Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Функции игры как ведущего вида деятельности дошкольников. Реферат на тему «Игра, как основной вид деятельности. Социальный характер детской игры

В дошкольной педагогике игра рассматривается как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Ребенок в детском возрасте должен играть, игра для него - нор­ма. Игра отражает внутреннюю потребность ребенка в активной деятельности. Она выступает средством по­знания окружающего мира, в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают во взаимо­отношения друг с другом и со взрослыми, организуют детское игровое сообщество. В Концепции дошкольно­го воспитания игра названа «академией детской жиз­ни». Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев подчеркивали роль игры в психическом развитии ребенка, создании зоны ближайшего развития. По определению Л. С. Вы­готского «игра-арифметика социальных отношений», именно в ней ребенок приобретает навыки и новые формы общения, «игра - это школа морали не на словах, а на деле», считал Д. Б. Эльконин, потому, что в ней развивается нравственно-волевая сфера, про­исходит усвоение нравственных норм. Игры детей разнообразны, они отражают в них наиболее важные события жизни, факты, наблюде­ния. Так, в 1930-е гг. дети играли в «папанинцев», в 1960-е гг. - в «космонавтов», в 1990-е гг. девочки играют в жизнь куклы Барби, а мальчики изобража­ют фантастических героев мультфильмов.

Игра - особый вид деятельности дошкольников, она всегда носит творческий характер. В игре отража­ется реальная действительность, но в воображаемых обстоятельствах. Игра - самостоятельный вид дея­тельности: ребенок всегда играет сам, или выбирает себе партнера, вместе дети придумывают сюжет игры, правила, распределяют роли и намечают ее окончание с определенным результатом.

Методологические основы игры раскрыты в рабо­тах Г. В. Плеханова, К. Д. Ушинского, подчеркива­ющих исторический, общественный характер игры, ее связь с трудом, искусством. Игра - не только вид де­ятельности, но и средство умственного и нравствен­ного развития ребенка.

Своеобразие игры заключается в том, что она яв­ляется генеральной формой поведения, внутри нее за­рождаются другие виды деятельности.

Теоретические вопросы становления игры и разви­тия игровой деятельности изучали Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин. Особенности сюжетно-ролевой игры рас­сматривали Р. И. Жуковская, А. П. Усова, Д. В. Мен-джерицкая, Ф. С. Левин-Щирина, П. Г. Саморукова, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова и др.

Развитие игры детей раннего возраста исследовали С. Л. Новоселова, Н. Я. Михайленко, Е. В. Зворыги-на, А. Н. Фролова.

Психологические основы игры даны в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Н. Н. Поддьякова и др. Основные положения - опре­деление игры как личностного понятия, средства со­циализации, приобщения ребенка к миру взрослых, культуре общества.

Игра широко применяется в педагогическом про­цессе ДОУ. Это - форма организации жизни и дея­тельности детей; средство гармонического, всесторон­него развития личности; метод или прием обучения; способ изменения положения ребенка в детском игро­вом сообществе; средство самообучения, самооргани­зации, саморегуляции.

Функции игры: воспитательные, развивающие, обу­чающие, организаторские, коррекционные, реабили­тационное саморазвитие.

Этапы развития игры как деятельности: ознако­мительная игра - ориентировочные действия с пред­метами (первый год жизни ребенка); отобразительная игра - действия с игрушками по подражанию взрос­лым (второй год жизни); сюжетно-отобразительная игра (второй и третий год жизни); сюжетно-ролевая игра (вторая половина третьего года жизни, ее разви­тие и усложнение на протяжении всего дошкольного детства).

В дошкольной педагогике существует несколько классификаций игр: Н. Ф. Лесгафт - игры имитаци­онные, игры с правилами; Н. К. Крупская - игры творческие, игры с правилами.

С. Л. Новоселова предложила новую классифика­цию игр: / класс игр - возникающие по инициативе детей: экспериментирование, сюжетная игра. В сюжетных - сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные. II класс игр - ини­циатива принадлежит взрослому, к ним отнесены игры - обучающие и досуговые. Обучающие - ди­дактические, подвижные. Досугов ые - интеллектуаль­ные (шашки, шахматы), игры забавы, развлечения, празднично-карнавальные. Освоив эти игры, дети на­чинают играть самостоятельно, III класс игр - тради­ционные или народные. Среди них: обрядовые, тре-нинговые, досуговые.

Исторически сложилась и давно известна практи­кам еще одна классификация игр: сюжетно-ролевые; игры со строительным материалом; театрализованные, подвижные; спортивные; музыкально-дидактические.

Общепринятым является деление игр на творческие, возникающие по инициативе детей (сюжетно-ролевые), и игры с правилами, организуемые взрослым (дидак­тические и подвижные). (Многообразие детских игр, их классификацию можно при ответе на экзамене пред­ставить в виде схемы.)

Дидактические игры разнообразны. Их основная цель - умственное развитие ребенка. Обязательные элементы дидактических игр: содержание, выделе­ние задач, наличие правил, действия играющих, ко­нечный результат, (подведение итогов). Дидактичес­кие игры бывают сюжетными и бессюжетными. В ра­боте педагогов различают дидактические игры с иг­рушками и предметами, природным материалом настольно-печатные, словесные, музыкальные. Струк­турные компоненты дидактической игры: учебная и воспитательная задача, игровое правило, игровое дей­ствие.

Виды совместных дидактических игр: игры «на удачу»; игры, требующие интеллектуальной компетен­ции; игры, требующие физической умелости.

Структуру, содержание и использование дидактичес­ких игр в практике изучали Е. И. Тихеева, А. И. Со­рокина, Е. И. Удальцова, А. К. Бондаренко, В. Н. Ава-несова,

Театрализованные игры - сложный вид деятель­ности детей и воспитателей. Они соответствуют возра­стным и эмоциональным особенностям дошкольников. В театрализованной игре дети изображают роль ска­зочных героев, героев мультфильмов, передавая ос­новные характеристики персонажей (хитрость, щед­рость), их действия, движения, мимику, жесты, ин­тонацию, позы, походки, диалоги. Театрализованные игры делятся Л. С. Фурминой на игры с предметами, с куклами би-ба-бо, теневой театр. Л. В. Артемова предлагает режиссерские игры (настольные, стендо­вые, фланелеграф, теневой театр); игры-драматизации с куклами би-ба-бо и игры-импровизации.

Игры со строительным материалом. Дети лю­бят играть с песком, снегом, строительными материа­лами. Строительные игры развивают творчество, уме­ние сравнивать, анализировать, синтезировать, обоб­щать. Они способствуют усвоению знаний геометри­ческих форм, сенсорных эталонов.

В детском саду для строительных игр создаются спе­циальные условия: оборудуется место для игры, под­бирается набор игрушечного строительного материа­ла. Виды конструирования и виды заданий: конст­руирование из бумаги, строительного и природного материала, «бросового» (палочки, дощечки, катушки)

материала. Виды заданий на занятиях по конструи­рованию: дети сооружают постройки по образцу, по модели, по условиям, по заданной теме, по замыслу. Последовательность обучения детей строительным умениям: 1) показ заранее выполненного образца, ана­лиз его частей; 2) показ отдельных приемов построй­ки; 3) показ незаконченного образца; 4) показ по ри­сунку; 5) постройка по предложенной теме; 6) пост­ройка по условиям.

Проблемы детского конструирования изучали Е. А. Флерина, 3. В. Лиштван, В. Г. Нечаева, Н. Н. Под-дъяков, Л. А. Парамонова, А. Н. Давидчук.

Подвижные игры также разнообразны: сюжетные, бессюжетные, игры-аттракционы в зависимости от ха­рактера основного движения (игры, способствующие развитию бега, ходьбы, лазания и т. п.).

Наиболее характерна для дошкольников сюжетно-ролевая игра. Главные задачи воспитателя: научить детей выбирать сюжет игры; распределить роли, по­добрать игрушки и игровые материалы; развивать и обогащать ролевое поведение; насыщать детей новы­ми впечатлениями; создавать положительную эмоци­ональную атмосферу; развивать представления об ок­ружающем мире.

Компоненты сюжетно-ролевой игры: игровое дей­стве (реальное или воображаемое) с использованием игрушек и предметов-заместителей; роль - основной стержень игры; сюжет - ряд событий, происходя­щих в определенной последовательности, объединен­ных логическими связями; взаимоотношения реаль­ные и игровые, тема - явление, которое отражается в игре. Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой раскрываются механизмы формирования ролевого поведения. Авторы считают, что сюжет содержит все элементы игры - действия, роли, события. В формировании игры намечают три этапа: - усвоение условных дей­ствий с игрушками и предметами-заместителями (1- 2,5 года); ролевое поведение (2,5-4,5 года); усвоение способов построения сюжета (4,5-7 лет).

Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры в разновозрастной группе детского сада определены в исследовании И. П. Флегонтовой. Важ­ным является межвозрастное общение детей, умение ребенка взаимодействовать со сверстниками, педаго­га - использовать структуру сюжета игры, позволя­ющую дифференцировать формирующие воздействия взрослого в отношении детей разных возрастов.

В игре ребенок проявляет творчество при возник­новении замысла игры, постановки цели, планирова­нии игры. В процессе реализации замысла ребенку необходимо обогащение впечатлений, объединение впечатлений из жизни с эпизодами из художествен­ной литературы, подражание внешним сторонам дея­тельности образа, передачи его движений, мимики, жестов, а также подбор необходимых для игры ве­щей-игрушек. Создание предметно-игровой среды.

В сюжетно-ролевой игре решаются задачи нравствен­ного воспитания. Сюжетно-ролевая игра имеет коллек­тивный характер и в ней развиваются «качества об­щественности» (А. П. Усова). Это значит: умение ре­бенка войти в общество сверстников, наладить с ними связь, убедить их в чем-то или самому убедиться, про­явить доброжелательное отношение к партнерам по игре.

Основные этапы становления детского сообще­ства: а) неорганизованное игровое поведение; б) оди­ночные игры; в) игры «рядом»; г) кратковременное вза­имодействие на основе параллельных действий, ролей, одного места игры; д) общение на основе общего инте­реса к содержанию игры, к выполняемым ролям; е) дли­тельное общение на основе интереса к партнерам.

Методы руководства игрой: 1) методы прямого руководства: ролевое участие педагога в игре, участие в сговоре на игру, разъяснение, помощь, совет, об­суждение игры и перспективы ее дальнейшего разви­тия; 2) методы косвенного руководства: обогащение детей знаниями, внесение игрушек, использование сюрпризных моментов, чтение художественной лите­ратуры; 3) метод комплексного руководства (исследо­ван Е. В. Зворыгиной применительно к играм детей 2-3 лет жизни).

Комплексное руководство игровой деятельностью включает следующие компоненты: планомерное обо­гащение игрового опыта детей, длительное ознаком­ление с окружающим миром; использование обуча­ющих игр (игр-занятий, показов-инсценировок); про­блемное общение взрослого с ребенком в процессе игры (игры-загадки, постановка проблемных вопросов, ис­пользование предметов-заменителей, игры с вообража­емыми предметами); своевременное изменение педа­гогом предметно-игровой среды, активизирующее об­щение педагога с детьми в процессе игры, основанное на сотрудничестве.

(Условия формирования сюжетно-ролевой игры в разновозрастной группе детского сада, изучались И. П. Флегонтовой.)

Принципы организации игровой деятельности

предполагают: отсутствие авторитаризма, навязыва­ния тематики игры, роли, партнеров, предметов; принцип развития игровой динамики; поддержку игровой атмосферы; построение предметно-игровой среды; взаимосвязь игр с занятиями. Предметно-иг­ровая среда должна быть развивающей, в ее состав входят:

а) крупное игровое оборудование, организующее иг­
ровое поле;

б) игрушки разного вида (образные, технические,
народные, театрализованные, строительные и др.);

в) игровой материал и атрибуты для игры.

Для того чтобы обеспечить детям условия для са­мостоятельных игр, взаимодействия, общения в груп­пе сверстников, необходимо создание творческих «зон», в которых оборудование «подсказывает» сюжет игры, при этом следует учитывать возрастные особен­ности детей и принципы организации предметно-иг­ровой среды, а именно:

а) статичность предметного окружения, его посто­янство в группах раннего возраста и подвижность пред­метного окружения в старших группах;

б) гибкость зонирования предметно-пространствен­ной среды, доступность для детей трансформирования (переноса) оборудования в любую часть группы или
другие помещения (спальню, раздевалку);

в) возможность найти каждому ребенку комфорт­ное, удобное место для игры или занятия, использо­вать строительный материал, крупногабаритные лег­
кие модули;

г) удовлетворение интересов мальчиков и девочек;

д) признание игрушки как средства воспитания и предмета искусства, а также ее художественной цен­ности.

Игрушка - непременный спутник дошкольного дет­ства. Задача педагога - подобрать игрушки с учетом возраста детей. Требования к отбору игрушек: гигие­нические, эстетические, педагогические. Кроме того, иг­рушки не должны провоцировать ребенка на жестокость и насилие, должны быть полифункциональными, рас­полагать детей к совместной деятельности, реализовы-вать традиционность как сохранение, воспроизведение и создание новых народных игрушек. Все детские иг­рушки можно разделить на образные (куклы, звери, мебель, посуда), дидактические сборно-разборные, тех­нические (конструкторы, средства передвижения, мо­дели компьютеров), строительные материалы, мотор-но-спортивные (кегли, мячи, скакалки), музыкальные (бубны, барабаны, металлофоны, погремушки, дудоч­ки), театральные (фигурки для настольного и тенево­го театров, перчаточные куклы), празднично-карнаваль­ные (маски, детали одежды, костюмы зверей, костю­мы для театрализованных игр), игрушки самоделки, игрушки-забавы, электронные игрушки.

Педагогическая классификация игрушек включа­ет: степень готовности игрушек для самостоятельной игры ребенка; материал, из которого они изготовле­ны; размеры; функциональность; художественный образ. Данная классификация помогает систематизи­ровать игрушки в серии, комплексы, наборы для де­тей раннего и дошкольного возраста.

В раннем и младшем дошкольном возрасте игрушки выступают в качестве стимулирующего момента самостоятельных игр. В дошкольном возрасте при овладе­нии детьми способами игровой деятельности организа­ция предметно-игровой среды усложняется и дополня­ется внесением кубов-модулей, предметов, обладающих полуфункциональными качествами (строительные на­боры), новыми наборами тематических игрушек (иг­рушки-комплексы), ролевой атрибутикой, крупным игровым оборудованием, съемными панелями изобра­жающих быт, труд, природу, вещи, ситуации.

В настоящее время появились компьютерные обра­зовательные программы обучения и воспитания, тре­бующие нового взгляда на технологию игры, и игруш­ки, способствующие развитию речевой и умственной активности детей. (При подготовке ответа на вопрос «Игрушка: ее виды, воспитательно-образовательная ценность» экзаменуемый может предложить схему, (чертеж) размещения игрушек в пространстве группо­вой комнаты для детей младшей и старшей групп.)


Похожая информация.


Анна Горшкова
Игра - ведущий вид деятельности дошкольников. Классификация игр

Игра - один из тех видов детской деятельности , которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников , обучения их разным действиям с предметами, способам и средствам обучения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности , его отношения с людьми. Игра является особой формой общественной жизни дошкольников , в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому, психическому развитию ребёнка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.

Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированной психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде раннего и дошкольного детства . Это обусловлено тем, что с развитием игры связаны существенные прогрессивные преобразования в психике ребёнка, и прежде всего в его интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом для развития всех других сторон детской личности.

Именно педагог должен правильно организовать игры, которые не только были бы интересны, но и приносили бы максимальную пользу всестороннему развитию и воспитанию дошкольников . ИГРА динамична там , где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. Иначе обучение игре становится механическим. Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Игра , с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка и поэтому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте . Это связано с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формируется умение действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющийся жизненный опыт детей. Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности. Условно все игры можно разделить на : сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами. Сюжетно-ролевые – это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения. К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические,настольно-печатные, музыкально- дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта.

СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА

Сюжетно-ролевая игра ребёнка в своём развитии проходит несколько стадий : это ознакомительная игра , отобразительная игра , сюжетно-отобразительная игра , сюжетно-ролевая игра , игра-драматизация . Вместе с игрой развивается и сам ребёнок : сначала его действия с предметом –игрушкой носят манипулятивный характер, затем он усваивает различные способы действия с предметами, в которых отражены его представления об их существенных свойствах. Появление в игре обобщённых действий, использование предметов-заместителей, объединение действий в единый сюжет, называние ребёнком себя именем героя – всё это свидетельствует о переходе к сюжетно-ролевой игре. В этих играх начинают отражаться человеческие взаимоотношения, нормы поведения, социальные контакты. Исследователи считают сюжетно-ролевую игру творческой деятельностью . В ней дети воспроизводят всё то, что они видят вокруг. Развитие игрового творчества связано с постепенным обогащением содержания игры. Здесь важна роль самодеятельной игры детей , так как в ней происходит творческая переработка, преобразование и усвоение всего того, что ребёнок берёт из жизни.

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА

Важное значение, в возникновении у детей игры особого рода – театрализованной имеет сюжетно-ролевая игра . Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых ,их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на героическую,трудовую, историческую тематику) .Такие игры являются переходными,в них присутствуют элементы драматизации,но текст здесь используются более свободно, чем в театрализованной игре. Обе игры (сюжетно-ролевая и театрализованная) развивается параллельно. Исследователи отмечают близость сюжетно-ролевой игры и театрализованной на основе общности их структурных компонентов (наличие воображаемой ситуации,воображаемого действия, сюжета,роли,содержания). Эти игры могут существовать как самостоятельная деятельность детей и относятся к разряду творческих игр. В настоящее время в науке не существует единого взгляда на сущность понятий «театрализованная игра «и «игра -драматизация . Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников целесообразно начинать с накопления ими эмоционально- чувственного опыта; развивать интерес и эмоционально-положительное отношение к театрализованной деятельности . Приобщение детей к театральному искусству начинают с просмотра спектаклей в исполнении взрослых : сначала близких ребёнку по эмоциональному настрою кукольных постановок, затем драматических спектаклей. Театрализованная игра может быть использована в любых видах деятельности детей ,на любых НОД. Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений. Для оформления детских спектаклей следует организовать специальную работу, в результате которой дети объединяются в творческие группы (костюмеры, режиссёры, художники и т. д.) .

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного воспитания . Они известны как игры обучающего характера или игры с правилами, но обучающая задача в них не выступает прямо, а скрыта от играющих детей , для которых на первом плане оказывается игровая задача. Стремясь реализовать её, они выполняют игровые действия, соблюдают правила игры. Дидактическая игра имеет определённую структуру и включает в себя обучающую и игровую задачи, игровое действие, игровые правила. Содержание дидактических игр и порядок постановки дидактических задач определяются программой. Такие игры могут содержать сразу несколько обучающих задач. Игровые правила заставляют детей хорошо запомнить их и задуматься над их выполнением. Для развития игровой деятельности необходимо всякий раз ставить перед детьми новые задачи, побуждающие их усваивать новые правила и действия. Особое внимание при проведении игр следует обратить на создание атмосферы увлечённости, посильность дидактической задачи. Дидактическая игра рассматривается в научно- методической литературе с разных сторон : она используется как средство (нравственного, эстетического воспитания) ;как форма организации деятельности (игровая форма проведения учебных занятий) ;как метод и приём руководства детской игрой (метод введения новых знаний) ;как вид деятельности (словесная, настольно-печатная, предметная) .Учёные отмечают роль дидактической игры в умственном, сенсорном воспитании детей. В процессе специально организованной деятельности ребёнок учится анализировать, сравнивать, обобщать предметы. Основной формой обучения являются занятия, на которых применяются дидактические игры. Большую роль также играют самостоятельные дидактические игры – это игры, которые проводятся в свободное время. Такие игры могут возникать как по инициативе воспитателя, так и по желанию детей. Тогда воспитателю здесь принадлежит роль наблюдателя и советчика, а также участника игры.

Выделяют следующие виды дидактических игр : игры-поручения, игры с прятаньем, игры с загадыванием и отгадыванием, сюжетно - ролевые дидактические игры, игры – соревнования, игры в фанты.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Подвижные игры зародились в далёком прошлом в недрах народного быта. Состязания в силе, ловкости, быстроте, меткости широко распространены среди детей и подростков. Такие игры создают благоприятные условия для развёртывания активной двигательной деятельности .

Выполнение действий в подвижной игре связано с восприятием окружаю- щей среды, с ориентировкой в ней, а также с яркими эмоциональными переживаниями в коллективе сверстников.

Подвижные игры разнообразны. Это, прежде всего, собственно подвижные игры и спортивные игры. Среди первых, или, как их ещё называют, игр с правилами, выделяют сюжетные и бессюжетные, игры – забавы и аттракционы.

Содержание и характер действий детей в сюжетных играх отражают их представления и знания об окружающей жизни – о трудовых действиях людей разных профессий, явлениях природы, об образе жизни и повадках животных. Особенность таких игр - возможность воздействия на детей через образы, в которые они перевоплощаются, а также через правила. Действия всех играющих тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. («Гуси – лебеди» , «У медведя во бору» )

В БЕССЮЖЕТНЫХ ИГРАХ действия детей не связаны с разыгрыванием сюжета, допускающего различные сочетания и чередования движений. Они строятся на основе выполнения конкретных двигательных заданий, условия, которых определены правилами.

БЕССЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ делятся на несколько видов : типа «Ловишек» - они близки к сюжетным, отсутствуют лишь образы для подражания, с элементами соревнования - индивидуального или группового(«Перенеси предмет» , «Чьё звено скорее соберётся» ); эстафеты, а также игры с разно- образными предметами – «Школа мяча» , «Кегли» , «Кольцеброс» .

Двигательные задания в играх – забавах и аттракционах выполняются зачастую в условиях соревнования. Они содержат элементы развлекательности, зрелищности, доставляют много радости и веселья участникам и зрителям.

Самостоятельную группу составляют спортивные игры : городки, баскетбол, бадминтон, футбол, хоккей и т. д. В таких играх в комплексе решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Большую воспитательную ценность имеют правила подвижных игр. Подчинение правилам требует от детей волевых проявлений, организованности, выдержки, умения управлять своими чувствами, движениями. Освоение правил – длительный процесс, происходящий под руководством педагога, требующего обязательного их выполнения. Осознание правил ведёт к тому, что дети становятся более организованными, приучаются помогать друг другу, радоваться успехам товарищей.

Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольника

В конце раннего детства ребёнок включается в разные виды игр – подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые. Игра становится основным видом деятельности дошкольника, отвечающим главной его потребности – войти в мир взрослых, вступить с ними в сотрудничество. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. В игре ребёнок моделирует сначала действия с предметами, а затем взаимоотношения между людьми. Этот сложный вид деятельности состоит из многих компонентов: игровые действия, игровые предметы, ролевые взаимоотношения. Основная единица игры – роль взрослого, которую выполняет ребёнок. Игра оказывает огромное влияние на все стороны психики детей, а главным образом на развитие личности. В игре ребёнок учится устанавливать взаимоотношения со сверстниками, планировать свои действия, оценивать своё поведение и поведение партнёра, контролировать его. В игре развивается интеллект ребёнка, в частности знаково-символическая функция сознания, как умение замещать один предмет другим.
В развитии игровой деятельности выделяются два периода: предметно-игровая деятельность ребёнка раннего возраста, содержанием которой являются действия с предметами, и ролевая игра дошкольника, содержанием которой является общение.
Ранний возраст – возраст зарождения сюжетно-ролевой игры. Первоначально игра возникает в предметной деятельности ребёнка, когда некоторые предметные действия начинают выполняться с предметами для этого не предназначенными. Но это ещё не сюжетно-ролевая игра. В ней нет ни сюжета, ни ролей и она называется изобразительной игрой. Первый шаг в развитии изобразительной игры состоит в том, что ребёнок начинает переносить показанные ему действия с игрушками или те действия, которые он научился выполнять с настоящими вещами, на другие предметы («моет руки» кубиком, «измеряет температуру» карандашом). Предметы-заместители используются вместо настоящих предметов. Постепенно ребёнок начинает в изобразительной игре ставить себя на место другого человека, принимает на себя его роль. Сначала ребёнок выполняет действия другого человека, но называет себя своим собственным именем. Потом возникает словесное обозначение роли, но только после того, как ребёнок уже изобразил действия другого человека. Переход изобразительной игры в сюжетно-ролевую завершается, когда ребёнок принимает на себя роль раньше, чем начинает игровые действия.
Для младших дошкольников наиболее характерны игры, связанные главным образом с бытовыми, семейными сюжетами. Детям интересны действия взрослых, которые находят отражения в играх. Игры малышей кратковременны, сюжеты очень неустойчивы и однообразны. Обычно они состоят из одной, реже двух сюжетных линий. Имитируя предметную деятельность (режут хлеб, трут морковку, моют посуду), они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате - для чего и для кого они это сделали. Сами действия при этом максимально развернуты, они не могут быть сокращёнными, и не могут заменяться словами.
У младших дошкольников роль подсказывается самим предметом, игрушкой или атрибутом, попавшим в поле зрения и привлёкшим внимание (если у ребенка в руках кастрюля, то он – мама, а если ложка - он ребёнок). Основные конфликты возникают из-за обладания предметом, игрушкой, с которыми должно производиться игровое действие. Могут наблюдаться несколько персонажей с одинаковыми видами действий в одной предметной ситуации (на машине едут два «шофера», а обед готовят несколько «матерей»). Дети усваивают эмоционально-выразительные ролевые действия и высказывания.
На протяжении младшего и среднего дошкольного возраста происходит значительное изменение сюжетно-ролевой игры. Это, прежде всего, переход от одиночных игр к совместным, включающим двух и более участников. Дети 3 лет чаще играют в одиночку, при этом во вторую половину 4 года жизни уже фиксируются игровые объединения по 2-3 ребёнка. Продолжительность такого объединения – от 3-5 минут вначале до 15 минут в дальнейшем, причём дети одной группы могут присоединиться в игре к другим группам и переключиться на что-то другое. Совместная игра создаёт необходимость в развитии реальных взаимоотношений между играющими детьми. Они должны научиться договариваться между собой, разрешать возникающие споры, недоразумения. Однако в 3-4 года это вызывает у детей существенные трудности, из-за которых может нарушаться ход игры. Поэтому большое значение имеет руководство игрой со стороны взрослого. Но это руководство должно заключаться не в навязывании детям готовых рецептов (во что и как играть), а в организации обсуждения и решения вопросов, возникающих по ходу игры, самими детьми.
Для детей младшего дошкольного возраста необходимо личное игровое оснащение (мебель, ширмы, строитель, атрибуты для ролевых игр, игрушки, предметы-заместители, дидактические игры), дающие опыт разнообразного использования объекта. Дети этого возраста использует готовую предметно-игровую среду, подбирая атрибуты по ходу игры, для них важна внешняя привлекательность атрибутов игры.
Средние дошкольники по мере освоения новых областей жизни начинают использовать в своих играх более сложные сюжеты - профессиональные, социальные и др. Дети планируют сюжет до начала игры в соответствии со своими интересами. При этом игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. На протяжении игры прослеживается несколько сюжетных линий (мама не только ухаживает за дочкой, но и водит её в детский сад, шьёт ей платье), наблюдаются объединение игр с разными сюжетами (например, мастерская игрушек, магазин и детский сад).
Основным содержанием игры средних дошкольников становятся взаимодействия и отношения между людьми, отражаемые в ролях, которые дети на себя взяли. При этом роли ярко очерчены и выделены, называются детьми до начала игры. Главные ссоры из-за ролей - кто кем будет, предпочтения отдаются главным ролям.
Выделяются игровые действия, передающие отношения к другим участникам игры. Действия, производимые ребёнком, становятся короче, не повторяются, одно действие сменяется другим. Игровые действия выполняются уже не ради них самих, а ради осуществления определённого отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью. Дети нуждаются в партнёрах, которые играли бы вместе с ними, договариваются с другими детьми, вместе организовывают игру, включающую несколько ролей, согласовывают свои действия с действиями других. В совместной игре средние дошкольники учатся вступать в ролевой диалог от лица разных персонажей, используя выразительность движений, жестов, мимику.
В 4-5 лет игровые объединения охватывают от 2 до 5 детей и более, продолжительность совместной игры от 15 до 40-50 минут. При этом обычно игра начинается одним ребёнком, а затем к нему присоединяются другие, предложение одного ребёнка находит отклик у других детей, на основе чего возникают игры с общим сюжетом. В среднем дошкольном возрасте дети уже могут согласовывать свои действия, распределять роли и обязанности. Игра обычно носит групповой характер. Группа играющих детей выступает по отношению к каждому отдельному участнику как организующее начало, санкционирующее и поддерживающее выполнение взятой ребенком роли. При этом в игре выделяются ролевые (отношения в соответствии с принятыми ролями) и реальные отношения детей (между участниками игры).
В группах среднего дошкольного возраста основными атрибутами предметно-игровой среды помимо игрушек и атрибутики для ролевых игр становятся предметы-заместители, т. к. в это время ребёнок учится отражать роль словесно, без опоры на реальный предмет. Средние дошкольники используют готовую предметно-игровую среду, дополняя и изменяя её по ходу игры в соответствии с развитием сюжета.
Старшие дошкольники используют всё многообразие сюжетов – бытовые, профессиональные, социальные, общественно-культурные и др. Для детей становятся важными взаимодействия и взаимоотношения взрослых, «правильность» их отражения в играх. Замыслы игры старших дошкольников интереснее, разнообразнее и устойчивее, возрастает количество игровых задач, которые ставят и решают дети, усложняется содержание игры. Воссоздаваемая в играх старших дошкольников сфера реальности продолжает расширяться, появляются также сказочные сюжеты (любимых сказок и кинофильмов), которые могут переплетаться с реальными.
У старших дошкольников содержанием игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игра начинается с договора, совместного планирования, как нужно играть, а главные споры ведутся вокруг того «бывает так или не бывает». Старшие дошкольники способны брать на себя трудные роли, хотя роль для ребенка тем легче, чем более очевидными для него особенности, нормы и способы поведения изображаемого персонажа. Исполняя ту или иную роль, дети 6-7 лет внимательно следят, насколько соответствуют их действия и действия их партнёров общепринятым правилам поведения («Врач так не делает», «Суп после второго не подают»), правильность выполнения этих правил ими жёстко контролируется.
Игровые действия постепенно теряют своё первоначальное значение, собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью («Они уже поели. Можно идти гулять»). Старшие дошкольники вступают в ролевой диалог от лица разных персонажей, сопровождая его выразительностью движений, жестов, мимики.
Игровые объединения старших дошкольников охватывают 3-5 и более человек, иногда всю группу детей, когда разные сюжеты детских игр объединены в одну игру. Дети 6-7 лет способны играть в одну и ту же игру по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.
В старшем дошкольном возрасте ведущее место игрового пространства занимают опорные сигнальные игрушки и полифункциональные предметы (бросовый и природный материал). При этом нет необходимости в большом количестве атрибутов для ролевых игр, т. к. старший дошкольник самостоятельно моделирует предметно-игровую среду, изменяя её в ходе развития сюжета.
У детей старшего дошкольного возраста, наряду с совместной сюжетно-ролевой игрой получает развитие другая её разновидность – режиссёрская игра. Это одиночная игра, но как бы впитывающая опыт совместной. В ней ребёнок не берёт на себя роль, а выступает как режиссёр в театре. Он раздаёт роли игрушкам, а сам ограничивается тем, что передвигает их, придумывая происходящие с ними события.
Помимо сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте большое значение приобретают другие виды игр – подвижная и дидактическая. Такие игры не возникают в совместной деятельности детей. Их придумывают и предлагают взрослые в целях совершенствования движений или выработки у детей различных знаний и навыков. Общая особенность подвижной и дидактической игр состоит в том, что это – игры с правилами. Их основной смысл для ребёнка сводится к строгому выполнению правил и выигрышу.

Вопрос № 22

Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций.

Роль игры в развитии психики ребенка.

1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо".

3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

В структуре игры можно выделить несколько элементов.

    Любая игра имеет тему – ту область действительности, которую ребенок воспроизводит в игре; дети играют в «семью», «больницу», «столовую», «магазин», «Бабу Ягу и Ивашечку», «Белоснежку и семь гномов» и т.д.; чаще всего тема берется из окружающей действительности, но дети «заимствуют» и сказочные, книжные темы.

    В соответствии с темой строится сюжет, сценарий игры; к сюжетам относят определенную последовательность событий, разыгрываемых в игре. Сюжеты разнообразны: это и индустриальные, и сельскохозяйственные, и ремесленные, и строительные игры; игры с бытовыми (семейный быт, сад, школа) и общественно-политическими сюжетами (демонстрация, митинг); военные игры, драматизации (цирк, кино, кукольный театр, постановки сказок и рассказов) и т.д. Игры на одну и ту же тему могут быть представлены разными сюжетами: так, например, игра в «семью», в «дочки-матери» реализуется разыгрыванием сюжетов прогулки, обеда, стирки, приема гостей, мытья ребенка, его болезни и т.д.

3. Третьим элементом в строении игры становится роль (главная, второстепенная) как обязательный набор действий и правил их выполнения, как моделирование реальных отношений, существующих между людьми, но не всегда доступных ребенку в практическом плане; роли выполняются детьми при помощи игровых действий: «врач» делает укол «больному», «продавец» отвешивает «покупателю» «колбасу», «учитель» учит «учеников» «писать» и т.д.

    Содержание игры – то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности или отношений взрослых. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в нее разное содержание: для младших дошкольников это – многократное повторение какого-либо действия с предметом (поэтому игры могут именоваться по названию действия: «качать куколку» при игре «в дочки – матери», «лечить медвежонка» при игре «в больницу», «резать хлеб» при игре «в столовую» и т.д.); для средних это – моделирование деятельности взрослых и эмоционально значимых ситуаций, выполнение роли; для старших – соблюдение правила в игре.

    Игровой материал и игровое пространство – игрушки и разнообразные другие предметы, при помощи которых дети разыгрывают сюжет и роли. Особенностью игрового материала становится то, что в игре предмет используется не в своем собственном значении (песок, плитки, лоскутки, пуговицы и т.п.), а в качестве заместителей других, недоступных ребенку практически, предметов (сахар, тротуарные блоки, ковры, деньги и т.п.). Игровое пространство представляет собой границы, в пределах которых территориально разворачивается игра. Оно может символизироваться наличием определенного предмета (например, сумочка с красным крестом, положенная на стул, означает «территорию больницы») или даже обозначаться (например, дети мелом отделяют кухню и спальню, дом и улицу, тыл и фронт).

    Ролевые и реальные отношения – первые отражают отношение к сюжету и роли (конкретные проявления персонажей), а вторые выражают отношение к качеству и правильности выполнения роли (они позволяют договариваться о распределении ролей, выборе игры и реализуются в игровых «ремарках» типа «надо делать так», «ты неправильно пишешь» и т.п.).

Игровые действия (те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком).

Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность - режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате - для чего и для кого они это сделали.

Для средних дошкольников главное - отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летнвй ребенок никогда не забудет "нарезанный" хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий - сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.

Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью ("Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!").

Виды игр не возникают спонтанно, они возникают одна за другой, медленно сменяя друг друга.

Предметная игра. Этап предметной игры связан преимущественно с овладением специфическими функциями предметов, еще недоступных ребенку в практической деятельности («кормить куклу», «резать хлеб»).

Сюжетно-ролевая игра. В этой игре дети воспроизводят человеческие отношения и роли.

Игры с правилами . Они появляются к концу дошкольного возраста. В них роль отходит на второй план и главным является четкое выполнение правил (подвижные спортивные игры, настольные игры).

Развитие игры идет от ее индивидуальных форм к совместным . С возрастом растет состав участников игры и длительность существования игрового объединения. Младшие дошкольники чаще играют в одиночку, но уже у 3-летних детей фиксируются объединения группами в 2-3 ребенка. Продолжительность такого объединения коротка (всего 3-5 минут), после чего дети одной группы могут присоединиться к другим группам. За 30-40 минут наблюдения за игрой малышей можно зафиксировать до 25 таких перегруппировок.

К 4-5 годам группы охватывают от 2 до 5 детей, а продолжительность совместной игры здесь доходит до 40-50 минут (чаще около 15 минут). Обычно игра начинается одним ребенком, а затем к нему присоединяются другие; предложение одного ребенка находит отклик у других детей, на основе чего возникают игры с общим сюжетом. В среднем дошкольном возрасте дети уже могут согласовывать свои действия, распределять роли и обязанности.

У детей 6-7 лет уже есть предварительное планирование игры, распределение ролей до ее начала и коллективный подбор игрушек. Группы в игре становятся многочисленными и долговременными (иногда дети способны играть одну игру в течение нескольких дней, сохраняя игрушки и игровое пространство).

Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольников «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский


Из проекта ФГОС К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования: ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов; ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную…






Существуют различные подходы к классификации детских игр: - с точки зрения развития и воспитания (игры направлены на психическое, физическое развитие …); - учета возрастного подхода (игры дошкольников, младших школьников и т.д.); - с социально-психической точки зрения (массовые, групповые, индивидуальные); - с точки зрения управления игрой (стихийные, педагогически управляемые); - по происхождению (самодеятельные, дидактические и т.д.); - по характеру отражения действительности (репродуктивные, творческие); - по месту проведения (аттракционы, музыкальные, настолько-печатные…);


Классификация игр С.Л.Новоселовой 1. Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей)- самостоятельные игры: - игра-экспериментирование - самостоятельные сюжетные игры (сюжетно- отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные). 2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями: - обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные) - досуговые игры (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные). 3.Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и по инициативе более старших детей: - традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым)


Традиционная классификация. Два основных типа игр: Творческие или игры со скрытыми правилами (сюжетно-ролевые игры, в которых действия и поведение играющих определяется сюжетом и ролью, правила содержатся в них в скрытом виде); с открытыми (фиксированными) правилами (дидактические, подвижные, развивающие и т.д.)


В современной дошкольной педагогике принята классификация игр С.А. Козловой, Т.А. Куликовой: творческие игры (сюжетно- ролевые, театрализованные, игры драматизации, режиссерские, строительные); дидактические игры (игры с предметами, настольно-печатные, словесные); подвижные игры.


Компоненты сюжетно-ролевой игры. замысел, т.е. воображаемая ситуация (это образ игры; ее модель, возникающая в результате перенесения реальных значений и отношений с одних объектов на другие, расположенные в поле игрового действия); сюжет игры - последовательность воспроизводимых детьми действий, событий, отражающих содержание игры (характер тех действий и отношений, которыми связаны участники игры); игровые роли - игровая позиция ребенка, в которой он отождествляет себя или другого участника игры с каким-либо персонажем воображаемой ситуации; игровые действия - действия персонажей воображаемой ситуации.


Этапы развития сюжетно-ролевой игры (по Д.Б. Эльконину) Iэтап. Основное содержание - действия с предметами. Действия однообразны, часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Эта игра присуща раннему возрасту. Современные исследователи выделяют в этом этапе три: 1) До года - ознакомительную игру. Ее содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов-игрушек. Ребенок действует по мотиву, заданному взрослым. 2)К концу первого года игра приобретает форму отобразительной, ребенок подражает действиям взрослых, замещает недостающие предметы. 3)В начале 2 года жизни, на 3 году жизни появляются сюжеты, игра становится сюжетно-отобразительной (дети многократно повторяют действия, появляется человек, их выполняющий, ребенок пытается брать на себя роль)


Этапы развития сюжетно-ролевой игры II этап. В основном действия более полно развертываются в соответствии с ролью, которая уже обозначена словом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе общей игрушки. Это присуще младшему дошкольному возрасту (Д.Б.Эльконин). К 4 году жизни у детей отмечаются две независимые формы игрового поведения: - предметно-игровое взаимодействие с партнером-сверстником (включающее обмен предметными действиями) - ролевое поведение, отнесенное к партнеру- игрушке (включающее предметно- специфические ролевые действия и ролевую речь)


Этапы развития сюжетно-ролевой игры III этап - игровые действия направлены на установление разнообразных контактов с партнерами. Роли четко обозначены, распределены до начала игры. Игрушки и предметы чаще подбираются по ходу игры в соответствии с ролью. Продолжительность игры увеличивается, сюжеты становятся более разнообразные. Это присуще детям среднего дошкольного возраста. К 5 годам появляется собственно ролевая игра. Ребенок может использовать роль как средство совместного развертывания сюжета, то есть, умеет воплощать в своих действиях содержание разнообразных ролей и обозначать свою роль для партнера


Этапы развития сюжетно-ролевой игры IY этап - основное содержание - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная, определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом, игры носят совместный творческий характер. В игре четко выделяется подготовительный этап. Это старший дошкольный возраст. В играх старших дошкольников уже не обязательны предметы-заместители, не обязательны многие игровые действия. Дети учатся создавать новые ситуации в своем воображении, игра может протекать во внутреннем плане. Игра приобретает истинно творческий характер.



18 Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей. Не заменять игру другими видами деятельности Собирайте как особую ценность любимые игры детей: развивающие, коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры-импровизации. Включайте игру во все сферы жизни ребёнка. Радуйтесь, если ребёнок пригласил Вас в игру, это хороший знак доверия и принятия с его стороны. Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослыми. Не наказывайте ребёнка лишением игры. Если ребёнок нарушает правила игры, постарайтесь к этому отнестись спокойно, это может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения. Не препятствуйте объединению детей разного возраста в единое игровое сообщество, прогулка для этого наилучшее условие. Избегайте насильственного распределения ролей, лучшая психологическая помощь – это ознакомление с различными сферами действительности. Готовясь к очередному рабочему дню, помните, что новая игра – это лучший подарок детям.