Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

§1. Древнейшая история ярославской земли. Ярославская область.История Ярославской области

"...Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И с телятиной холодной
Трюфли Яра вспоминать?..."
А.С. Пушкин.

Кто не слышал о легендарном ресторане "Яръ"!

История «Яра» начинается с 1826 года, когда на углу Кузнецкого моста и Неглинки в доме сенатского канцеляриста Людвига Шавана (на фото слева) «открылась ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликёрами, десертами, кофием и чаем при весьма умеренных ценах». Владельцем этой "ресторации" с гостиницей был француз Транкиль Ярд.

Фото 1900-х гг.

Приезжая в Москву, А. С. Пушкин неоднократно посещал ресторацию Ярда. 27 января 1831 года Пушкин, Баратынский, Вяземский и Языков здесь поминали скончавшегося 14 января своего общего друга поэта Антона Дельвига.
У Пушкина в ресторане было и любимое блюдо - сладкий суп с ревенем.

Евгений Абрамович Баратынский ..

Петр Андреевич Вяземский 1792-1878.

Антон Антонович Дельвиг (1798-1831).

У Пушкина в ресторане было и любимое блюдо - сладкий суп с ревенем.

На всякий случай привожу рецептик* - вдруг захотите попробовать.
1 литр яблочного сока, полкило малины, 150 г сахара, по вкусу — мед. Добавив в них корицу, бадьян, гвоздику и душистый перец горошком, варить на слабом огне 30 минут. Потом в кипящую массу добавить 100 граммов ревеня и 150 граммов сливок. Взбить все в горячем виде миксером, процедить через мелкое сито, дать остыть. Подается охлажденным. Можно украсить листиками свежей мяты, взбитыми сливками, ванильным соусом. (Подавать рекомендуется с шоколадным кексом).

Фото кон.19 века.

Полицейские списки сохранили перечень лиц, останавливавшихся в гостинице "Яра" (Ярда) и состоявших под полицейским надзором. В 1832 году жил Павел Алексеевич Голицын, бывший участник заграничных походов 1813-1814 годов, член Союза Благоденствия. 6 января 1842 года проездом через Санкт-Петербург здесь остановился Н.П. Огарев, а в феврале 1846 года, после заграничного путешествия он снова здесь вместе с Н. М. Сатиным. "Мы не видались несколько лет... — рассказывал А. И. Герцен. С сильно бьющимся сердцем бросились мы с Грановским к Яру, где они остановились".
Несколько лет - с 1848 по 1851 гг. — "Яръ" работал в саду "Эрмитаж", но не в том саду "Эрмитаж", на Петровке, который мы все хорошо знаем, а в старом на Божедомке**.
А в 1851 году "Яръ" открылся как загородный ресторан в Петровском парке, на Петербургском шоссе (ныне Ленинградский проспект) во владении генерала Башилова. На этом месте, хотя и неоднократно перестроенный, он существует и поныне.

Фото 1890-х гг. Ресторан "Яръ" на Петербургском шоссе.

Это сейчас начало Ленинградского проспекта — престижный, центральный район «не так уж далеко от Кремля». А тогда, в середине XIX века, это была загородная местность, окруженная садами и дачами. Переехав за город, «Яръ» не переместился в разряд заштатных ресторанов, которые интересуют только дачников. Дорога в «Яръ» и зимой, и летом в ночное время была ярко освещена, и по ней скакали бешеные тройки — все в «Яръ». Один из самых знаменитых афоризмов о «Яре» - «В «Яръ» не идут — в «Яръ» попадают» - очень точно отражает специфику заведения и его завсегдатаев. В «Яръ» именно «попадали» , достигнув определенного состояния... Опьянения? Нет, состояния души, когда эта широкая русская душа просит удалого разгула, размаха и «никто не моги мне перечить». Вот тогда и мчались тройки в «Яръ», к цыганам.

Именно в это время цыганский хор стал неотделимой частью «Яра». Руководила этим хором, а также взаимоотношениями между певицами и их поклонниками, Иванова Анна Захаровна, талантливая не только как певица, но и как организатор. Цыганский хор «от Яра» становится лучшим в Москве, цыганки в нем самые голосистые и самые красивые.

Здесь я сделаю небольшое отступление и немного о цыганах.......

Посмотрите на этого милого человека, это граф Алексей Орлов ("Граф Алехан") (1737-1807) - одна из колоритнейших фигур авантюрного и галантного XVIII века: богатырь, богач, кутила, победитель турецкого флота при Чесме, брат екатерининского фаворита Григория Орлова, похититель княжны Таракановой, создатель породы орловских рысаков и, в конце концов, заведший моду на цыган в России.

Граф Алехан полюбил цыганское пение во времена русско-турецкой войны, и в 1774 году продемонстрировал московскому обществу диковину - цыганский хор и оркестр. Он купил часть хористов на территории современной Румынии, где цыгане находились в рабстве, часть набрал в России из сложившейся к тому времени цыганской этнической группы, а затем дал им вольную.

Руководителем ("хореводом") первого профессионального цыганского хора в России являлся Иван Трофимович Соколов. Артисты были приписаны к мещанскому сословию и поселились на Большой и Малой Грузинской улицах в Москве (этот район как-то не заимел исторического названия).

По примеру Алехана свои цыганские хоры завели в Петербурге другие "екатерининские орлы" Потемкин и Безбородко. Но все-таки "столицей" российских цыган навсегда осталась Москва.

Граф Алексей Орлов и из жизни ушел под пение своего хора. По мнению современных медиков, знакомых по описаниям с симптомами болезни, умер от рака. Перед смертью он так кричал и ругался от боли, что было слышно на улице, и наследники, желая соблюсти благопристойность, приказали цыганам играть и петь как можно громче.

В 1807 году новый руководитель хора, племянник Ивана Трофимовича, Илья Осипович Соколов (1777-1848) - цыганский певец, автор песен, стал любимцем московской (позднее и петербургской) публики. Московские цыгане к тому времени так прославились, что даже Наполеон захотел полюбоваться на знаменитую русскую забаву. Но в 1812 году хор Соколова, пожертвовав большие деньги на нужды армии, перед приходом французов эвакуировался в Ярославль, а все боеспособные мужчины хора с началом боевых действий вступили добровольцами в гусарский полк.

В 1852 году "Яръ" открылся как загородный ресторан в Петровском парке (ныне здесь расположен спорткомплекс "Динамо"), на Петербургском шоссе (ныне - Ленинградский проспект). Примерно с этого времени в "Яре" стал выступать Соколовский хор. Дело в том, что тогда для чистоты нравов в городских ресторанах запрещалось петь цыганам, а за заставами они имели полное право выступать (Тверская застава, теперь - площадь Белорусского вокзала).

При новом хозяине ресторана Ф.И. Аксенове в ресторане также появились: большой оркестр, русский и датский хор, также зимний сад с всякими диковинками. В это время хором руководила Анна Захаровна Иванова, талантливая певица и одновременно незаурядный "менеджер". Цыганский хор "от Яра" был лучшим в Москве, а цыганки в нем самые голосистые и самые красивые. В случае если к хористке воспылал любовью какой-либо фабрикант, ему необходимо было выплатить хору большую сумму денег, в подтверждение "серьѐзности" своих намерений. Только после этого хор был "не против", а руководила процессом, конечно же, Анна Захаровна. Следует тут же добавить, что в соответствии с бытующей тогда нравственной атмосферой, все заработанные хором деньги делились на всех, в том числе и на стариков.

Купцы и золотая молодежь, проматывающая отцовские состояния, порой устраивали в "Яре" безумные гулянья и частенько попросту громили помещение ресторана, но и эти, не совсем приличные для респектабельного заведения факты, не отваживали от него остальную публику.

Следующим владельцем ресторана стал предприимчивый А.А. Судаков, договорившийся с руководством расположенного неподалеку ипподрома о взаимном обслуживании клиентов. Ипподром был тогда центром московской светской жизни, близким к Тверской Заставе и к месту гуляний "чистой публики" - Петровскому парку. Почтенные отцы семейств, покормив детей пирожными в кондитерских парка, вечером могли предаться загулу в "Яре".

В "Яре" проводили время особы императорской фамилии и литературная богема, железнодорожные концессионеры, банкиры и биржевые дельцы, художники, адвокаты. Завсегдатаем "Яра" был Савва Морозов. Заходили сюда Пржевальский, Чехов, Куприн, Горький, Станиславский… Во всем этом великолепии был не прочь шумно погулять "народный целитель и психотерапевт" Распутин.

Посетителей "потчевали всякой снедью" в огромных величественных залах и уютных кабинетах, расположенных на балконах. По данным архивов, "Яръ" считался рестораном №1 в России и Европе. Почему в Европе? Да потому, что французские повара "Яра" готовили не хуже своих земляков, а по ассортименту и качеству растительных, животных и особенно деликатесных продуктов Россия в то время намного опережала всю вместе взятую Европу. В "Яре" же выбор продуктов для приготовления различных блюд был неисчислим.

Великий русский бас Фѐдор Иванович Шаляпин (1873-1938), как только терял интерес к себе публики, приезжал в "Яръ", пел с балкона главного зала, затем устраивал шумную потасовку с посетителями. На следующий день об этом знала вся Москва, аншлаг в "Большом" был обеспечен.

Владимир Алексеевич Гиляровский (1853-1935), русский журналист, прозаик, поэт. Был одним из лучших репортеров столичной прессы, его "коньком" были уголовная хроника и репортажи, он писал о самых заметных и нашумевших событиях, его называли "королем репортеров". Гиляровский был самым известным и признанным знатоком Москвы. Это проявлялась на всех уровнях: писатель блестяще знал историю города и его современность, архитектуру и географию, высший свет и московское "дно". Гиляровский был живой легендой. С его именем связывались самые невероятные истории и происшествия. Ходили легенды и о физической силе "дяди Гиляя": он мог пальцами согнуть медный пятак, завязать узлом кочергу. Современники, отмечая разносторонние дарования Гиляровского, одним из самых заметных его талантов считали талант общения. Его друзьями были многие знаменитые современники: Чехов, Бунин, Куприн, Шаляпин и многие другие литераторы, художники, актеры. Само собой, Гиляй бывал в "Яре" и красочно описывал кутежи, которыми прославился ресторан.

Позиция, которую «Яръ» занимал по отношению к своим гостям — удовлетворение любых (абсолютно любых ) прихотей и поражение воображения — делала ресторан мощным магнитом, притягивавшим к себе волжские и сибирские капиталы с неумолимостью удава .

Петербургское шоссе и зимой, и летом в ночное время была ярко освещено, и по ней скакали бешеные тройки — в "Яръ".

Фото начала 20 века. Петербургское шоссе. "Яръ" справа за деревьями.

Как говаривали тогда: "В "Яръ" не едут — в "Яръ" попадают". Когда широкая русская душа требовала разгула - вот тогда - в "Яръ". Если, конечно, мошна позволяла. Там размах, там знаменитый цыганский хор Анны Захаровны.
В 1871 году владельцем "Яра" становится Фёдор Иванович Аксёнов. Ресторация процветала.

Фото 1900 г. Старое здание ресторана "Яръ".

В 1895 г. после смерти Аксёнова "Яръ" приобретает Алексей Акимович Судаков, ярославский крестьянин, добившийся всего своим умом и талантом. В 1910 г. он перестраивает «Яръ» (арх.А.Эрихсон): из деревянного дома ресторан превратился в солидный дворец с колоннами. В этом здании он находится и по сей день. Рядом с рестораном были построены дома для служащих.
"Ямщик, гони-ка к «Яру" - песня, посвящённая Судакову, её пели во время торжественного открытия нового здания ресторна.

Фото 1911 г. Новое здание "Яра".

Посетителей потчевали в огромных величественных залах и уютных кабинетах, расположенных на балконах. Во внутреннем дворе ресторана был разбит прекрасный летний сад на 250 мест с загадочными каменными гротами, беседками, увитыми плющом, фонтаном и лужайками. В дореволюционные времена "Яръ" прославился кутежами, так красочно описанными Гиляровским.

Одним из завсегдатаев "Яра" был Савва Морозов.

МОРОЗОВ Савва Тимофеевич (1862-1905)

Как-то зимой подъезжает он к любимому ресторану (это было ещё до его перестройки), а его и не пускают. Какой-то купчик гуляет - ресторан снял "на откуп" (банкетное обслуживание, то есть). Морозов тогда набрал какой-то голытьбы, привёл к ресторану и велел ломать стену - "плачу за всё". Стену ломают, Савва Тимофеевич в тройке сидит, ждёт, значит, чтобы на вороных и заехать. На уговоры не поддаётся. Полицию вызывать тоже не хочется - постоянный клиент, столько денег уж оставил в ресторане. Кое-как его уговорила цыганка из хора не рушить ресторацию.
А то в "аквариум" купчины играть любили. В огромный белый рояль велели наливать воду до краёв и рыбок туда запускали.
Был в "Яре" и прейскурант для любителей покутить. Удовольствие вымазать официанту лицо горчицей, например, стоило 120 рублей, а запустить бутылкой в венецианское зеркало — 100 рублей. Впрочем, всё имущество ресторана было застраховано на солидные деньги.

Фото 1910 г. Летний зал ресторана "Яръ".

В ресторане была и императорская ложа, правда, Николай II ресторан не посещал, но бывал в нём не раз Григорий Распутин. Впрочем, как и его будущий убийца, князь Феликс Юсупов.
В разное время "Яръ" посещали Чехов и Куприн, Горький и Леонид Андреев, Бальмонт и Брюсов, Шаляпин, художники братья Васнецовы, Левитан, Репин, Врубель, Серов...

Фото 1910-х гг. Новое здание ресторана "Яръ".

В феврале 1918 года "Яръ" был закрыт. Большевикам тогда было не до рябчиков с ананасами, на повестку дня выдвигался суп из крапивы. От Яра осталась только песня:
Соколовский хор у "Яра"
Был когда-то знаменит.
Соколовская гитара
До сих пор в ушах звенит.
Тройка мчится быстро к "Яру",
Душа рвется на простор,
Чтоб забыться под гитару,
Услыхать цыганский хор……
Припев:
Всюду деньги, деньги, деньги,
Всюду деньги, господа,
А без денег жизнь плохая,
Не годится никуда……

После революции ресторан закрыли. Судакова арестовали. Краткое время, в нэп, он ещё поработал как ресторан, а потом здесь поочерёдно прописывались кинотеатр, спортзал для бойцов Красной Армии, госпиталь, кинотехникум, ВГИК. В 1930-е гг. он был перестроен под Клуб лётчиков.

Фото нач.1930-х гг.

"Яра" уже не было, а песни о нѐм звучали по всему миру. Там, за океаном, старинную песню "Эй, ямщик, гони-ка к Яру" в сопровождении "американского" цыганского хора запела юная голливудская звезда Дина Дурбин (Deanna Durbin).


Фото кон.1930-х гг. Бывший "Яръ", перестроенный под клуб лётчиков.

В начале 1950-х гг. здание было ещё раз перестроено, теперь уже до неузнаваемости и в нём открылась гостиница "Советская" с одноимённым рестораном. Немного позже под бок гостиницы въехал цыганский театр "Ромэн" - дух старого "Яра" и цыганского хора Анны Захаровны оказался притягательным.

Фото 1952 г.

Фото 1954 г. А.Тартаковского. Гостиница "Советская".

Бывали здесь и Василий Сталин, и король Испании Хуан-Карлос, и Индира Ганди, и Высоцкий с Мариной Влади, и "Железная Леди" с Конрадом Аденауэром.

Фото 1955 г. Боковой фасад.

Фото 1960-х гг.

В 1998 г. была начата реконструкция ресторана, возрождая былую славу "Яра".
На сегодняшний день восстановлен дореволюционный интерьер: отреставрированы фрески начала века на потолке и стенах, заработала люстра 1912 г. (а также светильники 1952г.), воссоздан фонтан во внутреннем дворике, сделанный по проекту фонтана Большого театра.

Источники - http://dedushkin1.livejournal.com; http://allday.ru

Легендарный ресторан "Яръ" - детище французского повара господина Транкиля Ярда - поначалу, 1 января 1826 года, разместился в доме купца Шаванна на углу Кузнецкого Моста и Неглинной. Скоро он стал пользоваться огромной популярностью у гурманов, полюбивших "Яръ" за изысканное меню и отличные винные погреба. Одним из завсегдатаев "Яра" на Кузнецком был Александр Пушкин, запечатлевший память о ресторане в одном из своих произведений.
Позже - с 1848 по 1851 гг. - "Яръ" работал в саду "Эрмитаж", но не в том саду "Эрмитаж", на Петровке, который мы все хорошо знаем, а в старом на Божедомке. Но вскоре открылся как загородный ресторан в Петровском парке, на Петербургском шоссе, во владении генерала Башилова, сдавшего свою усадьбу под ресторацию. Дело в том, что для чистоты нравов в городских ресторанах запрещалось петь цыганам, а за заставами они имели полное право выступать. Купцы и молодежь, проматывающая отцовские состояния, порой устраивали в "Яре" безумные гулянья и частенько попросту громили помещение ресторана, но и эти, не совсем приличные для респектабельного заведения факты не отваживали от него другую публику. В "Яръ" частенько захаживали Брюсов, Чехов, Куприн, Шаляпин, Станиславский, Гиляровский, художники, литераторы, адвокаты...
В 1895 г. "Яръ" приобретает Алексей Акимович Судаков, ярославский крестьянин, добившийся всего своим умом и талантом. Судаков, договорившийся с руководством расположенного неподалеку ипподрома о взаимном обслуживании клиентов. Доходы от этой гениальной идеи дали возможность перестроить ресторан. В 1910 г. он перестраивает «Яръ» (арх.А.Эрихсон): из деревянного дома ресторан превратился в солидный дворец с колоннами, с летним садом на 250 мест, с фонтаном, каменными гротами и беседками, увитыми плющом. Рядом с рестораном были построены дома для служащих.
Ресторан в 1910 году был оценен в 10 миллионов рублей золотом, громадная цифра. Ресторан с его обслуживающими строениями занимал целый квартал, у ресторана была собственная электростанция, собственная водонасосная станция, парк автомобилей, своя конюшня, летняя веранда, цветники, заднюю часть владений обрамляли "горы" - сделанные из привезенных с Кавказа камней.

Дом справа от здания отеля Советский - дом для служащих ресторана. Ранее его боковая башенка-эркер была украшена шпилем. Слева от ресторана находился дом самого Судакова, он, к сожалению, не сохранился.

В дореволюционные времена "Яръ" прославился кутежами, так красочно описанными Гиляровским. Одним из завсегдатаев "Яра" был Савва Морозов. Как-то зимой он поехал в любимый ресторан, но его туда не пустили -какой-то купчик гуляет - ресторан снял "на откуп". Савва попытался возмущаться, дескать, он постоянный клиент, немало денег тут оставил, но в ресторан его все же пустить отказались. Тогда разозлившийся Морозов поехал в Петровский парк, набрал там какой-то голытьбы, привёл к ресторану и велел ломать стену, дабы через нее въехать в ресторан на прямо тройке. Стену ломают, Савва Тимофеевич в тройке сидит, ждёт. На уговоры не поддаётся. Полицию вызывать тоже не хочется - постоянный клиент. Кое-как его уговорила цыганка из хора не рушить ресторацию: "Отец родной, да что ж ты делаешь, мы же без заработка останемся", в общем, уговорили его, он расплатился со всеми "взломщиками", плюнул на все и уехал.
Известнейший миллионер Хлудов приходил в Яръ в сопровождении ручной тигрицы.
А то ещё в "аквариум" купчины играть любили. В огромный белый рояль велели наливать воду до краёв и рыбок туда запускали.
Был в "Яре" и прейскурант для любителей покутить. Удовольствие вымазать официанту лицо горчицей, например, стоило 120 рублей, а запустить бутылкой в венецианское зеркало - 100 рублей. Впрочем, всё имущество ресторана было застраховано на солидные деньги.
"Яръ" посещали Григорий Распутин и Феликс Юсупов, Чехов и Куприн, Горький и Леонид Андреев, Бальмонт и Брюсов, Шаляпин, художники братья Васнецовы, Левитан, Репин, Врубель, Серов...
После революции ресторан закрыли, с потолков сорвали лепнину, уничтожили фонтан и сад, имущество ресторана вывезли. Судакова арестовали. Судьба владельца Яра трагична - после революции его и его детей часто арестовывали, вызывали ЦК, регулярно "трясли", считая его обладателем огромного состояния, он не мог эмигрировать за границу. Позже Судаков работал простым бухгалтером в обычной советской конторе. Доживать свой век он уехал в деревню. О "Яре" он говорить не любил, эта тема была для него закрытой. После смерти его, якобы, похоронили в Москве на Ваганьковском кладбище. Таковы взлет и падение владельца "Яра", начавшего свою карьеру с "мальчика" в чайной, добившегося всего своим трудом, умом и талантом, превратившего культовый ресторан практически в империю, и закончившего обычным служащим в государственной организации...
До 1952 года в здании бывшего ресторана размещались кинотеатр, спортзал для бойцов Красной Армии, госпиталь, кинотехникум, ВГИК и Дом летчика. В 1952 году к зданию ресторана "Яръ" по личному указанию Сталина был пристроен гостиничный комплекс в стиле русский ампир. Сейчас прежнее здание выглядит почти неузнаваемым, только по арочным окнам можно идентифицировать судаковский «Яръ». "Яръ" был переименован в ресторан "Советский". Немного позже под бок гостиницы въехал цыганский театр "Ромэн" - дух старого "Яра" и цыганского хора Анны Захаровны оказался притягательным.
Ресторан "Советский" получил широкую известность как «ресторан для привилегированных» - дипломатов, партийной верхушки и приближенных. В эти годы «Советский» не раз отмечался вымпелами и почетными наградами. Бывали здесь и Василий Сталин, и король Испании Хуан-Карлос, и Индира Ганди, и Высоцкий с Мариной Влади, и "Железная Леди" с Конрадом Аденауэром.
Со временем ресторан пришел в упадок, однако с 1998 года он пережил свое очередное рождение под прежним именем – «Яръ». Ресторан был отреставрирован - здесь полностью восстановили дореволюционный интерьер, привели в порядок фрески начала века на потолке и стенах, починили люстру 1912 года, воссоздали фонтан во внутреннем дворике, сделанный по проекту фонтана Большого театра.
Такова история ресторана "Яръ".

Бабий Яр получил всемирную известность как место массовых расстрелов населения, в основном евреев, и советских пленников, проводимых немецкими войсками в 1941 году. Всего было расстреляно, по информации из разных источников, от 33 тысяч до 100 тысяч человек

Бабий Яр находится в северно-западной части Киева, между кварталами Лукьяновка и Сырец.

  • Впервые упоминается под нынешним названием в 1401 году, когда хозяйка трактира (укр. «баба»), располагавшегося здесь, продала эти земли доминиканскому монастырю. В XV-XVIII веках также попадались названия «Шалэна Баба» и «Бісова Баба».
  • В 1869 году неподалеку от Бабьего Яра основали Сырецкий военный лагерь. В 1895 на территории лагеря была заложена Дивизионная церковь, разрушенная после революции. На месте этой церкви позднее находился вход в Сырецкий концентрационный лагерь.
  • В 1870 году территория на юге Бабьего Яра была использована под строительство Лукьяновского кладбища, которое закрыли в 1962 году. В настоящее время территория кладбища является заповедной зоной
  • В 1891-1894 годах рядом с Бабьим Яром было основано Новое еврейское кладбище. Его закрыли в 1937 году и окончательно уничтожили во время Второй мировой войны. Сохранился лишь маленький фрагмент кладбища, оставшиеся захоронения были позже перенесены на Берковецкое кладбище.

Во время Великой Отечественной войны оккупанты, захватившие Киев 19 сентября 1941, использовали Бабий Яр для проведения массовых расстрелов. Первый расстрел состоялся 27 сентября 1941 - были казнены 752 пациента психиатрической больницы им. Ивана Павлова, располагавшейся рядом с оврагом


24 сентября на Крещатике НКВД подорвало два дома, где устроились представители оккупационной администрации. Взрывы и пожары устраивались и в следующие дни, было разрушено около 940 крупных зданий. Нацисты расценили это как повод для ликвидации еврейского населения. В конце сентября 1941 года зондеркоманда захватила девять ведущих раввинов Киева и приказала им обратиться к населению: "После санобработки все евреи и их дети, как элитная нация, будут переправлены в безопасные места…" 27-28 сентября нацистские власти отдали приказ о том, чтобы 29 сентября еврейское население города к 8 часам утра прибыло в назначенную точку сбора с документами и ценными вещами. За неподчинение приказу - расстрел. По городу было расклеено более 2 тысяч объявлений. Параллельно через дворников и управдомов распространялась дезинформация о переписи и переселении евреев. Большинство из оставшихся в городе евреев - женщины, дети и старики (взрослое мужское население было призвано в армию) прибыли в назначенное время. Были собраны также и представители некоторых других нацменьшинств

В конце улицы создали пропускной пункт, все что за ним происходило было невидимо со стороны. Поочередно туда отводили по 30-40 человек, где у них отбирали вещи и заставляли раздеваться. После этого полицаи с помощью палок загоняли людей к краю оврага глубиной 20-25 метров. На противоположном краю располагался пулемётчик. Выстрелы специально заглушались музыкой и шумом самолёта, кружившего над оврагом. После того как ров заполнялся 2-3 слоями трупов, сверху их засыпали землёй.


Так как расстрелять всех прибывших за одни сутки не успели, в качестве пункта временного содержания использовались помещения военных гаражей.За два дня 29-30 сентября 1941 зондеркоманда 4а под командованием штандартенфюрера Пауля Блобеляпри участии частей вермахта (6-й армии) и Киевского куреня украинской вспомогательной полиции под командованием Петра Захвалынского (сам Захвалынский никакого отношения к этим расстрелам не имел, так как прибыл в Киев только в октябре 1941 г.; в 1943 г. его убили немцы) расстреляли в этом овраге 33 771 человек - практически всё еврейское население Киева. Дальнейшие расстрелы евреев состоялись 1, 2, 8 и 11 октября 1941, за это время было расстреляно около 17 000 евреев.

Массовые казни продолжались вплоть до самого ухода немцев из Киева. 10 января 1942 года были расстреляны 100 матросов Днепровского отряда Пинской военной флотилии. В 1941-1943 годах в Бабьем Яру был расстрелян 621 член ОУН (фракция С. Бандеры), среди них украинская поэтесса Елена Телига и её муж, у которого была возможность спастись, но он предпочел остаться с женой и друзьями по редакции «Украинского слова». Кроме того, Бабий Яр послужил местом расстрела пяти цыганских таборов. В общей сложности, в Бабьем Яру в 1941-1943 было расстреляно от 70 000 до 200 000 человек. Евреи-заключённые, которым немцы приказали сжигать тела в 1943 году, утверждали о 70-120 тысячах.


Кроме того, на месте военного лагеря частей РККА был открыт Сырецкий концлагерь, в котором содержались коммунисты, комсомольцы, подпольщики, военнопленные и другие. 18 февраля 1943 в нём были расстреляны трое игроков футбольной команды «Динамо» - участников « »: Трусевич, Кузьменко и Клименко.

Всего в Сырецком концлагере погибло не менее 25 000 человек. Отступая из Киева и стараясь скрыть следы своих злодеяний, нацисты в августе - сентябре 1943 успели частично уничтожить лагерь, вырыли и сожгли на открытых «печах» множество трупов, кости перемалывались на специально привезённых из Германии машинах, пепел был рассыпан по всему Бабьему Яру. В ночь на 29 сентября 1943 года в Бабьем Яре произошло восстание у печей 329 заключённых-смертников, из которых спаслись лишь 18 человек, остальные 311 героически погибли. Спасшиеся узники стали впоследствии свидетелями попытки немцев скрыть факт массовых убийств. После спасения Киева Красной армией 6 ноября 1943 Сырецкий концлагерь был лагерем для немецких пленников до 1946. После этого лагерь снесли, а на его месте в конце 1950-х основали жилой массив Сырец и обустроили парк им. Сорокалетия Октября (сейчас он носит называние Сырецкий парк)


Энергетика у этого места была ужасной, постоянно происходили происшествия. В 1950 городские власти приняли решение залить Бабий Яр жидкими отходами близлежащих кирпичных заводов. Овраг перекрыли земляным валом, чтоб не допустить затопления жилых районов. Особенности вала и пропускная способность дренажа не соответствовали даже минимальным нормам безопасности. Утром в понедельник 13 марта 1961, из-за сильного таяния снега, вал не устоял под напором воды, и в результате селевой поток высотой до 14 метров хлынул на Куренёвку. Жижей залило площадь более 30 гектар, уничтожено более 30 зданий, разрушено трамвайное депо им. Красина.
Памятник жертвам Куренёвской трагедии , открытый в марте 2006 года


Информация о катастрофе подвергалась жесткой цензуре, её масштабы сильно преуменьшались. Многие жертвы были специально похоронены на разных кладбищах в Киеве с указанием других дат и причин смерти, а часть тел так и не нашли под огромной толщей пульпы. Согласно официальному сообщению комиссии по расследованию причин трагедии, авария погубила 145 человек. А вот современные исследователи Куренёвской катастрофы утверждают, что на самом деле количество жертв составило около 1,5 тысяч человек. Этот эпизод в истории Бабьего Яра называют Куренёвской трагедией.


Побывавший на месте трагедии Евгений Евтушенко написал своё знаменитое стихотворение «Бабий яр», ставшее основой 13-й симфонии Шостаковича. Лишьв 60-е годы в советской прессе опубликовали первые упоминания о массовых расстрелах в Бабьем Яре. В 1966 году в журнале «Юность» напечатали сокращенную версию документального романа Анатолия Кузнецова «Бабий Яр», но выпуск романа отдельным изданием так и не состоялся. После побега Кузнецова за границу экземпляры журнала с главами романа были изъяты из всех библиотек. Полностью роман вышел в России уже после развала Союза

###Страница 2

После катастрофы работы по заполнению яра продолжались и дальше. Вместо земляной дамбы была возведена бетонная, проложена новая дренажная система и приняты более жесткие меры безопасности. Часть пульпы, выплеснувшейся на Куренёвку транспортировалась самосвалами назад для засыпки яра. Позже через заполненные отроги яра была проложена дорога с Сырца на Куренёвку (часть нынешней улицы Елены Телиги) и устроен парк

В 1965 объявили закрытый конкурс на лучший памятник жертвам Бабьего Яра. Представленные проекты не понравились властям, и конкурс закрыли, а в октябре 1966 в сквере в южной части оврага был установлен гранитный обелиск, где только 10 лет спустя все-таки поставили памятник. Открытие памятника встретили жесткой критикой за пределами СССР, потому что о евреях не было сказано ни слова

В начале 1970-х годов на месте Нового еврейского кладбища были построены корпуса телецентра


24 марта 2001 здание старого кинотеатра им. Юрия Гагарина, находившегося на месте Дивизионной церкви, было передано Украинской Православной Церкви с целью создания Сырецкого мемориала (в него вошли собор Пресвятой Богородицы, музей, памятник и кинолекторий)

Помимо памятников, упомянутых выше, в Бабьем Яре также находятся:

Менора - памятник казненным евреям в виде меноры. Установлен 29 сентября 1991, в 50-летнюю годовщину первого массового расстрела евреев. От бывшей конторы еврейского кладбища к памятнику проложена Дорога скорби.


Памятник расстрелянным детям. Открыт 30 сентября 2001 напротив выхода из станции метро «Дорогожичи»


Крест в память расстрелянных православных священников. Установлен в 2000 на месте, где 6 ноября 1941 были расстреляны архимандрит Александр и протоиерей Павел, призывавшие население к борьбе с фашистами

Крест в память о 621 расстрелянном члене ОУН, установлен 21 февраля 1992, в 50-летие расстрела Елены Телиги и её соратников.

И еще ряд памятников:

  • Стелла в память остарбайтеров, установлена в 2005.
  • Памятник расстрелянным 27 сентября 1941 душевнобольным.
  • Крест в память немецких военнопленных.
  • Памятник работы неизвестного автора, представляющий собой три креста, сваренных из железных труб, с надписью на одном из них «И на этом месте убивали людей в 1941 Господи упокой их души».

Долгое время ведётся дискуссия о создании памятника расстрелянным здесь цыганам

Image caption 79-летний Василий Михайловский держит в руках альбом со своими детскими фотографиями. Он выжил в Бабьем Яру

29 сентября 1941 года 4-летний Цезарь Кац за руку с няней шел по улицам Киева в Бабий Яр. Он балансировал на трамвайных рельсах и просил няню купить ему праздничный шарик.

У малыша было прекрасное настроение. Множество людей вокруг напоминали ему праздничные демонстрации, на которые он недавно ходил с папой.

Вскоре в Бабьем Яру погибнут десятки тысяч евреев. Среди них будут его родственники и отец.

Маленький Цезарь Кац выжил в тот день. Сейчас его зовут Василий Михайловский, ему 79 лет. Он рассказал ВВС свою историю.

"Жиденка утром отведи в Бабий Яр"

У меня было четыре мамы, три фамилии, два отца и одна судьба.

Я родился в 1937 году в еврейской семье Кац. Мама умерла после родов. Мы с братом, который был на 6 лет старше меня, осиротели.

Папа взял нам няню, очень хорошую женщину Надежду Фомину. Он работал в маленькой кофейне на Крещатике, а во время войны занимался эвакуацией штаба округа.

Копірайт зображення unian Image caption Василий Михайловский показывает фото няни, которая спасла ему жизнь

Всю нашу семью - бабушку, детей и няню - папа посадил в поезд, чтобы эвакуироваться. Поезд застрял под Киевом, пропуская эшелоны с оборудованием с заводов. Стоял неделю. У нас закончились продукты. Бабушка отправила няню в наш киевский дом за едой. Когда няня вернулась, поезда уже не было. Так мы с няней остались в Киеве сами и вернулись домой.

Мой папа под Киевом попал в окружение, а затем оказался в концлагере в городе. Ну, как там говорили, коммунисты и евреи - шаг вперед. Его товарищ задержал, так он избежал смерти. Но потом его с какой-то колонной переводили в другой лагерь и по дороге тех, кто шел плохо, стреляли. В папу не попали, но он упал. Колонна пошла дальше, а он поднялся и побежал домой.

Копірайт зображення unian Image caption Памятник детям, погибшим в Бабьем Яру

Мы жили около Майдана, на улице Костельной. Папа прибежал домой и увидел нас. Он только успел поесть и переодеться, и тут стук в дверь - на пороге два полицая. Дворничиха увидела, как папа заходил во двор, и позвала полицаев. Он хотел бежать через черный ход, но больше мы его не видели. Дворничиха вернулась и сказала няне: "Жиденка утром отведи в Бабий Яр".

"Ты погибнешь вместе с ним"

Наша няня была неграмотная. Она не знала, что такое тот Бабий Яр, почему меня надо туда отвести. Собрала утром вещи, что-то поесть, и мы с ней пошли.

На Крещатике людей было много. Я попросил купить мне флажков и шарик. Когда были праздники, мы шли с папой на демонстрацию, он покупал нам игрушки. Конечно, здесь было не до шариков. У меня было хорошее настроение, я балансировал на рельсах. Так и шли.

Копірайт зображення unian

А настроение у людей постепенно ухудшалось. Женщины и дети плакали. Дошли до Лукьяновского рынка, там уже вдоль дороги стояли полицаи и гестаповцы с собаками. Так мы дошли до первого круга окружения перед Бабьим Яром. Там стояли противотанковые заграждения, сделанные из рельсов, "ежи". Улица была перекрыта. Между этими заграждениями был небольшой проход. Немцы не рассчитали, что будет столько людей.

Люди собирались целыми дворами, грузили вещи. А почему? Потому что немцы пустили такой слух, что евреев будут отправлять в другое безопасное место. В городе вывесили объявление, что все евреи должны собраться на перекрестке Дегтяревской и Мельникова, а кто не придет, расстреляют. Оставаться дома нельзя было, все дороги вокруг Киева были перекрыты, вот все и шли. Мы встретили нашу молочницу, и она предупредила няню: "Куда ты идешь с еврейским ребенком, ты погибнешь вместе с ним. Достань свой паспорт".

На первой линии окружения между этими противотанковыми заграждениями был маленький проход, позади собаки бросаются на людей, на нас тоже бросилась собака и забрала нашу сумку с едой. Я разрыдался. Вокруг людей били прикладами, подгоняли. Мы с няней упали прямо на это заграждение. Разбились в кровь, у меня до сих пор остался шрам на всю жизнь. Люди шли через нас, наступали на нас.

Копірайт зображення babynyar.gov.ua Image caption Могильные плиты с бывшего еврейского кладбища в Бабьем Яру

Наверное, в этот момент у кого-то из этого окружения сердце екнуло - меня подняли с земли за воротник, у няни в руке был паспорт, увидели, что она украинка и вытолкали нас из окружения. Мы вышли, спрятались в подворотне. Я уже перестал говорить. Язык отняло. И это было надолго.

Ведро крови и свалка

Две недели мы с няней ходили по городу. Ночевали в руинах, заходили к знакомым, просили есть. Кто-то давал хлеба немного, кто-то картофеля. Как-то моей няне сказали: "Что ты ходишь с еврейским ребенком, его же убьют и тебя убьют".

Она решила отдать меня в приют для бездомных детей, который был на Печерске, на улице Предславинской. Написала в записке "Вася Фомин", положила ее в мой карман и оставила меня перед домом.

Копірайт зображення unian

Меня увидел дворник и повел внутрь. Так я встретился с врачом Ниной Никитичной Гудковой, которая уже занималась 70 сиротами. Она сразу поняла, что я еврейский ребенок, у меня были такие кудри. Меня остригли. Несколько месяцев я не разговаривал. Во время войны я остался сиротой. Сирота - это же человек с оторванным куском сердца, души. Никто за мной не ухаживал, не защищал.

В приюте поставок не было, дети 1-1,5 лет умирали от голода. Мы, постарше, как-то выжили.

Люди из окрестных домов приносили какую-то еду, но этого не хватало. Рядом с этим убежищем была бойня, где заготавливали мясо. Вот рабочие с бойни приносили нам ведро крови и какие-то субпродукты на дне ведра. Старшие дети ходили на свалку к театральному ресторану, собирали остатки пищи. Так мы выжили.

В приюте было еще несколько еврейских детей. Когда приближалась какая-то облава, Нина Никитична прятала нас под лестницу, мы там как мышата сидели. Понимали, что опасность.

Новая семья

После освобождения Киева я попал в другой детдом. Там уже детей находили, забирали. В палате я остался один. Плакал, переживал, спрашивал няню, почему же за мной никто не приходил. Няня из детдома мне говорит: "Расстояние, завтра за тобой кто-то придет".

Копірайт зображення unian Image caption Ежегодно в сентябре в Бабьем Яру чтут память погибших

На следующий день, я подглядывал в кабинет Нины Никитичны и увидел женщину и мужчину с большой бородой. Я бросился к ним, вцепился мужчине в бороду и начал кричать: "Мамочка, папочка, это я, ваш сын, заберите меня".

Они хотели взять девочку, но умилились, я так к ним бросился. Так я стал Василием Михайловским.

Сначала я был Цезарь Кац, с таким именем я родился. Затем стал Васей Фоминым, а сейчас я - Василий Михайловский.

Это были замечательные люди, мои новые родители Василий и Берта Михайловские. Мне повезло, обо мне заботились. Но и у них была не такая простая история. Это был врач из семьи священника, его жена тоже была еврейка. Он всю войну прятал ее и свою тещу от фашистов - закутывал и клал в морг, в тифозное отделение больницы, по селам. Так они выжили.

В 1937 году расстреляли трех его братьев. Его, как сына священника, тоже хотели репрессировать. Он работал в маленьких больницах по селам, постоянно переводился, чтобы не успели на него "накопать" много.

"Горечь и боль"

О Бабьем Яре не вспоминал очень долго. Этот момент, когда мы упали перед Бабьим Яром, может, там даже было сотрясение мозга. Я не мог говорить, долго ничего не помнил об этом.

Всю историю моего спасения и скитаний в Киеве мне впоследствии рассказали няня и мои родственники. Они нашли меня, приезжали в Киев навещать. Своего старшего брата я впервые увидел в 22 года. Он рассказал историю моей семьи.

Копірайт зображення UNIAN Image caption Памятник в Бабьем Яру

А еще, наверное, с Бабьего Яра у меня остался большой страх перед пленными. Как только я видел, как их под конвоем выводили на улицу, весь дрожал и бросался папе на руки.

Я думаю, что недостаточно людей знают о тех ужасах.

В Советские времена Бабий Яр вообще заливали пульпой. В наш двор привозили землю, и часто в ней попадались черепа.

Что тут говорить? Люди даже собраться там не могли, чтобы помянуть. Их гоняли на черных воронках. Это уже потом там поставили памятник. Сейчас уже больше вспоминают о тех зверствах. Мы, кто чудом выжили там, а нас в Киеве несколько всего осталось, выступаем иногда в школах, делимся воспоминаниями.

Столько трагедий было во время войны, помнить о каком-то одном месте трудно. Львовское, минское гетто разгромили, тысячи "бабьих яров" есть.

Я вспоминаю тех людей, кто погиб там, в Бабьем Яру, своего отца, своих родственников. Это очень тяжело, это горечь и боль.

Очень хорошо, что там привели в порядок территорию. На скамейках можно увидеть мам с детьми - это о том, что жизнь продолжается.

ЯРОСЛАВСКИЙ КРАЙ

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

ДО КОНЦА XV ВЕКА

ВАЖНЕЙШИЕ ДАТЫ И СОБЫТИЯ

20 - 15 тысяч лет назад - начало заселения территории края людьми

II тысячелетие до н . э . - фатьяновская культура

I тысячелетие до н . э . - I тысячелетие н . э . - дьяковская культура

IX в . - первое упоминание племени меря, начало заселения края славянами

862 г . - первое упоминание в летописи города Ростова

988 -1010 гг . - княжение в Ростове Ярослава Мудрого

992 г. - начало христианизации Ярославского края

1071 г . - первое упоминание в летописи города Ярославля

1148 г . - первое упоминание в летописи города Углича

1152 г . - основание города Переславля-Залесского

1207 г . - выделение Ростовского княжества

. 1218 г . - выделение Ярославского княжества

1237 - 1238 гг . - нашествие монголо-татар на Северо-Восточную Русь

4 марта 1238 г . - битва на реке Сить

1240 г . - Невская битва

1242 г. - Ледовое побоище

1257, 1262 гг . - восстания в городах края против монголо-татар

1260 - 1299 гг . - официальные даты княжения Федора Черного в Ярославском княжестве

8 сентября 1380 г . - Куликовская битва, в которой вместе с други­ми русскими войсками приняли участие ярославские полки

II половина XV в . - окончательное включение ярославских земель в состав Московского государства

§1. Древнейшая история ярославской земли

Каменный век

Ученых очень давно интересовал вопрос о времени появления человека на территории нашего края. Суще­ствовали разные точки зрения по этой проблеме. Сейчас благодаря археологии мы знаем: наши далекие предки появились на территории Верхней Волги примерно 13-14 тысяч лет назад. Это время древнего каменного века - палеолита.

Самая древняя стоянка людей этого времени назы­вается Золоторучье. Она находится недалеко от города Углича. Археологи обнаружили здесь разнообразные орудия труда из кремня: резцы, топоры, ножи, прокол­ки и другие предметы. Люди этого периода вели охоту на быков, северных оленей, а также на более мелких лесных животных.

В эпоху среднего каменного века - мезолита (12-10 тысяч лет назад) на территории нашего края жили племена охотников и рыболовов. Эти племена строили свои поселения по берегам рек.

Во время охоты они умели использовать не только копье, но также лук и стрелы. В их жизни большую роль играли рыболовство и собирательство.

Люди жили небольшими родовыми общинами, а для жилья использовали вырытые в земле небольшие полу­землянки.

Примерно 8-6 тысяч лет назад наступила эпоха но­вого каменного века - неолита. Люди этого времени продолжали заниматься охотой и рыболовством. При архе­ологических раскопках были найдены кремневые нако­нечники стрел и копий, костяные гарпуны, рыболовные крючки, деревянные ловушки для рыб. Наши предки зна­ли и различные средства передвижения - лодки, лыжи, сани, плоты.

Одна из стоянок людей эпохи неолита была обнару­жена в 1970-е годы прямо на территории современного Ярославля - в Заволжской части города, напротив Стрелки. Это стоянка Заволжье. Она существовала при­мерно 6-4 тысячи лет назад. Это самое древнее поселе­ние человека на территории Ярославля.

Как видно из приведенных примеров, в эпоху ка­менного века территория нашего края начала заселять­ся первобытными охотниками и рыболовами.

Бронзовый век

На территории Ярославского края известны и племе­на бронзового века. Эти племена были названы фатьянов-скими, потому что первые следы этих племен были обна­ружены у деревни Фатьяново недалеко от Ярославля.

Сейчас известно множество могильников этих пле­мен. Например, Волосово-Даниловский, где было найде­но около 120 захоронений.

Фатьяновцы были скотоводами. Они разводили сви­ней, овец, коров и лошадей. Подсобными занятиями были рыболовство и охота. В погребениях встречались кости медведей, кабанов, оленей и других зверей. Во всех могильниках обнаружены поделки из костей медведя, его зубы и клыки. Вероятно, медведь считался у фатьянов-цев священным животным, покровителем скота. Пере­житки медвежьего культа сохранялись на территории Ярославского края и в дальнейшем.

Фатьяновцы использовали орудия труда из бронзы, но у них долго сохранялись и изделия из камня.

Они сами занимались металлообработкой, умели вы­плавлять топоры, наконечники копий, а также всевоз­можные металлические украшения - колечки, перстни, браслеты.

Гончарным де­лом у фатьяновцев занимались жен­щины. Они лепили из глины сосуды, а затем обжигали их на костре. Пле­мена фатьяновцев находились на ста­дии патриархата, то есть главную

роль в хозяйстве и управлении играли мужчины. Хозяй­ственная деятельность была строго разделена по полу и возрасту. Продолжительность жизни доходила до 40 лет, хотя в некоторых погребениях похоронены люди и в воз­расте от 50 до 60 лет.

Позднее фатьяновские племена столкнулись с мно­гочисленными финно-угорскими племенами и раство­рились в них. А пережитки фатьяновской культуры прослеживаются археологами вплоть до появления на Верхней Волге славянских племен.

Железный век

А как жили наши далекие предки в эпоху железно­го века? Об этом мы также можем судить по материа­лам археологических раскопок. Они свидетельствуют о том, что лесная полоса была заселена тогда многочис­ленными племенами дославянского, финно-угорского населения - дьяковцами. Их назвали так по имени го­родища, найденного археологами у села Дьяково под Москвой.

Городище Березняки (Реконструкция)

Одно из таких городищ суще­ствовало на территории централь­ной части современного Ярослав­ля. Ученые назвали его Медведиц-кое городище. Оно находилось на берегу Медведицкого ручья при­мерно в том месте, где сейчас нахо­дится церковь Спаса на Городу.

Самым известным поселением дьяковцев на нашей территории является городище Березняки, рас­копанное археологами недалеко от Рыбинска в том месте, где в Волгу впадает речка Сонохта. Это городище представ­ляло собой хорошо укрепленный рвом, валом и бревенчатой оградой поселок. В нем обнаружены остатки большого дома в центре поселка, кузницы, нескольких жилых построек,

а также так называемый «домик мертвых» с находками пережжен­ных костей. Возможно, это остатки трупосожжений.

Жители поселка занимались изготовлением железных орудий труда, а также скотоводством. Ар­хеологами были найдены желез­ные топоры, ножи, наконечники стрел, бронзовые и стеклянные украшения.

Еще одно поселение дьяков­цев - Попадьинское селище. В от­личие от городища селищем в археологии называют неукреплен­ный поселок. Этот поселок сущест­вовал на расстоянии около 20 км от Ярославля в районе современного санатория «Красный Холм». Он располагался на возвы­шенном правом берегу Волги в том месте, где в нее впадает небольшая речка Пекша.

Археологи раскопа­ли большесемейный дом. Он представлял собой бре­венчатую постройку дли­ной 20 метров и шириной 6 метров с углубленным земляным полом.

В доме находились три действующих и два забро­шенных очага. Это были углубления в полу около одного метра диаметром, выложенные по окружно-СТИ камнями.

В центре дома была небольшая глинобитная печь, стоявшая на камнях. Такой многоочажный дом говорит о разложении родовых отношений у дьяковцев и о выделе­нии отдельных семей. Эти семьи строили бревенчатые дома с земляным полом и каменными очагами. Размеры таких семейных жилищ составляли около 25 квадратных метров. Всего на поселении существовало 12 построек.

Жители селища занимались скотоводством и земле­делием. Среди домашних животных преобладали свиньи и лошади, мясо которых употреблялось в пищу. Из кос­ти жители делали разнообразные орудия труда, а также резные фигуры животных. Была найдена, например, костяная фигурка медведя. Эта находка связана с рели­гиозными представлениями населения, среди которого продолжал существовать культ медведя. Пережитки этого культа сохранились до X-XI веков и в дальней­шем нашли отражение в ярославском гербе.

Жители Попадьинского селища занимались также рыболовством, об этом говорят находки грузил. Охота давала им пушнину - товар, который обменивался на металл и украшения. Среди находок встречаются при­возные вещи, например, крестовидные фибулы (застежки), которые тогда были распространены в Южной Прибалтике, а также стеклянные бусы.

Попадьинское селище было внезапно покинуто жи­телями в связи с какой-то катастрофой, которая закон­чилась пожаром. Спасаясь от пожара, жители были вынуждены оставить многие вещи, по которым археоло­ги и восстановили жизненный уклад поселка.

Меряне

В VI-IX веках на территории Ярославского Повол­жья обитали племена финно-угорской этнической груп­пы - меря, которые исторически являлись преемниками дьяковцев.

О мерянах нам известно не только по археологиче­ским памятникам. О них сохранились некоторые летопис­ные свидетельства. Известная русская летопись «Повесть временных лет» под 907 годом рассказывает о меря как о племени, которое живет в районе озер Неро и Клещино (Плещеево). В том же году, сообщает летописец, меряне участвовали в походе киевского князя Олега на Византию.

Ярославское Поволжье являлось окраиной земли мери, но и здесь сохранились следы их пребывания. Известное мерянское селище Медвежий угол находилось на Стрелке, в центре современного Ярославля. Именно с ним легенда связывает приезд сюда князя Ярослава Мудрого, убийство медведя и основание города. До сих пор на карте Ярославской области сохранились много­численные мерянские названия населенных пунктов, рек, озер и т. п. Например, Тимерево, Которосль, Курба, Нерль, Неро, Туношна, Толга и другие.

Наиболее известным мерянским поселением на на­шей территории было Сарское городище. Оно существо­вало с VII по XI век в месте впадения реки Сары в озеро Неро. В городище было развито кузнечное, бронзолитей-ное и ювелирное производство.

Археологи обнаружили там большое количество предметов труда, оружия, украшений, клады монет и торговый инвентарь, что говорит о развитых торговых связях поселения. Хозяйство жителей поселения осно­вывалось на земледелии и скотоводстве. Среди домаш­них животных преобладал крупный рогатый скот.

Славянская колонизация края

В IX веке в Волго-Окском междуречье появились первые славянские поселенцы. Они создавали здесь но­вые поселения или оседали на уже обжитых землях. Местные жители - меря - частично были вытеснены славянами, частично вошли в состав нового населения и довольно быстро растворились среди славян.

Самые известные археологические памятники этого периода - Тимеревский, Михайловский и Петровский могильники. Они были открыты еще в конце XIX века недалеко от Ярославля и получили свои названия по близлежащим населенным пунктам.

В XX веке археологи подробно изучили эти памятни­ки и обнаружили много интересного. Рядом с Тимерев-ским могильником было открыто крупное поселение. На его территории на берегу реки Сечки в 1968 году был найден клад серебряных восточных монет - дирхемов, которые относились к VIII-IX векам. Часть клада была утрачена, но все-таки удалось собрать около 1500 монет.

В 1973 году на бе­регу той же речки был обнаружен еще один клад дирхемов числен­ностью около 2760 мо­нет. Ученые установи­ли, что найденные монеты чеканились на огромной территории - Дирхем из Тимеревского поселения в Средней Азии, в Персии, в Сирии, на Аравийском полуострове и в других местах. Эти сведения позво­лили ученым сделать вывод об очень тесных торговых связях на­шей территории со странами Восто­ка через Великий Волжский путь. Среди находок археологи обна­ружили и «скандинавский след». Во время раскопок археологи нашли мужское погребение с мечом, боевым ножом и другими воинскими доспе­хами. Рукоятка меча была укра­шена орнаментом, а на клинке вид­нелась надпись на латыни - ULFBERHT. Это было клеймо известной Рейнской мастерской, что говорило и о торговых связях нашей

земли с Западной Европой.

Найденные вещи, а также изучение погребений лю­дей привели ученых к очень важным выводам. Оказа­лось, что среди захоронений X века 13 % относились к скандинавским, 12 % - к славянским и 75 % - к финно-угорским. Состав населения был смешанным, но пока преобладали меряне.

Уже в XI веке славянский элемент значительно уве­личился, скандинавский почти исчез, а мерянский сильно сократился. Как говорят ученые, славяне ассимилировали мерян. Так шел процесс формирования населения Яро­славского Поволжья.

На первом этапе в славянской колонизации участво­вали ильменские славяне, пришедшие из новгородских земель. Затем в этот процесс включились вятичи, кото­рые шли с юго-запада и юга. Они двигались по Оке и да­лее вверх по ее притокам.

Из Ярославского Поволжья через озеро Неро славя­не попадали на Клещино озеро. Городище Клещин из центра мерянской округи стало для них опорным пун­ктом при освоении Залесского края. Славяне селились на незанятых территориях без военного захвата мерян-ских земель. Археологам не удалось обнаружить следов разрушения мерянских поселений и городищ. Местная мерянская знать вошла в состав славянской знати.

Славянская колонизация сопровождалась культур­ным влиянием на племена мерян. Смешение славянских и мерянских племен облегчалось еще и тем, что разница в их социально-экономическом развитии была невелика.

Это интересно

Среди монет второго Тимеревского клада, кото­рый насчитывал около 2760 восточных монет, ученые обнаружили несколько очень редко встречающихся, уникальных монет. К ним относится, например, дирхем правителя Арабского халифата Идриса II (820-821 гг.), отчеканенный в городе Ватите. На се­годняшний день в мире известны только две такие мо­неты. Одна хранится в нумизматической коллекции Национальной библиотеки в Париже. А вторая, яро­славская, была передана на постоянное хранение в Государственный Эрмитаж в Петербурге.

1. К какому времени можно отнести появление пер­вых людей на территории нашего края? Найдите на карте Ярославской области и покажите места первых поселений человека в крае.

2. Расскажите о хозяйственной деятельности пле­мен каменного века.

3. Расскажите о хозяйственной деятельности жите­лей железного века.

Ярославский край с древнейших времен до конца XV века

4. Каким образом люди древнейшего периода изготав­ливали орудия труда?

5. Расскажите о наиболее известных поселениях древ­них людей в нашем крае (Попадъинское селище, Березняки, Медвежий угол и другие).

6. Найдите на карте Ярославской области географиче­ские названия, имеющие финно-угорское происхожде­ние. Какие этнические группы участвовали в фор­мировании древнерусского населения Верхневолжья?

7. Какие интересные находки были сделаны археоло­гами при раскопках Тимеревского могильника? Рас­скажите о них подробнее.