смертное облечется в бессмертное! Христос воскрес. Грядет обещанный сбор урожая.

Средоточием христианской веры является не только Голгофский крест, но и пустая гробница. Большинство людей в мире, включая нехристиан, считают, что человек по имени Иисус из Назарета действительно умер на кресте. Спустя короткое время после смерти Иисуса появились исторические свидетельства, как, например, запись римского историка Тацита: «Нерон предал наиболее изощренным казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат» (Тацит, Анналы 15:44).

По поводу того, был ли исторический персонаж по имени Иисус осужден и распят, споры не велись и не ведутся. Но с воскресением все обстоит иначе. Куда сложнее признать, что Иисус из Назарета умер в пятницу днем и ожил в воскресенье утром. Именно с этим многие люди не согласны. В конце концов, никого нельзя было удивить рассказом о еврее, распятом римлянами в Иудее. Но повествование о еврее, воскресшем из мертвых после распятия, никак не укладывается в привычные рамки!

Тем не менее без этой веры в воскресшего Иисуса христианская религия существовать не может. Павел пишет: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша... И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1Кор.15:14, 19). За смертью Иисуса должно было последовать Его воскресение, потому что в Его воскресении мы имеем гарантию нашего воскресения.

Читая повествование о воскресении Иисуса, мы можем воспринимать его по-разному. Либо считать эту историю сентиментальным вымыслом малочисленных учеников Иисуса, тосковавших по своему Учителю и желавших сохранить память о Нем. Либо можем принять историю воскресения буквально как рассказ из первых уст об экстраординарном событии, которое позднее было истолковано как имеющее значение для каждого человека, когда-либо жившего на Земле.

Но тем не менее, Иисус воскрес, являлся ученикам и дал повеление: «Итак, идите, научите...» (Матф.28:19). Воскреснув, Христос получил неограниченную духовную власть. Поэтому Он просит, чтобы мы приглашали всех и всюду следовать за Ним. Враг Христа окончательно повержен. На нашем пути могут встречаться случайные препятствия. Мы можем переживать временные потери. Но окончательная победа нам обеспечена. В центре Великого поручения находятся ученики, которые откликнулись на Божий призыв, поскольку ничто не может сравниться с тем, что Христос совершил на Голгофе и в гробнице Иосифа. Разве можно желать чего-то большего, чем мир в жизненных трудностях, уверенность при встрече со смертью и гарантированную вечную награду?

Донесите эту удивительную весть до других людей, сделайте их учениками Иисуса, приобретайте друзей для вечности, провозглашайте освобождение из рабства! «Идите!»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Читая историю о миссионерских путешествиях Павла, мы осознаем, что у него не хватило бы сил продолжать идти вперед, если бы он не верил во что-то намного более сильное, чем испытываемые им боль и страдания. Встреча с живым воскресшим Иисусом побудила Павла отправиться благовествовать о спасении всем, кто станет его слушать. Великое поручение дается каждому, кто следует за Христом. «Идите» и научите всех. Эти слова звучат и к каждому из нас лично. На этом изучение Евангелия от Матфея мы закончили.

До встречи на следующем уроке субботней школы в новом квартале. Нам предстоит изучить материал на тему: «Роль церкви в обществе».

14.05.2016

Последние главы всех четырех Евангелий, повествующие о явлениях Христа после Его Распятия, крестной смерти и славного Воскресения, окрашены особым мистическим настроением. Это те сорок дней – от Воскресения до Вознесения, когда воскресший Христос ходил по земле, обычно невидимый или неузнанный, и – воочию – являлся ученикам и близким людям.

Сразу бросаются в глаза нестыковки и противоречия в описании этих явлений четырьмя евангелистами, к которым можно присовокупить также упоминание апостолом Павлом о явлении Христа отдельно Кифе (1 Кор. 15:3-7) и Иакову, брату Его по плоти (а именно – младшему сыну Иосифа Обручника, который, по преданию, сопровождал отца и Марию в их путешествии в Вифлеем на перепись и обратно – уже с Младенцем Христом, а также в их бегстве в Египет; он же возглавил позднее иерусалимскую христианскую общину, став ее первым епископом и мучеником).

И в самом деле, все четыре евангелиста дают четыре разные версии, которые частично совпадают, частично дополняют друга (а это естественно, когда свидетели дают показания, например, в суде), но иногда прямо друг другу противоречат или даже запутывают картину происходящего.

Во-первых, зачем Жены-мироносицы ранним воскресным утром идут ко Гробу Учителя? Матфей (28:1) пишет «посмотреть Гроб»; Марк – «купили ароматы, чтобы идти помазать Его; у Луки они также идут, «неся приготовленные ароматы»… У Иоанна об ароматах и речи нет, ведь накануне Никодим «принес состав из смирны и алоя, литр около ста», и они вместе с Иосифом Аримафейским «взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи» (19:39-40). Ну, хорошо, допустим, решили добавить еще ароматов и как следует ритуально оплакать Покойника, т.к. накануне из-за наступления праздничной субботы все делалось в спешке.

Итак, Жены-мироносицы приходят ко Гробу и видят то ли одного ангела, то ли двух, бегут от Гроба в страхе и то ли молчат, потрясенные (Мк. 16:8), то ли рассказывают апостолам о том, что видели, как и велел им Ангел (Ангелы). С Марией Магдалиной вообще творятся странные вещи: то ли она приходит вместе с остальными (Мф. 28-1, Мк. 16-1, Лк. 24-10), то ли одна (Ин. 20-1), и то ли остается, когда остальные убегают (а для этого нет оснований в тексте), то ли возвращается еще раз и тогда уже видит Воскресшего Христа, а потом еще раз вместе с другой Марией (по версии о.Серафима Слободского). По преданию же Церкви первой весть о Воскресении получила Матерь Божия от ангела («Ангел вопияше Благодатней…»), но ни в одном каноническом тексте этот факт, весьма вероятный, не зафиксирован. Свт. Григорий Палама (Омилия 18) пишет о том, что Матерь Божия ходила ко Гробу вместе с другими Женами-мироносицами, очевидно, опираясь на очень древнее Предание, т.к. на некоторых очень ранних иконах у одной из них имеются три звезды на мафории (см. далее иконка на крышке ватиканского реликвария). Однако, оснований для этого в текстах Евангелий нет.

Все эти противоречия в свое время давали критикам повод усомниться в подлинности свидетельств евангелистов.

Мне, однако, кажется, что все эти «нестыковки» можно объяснить только аберрациями времени, которые начали происходить еще в момент Рождества, как только явился в падший мир Повелитель Времени и Вечности. Как говорится в апокрифическом Протоевангелии Иакова (Церковь не включила его в канон, однако сочла вполне благочестивым чтением – оно практически целиком вошло в Предание и некоторые сюжеты послужили основой для иконографии некоторых праздников), время в момент Рождества Христова остановилось. И далее, как мне кажется, начался поворот его в другую сторону – обратно, к моменту грехопадения прародителей, к «точке Альфа», с которой должна совпасть «точка Омега» – «конец времен» и Второе и славное Пришествие Христово, и тогда будет «новая земля и новое небо» (Откр., 21:1). Потому времена после Воплощения Сына Божия на земле и называются ПОСЛЕДНИМИ, а сколько они продлятся – год, век, две тысячи лет или больше – совершенно не имеет значения, т.к. в любом случае начался обратный отсчет.

Так вот, начиная с Рождества и в течение всей земной жизни Сына Божия время – даже в условиях падшей земли – течет не совсем линейно. Мы можем предположить, что сразу после Рождества оно как бы раздвоилось, потекло по двум руслам (в момент Сретения, т.е. через сорок дней после Рождества, когда Святое Семейство было в Иерусалимском Храме и – одновременно – находилось и в Египте), а потом вновь соединилось.

Те же эффекты со временем, только еще в большем масштабе, мы наблюдаем затем в самом конце Евангелий: во-первых, это бесконечная ночь после Тайной вечери и ареста Спасителя в Гефсиманском саду, судов синедриона, Ирода и Пилата, когда произошло столько событий, что они за одну ночь физически уложиться не могут (время растянулось?); затем в момент Распятия и смерти Спасителя померкло Солнце, днем вдруг наступила ночь и сколько длилась, неизвестно. Возможно, имело место солнечное затмение и, если так, то оно было промыслительно – природные явления часто совпадают со значимыми событиями человеческой истории, последствия которых ощущаются очень долго, в данном случае – до самого ее конца. Но то, что «… гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (Мф. 27:52-53), это определенно явление необычного порядка – эти усопшие святые явно опередили время, когда все мертвые восстанут на Страшный Суд при Втором Пришествии Сына Божия.

Считается, что Христос воскрес через три дня после Распятия. Но если даже считать пятницу (полдня), и целый день субботы (от заката пятницы до заката субботы), а также 4-5 часов раннего утра воскресения (вернее, первого дня следующей седмицы), то полных трех суток не наберется. При этом мы празднуем Воскресение Христово в полночь, а Святой Огонь сходит в Иерусалиме еще раньше – в субботу часа в два-три пополудни, т.е. примерно через двое суток после смерти Спасителя. Стало быть, здесь опять налицо аберрация линейного времени – оно в те дни то ли растянулось, то ли сжалось. А с момента Воскресения и вовсе растеклось по нескольким руслам. В четырех Евангелиях описаны, соответственно, четыре варианта. А сколько их было на самом деле? В любом случае, мы можем добавить апокрифические Евангелия от Петра и от Никодима, т.е. еще два.

«Во гробе плотски, во аде же душою яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был если, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняй неописанный…»

Великая Суббота – «Во Гробе плотски…» Церковь св. Никиты, Чучер, Македония, нач. 14 в. Художники Михаил Астрапа и Евтихий.

Понятно, что Сын Божий как равночестное Лицо Пресвятой Троицы может быть одновременно везде и всюду, в любой точке тварного мира и одновременно вне его – в недрах Пресвятой Троицы. Но во плоти, пусть тонкой и воскресшей, но все же материальной, Единая Личность даже Сына Божия разорваться на части не может. Стало быть, этот тропарь – наглядная иллюстрация нескольких временных пластов, задействованных в «текущий момент» Воскресения и сорока дней после плюс вечного пребывания Сына в божественном безвременьи («на Престоле… со Отцем и Духом»). Удивительное, пророческое проникновение песнописца в суть происходившего, принятое Церковью как данность.

Потому и неудачны оказались все попытки составить одно Евангелие из четырех – Церковь отвергла опус Татиана вместе с самим Татианом (хотя его Диатессарон и пользовался популярностью еще много веков), однако, допустила разные толкования святых отцов и современных писателей, например, отца Серафима Слободского в его «Законе Божием» (в самом деле, надо же как-то изложить детям события после Воскресения). Вот еще один, современный вариант – Элизабет Митчелл: http://www.origins.org.ua/page.php?id_story=1429 . И, тем не менее, все такие попытки страдают натяжками.

Справедливости ради надо сразу отметить, что древним и средневековым христианам такие понятия, как «аберрации времени», «нелинейность времени» и т.п., были неведомы. Они оперировали только двумя понятиями – «время» (понимая под этим словом только время линейное, т.е. «хронос») и «вечность» («эон»), хотя некоторые писатели (например, свт. Василий Великий в «Шестодневе»), может быть, даже на подсознательном уровне, чувствовали, что двух этих терминов недостаточно. Однако тема эта весьма обширна и глубока и заслуживает отдельного разговора. Пока же сказанного, думаю, довлеет.

Христианским же художникам ничего не оставалось делать, как только выбрать один из вариантов и представить его на иконе (на доске ли, стене, пластинке слоновой кости, ларце и т.д.). Впрочем, на стенах больших соборов можно было дать и два варианта, и больше, или же каким-то образом совместить несовместимое.

Поэтому, дабы не впадать в фантазии, придется разбирать примеры византийской иконографии, опираясь на евангельские тексты, но расположив их – очень условно – во временной последовательности, «в линеечку» (хотя, повторяю, это на самом деле невозможно).

Описать несказанное событие Воскресение Христова человеческими словами невозможно. Прежде всего, потому, что его никто не видел. Апокрифическое Евангелие Петра – это тоже рассказ со стороны – свидетель наблюдает выход Воскресшего из пещерной гробницы, спрятавшись ночью в саду. И вряд ли это был апостол Петр, который, как известно из канонических Евангелий, не поверил даже словам Жен-мироносиц, пока сам не узрел Спасителя воочию.

Поэтому самые ранние христианские изображения Воскресения Христова – это именно посещение Гроба Господня Женами-мироносицами. Иконография «Сошествия во ад», основанная на апокрифическом Евангелии Никодима, возникла позднее, уже в послеиконоборческий период.

Древнейшая из сохранившихся икон на сюжет «Жены-мироносицы у Гроба Христова» найдена на территории нынешней Сирии в погибшем в 257 г. от Р.Х. городе Дура-Европос на берегу р.Евфрат. В ходе раскопок уже в 20 в. там найдено древнейшее здание христианской церкви, украшенное стенной живописью. В числе прочих священных изображений есть и «Жены-мироносицы».

Гроб Господень показан очень условно – как большой саркофаг римского типа с крышкой – вероятно, «дуро-европейские» христиане имели весьма смутное преставление об иудейских обычаях погребения, а в Иерусалиме даже если и бывали, то Гроба Христова видеть не могли – после взятия и разорения Города римскими войсками он был погребен под грудами мусора и, частично, под построенном при императоре Адриане храмом Венеры. Зато очень наглядно показано, что Мироносицы пришли на рассвете – яркая полная Луна справа от Гроба заходит, а слева, прямо перед Мироносицами светит «утренняя звезда» (Венера).

В 3-м веке мы наблюдаем расцвет христианской живописи в римских катакомбах. Техника – типично римская, лучшие образцы напоминают фрески Помпей. Первые христиане использовали катакомбы в качестве кладбищ, и основная тема изображений там – смерть и воскресение. Поэтому иконы явлений Воскресшего Христа были бы там вполне органичными и логичными. Однако, как ни странно, их там нет. Вообще количество сюжетов на стенах катакомб весьма ограничено. Это, в основном: Христос – Добрый Пастырь, Адам и Ева, история Ионы, воскрешение Лазаря, вылезающий из ковчега Ной, три отрока в пещи огненной, Даниил во рву львином, Тайная вечеря (или Евхаристия самих христиан – сцены трапезы похожи, и не всегда их можно различить) и многочисленные оранты. Есть изображения чудес – в основном, это насыщение множества людей хлебами и рыбами и исцеление расслабленного, который идет и тащит на спине свой одр.

И вот редкий для римских катакомб сюжет:

Эту фреску трактуют и как исцеление кровоточивой жены, и как явление Воскресшего Христа Марии Магдалине. Мне кажется, второе. Если сравнить с известной картиной начала 19 века, то сомнения отпадают сами собой. А.Иванов, скорее всего, в катакомбах бывал и эту фреску видел, как и Леонардо да Винчи в свое время «подсмотрел» свою Мадонну Литту там же.

Традиция такой иконографии и не прерывалась – есть иконы с явлением Христа Марии Магдалине и сразу двум Мариям. Но о них чуть позднее.

Рассмотрим теперь иконографию «Жен-мироносиц у Гроба» послеконстантиновой эпохи.

Как известно, при императоре Константине найденный усилиями матери его равноапостольной Елены Гроб Господень (а также и Его Крест, и Голгофа, и весь комплекс святынь) был вытесан из большой монолитной скалы и то, что от этой скалы осталось, вместе с Гробом-пещерой было накрыто зонтичным куполом, образовав часовню-алтарь внутри круглого храма-мартирия, которая получила название «Анастасис» («Воскресение») и стала местом паломничества.

И жены-мироносицы на христианских иконах стали приходить… к константиновой ротонде.

Равенна, базилика Сант Аполлинаре Нуово, 6 в.

Внутри круглого здания с покрытым черепицей куполом хорошо видна каменная доска – то ли упавшая крышка саркофага. то ли сломанная дверь, при том, что Ангел сидит на отваленном камне.

На крышке деревянного ящичка-реликвария 6 в. (ныне хранится в Ватикане) с изображением Распятия и четырех праздников есть и Воскресение, т.е., по тогдашнему обычаю – «Жены-мироносицы у Гроба».

Сидящий на камне ангел жестом приглашает мироносиц войти во Гроб-кувуклию под зонтичным куполом (сверху еще один купол – полусферический с окошками), внутри которого – престол на лавице, где в течение субботы возлежало мертвое Тело Христово и где с апостольских времен совершалась Евхаристия.

Паломники любили увозить с собой в качестве сувениров-благословений («евлогий») маленькие сосудики-ампулы со святой водой из Иордана, с маслом от лампад из «Анастасиса» или просто с землей Палестины. Самые дешевые делались из свинца и имели на бочках разные священные изображения, в том числе Жен-мироносиц у Гроба.

Несколько штук были присланы в дар лангобардской королеве Теоделинде папой Григорием I Великим около 600 года и ныне вся коллекция хранится в Монце.

Иногда такие ампулы разрезались пополам и из каждой стороны делались иконки-медальоны.

Как видим, сама ротонда изображена достаточно условно (как, впрочем, и на других иконах Жен-мироносиц у Гроба). Однако, переданы некоторые подробности: в первом случае решетка вокруг Кувуклии, во втором – лампада над престолом-лавицей.

То же – на шкатулке-реликварии из слоновой кости, изготовленной ок. 500 года.

Так же условно Гроб передан на уникальной резной деревянной двери, сохранившейся в базилике Санта Сабина в Риме (ок. 430 г.).

Древним художникам важна была не точность в передаче деталей, а символ, знак. Поэтому в Евангелии Рабулы (Сирия, 6 в.) изображение Гроба совсем схематично и напоминает больше римский мавзолей с двустворчатой дверью, из-за которой вырываются три луча и поражают воинов-стражей; между ними и «Гробом» – отваленный большой камень с печатью, который, казалось бы, ни к чему, когда есть двери. Ангел же почему-то сидит не на камне, а на табуретке.

Однако, на пластинках из слоновой кости 5-6 вв. «Анастасис», как правило, изображен несколько более точно – как двухъярусная ротонда с куполом.

Удивительно, как на небольших по размеру пластинках мастера умещали сразу несколько сцен.

Миланский диптих 5 в.
1-я створка: Умовение ног, арест Христа + Пилат умывает руки, Иуда возвращает деньги и тут же рядом он уже висит, римская стража у Гроба (двухъярусной ротонды).
2-я створка: убегающие воины + ангел (еще без крыльев) у Гроба возвещает Мироносицам о Воскресении, явление Воскресшего Христа двум Мариям, явление одиннадцати апостолам вечером того же дня, уверение Фомы.
На второй створке изображены явления Христа после Воскресения.

Но есть костяные пластинки-иконки с двумя или даже одним сюжетом.

Римская пластинка 4 в. из Баварского музея. Вверху представлена сцена Вознесения – очень ранний вариант иконографии.

Пластинка из Британского музея, 420-430 гг.

Диптих Тривульчи, кон. 4 в.

Однако, и здесь сцена с Мироносицами происходит на фоне полуотрытых дверей. Запомним эту деталь. Мы вернемся к ней немного позднее (во 2-й части).

Отметим только одну интересную подробность: на дверях изображена сцена Воскрещения Лазаря, как бы очевидное доказательство Воскресения и Самого Христа, который сначала воскресил Лазаря, а потом воскрес и Сам. Причем, на иконке из Баварского музея Лазарь как бы выходит из гроба (или это сам Христос?), на двух других – обычная знакомая иконография, типологически напоминающая иконографию Благовещения. Как бы икона в иконе. Но через несколько веков именно сцена Благовещения перекочевала с алтарных столпов на двери царских врат русских православных церквей. Интересное совпадение. Промыслительное? Но ведь и Воскресение для Христа – второе Рождение (во плоти), а Рождество часто называют «зимней Пасхой». Кроме того, и для нас Христос своим Воскресением открыл путь ко второму рождению – в жизнь вечную. А благую весть об этом Женам-мироносицам у «дверей» Гроба возвещает Ангел.

Параллель между Воскрешением Лазаря и Воскресением Христовым художники будут проводить на протяжении многих веков существования византийского сакрального искусства, размещая эти два события на стенах храмов в непосредственной близости друг от друга.

Вот наиболее ранние (из сохранившихся) примеров.

Каппадокия, Чавушин, ц. Иоанна Богослова («Большая голубятня»), сер. 10 в.

На южной стене в верхнем ряду «Воскрешение Лазаря» и «Вход в Иерусалим», в нижнем – «Положение во Гроб» и «Жены-мироносицы у Гроба», далее под углом на западной стене – «Сошествие во ад», т.е. Воскресение Христово. Параллель очень наглядна.

Каппадокия, Гёреме, ц. Вознесения («С Сандалиями»), 11 в.

Слева от Деисиса в люнете «Воскрешение Лазаря», а прямо напротив – «Воскресение Христово» («Сошествие во ад»), и «Жены-мироносицы у Гроба» – над нишей диаконника с Архангелом (за колонной).

«Жены-мироносицы» кисти того же художника в другой каппадокийской скальной церкви, «Темной», сохранились лучше (или брутально отреставрированы).

Эта икона (как и вообще каппадокийская настенная живопись) очень своеобразна, если не сказать – уникальна. Фигурки Жен-мироносиц кажутся совсем маленькими по сравнению с грандиозной фигурой небесного Вестника, даже сидящего. А плащаница Христова, на которую он указывает перстом, свернута спиралью. Заметим, кстати, что мафории обеих Жен украшены звездами – так иногда изображались святые жены на Востоке, например, на Кипре, в церкви Асину, как уподобившиеся Божией Матери.

В церкви «Токалы» («Пряжки») евангельские сцены переходят одна в другую – не только в «Новой» ее части, но и в «Старой» тоже, где они расположены в три ряда по обеим сторонам полуциркульного свода.

В нижнем ряду: «Распятие», «Снятие с Креста», «Положение во Гроб», «Жены-мироносицы у Гроба» переходят в «Сошествие во ад» очень своеобразно.

Прямо из-за пустого Гроба выглядывают фигуры царепророков Давида и Соломона, которые относятся уже к следующей сцене – «Сошествия во ад». Здесь (так же, как и в Чавушине) полное впечатление последовательности событий в линейном времени: сначала Христос воскресает, т.е. покидает Гроб, затем сходит во ад – стало быть, телесно, пусть даже и в тонком теле, окруженном сиянием. Никакого эффекта одновременности («Во Гробе плотски, во аде же душею…») нет. И сатану в человеческом теле Христос попирает тоже очень конкретно – «смертию на смерть наступи». Блаженны простодушные. И чистые сердцем. И именно это простодушие и чистота сердечная в соединении с искренней и горячей верой так привлекают в каппадокийской – в основном монашеской – живописи.

Совсем иначе – изысканно и роскошно – выглядят мозаики в больших соборах Италии, выполненные приглашенными из Византии мастерами.

Начиная с 10-11 вв. и затем, уже уверенно – в 12 в. Гроб Господень с пустыми погребальными пеленами начинает изображаться так, каким он и был в действительности – высеченной в скале пещерой. Это можно объяснить тем, что грандиозные постройки императора Константина, включая «Анастасис», были разрушены и растасканы по камешку завоевавшими Иерусалим мусульманами, а останец скалы с пещерой Гроба Господня оказался на поверхности и некоторое время стоял так, но довольно скоро был засыпан мусором, т.е. вовсе исчез с глаз людских. И отвоевавшим Иерусалим крестоносцам стоило немалого труда отыскать Гроб Господень. После чего они возвели над Гробом новую Кувуклию и большой храм, который накрыл и Гроб, и Голгофу и другие святыни и который стоит и поныне.

Итак, на православных иконах появляется Гроб Господень в виде пещеры. Но и теперь наблюдается немалая доля условности, свойственная византийскому сакральному искусству, вообще более символическому, нежели натуралистическому.

Собор Сан Марко, Венеция.


Собор в Монреале (Палермо), 12 в.

Сцена «Явления Воскресшего Христа Мироносицам в саду», помещенная сразу после сцены «У Гроба», выглядит гораздо логичнее, т.к. речь в обоих случаях идет именно о телесном Воскресении Спасителя, и временная последовательность оправдана. (Фигуры Христа и Марии Магдалины во второй сцене – результат поздней реставрации, и это сразу видно, но смысла не меняет). И впоследствии размещение сцен на стенах византийских церквей будет именно таким. Детали же изображений варьировались в зависимости от того, какой именно вариант из четырех выбирал художник или заказчик.

Впрочем, здесь, в Монреале, кажется, разные варианты оказались совмещены. В самом деле, у Матфея мироносиц две, у Марка – три, у Луки три названы по именам «и вместе с ними некоторые другие», т.е. точное количество неизвестно, и, наконец, у Иоанна – одна Мария Магдалина. Но обычно на иконах изображаются две или три названные по именам, среди которые обязательно – Мария Магдалина, которую упоминают все четыре евангелиста. Левая сцена здесь дана точно по Марку. Но на соседней иконе явления Воскресшего совмещены сцены из Мф.28:9-10 (явление Марии Магдалине и «другой» Марии, где обе «ухватились за ноги Его и поклонились Ему») и Ин. 20:11-17 («Не прикасайся ко Мне…» именно с этой надписью: «Noli Me tangere»). Ничего не скажешь, остроумное решение.

В церкви св. Георгия (Старе Нагорочино, Македония, 1317-18 гг.) на южной стене вимы даны оба варианта – явление двум Мариям слева от Гроба с двумя Ангелами и явление только Марии Магдалине – справа.


А если попытаться объяснить это несоответствие в более, так сказать, позитивистском ключе, без «аберраций времени», то, может быть, дело было не совсем так, как объясняет, например, о.Серафим Слободской? Обратимся сначала к Евангелию от Иоанна. Ведь непосредственным свидетелем и даже участником событий был только он. Матфей увидел Воскресшего Спасителя вместе с остальными апостолами вечером того же дня, Марк писал, по преданию, со слов Петра, Лука же собрал сведения и составил свое повествование из многих источников.

Итак, по Иоанну, первая пришла ко Гробу Мария Магдалина (а о других Женах он вообще не упоминает). Пришла одна, «когда было еще темно» (20:1), т.е. ДО рассвета, следовательно, раньше, чем другие Мироносицы. И пришла не с ароматами, а просто «плакать». Но и она застала камень уже отваленным, а Гроб – пустым. И не узнала Учителя просто потому, что было темно, несмотря на блистание Ангелов. А, может быть, именно потому, что из-за яркого блистания Ангелов фигура Спасителя в темноте была плохо видна. Услышав же Его голос, звавший ее по имени, она тут же узнала Его и бросилась к Его ногам. И Его предостережение «не прикасайся ко Мне» тоже можно понять. Если Христос вышел из Гроба только что, и находился еще на грани между смертью и жизнью, лучше было Его не касаться – лучше для Марии, разумеется. И, обрадованная неожиданной встречей, Мария Магдалина побежала к апостолам сообщить о Воскресении. Тем временем ко Гробу подходили две другие Марии, которым Христос явился уже в достаточно «плотном» и осязаемом теле, а потому и позволил им припасть к Его ногам. А потом, может быть, подошли и другие – Саломия, Иоанна и иже с ними. Кто-то из них, кто не участвовал в погребении, мог нести в сосудах ароматы, не зная, что они уже не нужны. Синоптики повествуют о походе ко Гробу других жен, которые следовали за Иисусом из Галилеи, слушали Его проповеди и служили Ему. И каждый среди них называет Марию Магдалину, зная, что она тоже была на Гробе, но вместе с другими или отдельно – им не важно. Им важен сам факт ее присутствия.

Таким образом можно также объяснить нестыковку в последней, шестнадцатой главе Марка – между восьмым и девятым стихами. Ведь по мнению некоторых исследователей, этот кусок (стихи 9-20) был приложен к основному тексту Евангелия от Марка чуть позднее (его нет в самых ранних рукописях, но уже упоминает свт. Ириней Лионский), и по смыслу получается так, как будто с девятого стиха начинается новый рассказ, не связанный с тем, что сказано ранее: «9 Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. 10 Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; 11 но они, услышав, что Он жив и она видела Его, не поверили…» Но зато этот отрывок полностью совпадает с рассказом Иоанна. Тогда получается, что апостолам радостную весть сообщила именно Мария Магдалина. А остальные, по Марку, (8) «…выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись». Трудно поверить, что, как считают комментаторы, они быстро оправились от шока и побежали к апостолам. Похоже, это был не просто страх, а именно страх Божий, т.е. тот благоговейный трепет, о котором пишет в своей книге Рудольф Отто. Именно этот страх Божий есть «начало Премудрости», потому что он проистекает от встречи с Божеством, от переживаний этой встречи, когда немеют руки и подкашиваются ноги, когда мороз по коже, когда кружится голова… Повествование Марка на этом заканчивается…

Думаю, о нестыковках и мнимых «противоречиях» довлеет. Каждый текст ценен сам по себе. И в каждом отрывке есть нечто, на что стоит обратить особое внимание.

Мироносицы идут ко Гробу, который, как указывалось ранее, «высечен в скале» (Мф., 15:46; Лк., 23:56; Мк., 15:46), а ко входу «привален камень».

Такие пещерные могилы тех времен находят в окрестностях Иерусалима до сих пор, причем, некоторые даже вместе с камнем, который отвалить (вернее, откатить) довольно тяжело.

Иногда вход украшался неким подобием римского портала:

Или же покойника клали в специально построенный мавзолей римского типа – может быть, по этому образцу и был устроен навес над останцами пещеры – Кувуклия.

Но Иосиф, скорее всего, не успел никак оформить вход в свою погребальную пещеру. И она осталась необработанной, девственной.

Здесь снова приходит на память связь с пещерой Рождества. В пещере Спаситель родился на падшей земле в самую темную и холодную ночь зимнего солнцестояния, и в пещеру же Он положен мертвый, и воскрес, т.е. как бы заново родился в пору весеннего цветения, когда на Востоке люди празднуют равноденствие или Навруз – Новый свет, Новую Русь. Не случайно, конечно, по всему христианскому миру возникло множество пещерных храмов, где совершалась Евхаристия и человек как бы умирал для этого падшего мира и заново рождался в жизнь вечную.

Само же тело было покрыто сначала плащаницей, затем обвито пеленами-бинтами и положено в пещере (которую Иосиф Аримафейский устроил для себя, но уступил Учителю) на лавицу – каменный уступ внутри пещеры, размер которой оказался – промыслительно! – точно по росту земного тела Христа (1 м 75 см).

Лавица внутри Кувуклии.

Зачем же положили сударь рядом с телом Покойного? Здесь надо принять во внимание отношение иудеев к крови. Они считают (и до сих пор), что в крови – душа человека. И все даже малые капли вытекшей из тела крови надо похоронить вместе с телом. Потому и собрал праведный Иосиф вытекшую из раны от копья кровь в особый сосуд (он же Грааль). Может быть, и положил его по обычаю в Гроб, но потом взял обратно и хранил, как величайшую святыню.

(Отмечу в скобках интересный момент. Помню, как несколько лет назад по телевидению показывали место теракта в одном из городов Израиля: полицейские собирали по асфальту, прямо-таки отскребали даже самые малые фрагменты разорванных бомбой террориста тел израильтян и снимали пятна крови вместе с асфальтом. Комментатор объяснил, зачем и почему).

* * *
Византийских икон с Женами-мироносицами сохранилось великое множество. И это естественно, т.к. ромеи уделяли этой теме повышенное внимание. Среди них – множество поистине прекрасных и глубоко духовных произведений искусства. Показать их здесь все просто невозможно.

Часть из них я выложу позднее, когда закончу рассказ о явлениях Христа после Воскресения, т.к. их следует рассматривать в комплексе с другими расположенными рядом изображениями и составляющими целостные композиции.

А пока – прекрасные русские иконы.

Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры. Праздничный чин.

Новгородская икона ок. 1475 г.

Интересно, что Жен-мироносиц здесь семеро.
А Воскресший Христос покидает место Своего телесного погребения, никем не замеченный…

Материалы по этой теме